Обучение грамоте. Конспект урока. 1 класс
Тема: «Согласные звуки [г, [г’ ] и буква их обозначающая Г, г».
Цель: Сформировать способность учащихся к новому способу действия.
Задачи:
1. Дать представление о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’]
2. Обеспечить условия для формирования навыка чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление.
3. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, эстетических чувств, любви и бережного отношения к окружающему миру.
Планируемые результаты
Предметные.
Обучающийся получит возможность научится:
давать характеристику согласным звукам;
узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
читать слова с изученными буквами;
группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков;
классифицировать предметы по общему признаку;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике;
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
Личностные.
принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
внутренняя позиция школьника;
учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Межпредметные связи: окружающий мир
Тип урока: урок «открытия» нового знания (в системе деятельностного подхода).
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, репродуктивный, эвристическая беседа, элементы метода исследовательского обучения.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, дифференцированная, беседа.
Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ, игровая.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, экран, наглядный материал, презентация.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
(СЛАЙД №1 – заставка по названию урока)
(Показываю слайд)
Дорогих учителей!
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных, и веселых!
- Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. И сейчас вы не просто мальчики и девочки первого класса, а сейчас вы все – открыватели. Ведь во время нашего путешествия мы должны добыть и открыть новые знания. - Ребята, а с каким настроением вы отправитесь в это путешествие? Покажите.
(У детей на рабочем месте лежат «смайлики-настроения»).
- Я рада, что у вас отличное, хорошее настроение, а это залог крепкого здоровья и удачи во всех делах. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их своими улыбками, своим радостным, весёлым настроением. (Дети поворачивают головы к гостям и улыбаются им).
- Поезд стоит. Машинист Петрушка уже ждёт нас.
- Путь не близок, не беда!
Путешествуем всегда!
Ну что, готовы, в путь дорогу?
Тогда поехали друзья!
- Торопится поезд, колёса стучат.
А в поезде с нами и буквы сидят. (Показываю на поезд-пособие)
Они нам помогут знанья проверить
И в силы свои непременно поверить.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин)
- Давайте составим план нашего путешествия. Как вы думаете, что мы будем делать в начале урока?
Мы будем работать по ленте букв. (Показываю слайд)
(СЛАЙД №2 – лента букв)
Работа по ленте букв.
- Назовите изученные гласные, являющиеся знаком мягкости для согласного звука.
Я, И, Е
- Назовите другие изученные гласные.
А, О, У, Ы
- Что они обозначают?
Обозначают твёрдость предшествующего согласного звука
- Назовите звонкие, твёрдые согласные звуки.
[ н ], [ м ], [ л ], [ р]
- Назовите изученные парные согласные звуки.
[ б ], [ д ], [ з ]
[ п ], [ т ], [ с ]
- Назовите звонкий, парный, твёрдый согласный звук.
[ в ]
- Назовите глухой, парный, твёрдый согласный звук.
[ к ]
- Ребята, вы показали хорошие знания изученных звуков и букв. Молодцы!
- Уважаемые открыватели, а вы ничего необычного не заметили в таблице?
Заметили звуковой значок.
- А можем ли мы, глядя на этот значок, назвать звук? (Показываю на звуковой значок)
Мы не можем назвать этот звук, не можем сказать, потому что мы его не знаем.
- Вы, наверное, догадались, что мы будем делать? Что нам сейчас предстоит выяснить?
Выяснить тему урока и поставить цели.
(СЛАЙД №3 – картинка с изображением сказочного леса)
(Показываю слайд)
- Мы с вами приехали в сказочный лес.
Лес этот полон прекрасных чудес.
И здесь нас встречает, и в гости зовёт.
А кто? Угадайте, имя его.
Работа с загадкой.
- В лесу живёт малюсенький
Затейник и чудак
Сказок он хранитель
Добрый друг ребят (Гном). (Показываю слайд)
(СЛАЙД №4 – картинка с изображением гнома в сказочном лесу)
- Ребята, гномик очень любит рисовать. Посмотрите и назовите, что он нарисовал.
(Показываю слайд)
(СЛАЙД №5 – картинки с изображением предметов)
Грабли, груша, гриб, гусь.
- Что объединяет эти слова?
Все слова начинаются со звука [г]
III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема) (2 мин).
- Ребята, кто может назвать тему нашего урока?
«Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]»
(Вывешиваю плакат с темой урока).
-Давайте подумаем, какие цели поставим?
Познакомиться с новой буквой.
Узнать, какие звуки обозначает эта буква.
Научиться читать слоги и слова с новой буквой.
- Чем будем заниматься сейчас? Что у нас по плану?
Мы будем знакомиться с новой буквой и с новыми звуками. Будем учиться читать.
IV. Реализация построенного проекта. (25 мин)
Знакомство со звуками [г], [г’]
а) Анализ схемы слова грибы и первого звука [г]
- Ребята, давайте откроем «Азбуку» на странице 119. (Дети открывают книгу). - Рассмотрите картинки справа. Что вы видите? (Показываю слайд)
Грибы, круги.
