Автор Оборина В.П. Урок обществознания в 10 классе.
Тема урока: Проблема познаваемости мира.
Цель: выяснить сущность процесса познания, особенности чувственного и рационального познания; способствовать пониманию учащимися видов и ступеней познания; закрепить навыки работы с учебным текстом; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала
I. Организационный момент.
Всем хорошо известно имя знаменитого древнегреческого мудреца Сократа. Однажды к нему пришли сограждане и сказали: «Сократ! Жрица из Дельфийского оракула (святилище бога Аполлона в городе Дельфы) назвала тебя самым мудрым среди эллинов. Радуйся!» На что Сократ ответил: «Меня признали самым мудрым только потому, что я знаю, что ничего не знаю, а афиняне не знают даже этого».
План изучения темы.
1.Познаваемость мира как философская проблема. 2. Познание как деятельность
3.Познание чувственное и рациональное. 4. Эмпирики и рационалисты. II. Изучение нового материала
1. Познаваем ли мир.
Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем. Способны ли мы познавать эту действительность. В философии существуют разные точки зрения по данному вопросу. Познакомимся с ними .Самостоятельная работа с учебником параграф 21, стр218-.219: на основе прочитанного составить таблицу «Взгляды философов на познание мира»
Что такое познание.
Познание – процесс отображения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого являются новые знания об окружающем мире. Человеку для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, удовлетворять свои разнообразные потребности и достигать поставленных целей, нужны знания.
2. Познание как деятельность. Задание 1. Охарактеризовать познание, использовав структурные элементы любой деятельности: мотив, цель, средства, действия, результат
Задание 2.Сопоставьте познавательную и трудовую деятельность, используя следующие линии сравнения: цели деятельности, объекты деятельности, субъекты деятельности, специфические средства, непосредственный результат деятельности.
Задание 3. Рассмотрите три позиции, отражающие роль субъекта в познании, ,попытайтесь проиллюстрировать каждую отдельным примером:
.-- сторонний наблюдатель, не влияющий на процессы и явления внешнего мира; ----преобразователь ,сознательно воздействующий на предмет изучения; невольный ---возмутитель, влияющий на внешнюю ситуацию самим фактом своего направленного внимания.
Познание – активная деятельность человека в приобретении, присвоении знаний, в которой его взаимодействие с внешней средой, восприятие являются только одной из сторон, а другой стороной выступает осмысление и сознательное отношение к получаемой информации.
Знания не возникают сами по себе. Они результат познавательной деятельности человека.







