СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обучению грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка данного урока предназначена для подготовки учителя к занятию по обучению грамоте; программа "Школа России"  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обучению грамоте»

Обучение грамоте. Конспект урока. 1 класс

Тема: «Согласные звуки [г, [г’ ] и буква их обозначающая Г, г».
Цель: Сформировать способность учащихся к новому способу действия. 

Задачи: 
1. Дать представление о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’]
2. Обеспечить условия для формирования навыка чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление.
3. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, эстетических чувств, любви и бережного отношения к окружающему миру.

 Планируемые результаты 

Предметные.

Обучающийся получит возможность научится:

  • давать характеристику согласным звукам;

  • узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

  • читать слова с изученными буквами;

  • группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков;

  • классифицировать предметы по общему признаку;

Метапредметные.  

Регулятивные УУД:

  • организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

  • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

  • уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике;

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

  • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

  • формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Личностные.

  • принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;

  • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • внутренняя позиция школьника;

  • учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Межпредметные связи:  окружающий мир
Тип урока: урок «открытия» нового знания (в системе деятельностного подхода).
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, репродуктивный, эвристическая беседа, элементы метода исследовательского обучения.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, дифференцированная, беседа.
Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ, игровая.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, экран, наглядный материал, презентация.

Ход урока.



I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)



(СЛАЙД №1 – заставка по названию урока)

(Показываю слайд)

  • - Мы приветствуем  гостей,

Дорогих  учителей!

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных, и веселых!

- Ребята, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. И сейчас вы не просто мальчики и девочки первого класса, а сейчас вы все – открыватели. Ведь во время нашего путешествия мы должны добыть и открыть новые знания. - Ребята, а с каким настроением вы отправитесь в это путешествие? Покажите.

(У детей на рабочем месте лежат «смайлики-настроения»).

- Я рада, что у вас отличное, хорошее настроение, а это залог крепкого здоровья и удачи во всех делах. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их своими улыбками, своим радостным, весёлым настроением. (Дети поворачивают головы к гостям и улыбаются им).

- Поезд стоит. Машинист Петрушка уже ждёт нас.

- Путь не близок, не беда!

Путешествуем всегда!

Ну что, готовы, в путь дорогу?

Тогда поехали друзья!

- Торопится поезд, колёса стучат.

А в поезде с нами и буквы сидят. (Показываю на поезд-пособие)

Они нам помогут знанья проверить

И в силы свои непременно поверить.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5  мин)

Давайте составим план нашего путешествия. Как вы думаете, что мы будем делать в начале урока?

Мы будем работать по ленте букв. (Показываю слайд)

(СЛАЙД №2 – лента букв)

Работа по ленте букв.

- Назовите изученные гласные, являющиеся знаком мягкости для согласного звука.

Я, И, Е

- Назовите другие изученные гласные.

А, О, У, Ы

- Что они обозначают?

Обозначают твёрдость предшествующего согласного звука

- Назовите звонкие, твёрдые согласные звуки.

[ н ], [ м ], [ л ], [ р]

- Назовите изученные парные согласные звуки.

[ б ], [ д ], [ з ]

[ п ], [ т ], [ с ]

- Назовите звонкий, парный, твёрдый согласный звук.

[ в ]

- Назовите глухой, парный, твёрдый согласный звук.

[ к ]

- Ребята, вы показали хорошие знания изученных звуков и букв. Молодцы!

- Уважаемые открыватели, а вы ничего необычного не заметили в таблице?

Заметили звуковой значок.

- А можем ли мы, глядя на этот значок, назвать звук? (Показываю на звуковой значок)

Мы не можем назвать этот звук, не можем сказать, потому что мы его не знаем.

- Вы, наверное, догадались, что мы будем делать? Что нам сейчас предстоит выяснить?

Выяснить тему урока и поставить цели.

(СЛАЙД №3 – картинка с изображением сказочного леса)

(Показываю слайд)

- Мы с вами приехали в сказочный лес.

Лес этот полон прекрасных чудес.

И здесь нас встречает, и в гости зовёт.

А кто? Угадайте, имя его.

Работа с загадкой.

- В лесу живёт малюсенький
Затейник и чудак
Сказок он хранитель
Добрый друг ребят (Гном). (Показываю слайд)

(СЛАЙД №4 – картинка с изображением гнома в сказочном лесу)

- Ребята, гномик очень любит рисовать. Посмотрите и назовите, что он нарисовал.

(Показываю слайд)

(СЛАЙД №5 – картинки с изображением предметов)

Грабли, груша, гриб, гусь.

- Что объединяет эти слова?

Все слова начинаются со звука [г]

III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема) (2 мин). 

- Ребята, кто может назвать тему нашего урока?

«Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]»

(Вывешиваю плакат с темой урока).

-Давайте подумаем, какие цели поставим?

Познакомиться с новой  буквой.

Узнать, какие звуки обозначает эта буква.

