Ф.И.О. учителя – Аджимамбетова Сельвина Казимовна
Предмет: музыка
Дата: 10.04.2024
№ урока: 28
Класс: 1
Тема урока: Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: формирования у обучающихся представления об опере – сказке, способствовать формированию знаний о таком виде музыкального искусства, как опера-сказка; умения определить на слух темы, характеризующие разных действующих лиц оперы; определять смысл произведения;: способствовать развитию музыкальных; развитие музыкального мышления учеников; способствовать формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств, понимание детьми красоты и смысла музыки.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание деятельности композитора, формирование любви, устойчивого интереса к музыке и желания слушать её вне учебного процесса.
Метапредметные:
Познавательные УУД: осознание школьниками роли музыки в жизни человека, формирование их общего представления о музыкальной картине мира; освоение знаний об основных закономерностях и языке музыкального искусства; приобретение элементарных умений и навыков в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Коммуникативные УУД: умение использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; развитие умения исполнять музыкальные произведения со сверстниками, принимать участие в обсуждении музыкальных впечатлений.
Регулятивные УУД: навык эмоционально откликаться на музыкальную характеристику песни "Ничего на свете лучше нету"; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
Предметные УУД: знания о таком виде музыкального искусства, как опера-сказка; формирование умения выражать собственное мнение после прослушивания музыки, понимание прослушанной музыки.
Музыкальный материал: М. Коваль фрагменты из оперы "Волк и семеро козлят": темы Всезнайки, Топтушки, Бодайки, Болтушки, Малыша, песенка мамы Козы, заключительный хор "Семеро козлят".
Оборудование: ноутбук, телевизор, аудио система, видео.
Ход урока:
Организация начала урока
Приветствие
Проверка готовности
Мотивация
У: Сегодня на уроке мы окунемся в мир музыки и узнаем много нового и интересного.
Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с удивительным жанром. Но для этого я предлагаю вам отправиться в одно потрясающее место. Чтобы узнать, куда мы отправимся, вам нужно из букв собрать слово (театр)
У: Кто может сказать, какие музыкально-драматические спектакли идут в театре? (опера, балет и т.д.)
У: Посмотрите фрагмент видео и скажите, какой это жанр? (опера)
У: Что делают артисты во время спектакля? (они поют в сопряжении оркестра)
У: Существует множество подвидов жанра музыкального искусства – опера. Один из таких, опера-сказка. Опера-сказка, это та же знакомая нам всем сказка, только не прочитанная, а спетая в сопровождении оркестра.
У: Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Опера-сказка)
Физминутка
Открытие новых знаний
Познавательная беседа
У: Что же такое опера? Изучим подробнее.
Опера - это музыкальный спектакль. В нём все действующие лица поют в сопровождении оркестра.
В опере объединены различные виды искусства: музыка (солисты, хор, оркестр), драматическое действие, изобразительное искусство (декорации, костюмы, грим) и танцы. В опере все действующие лица не говорят, а поют.
Многие оперные шедевры написаны на сказочные сюжеты.
У: Сказка — один из самых притягательных жанров для русских композиторов.
У: Всем нам с раннего детства известна русская народная сказка под названием "Волк и семеро козлят". Кто помнит её содержание?
У: Композитор Мариан Викторович Коваль на сюжет русской народной сказки "Волк и семеро козлят" написал детскую оперу - такую, чтобы её могли исполнять не взрослые, а сами дети. Сейчас мы познакомимся с некоторыми отрывками из этой оперы.
У: Как мы помним, у козы было семеро козлят. (показ иллюстрации к сказке). Но в сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя.
Послушайте фрагменты из оперы "Волк и семеро козлят" (хор "Семеро козлят") и скажите, какие имена дал автор козлятам.
Слушание
О: Всезнайка, Топтушка, Бодайка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка и самого маленького козлёнка звали Малыш.
У: Верно. В данной опере каждый козленок имеет собственную песенку. Мы с вами познакомимся с ними и изучим, чтобы подпевать в такт каждому козленку.
Поочередное слушание и запоминание (темы Всезнайки, Топтушки, Бодайки, Болтушки, Малыша)
У: Ребята, какие все эти песни? Грустные или задорные и веселые?
Разучивание песен
У: А теперь, когда вы знаете слова, мы попробуем подпевать козлятам в их песенках.
Физминутка
Исполнение
Песенка Топотушки. Песенка Всезнайки. Песенка Бодайки. Песенка Болтушки. Песенка Дразнилки. Песенка Мазилки. Песенка Малыша.
У: После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют. Вот и мы сейчас вместе с Малышом исполним его песенку, а потом встанем и промаршируем под звуки военного марша.
Слушание ("Колыбельной мамы Козы)
У: Мы познакомились с песенками козлят, теперь настала пора познакомиться с мамой Козой. Мы послушаем песенку, которую она поёт своим козлятам, когда укладывала их спать. А как называются песни, которые поются детям перед сном? (Колыбельная)
У: Какими бывают колыбельные песни и как их исполняют? (тихими, ласковыми, исполняют негромким голосом, неторопливым, спокойным)
У: Верно, вот такую же песенку-колыбельную написал для мамы Козы в своей опере композитор М. Коваль. Давайте не только внимательно послушаем этот музыкальный отрывок, но и немного покачаем корпусом в такт музыке, словно помогая маме укладывать детей спать.
У: Какие ощущения возникли у вас, после прослушивания этой песни?
Подведение итогов урока. Рефлексия
У: Сегодня вы познакомились с оперой, как она называется?
У: Кто запомнил композитора, который сочинил эту оперу?
У: Что такое опера?
Рефлексия
У: Продолжите одну из фраз: Было интересно… Было трудно… Я узнал….