СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию в 11 классе для подготовки к ЕГЭ по теме " Правовой статус человека и гражданина по Конституции РФ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию в 11 классе для подготовки к ЕГЭ по теме " Правовой статус человека и гражданина по Конституции РФ"»

Конспект урока по обществознанию в 11 классе на тему:

«Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина».

Цель урока: систематизация знаний о правах свободах и обязанностях человека и гражданина, усвоение умений самостоятельно в комплексе применять эти знания при решении различных заданий ЕГЭ по теме.

Задачи:

Обучающая: углубить представления учащихся о правах и свободах, обязанностях человека и гражданина РФ

Развивающая: развивать навыки работы с источниками; развивать умение излагать собственную точку зрения и принимать во внимание позицию других; развивать навыки классифицирования и установления причинно-следственных связей; развивать навыки применения знаний в аналогичной ситуации; развивать навыки решения заданий ЕГЭ по обществознанию.

Воспитательная: формировать основы правовой культуры; воспитывать чувство ответственности за поступки и уважение к закону.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков;

Форма урока- урок практикум.

При разработке урока учтены возрастные особенности и уровень подготовки обучающихся. Вопрос о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина РФ изучался в 7 и 9 классах. На предыдущем уроке был дан обзор по Конституции РФ с изменениями 2020 года. Поэтому обучающиеся знакомы с основными положениями II главы Конституции РФ.

Учебника пока нет. За основу пока можно брать учебник. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений, базовый уровень, под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М: Просвещение, 2021.

Методическое обеспечение урока:

  • Презентация учебного материала урока в формате PowerPoint;

  • Фрагменты текста Конституции РФ (Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина»);

Структура урока:

  1. (5 минут)

Первый этап - организационный момент.

Второй этап – воспроизведение опорных знаний учащихся.

Третий этап- постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. (35 минут)

Четвертый этап: первичное закрепление в знакомой ситуации (решение типовых заданий)

Пятый этап: творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

  1. (5 минут)

Шестой этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Седьмой этап: Рефлексия (подведение итогов занятия)

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ход урока

I. Организационный этап (1 мин). Приветствие учителя и обучающихся; фиксация отсутствующих; организация внимания и внутренней готовности.

II. Актуализация знаний по теме (4 мин).

Учитель: Ребята, мы уже с вами знакомились с основными положениями Конституции РФ.

Какие вопросы мы уже изучили? (понятие Конституции, структура Конституции РФ, Основы конституционного строя РФ, организацию и деятельность высших органов власти).

Какой вопрос, важный для нас с вами, мы ещё не рассматривали? (глава 2. «Права и свободы человека и гражданина»);

Учитель: Специалисты – правоведы считают, что эта глава – самая сильная, отработанная, бесспорная в Конституции. Исходя из этого, что будет темой нашего сегодняшнего занятия? (права и свободы человека и гражданина).

Учитель озвучивает тему урока: «Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина».

Учитель: В названии урока есть термин «правовой статус человека и гражданина»

III. Мы до сих пор говорили «права и свободы», а тут «правовой статус». Кто знает, что значит правовой статус» (варианты ответов обучающихся). Значит, какие вопросы мы сегодня должны обсудить? (определяют план урока).

  1. Права и свободы человека и гражданина.

  2. Обязанности гражданина РФ.

  3. Различия в правовом статусе человека и гражданина.

И это все мы будем изучать в формате заданий ЕГЭ.

На экране: Правовой статус личности — это юридически закреплённое положение личности в обществе (гражданин, иностранец, лицо без гражданства).

Правовой статус человека и гражданина определяется совокупностью принадлежащих им прав, свобод, и законных интересов. Также их правовой статус определяется наличием юридических обязанностей по отношению к другим участникам правовых отношений.

Мотивация

Правовая ситуация. Паша Л. отметил день рожденья со своими друзьями. Погуляли хорошо и выпили немного пива. На следующий день к Паше и Саше пришла инспектор по делам несовершеннолетних и составила протокол, заставив ребят подписать признание в распитии алкоголя под угрозой сообщить об этом в школу. Подростков оштрафовали, в школу сообщили. Можно ли было избежать таких неприятных последствий? Чего не знали Паша и Саша? (обсуждение в классе). Не знали свои права:

- Право человека не свидетельствовать против себя и своих близких (ст.51 Конституции РФ). Человек считается невиновным, пока его вина не доказана судом (ст.49 Конституции РФ). Если бы мальчики знали, что, руководствуясь ст. 51, Конституции, они могут отказаться от дачи показаний против себя, а бремя доказательства их вины в таком случае ляжет на правоохранительные органы, что при отсутствии данных медицинской экспертизы, протокола с места происшествия и наличии очень сомнительного свидетеля является весьма проблематичным. Не зная о своих правах, испугавшись огласки или родительского гнева, мальчики подписали признание, что автоматически возложило на них вину. Чтобы не совершать ошибок, не нарушать законы, уметь защитить свои права, надо знать свои права и обязанности).

