СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию на тему "Тема урока: Межнациональные отношения."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обществознанию на тему "Тема урока: Межнациональные отношения."

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию на тему "Тема урока: Межнациональные отношения."»

10 класс

Тема урока: Межнациональные отношения

  1. Систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей. Сформировать представление о понятиях: национальное самосознание, межнациональные от­ношения, национализм, межнациональные конфликты. Рассмот­реть проблемы данных отношений и пути разрешения межнациональных конфликтов.

  2. Развивать аналитическое мышление, умения осуществлять ком­плексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально ре­шать познавательные и проблемные задания.

  3. Способствовать формированию толерантности, активной граждан­ской позиции.


Понятия: толерантность, межнациональный конфликт, национа­лизм, межнациональное сотрудничество.


Ход урока: сегодня на уроке мы будем использовать метод синектики, который позволит нам разобрать такое сложное понятие как межнациональ­ные отношения. Межнациональные отношения в современном мире являются сложными и актуальными. На протяжении всей исто­рии человечества, проблема взаимоотноше­ний наций, народов была наиболее неодно­значной. Мы с вами живем в многона­циональном государстве, многона­циональной и многоконфес­сиональной республике, на террито­рии которой прожи­вают свыше 100 национальностей. Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, что же та­кое межнациональные отноше­ния. Приведите примеры понятиям: толерантность, национа­лизм, межна­циональное сотрудничество, межнациональный кон­фликт из истории и современной жизни.


Работа в группах – учащиеся в четырех группах находят аналогии понятиям, используя метод синектики: прямую, символическую, лично­стную или фантастическую аналогию.


Методическая рекомендация: синектика - это метод коллек­тивной творческой деятельности и учебного исследования. Здесь допустима критика, которая позво­ляет развивать и видоизменять высказанные идеи. Как пра­вило, применимы три вида аналогий – прямая, символиче­ская, и личная. Однако можно выделить и т.н. фантастическую, позволяющую найти аналогию в фантастическом фильме, сказке или самими приду­манной фантасти­ческой истории. Во время выступления группы, осталь­ные группы внимательно слушают и готовят свои во­просы. В данном случае после построения таблиц производится итоговый анализ содержания понятий.


1 группа. Межнациональное сотрудничество.

Межнациональное сотрудничество

Пчела и цветок.

1.Наличие не менее двух субъектов.

1. Два субъекта

2.Заинтересованность сторон.

2. Заинтересованность

3.Многогранный процесс

4.Взаимная польза, выгода

3. Опыление

4. Взаимная выгода.


Межнациональное сотрудничество - взаимосвязанные действия ме­жду разными нациями, направленные на достижение общих це­лей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон.


2 группа. Толерантность.

Толерантность.

Дружба.

  1. Терпимость

1. Признание права на ошибку

  1. Уважение

2. Право на свое мнение

  1. Компромисс

3. Право на свои привычки

  1. Понимание

4.Право на индивидуальность.


Толерантность - терпимость, стремление понять другого, доброжела­тельность. Терпимость к чужому образу жизни, поведе­нию, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.


3 группа. Межнациональный конфликт.

Межнациональный конфликт

Загрязнение природы

1. Противостояние

1.Часто использование природы про­исходит хищническим обра

2. Столкновение

2.Загрязнение окружающей сред

3. Противоречия

3.Машины, техника, химия

4. Конфликт

4.Вырубка лесов

Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между на­циональными общностями, характеризующаяся состоянием взаим­ных претензий, противоречий и столкновений между представите­лями различных этносов, народов и наций друг другу.


4 группа. Национализм.

Национализм.

Птенец кукушки

1. Превосходство

1. Крупнее, сильнее

2. Насилие

2. Выталкивает других

3. Неравенство

3. Неравное положение

4. Дискриминация

4. Ущемление прав других


Национализм - Идеология и политическое течение, основываю­щееся на признании превосходства одной нации над другой, националь­ной исключительности того или иного народа.


Выступления и презентация работы групп. Затем вместе с учителем учащиеся заполняют общую таблицу на доске, выбирая наиболее характерные аналогии из работ групп.


Итоговая синектическая таблица

Межнацион-ые отношения

Погода

  1. Сложные.

1.Сложное явление

  1. Многогранные.

2.Дождь, снег, град, и т. д.

  1. Важные.

3.Без дождя невозможен рост

растений.

  1. Необходимые.

4.Необходимо всем и живым

ор­ганизмам и растениям.

  1. Изменчивые.

5.Быстро меняется: дождь, буря.


Работа в группах. 2-3 минуты. Задание группам: сформулируйте свое определение понятию «Межнациональные отношения».


Межнациональные отношения – это синтез политических, соци­ально-экономических, культурных, языковых и иных отношения ме­жду национальными общностями. Какая аналогия на ваш взгляд была наиболее удачной? Критерии оценивания ответов учащихся:

1) Насколько, аналогия точно соответствовала определению.

2) Обоснованность, аргументированность ответа.


Вывод: межнациональные отношения очень сложные, многогранные, изменчи­вые, требующие максимально продуманной политики, осно­ванной на идеях гуманизма, демократии, учитывающей инте­ресы всех народов и народностей.


Домашнее задание: составьте рекомендации Ангеле Меркель в реше­нии межнационального вопроса Германии. Вам необходимо напи­сать эссе (не более двух страниц), в котором вы должны предложить перечень конкрет­ных мероприятий по стабилизации и урегулированию проблемы мультикультурализма в современной Германии (http://www.rbc.ru /rbcfreenews /20101017 070 445.shtml): «Попытки построить мультикультурное общество в Германии, в котором представители различных культур будут "жить в полном согласии", полностью провалились. Такое заявление сделала канцлер ФРГ Ангела Меркель, выступая в Потсдаме на встрече с молодежным крылом ее партии Христианско-демократический союз Германии. "В 1960-х годах власти ФРГ призвали иностранных рабочих приезжать в страну, и теперь они живут в ней. Тогда мы обманывали себя, заявляя, что они не останутся в Германии и уедут. Однако это далеко от реальности", - отметила канцлер. А.Меркель также подчеркнула, что сегодня иммигранты, которые живут в Германии должны предпринять больше усилий, чтобы интегрироваться в немецкое общество, в частности выучить немецкий язык. "Тому, кто по-немецки не говорит, мы не рады", - добавила А.Меркель. По данным недавнего социологического исследования, не менее 30% жителей Германии уверены, что в стране слишком много мигрантов.».


Методическая рекомендация: метод синектики применяется для решения сложных учебно-познава­тельных проблем, а также в целях обучения самому про­цессу творческого поиска. Данный метод позволяет самим уча­щимся раскрыть сложные понятия и термины в доступной форме. Благодаря этому методу у учащихся развивается аналитическое, логи­ческое, творческое, критическое мышление. Таким образом, дан­ный метод синектики способствует формированию коммуникатив­ной, информационной, проблемной компетенций