(СЛАЙД №6 – картинки с изображением предметов и звуковых схем)
- Произнесем слово грибы хором. (Дети произносят хором это слово).
- Сколько в слове слогов?
Два.
- Докажите.
Сколько гласных, столько и слогов.
- Назовите первый слог
«гри»
- Второй слог
«бы»
- Назовите первый звук в этом слове.
[г]
(Показываю слайд)
(СЛАЙД №7 – картинки с изображением предметов и звуковых схем, а под схемой новый звук)
- Дайте характеристику этому звуку.
(Показываю слайд)
(СЛАЙД №8 – картинки с изображением предметов и звуковых схем, а под схемой новый звук с добавлением карточек-помощников)
Согласный, твёрдый, звонкий.
- Почему согласный?
Встречаем препятствие, произнося его.
- Почему звонкий?
Произносится с голосом.
б) Выделение второго звука [г’] и его анализ.
- Произнесите второе слово: круги.
(Дети произносят хором это слово).
-Сколько в слове слогов?
Два.
- Назовите первый слог
«кру»
- Второй слог
«ги»
- Назовите первый звук в этом слоге.
[ г’].
(Показываю слайд)
(СЛАЙД №9 – картинки с изображением предметов и звуковых схем, а под схемой новый звук)
- Дайте характеристику этому звуку.
(Показываю слайд)
(СЛАЙД №10 – картинки с изображением предметов и звуковых схем, а под схемой новый звук с добавлением карточек-помощников)
Согласный, мягкий, звонкий.
- Гном спрашивает, какой вывод мы можем сделать о новых звуках?
Звуки [г] и [г‘] – согласные, бывают твердыми и мягкими.
- Определим место в ленте букв. Можем ли мы теперь, глядя на этот значок, назвать звук?
(Показываю слайд)
(СЛАЙД №11 – подобный слайд у №2)
Да. Это звук [г]. (Открываю карточку)
- Почему здесь его место?
Согласный, звонкий, парный. (Показываю слайд)
(СЛАЙД №12 – лента букв и новый звук выделен в рамочку)
2. Упражнение на прослушивание звуков [г], [г‘].
а) Игра «Услышь звук»
- Если услышите в слове звук [г ] – покажите синий кружок, а если [г’] – зелёный кружок. (Показываю слайд)
ГИТАРА, ГЕНА, ГРУША, НОГИ, ЛУГА, ГРОМ, ГИРЯ, ГОРА.
(СЛАЙД №13 – сигнальные карточки с изображением новых звуков)
б) Выполнение индивидуального парного задания
(Двое учащихся работают за обратной стороной доски. Они самостоятельно распределяют картинки на две группы)
[г ] [г’]
груша гиря
радуга круги
гуси гитара
- Проверим работу. Что можно сказать?
Они выполнили работу правильно. Всё сделали верно. Они молодцы!
- Приведите ещё 2-3 примера.
(Дети дополняют каждый столбик примерами слов с новыми звуками)
в) Выполнение индивидуального задания
(Четверо учащихся работают по карточке. Они самостоятельно вычёркивают лишние картинки разделённые на две группы)
ГРУША МЯЧ ГОРОХ ПОПУГАЙ
ГИРЯ ГИТАРА ПИРОГИ ГРИБ
3. Физкультминутка.
- Гномы не только трудятся, но и умеют отдыхать и заботиться о своем здоровье.
- Давайте сделаем физкультминутку «Гуси».
(Дети выполняют физ-ку)
4. Знакомство с буквами Г г.
- Звуки [г ] и [г’] обозначаются буквой Г. А может, кто то из вас покажет букву Г? (Выходят дети с буквами-проектами; показывают).
- Мудрый гном тоже желает вас познакомить с буквой Г (гэ)
(Показываю слайд и вешаю на доску табличку с новой буквой)
(СЛАЙД №14 – презентация картинка с изображением буквы Гг)
Г – крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
(Дети запоминают стишок. Затем, 2-3 читают наизусть).
- Гном интересуется, а на что ещё похожа буква Г?
( Дети высказывают соё мнение; фантазируют)
-А сейчас гном просить вас выполнить творческие задания:
напечатать букву Г на интерактивной доске;
вылепить букву из пластилина;
раскрасить букву;
сконструировать букву из счётных палочек.
( Дети самостоятельно выполняют задание)
5. Чтение слогов слияний.
- Гном предлагает вам подружить согласную букву г с гласными буквами.
(Показываю слайд и вешаю на доску таблички с новыми слогами)
(СЛАЙД №15 – дружба гласного с согласным )
- Г протянула руку букве А. Получилось ГА.
А потом и букве О, получилось ГО.
И конечно букве У, получилось ГУ.
Подружилась с буквой И, получилось ГИ
И с буквой Е, получилось ГЕ
- Буквы подружились и получились слоги.
(Показываю слайд)
(СЛАЙД №16 – слоги-слияния)
- Читаем хором слоги.