Учитель: Обоснуйте, пожалуйста, зачем надо знать свои права и обязанности? (Задание 25 ЕГЭ обществознание, пункт 1.)

Аргументация учеников:

- В первую очередь, чтобы чувствовать себя защищенным. Не зная своих прав, человек может делать то, чего он делать не должен или лишиться того, на что он имеет право. Поэтому, если человек заинтересован в собственной защите, в торжестве справедливости, в знании своих реальных возможностей, он обязательно должен знать свои права и уметь ими пользоваться.

- Кроме того, человек должен знать свои права, чтобы чувствовать себя свободным. Знание своих прав и обязанностей обеспечивает бесконфликтное существование в обществе, помогает выявить и устранить неправомерные ситуации в повседневной жизни.


- Знание своих прав позволит человеку знать своё место в обществе, свой социальный статус, понять в чём происходит нарушение его прав и учиться отстаивать свои интересы, чтобы с лёгкостью ими оперировать в нужной ситуации.

Первичное закрепление в знакомой ситуации (решение типовых заданий) (10 минут).

Учитель распределяет задания по группам:

1 группа. Учитель предлагает задания на понимание различия прав и обязанностей. Приложение 1. (Используются задания 12 ЕГЭ по обществознанию)

2 группа. Учитель предлагает задания на понимание различий в правовом статусе человека и гражданина Приложение 2. (Используются задания 12 ЕГЭ по обществознанию)

3 группа Учитель предлагает задания на классификацию прав и свобод человека. Приложение 3. (Используются задания 15 ЕГЭ по обществознанию)

В помощь при выполнении заданий- на экране.

Гражданские (личные) права - связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

Экономические права - возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности.

Культурные права - обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Социальные права - притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

Политические права - возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.



После выполнения заданий группами проверяются ответы и закрепляются знания.

Проверка ответов 1-2 групп.

Учитель: Что значит права человека? Право — юридическая возможность человека иметь или делать что-либо.  Право определяет конкретные действия человека (например, участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным).

Что значит обязанности? (Обязанности — это определенный круг действий, обязательных для выполнения).

Что значит свободы человека? (Свобода — отсутствие необходимости, принуждения или ограничения в выборе или действии). Это возможности индивидуального выбора. «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания» (ст. 28 Конституции РФ).

При этом различаются ещё и права и свободы человека и права и свободы гражданина. Давайте разберёмся, в чём разница между правовым статусом человека и гражданина. 

Учитель: Чем отличается правовой статус гражданина от правового статуса человека?

Основное различие между гражданином и человеком заключается в том, что гражданин имеет определенные права и обязанности, которые связаны с его статусом в государстве, в то время как человек обладает правами и свободами по природе. Конституционные права и свободы человека предоставляются любому индивиду, а правами и свободами гражданина обладают только лица, являющиеся гражданами Российской Федерации

Учитель: Вы знаете, что существуют пять видов прав человека: гражданские, политические, экономические и социальные. (слайд 6-7)

Проверка ответов 3 группы.

Этап творческого применения и добывания знаний в новой ситуации (25 минут)

1 вариант творческого применения и добывания знаний (Решение 19 задания ЕГЭ по обществознанию).

Класс делится на 4 группы.

Задание группам-выписать из главы 2 Конституции РФ три примера прав и свобод человека и гражданина (в соответствии со своей специализацией) с указанием статьи основного закона. Используя свой социальный опыт, приведите три примера жизненных ситуаций, как реализуются данный тип конституционных прав и свобод. Сначала назовите право, затем приведите пример реализации данного права. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.

1 группа- личные (гражданские) права

2 группа- политические права

3 группа- социально- экономические права

4 группа- культурные права

Для работы на слайде:

Гражданские (личные) права - связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

Являются правами каждого и считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.


В статьях 19-28, 45-54;

Экономические права - возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности.

Определяют статус человека как участника предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности

в статьях 36-42;

Социальные права - притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

Позволяют человеку надеяться на помощь государства в определённых жизненных ситуациях. Обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищённость.


Культурные права - обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Представляют собой гарантированные законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. Без полной реализации этих прав человек не может развиваться как полноценная и всесторонне развитая личность.

В статьях 43-44

Политические права - возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.

Тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Определяют участие граждан в общественной и политической жизни страны.

В статьях 29-33;



1 группа Гражданские права.

