СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке на тему: Не смолкнет сердце чуткое Шопена (4 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке на тему: Не смолкнет сердце чуткое Шопена (4 класс)»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С

Класс: 4

Предмет: Музыка

Тема. Не смолкнет сердце чуткое Шопена.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель: познакомить обучающихся с деятельностью польского композитора Ф. Шопена.

Задачи формирования УУД.

Личностные: готовность и способность к саморазвитию; уметь интерпретировать учебный материал из одной формы в другую; иметь наличие достаточного словарного запаса для выражения того, что знает и слышит; иметь интерес к данной теме, эмоциональный настрой.

Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение.

Регулятивные: активизировать познавательную деятельность обучающихся; развивать эмоциональную сферу и речевую культуру обучающихся.

Планируемые результаты:

Знать: танцевальные произведения и виды танцев, польского композитора Ф.Шопена

Уметь:исполнять песню, двигаться в соответствии с ритмом музыки, слушать и анализировать музыкальные произведения, петь легко и свободно

Оборудование: ТСО, учебник Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С, музыкальное сопровождение «Веселая мышка» сл. А. Усачева, муз. Ф. Шопена.




Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. Психологический настрой.


1 мин

Здравствуйте, ребята! (музыкальное приветствие)


Тут затеи и рисунки

Игры, песни, все для вас!

Пожелаем всем удачи-

За работу! В добрый час!


Меня зовут Дарья Ивановна, и сегодня урок музыки проведу у вас я.


Повернитесь к своему соседу, и подарите ему свою улыбку. И пусть это хорошее настроение будет у вас на протяжении всего урока.

Добрый день!










Делятся хорошим настроением с соседом

2. Актуализация знаний


3 мин

Ребята, к нам в гости сегодня пришел трубадур и менестрель (музыкант)

Они предлагают вам прослушать музыкальное произведение.

Звучит фрагмент «Чешская полька»


- Как вы думаете, к какому киту относится это произведение? (Какой жанр?)

- Верно, песня-танец.

- Посмотрите на портрет, как вы думаете, кто на нем изображен?(если не отгадают)

Послушайте слова французского писателя Марселя Пруст:


Шопен, ты словно море выплаканных слёз,

Круженье, виражи и игры над волной

Воздушных бабочек, стремительных стрекоз.

Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой…


- О ком писал французский писатель?








Песня-танец



Мнения детей










Фредерик Шопен

3. Мотивационный аспект.

Целеполагание

5 мин

Перед вами выдающийся польский композитор, исполнитель танцевальной музыки по праву считается Фредерик Шопен. Судьба Шопена очень схожа с судьбой русского композитора Рахманинова. Ему так же пришлось закончить свою жизнь вдали от родины, но сохранить свою трепетную любовь к ней, выразив ее в своих музыкальных произведениях. Любимым инструментом Шопена был – рояль. И для него он сочинял множество музыкальных произведений, в том числе танцевальные произведения: вальсы, полонезы, мазурки.


- О чем же мы с вами будем говорить?



И сегодня мы услышим танцевальную музыку Шопена, да и сами попробуем под нее танцевать.

Тема нашего урока « Не смолкнет сердце чуткое Шопена»

- Какие задачи вы поставите перед собой?














О танцевальных произведениях Шопена




Читают хором


Узнать как звучит музыка Шопена

Разучить новое музыкальное произведение

3. Организация учебной деятельности по решению цели и задач урока.




Музыкально-слушательская деятельность

12-14

Вам знаком танец полонез?

Самый древний танец - полонез. В старину он назывался "великим", или "пешим" танцем. Сейчас его название - французское, в переводе означает «польский». Сначала его танцевали только мужчины. Полонезом - парадным шествием, открывались придворные балы . Гордо и величественнопод звучание своеобразного торжественного марша, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Кроме придворного, существовал и крестьянский полонез - более спокойный и плавный.


- Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент музыкального произведения Фредерика Шопена, и узнаем, как же звучит полонез.

Звучит фрагмент полонеза


- Что мы с вами прослушали?

- Что вы почувствовали во время прослушивания?

- О чем рассказало вам это произведение?

- Как звучит музыка полонеза?


Полонез – танец шествие.


-Для того что бы узнать название следующего танца, послушайте загадку.



Этот танец так прекрасен,

Времени он неподвластен.

Пары движутся, кружась,

А зовется танец…


Нестареющий, вечно молодой – вальс!

- Назовите главное движение вальса?


Вальс - бальный танец с плавным вращательным движением пар. Характеризуется лиризмом и романтической настроенностью. Одна из версий происхождения вальса, от скромного австрийского лендлера.

Лендлер – это народный австрийский танец.

Именно для лендлера характерны круговые вращения в паре. В течение некоторого времени вальс из народного лендлера превратился в танец для светского общества. Темп различен - от медленного до очень быстрого. Был очень популярен в ХVII - XX вв. Вальс имел множество разновидностей: венский, английский, венгерский, вальс-мазурка.


- Прослушаем фрагмент музыкального произведения Фредерика Шопена.