Познавательная деятельность
РЕЗУЛЬТАТ
Наука
Образование
ЦЕЛЬ
Знания - результат специально-организованной деятельности
Знания о формировании знаний
Знания приобретаются в результате опыта
ЗНАНИЯ
Познание может происходить непроизвольно, при разных жизненных ситуациях
Специально организованный процесс (исследования)
Результат особого процесса - познавательной деятельности людей
ЗНАНИЯ
3. Познание чувственное и рациональное.
Принято различать чувственное познание и рациональное познание (мышление).
Поделившись на две творческие группы, познакомьтесь с характеристиками этих видов познания, ответьте на вопросы к текстам и наглядно представьте результаты своей работы.
Материал для группы 1
Чувственное познание
Чувственное познание - процесс получения знаний о действительности посредством органов чувств.
В результате в сознании человека формируются образы отдельных, конкретных объектов. Чувственному познанию присущи следующие формы:
• представление.
Ощущения - это данные органов чувств об отдельных свойствах отдельных предметов. Так, зрение дает человеку ощущения цвета и формы предмета, обоняние - ощущение того или иного запаха, осязание - ощущения твердости, холода и т. п.
Восприятие - это целостный образ предмета, являющийся суммой отдельных ощущений. При этом восприятие не является простой, «механической» суммой. Так, ни один человек не воспринимает, к примеру, стол только лишь как совокупность «плоскости», «твердости», «приподнятости над полом». На этапе восприятия человек не просто суммирует отдельные ощущения, но воспринимает предмет как некую целостность, выделяет данный предмет из окружающей действительности.
Представление - это высшая форма чувственного познания, образ предмета, сохраняемый в памяти вне непосредственного контакта с ним. На основании чувственного опыта человек может формировать представления не только о предметах, которые были даны ему в ощущениях и восприятиях, но и о предметах, с которыми он не имел непосредственного контакта.
Особенности чувственного познания Чувственное познание, реализуемое в форме ощущений, восприятий и представлений, обладает рядом специфических характеристик.
Чувственное познание является тем «мостиком», который связывает человека с предметным миром. Именно чувственное познание способно дать нам информацию о том мире, в котором мы существуем и осуществляем свою деятельность.
Чувственное познание часто характеризуют как «пассивное». При этом пассивность следует понимать, как неспособность человека изменить данные органов чувств на уровне ощущений. И хотя человеку удалось создать многочисленные приборы и устройства, способные изменить диапазон его восприятий (микроскоп и т. п.), но все же каждый из нас воспринимает горячее как горячее, а красное как красное. При этом человек осознает, что органы чувств могут его обманывать. Тем не менее он доверяет своим органам чувств. Это проявляется, например, в требовании экспериментального подтверждения теоретических выводов о том, что в рамках всех существующих правовых систем самым значимым доказательством считается свидетельство очевидца.
На уровне чувственного познания человек способен зафиксировать лишь данное в органах чувств, но не способен постичь сущность предметов и их свойств, усмотреть действующие в мире законы и закономерности. Вместе с тем задача познания состоит не только в чувственном отражении действительности, но и в осознании сущности происходящего, в прогнозировании. Поэтому одного чувственного познания недостаточно для формирования целостной картины мира.
Вопросы к группе 1
Что такое «чувственное познание»?
Опишите и объясните механизм протекания чувственного познания. .
Какие особенности оно имеет?
- Проанализируйте его сильные и слабые стороны.
Чувственно-наглядный образ предметов и явлений, воздействияЧувственное
Чувственный образ без непосредственного воздействия
Сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности, ориентировку в окружающей среде, понимание и усвоение
Чувственное познание выражается в формах
Восприятие явлений объективного мира органами чувств
Восприятие
Совокупность внешних качеств
Внешние качества
Представление
Ощущение
Чувственно-наглядный образ предметов
и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия
Ощущение - первоначальный источник наших знаний
МАТЕРИАЛ ДЛЯ 2 ГРУППЫ
Рациональное познание
Рациональное познание - процесс получения знаний о действительности посредством осуществления различных мыслительных процедур.
Рациональному познанию, так же как и чувственному, свойственны определенные формы, к числу которых относят:
понятие;
суждение;
умозаключение
Понятие - мысль, выделяющую из действительности некий класс предметов посредством указания на их общие признаки. Таким образом, понятие дает нам возможность зафиксировать знание об общих признаках какого-либо класса предметов.
Суждение – форма мысли, содержащая утверждение о наличии в действительности какого-либо положения дел. Суждения включают в себя понятия, а понятия раскрываются через суждения, Так, например понятие «преступление» входит в суждение «существуют преступления, посягающие на безопасность личности».
Умозаключение - система взаимосвязанных понятий и суждений, совокупность законов и закономерностей в какой-либо предметной области. В ходе рационального познания используются различные методы, то есть способы познания. К числу наиболее значимых методов рационального познания относятся:
анализ;
синтез;
индукция;
дедукция, обобщение;
абстрагирование;
определение и др.
Особенности рационального познания Рациональное познание обладает рядом характеристик, принципиально отличающих его от чувственного познания.
Рациональное познание имеет обобщенный характер. Это проявляется в способности человека выявлять общее у различных предметов, тогда как на уровне чувственного познания отображаются признаки, специфичные для конкретного индивида.
Рациональное познание носит абстрактный характер (от лат. abstractio - отвлекаться от чего-либо), то есть обладает способностью отвлекаться от частных, несущественных признаков предметов. Абстрактный характер рационального познания проявляется в способности человека мысленно создавать абстрактные объекты.
Рациональное познание, в отличие от чувственного, активно и целенаправленно. В своих мыслях мы можем произвести любые преобразования предмета, поставить любой мысленный эксперимент, выявить свойства предметов и отношения между ними, которые непознаваемы непосредственно, с помощью органов чувств.
Рациональное познание непосредственно связано с языком. Все мыслительные процессы осуществляются с помощью языка. Язык в этом смысле оказывается не только средством коммуникации между людьми, но и средством закрепления, передачи знания.
Рациональное и чувственное познание самым тесным образом связаны между собой. Ощущения, восприятия и представления являются исходным материалом для мышления. Практически в любом рассуждении человек опирается на данные органов чувств. Вместе с тем, познавая мир, человек не, просто фиксирует реакции своего организма на внешние воздействия. Его сознание активно вмешивается в процесс чувственного познания.
Вопросы к группе 2
Что такое «рациональное познание»?
Опишите и объясните механизм рационального познания.
Какие особенности оно имеет?
Его сильные и слабые стороны.
Рациональное познание









Основные мыслительные операции
Отвлечение
Обобщение
Сравнение
Уподобление

Необходимый этап познавательной деятельности
Процесс мышления
Фрукты
Яблоки
Красный
Вкусный
Маленький
Большой
Результат – формирование понятия о данном предмете
Гроздь
Изогнутый
Вкусный
Фрукт
Африка
111. Эмпирики и рационалисты. Задание: определить кому принадлежат высказывания: 1. «В нашей способности замечать сходства и различия, соответствия и несоответствия различных предметов и заключаются все операции нашего ума, Но эти способности есть не что иное, как физическая чувствительность. Все, значит, сводится к ощущению»
Хотя чувственное и рациональное познание играет огромную роль в получении нового знания, тем не менее их бывает недостаточно для решения каких-либо научных проблем. И тогда важную роль приобретает интуиция.
Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств.
Интуиция – специфический познавательный процесс, приводящий к новому знанию.
Основные черты интуитивной способности:
1) неожиданность решения поставленной задачи;
2) неосознанность путей и средств ее разрешения;
3) непосредственный характер постижения истины.
Чувственное познание, рациональное и интуиция – это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.
Процесс приобретения новых знаний сопровождается формированием понимания.
Новое знание должно быть «вмещено» человеком, сочетаться с полученными ранее знаниями, в противном случае оно не усваивается.
III. Закрепление изученного.
1) «Непосредственно достоверно только чувственное: там, где начинаются чувства, прекращается всякое сомнение и спор», – утверждал Л. Фейербах. Поспорьте с философом.
2) Поразмышляйте над высказываниями. Есть ли среди них правильное? Ответ обоснуйте.
«Мир есть процесс безостановочных изменений, поэтому он непознаваем, непостижим».
«В своей основе мир непоколебим, покоен и поэтому доступен пониманию».
3) Один философ сравнивал процесс познания с судом: пять органов чувств – это пять свидетелей, только они могут знать истину. Если продолжить данную аналогию, кто в данном случае выступает судьей?
3