ГА ГО ГУ ГЫ ГИ ГЕ ГЯ
(Показываю слайд)
(СЛАЙД №17 – слоги-слияния договариваем до целого слова)
- Ребята, Гномик предлагает вам придумать слова со слогом ГА, ГО, ГУ, ГИ.
(Дети придумывают слова и называют их)
а). Самостоятельная работа в «паре».
- У каждого есть грибок на парте. Переверните и прочитайте друг другу слоги, записанные на грибках.
АГ ОГ УГ ЫГ ИГ ЕГ ЯГ
(Дети читают слоги друг другу)
(Показываю слайд)
(СЛАЙД №18 – грибок со слогами)
б). Работа с интерактивной доской
- Ребята, Гномик предлагает вам поиграть. Читаем слог и определяем его место.
(Дети играют на интерактивной доске. Выходят по выбору учителя и перетаскивают слог-слияние на нужное место).)
(Показываю слайд на диске «Азбука»)
6. Чтение слов в книге.
- А теперь давайте покажем гному, как мы умеем читать. (Стр. 119).
(Показываю слайд)
(СЛАЙД №19 – слова из книги)
Галя ГРИБЫ
Гена КОРЗИНА
ГРИБ КОРЗИНКА
- Почему слова Галя и Гена написаны с большой буквы?
Имена людей!
Выполнение индивидуального задания
(Трое учащихся работают по карточке. Они самостоятельно про себя читают слова)
- Проверим работу наших открывателей
(Дети поочерёдно читают по свом карточкам вслух)
(Показываю слайд)
(СЛАЙД №20 – карточки со словами индив. задания)
- Назовите название грибка, который подарил вам гном.
Боровик.
(Показываю слайд)
(СЛАЙД №21 – карточки со словами индив. задания)
- Белый гриб называют царем грибов, самым лучшим, он растет под березами, в бору, поэтому и называется боровиком или подберезовиком.
- Кто желает прочитать стихотворение в учебнике?
(1-2 из уч-ся читает стишок).
- Кто хочет, может этот стишок выучить дома и нарисовать боровичок .
7. Работа над текстом.
- Гномик, предлагает нам прочитать текст и узнать, что делали в лесу Гена и Галя?
(Читаю текст)
- Что же делали в лесу Галя и Гена?
Собирали грибы.
- Какие грибы собрала Галя?
Боровики.
- Как их по-другому называют?
Белый гриб.
- Какие грибы собрал Гена?
Поганки.
- А какие из них съедобные?
- Какие съедобные грибы вы ещё знаете?
(Дети перечисляют названия съедобных грибов)
(Показываю слайд)
(СЛАЙД №22 – картинки с изображением съедобных грибов)
- А как правильно их собирать? (низко наклоняться, чтобы увидеть гриб, срезать ножом, а не вырывать с корнем)
(Показываю слайд)
(СЛАЙД №23 – картинки с изображением сбора грибов)
Самостоятельная работа.
- Прочитайте текст самостоятельно и подчеркните букву Г.
(Дети читают тест про себя)
- Читаем текст вслух.
(Выборочное чтение)
- Как можно озаглавить текст?
(Дети предлагают названия)
- Как можно назвать Гену?
Горе - грибник.
- Что бы вы ему посоветовали?
Лучше узнать грибы.
Работа с родственными словами.
- Ребята, что общего в словах: гриб, грибник?
(Показываю слайд)
(СЛАЙД №24 – родственные слова)
В этих словах есть общая часть. Они одинаковые по смыслу.
- Как такие слова мы называем?
Родственные.
8. Развитие речи.
- Ребята, посмотрите, гном привёл нас в город грибов.
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. (Стр. 118)
- Что необычное в этом городе?
- Чем занимаются жители городка?
- В форме чего построены дома? Каких?
Домики - грибочки: подосиновики, грузди, подберёзовики.
- Какие слова [г ] можете назвать?
Огород, грибы, грядки, ягоды, грузди, город.
- Как вы думаете, как живётся жителям?
Хорошо. Счастливо.
- Составьте предложения о жителях грибного городка.
Мы пришли в город грибов. Хорошо живётся жителям. Они трудолюбивы и заботливы.
- Ребята, гномик просит вас дома сочинить с родителями сказку по рисунку учебника. Завтра мы послушаем истории, которые вы придумаете.
VIII. Рефлексия. Оценивание.(3 мин)
- Гном хотел бы уточнить:
-С какой буквой познакомились?
(Показываю слайд)
(СЛАЙД №25 – название темы урока)
- Что вы узнали о звуках [г] и [г’]? Дайте им характеристику.
- Какую задачу ставили? Чему должны были научиться?
- Как вы думаете, справились с этой задачей?
- Кому было трудно?
- Гном вас благодарит за работу и на прощанье мудрый гном дарит каждому свидетельство об открытии новой буквы и звуков.
(Показываю и выдаю свидетельства).
(СЛАЙД №26 – свидетельства и спасибо)
- Ребята, покажите, пожалуйста, а с каким настроением вы уходите с урока?
(Дети показывают «смайлик-настроение»).
- Молодцы! Спасибо за работу.