Звучит фрагмент музыкального произведения вальс


- Что мы с вами прослушали?

- Что вы почувствовали во время прослушивания?

- О чем рассказало вам это произведение?

- Как звучит музыка вальса?


Как вы думаете, какой танец был кульминацией бала?

- Посмотрите на слайд. Какой танец исполняет пара.

- Это танец мазурка.

Мазурка— весёлый, подвижный танец. Исполняют танец парами. В мазурке нет определённых фигур, поэтому танцоры импровизируют — придумывают движения в ходе танца.


- Прослушайте фрагмент произведения Шопена –мазурка.


- Что мы с вами прослушали?

- Что вы почувствовали во время прослушивания?

- О чем рассказало вам это произведение?

- Как звучит музыка мазурка?


- Итак, с какими танцами, мы с вами познакомились?

Нет













Прослушивают фрагмент музыкального произведения




Острый ритм, мелодия взлетает вверх, четкие окончания фраз, мажорный лад придает музыке блеск и торжественность











Вальс


Вращательное движение
























Спокойно, темп умеренный, плавно




Мнения детей















Полонез, вальс, мазурка



Музыкально-исполнительская деятельность






20 мин

  1. Ритмическая деятельность

Кто готов показать движения, которые можно использовать в полонезе, вальсе и мазурке?

Предлагаю вам подключить свою фантазию, придумать движения танца, которые можно выполнять под музыку.

Вам будут представлены музыкальные произведения которые мы с вами прослушали. Когда вы услышите:

Полонез – то девочки делают реверанс из стороны в сторону, а мальчики руки за спину и поклон головой Вальс – легкие покачивания

Мазурку- мальчики хлопают в ладоши, а девочки кружатся вокруг себя.


-Сейчас мы с вами познакомимся с песней, которая называется «Веселая мышка». Автором данной песни является: Андрей Усачев

- Как вы думаете, почему мы познакомились именно с этой песней?


Ф. Шопен писал музыкальные произведения именно для рояля.

Посмотрите перед вами рояли и пианино, но они имеют общее название фортепиано. Разные по виду инструменты звучат одинаково. Форте - означает громко, а пиано – тихо.


Слушание песни «Веселая мышка»


- Вам понравилась песня?

-Что вы прослушали?

-Что вы почувствовали?

-О чем эта песня?

-Куда привела эта песня?


- Как вы думаете, почему мы разучивает эту песню?

- Прослушаем первый куплет песни.

-Ребята, давайте её разучим.


- Сядем правильно и красиво.

- Представим, что у нас в руках торт, а на нем горит свеча, давайте сдуем ее. Делаем глубокий вдох через нос, и выдох через рот.

-Теперь, у нас три свечи. Делаем глубокий вдох и три выдоха.


- Проговорим скороговорку:

Карл у Клары украл кораллы а, Клара у Карла украла кларнет.

Работа над текстом песни

На слайде текст

-Прочитываем сначала шепотом по руке (тихо и медленно) потом добавить звук(не очень громко и умеренно)


Р азучивание мелодии песни по фразам:

В есёлая мышка в рояле жила.

Она музыкальною мышкой была.

И часто под звуки рояля,

Пищала она: тра-ля-ля-ля!


(Прочитали шепотом, громче)

Хозяин рояля о мышке не знал.

Он топал ногой и по крышке стучал,

Когда начинало в рояле

Фальшиво звучать: тра-ля-ля-ля!

Закрепление (по группам, все месте)


Попробуем спеть песню с детским хором.
































Да

Фрагмент песни

Ответы детей

Веселье, радость

Мультфильм…


Песня о рояле, Шопен писал для рояля


Выполнят дыхательную гимнастику








Проговаривают скороговорку




Разучивают песню

Подведение итогов. Рефлексия.


2 мин

Быстро пролетел урок

Подведем теперь итог

Чем сегодня занимались

В чем с охотой упражнялись

Что узнали и познали

Почему умней вы стали!?


Какова тема нашего урока?

Кто такой Шопен?

С какими танцами вы сегодня познакомились?

Какой танец понравился вам больше всего? Почему?

Решили ли мы свои задачи поставленные на уроке?


- У вас на парте лежат картинки в виде ноты, и сейчас я вам предлагаю выразить свое впечатление от урока в цветовой гамме. Разукрасите эту ноту в светлые тона, если вам все понравилось, и вы остались довольны, и в темные тона, если вам было что-то не понятно и у вас возникли трудности.









Не смолкнет сердце чуткое Шопена


Полонез, вальс, мазурка

Высказывают мнения

Да



Выражают свои впечатления в цветовой гамме

Инструктаж домашнего задания

0, 5 мин

Польша – родина еще одного знаменитого композитора Михаила Огинского.

Огинский, как и Шопенпронеслилюбовьк Родине через всю жизнь, хотяумерли вдали от нее.

- Похоронен Шопен в Париже. А сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста.


- Дома подумайте над фразой «Почему не смолкнет чуткое сердце Шопена?»


Записывают домашнее задание