Гражданские (личные)

  • - право на жизнь (ст.20)

  • - достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (статья 21)

  • - право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)

  • - право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров (ст.23)

  • - сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24)

  • - право на неприкосновенность жилища (ст. 25)

  • - право на определение и указание национальной принадлежности, и пользование родным языком (ст. 26)

  • - право на свободу совести и вероисповедания (ст. 28)

  • - право на свободу передвижения (ст. 27)

Пример:

1. Гражданин Н. потребовал от редакции газеты опровержения не соответствующих действительности и порочащих его честь и достоинство сведений, которые были распространены в этой газете (ст. ст.21).

2. Гражданин Н. дал согласие на обработку персональных данных при условии обеспечения их конфиденциальности (ст.34).

2 группа- Политические права

Политические

  • Политические

  • - право на свободу мысли и слова, убеждений, информации (ст. 29)

  • - право на участие в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32)

  • - право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32)

  • - право на равный доступ к государственной службе (ст.32)

  • - право участвовать в отправлении правосудия (ст.32)

  • - право на обращение в государственные органы (ст.33)

  • - право на объединение (ст.30)

  • - право на собрания и демонстрации (ст.31)

Примеры: Устроившись на работу, гражданин А. вступил в профсоюзную организацию для защиты своих прав и интересов (ст.30).

Когда гражданину П. исполнилось 18 лет, он принял участие в выборах президента РФ (ст. 32)

3 группа- Социально – экономические права

Социально – экономические права

  • - право на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст.34)

  • - право на частную собственность (ст.35)

  • - Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст. 36)

  • - право на свободный выбор труда, на труд и на отдых (ст. 37)

  • - право на социальное обеспечение (ст. 39)

  • - право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)

  • - право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии (ст.42)

Примеры: 

1.Гражданка К. 1960 г. рождения вышла на пенсию. Каждый месяц она получает денежное пособие по старости (ст. 39).

2. В собственности гражданина М. находится земельный участок, который он сдаёт в аренду гражданину И. и ежемесячно получает ренту (ст. 36.)

4 группа- культурные права. 

Культурные

  • - право на образование (ст. 43)

  • - право на свободу творчества, участие в культурной жизни, пользование достижениями культуры (ст.44)

Примеры: 

1. Выпускник 11 класса, успешно сдав ЕГЭ, прошёл конкурсный отбор и поступил на бюджетной основе в ВУЗ (ст.43).

2. Я каждый год со своим классом езжу на экскурсии в разные города, где посещаю музеи, театры (ст. 44)

2 вариант творческого применения и добывания знаний- решение задания 23 ЕГЭ обществознание.

1 группа:

На основе положений Конституции РФ приведите три подтверждения того, что человек имеет возможность удовлетворять свои культурные запросы.

Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

Ответ:

1)         Согласно Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;

2)         Конституция РФ провозглашает, что каждый человек имеет право на образование;

3)         Конституция РФ каждому гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.


2 группа:

На основе положений Конституции РФ приведите три подтверждения того, что человек имеет возможность реализовать свой потенциал в экономической сфере.

Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

Ответ:

1)         Согласно Конституции РФ, каждый человек вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами;

2)         Конституция РФ провозглашает право каждого человека на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

3)         Конституции сказано, что каждый человек имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.


3 группа:

На основе положений Конституции РФ приведите три подтверждения того, что граждане РФ имеют возможность участвовать в управлении государством.

Ответ:

1)  В Конституции РФ закреплено право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

2)  Конституция РФ провозглашает, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

3)  Согласно Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

4 группа:

На основе положений Конституции РФ приведите три подтверждения того, что в РФ есть все условия для удовлетворения потребностей человека в личной безопасности и защищенности.

1.Согласно Конституции РФ, достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Конституция РФ утверждает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию и другому жестокому обращению.

3. Конституция провозглашает, что жилище неприкосновенно, никто не имеет право проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, кроме случаев, установленных законом и на основании судебного решения.

Обсуждение работы групп.

Задание на дом: составить сложный план по теме «Правовой статус человека и гражданина». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

Рефлексия. 

Учитель: Итак, подведём итог нашему занятию. Какая цель стояла перед нами в начале урока? (Цель: углубить знания о правах и свободах, обязанностях человека и гражданина, чтобы уметь применять их при решении экзаменационных заданий).

Закончите предложение:

1. Сегодня я узнал новое______________.

2. Мне сегодня было трудно____________.

3. Я смог____________________.

4. Я научился__________________.

5. Мне захотелось_________________.

Заключительный этап.

Учитель благодарит за работу, прощается.

- Спасибо за урок. До свидания.

Учащиеся прощаются.