СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию "Фирмы в экономике"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Фирмы в экономике"»

Тема урока: Фирмы в экономике.

Цели: углубить знания учащихся об экономике, производстве, сформировать умения разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества.

Основные понятия: факторы производства, факторные доходы, экономические и бухгалтерские издержки, прибыль, налоги.

Тип урока: комбинированный.

План:

1.Что такое фирма, факторы производства, факторные доходы.

2.Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.

3.Налоги фирмы.

Эпиграф: «Оптимизм предпринимателя-это движущая сила хозяйственной

предприимчивости, расчетливость- это сила самосохранения его».

Г.К.Гинс

Ход урока.

1.Организационный этап.

1.Организационный момент. Настрой учащихся на работу.

2.Вступительное слово учителя.

Большой завод, имеющий филиалы во многих странах мира, и маленькая прачечная, где работает всего несколько человек, банк и рекламное агентство - в бизнесе все они называются одинаковым словом - фирма. Владелец фирмы стремиться, так организовать ее деятельность, чтобы получить доход от продажи или услуг в форме прибыли. В странах с развитой рыночной экономикой ежедневно не только рождаются десятки новых фирм, но и не меньшее число их разоряется.

Почему одни фирмы сопровождает удача, а другие разоряются? Есть ли рецепты от банкротства?

Учитель. Что вы должны сегодня узнать на уроке?

Учащиеся. Что может помочь производителю добиться эффективного производства и обеспечить жизнеспособность фирмы.

4.Знакомство с учебником: учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание» стр.43-54

2.Работа в группах.

Карточка – инструкция №1.

А. Источники: учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание» стр.43-46.

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1.Прочитайте п.1 параграфа 4 учебник Л.Н.Боголюбова и ответьте на вопросы:

- Какие доходы можно получить, владея факторами производства?

- Можно ли и как получить доход, не имея капитала?

2.Прочитайте и объясните, в чем смысл приведенного ниже суждения:

«Всякий человек, который получает свой доход, должен получать его от своего труда, либо от своего капитала, либо от своей земли. Доход, получаемый с капитала,- прибыль. Доход, получаемый с земли,- рента. Все три способа «зарабатывать на жизнь- равноправны и обязательны в любом обществе». Адам Смит.

В.Письменное оформление.

- Найдите и выпишите в тетрадь определения: заработная плата, рента, капитал, инвестиции, ссудный капитал.

- Составить схему «Факторы производства и факторные доходы».

- Результаты обсуждений по вопросам оформить в виде практических выводов.

( Представленные выводы : Каждый из нас владеет одним или несколькими факторами производства. Надо найти пути и способы рационального их использования для получения дохода )

Карточка- инструкция №2.



А.Источники: учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание» стр.46-50, 52-53.

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1. Прочитайте п.2,3 параграфа 4 учебник Л.Н.Боголюбова и ответьте на вопросы:

- Зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль?

- Сравнить и определить различия между постоянными и переменными издержками.

- Что такое «эффективное предприятие»?

- Как предприниматель может увеличить прибыль?

2.Прочитайте документ на стр.52-53, учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание».

На основе анализа текста документа объясните, каким образом рынок регулирует издержки и результаты производства. Охарактеризуйте поведение в условиях рынка производителя, заинтересованного в успехе своего производства.

В. Письменное оформление.

- Изобразить на бумаге формулу расчета рентабельности предприятия.

- Результаты обсуждений по вопросам оформить в виде практических выводов

( Представленные выводы : Для принятия решения об организации своего дела необходимо анализировать и сравнивать предстоящие издержки и возможные доходы от будущей деятельности, так как это позволит сделать экономически грамотный выбор использования имеющихся ресурсов и сократить вероятность убытков и разорения. )

Карточка- инструкция №3.

А.Источники: учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание» стр.50-52.

Б. Вопросы и задания для обсуждения в группе:

1. Прочитайте п.4 параграфа 4 учебник Л.Н.Боголюбова и ответьте на вопросы:

-Какие налоги платят фирмы?

-Влияет ли сумма уплачиваемых налогов на величину прибыли предприятия?

-Существуют ли налоговые льготы в Российской Федерации, на какие виды производства они распространяются и с какой целью они введены?

В. Письменное оформление.

- Найдите и выпишите в тетрадь определения: прямые налоги, косвенные налоги.

- Составить схему: «Налоги фирмы».

- Результаты обсуждений по вопросам оформить в виде практических выводов.

( Представленные выводы. Налоги- значительная статья расходов производителя, которую он вынужден учитывать при организации и ведении своего дела. )

3.Коллективное обсуждение результатов.

Выступление представителей группы, показ составленных схем.

Учитель. Мы с вами познакомились со способами повышения эффективности производства, но указали лишь некоторые из них, об остальных мы узнаем на последующих уроках.

4.Рефлексия.

1.Выполните задание: Две фирмы производят один и тот же продукт на одном и том же оборудовании. У какой фирмы производство эффективнее?

Фирма

№1

№2

Годовой доход

1 млрд. руб.

1,5 млрд.руб.

Затраты

0,75 млрд.руб.

1 млрд.руб.

(Представленный ответ: эффективнее производство у фирмы №1, так как соотношение «прибыль / затраты» у фирмы выше.)

2. Ответьте на вопрос: Рост спроса на продукцию полиграфического комбината потребовал увеличения объема производства. Какие издержки производства будут иметь решающее значение: постоянные или переменные?

(Представленный ответ: решающее значение будут иметь переменные издержки, так как их величина находится в прямой зависимости от увеличения объема продукции.)

3.Учитель обращается к эпиграфу, просит прочитать его.

Вопрос: Как вы думаете, почему именно эти слова я предложила в качестве эпиграфа?

Учитель. Знание условий и способов эффективной организации производственной деятельности позволит вам стать ее активными и результативными участниками. Но

следует помнить, что ваши предпринимательские способности это лишь часть успеха и процветания вашего производства, необходимо умелое использование имеющихся ограниченных ресурсов, строгий расчет издержек.

4.Рефлексия

5.Домашнее задание.

Составьте перечень затрат, которые необходимы для того чтобы : (на выбор ) открыть мастерскую по ремонту бытовой техники, открыть пункт проката спортивного инвентаря, организовать торжественный ужин в кафе на тридцать человек.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!