Научиться читать слоги и слова с новой буквой.

- Чем будем заниматься сейчас? Что у нас по плану?

Мы будем знакомиться с новой  буквой и с новыми звуками. Будем учиться читать.



IV. Реализация построенного проекта. (25 мин)



  1. Знакомство со звуками [г], [г’]

а) Анализ схемы  слова грибы и первого звука [г]

- Ребята, давайте откроем «Азбуку» на странице 119. (Дети открывают книгу). - Рассмотрите картинки справа. Что вы видите? (Показываю слайд)

Грибы, круги.

(СЛАЙД №6 – картинки с изображением предметов и звуковых схем)

- Произнесем слово грибы хором. (Дети произносят хором это слово).

- Сколько в слове слогов?

Два.

- Докажите.

Сколько гласных, столько и слогов.

- Назовите первый слог

«гри»

- Второй слог

«бы»

- Назовите первый звук в этом слове.

[г]

(Показываю слайд)

(СЛАЙД №7 – картинки с изображением предметов и звуковых схем, а под схемой новый звук)

- Дайте характеристику этому звуку.

(Показываю слайд)

(СЛАЙД №8 – картинки с изображением предметов и звуковых схем, а под схемой новый звук с добавлением карточек-помощников)

Согласный, твёрдый, звонкий.

- Почему согласный?

Встречаем препятствие, произнося его.

- Почему звонкий?

Произносится с голосом.

б) Выделение второго звука [г’]  и его анализ.

- Произнесите второе слово: круги.

(Дети произносят хором это слово).

-Сколько в слове слогов?

Два.

- Назовите первый слог

«кру»

- Второй слог

«ги»

- Назовите первый звук в этом слоге.

[ г’].

(Показываю слайд)

(СЛАЙД №9 – картинки с изображением предметов и звуковых схем, а под схемой новый звук)

- Дайте характеристику этому звуку.

(Показываю слайд)

(СЛАЙД №10 – картинки с изображением предметов и звуковых схем, а под схемой новый звук с добавлением карточек-помощников)

Согласный, мягкий, звонкий.

- Гном спрашивает, какой вывод мы можем сделать о новых звуках?

Звуки  [г] и [г‘] – согласные, бывают твердыми и мягкими.

- Определим место в ленте букв. Можем ли мы теперь, глядя на этот значок, назвать звук?

(Показываю слайд)

(СЛАЙД №11 – подобный слайд у №2)

Да. Это звук  [г]. (Открываю карточку)

- Почему здесь его место?

Согласный, звонкий, парный. (Показываю слайд)

(СЛАЙД №12 – лента букв и новый звук выделен в рамочку)

2. Упражнение на прослушивание звуков [г], [г‘].

а) Игра «Услышь звук»

- Если услышите в слове звук [г ] – покажите синий кружок, а если [г’] – зелёный кружок. (Показываю слайд)

ГИТАРА, ГЕНА, ГРУША, НОГИ, ЛУГА, ГРОМ, ГИРЯ, ГОРА.

(СЛАЙД №13 – сигнальные карточки с изображением новых звуков)

б) Выполнение индивидуального парного задания

(Двое учащихся работают за обратной стороной доски. Они самостоятельно распределяют картинки на две группы)

[г ] [г’]

груша гиря

радуга круги

гуси гитара

- Проверим работу. Что можно сказать?

Они выполнили работу правильно. Всё сделали верно. Они молодцы!

- Приведите ещё 2-3 примера.

(Дети дополняют каждый столбик примерами слов с новыми звуками)

в) Выполнение индивидуального задания

(Четверо учащихся работают по карточке. Они самостоятельно вычёркивают лишние картинки разделённые на две группы)

ГРУША МЯЧ ГОРОХ ПОПУГАЙ

ГИРЯ ГИТАРА ПИРОГИ ГРИБ

3. Физкультминутка.

- Гномы не только трудятся, но и умеют отдыхать и заботиться о своем здоровье.

- Давайте сделаем физкультминутку «Гуси».

(Дети выполняют физ-ку)

4. Знакомство с буквами Г г.

- Звуки [г ] и [г’] обозначаются буквой Г. А может, кто то из вас покажет букву Г? (Выходят дети с буквами-проектами; показывают).

- Мудрый гном тоже желает вас познакомить с буквой Г (гэ)

(Показываю слайд и вешаю на доску табличку с новой буквой)

(СЛАЙД №14 – презентация картинка с изображением буквы Гг)

Г – крючок обыкновенный,

Но в труде помощник верный.

(Дети запоминают стишок. Затем, 2-3 читают наизусть).

- Гном интересуется, а на что ещё похожа буква Г?

( Дети высказывают соё мнение; фантазируют)

-А сейчас гном просить вас выполнить творческие задания:

  • напечатать букву Г на интерактивной доске;

  • вылепить букву из пластилина;

  • раскрасить букву;

  • сконструировать букву из счётных палочек.

( Дети самостоятельно выполняют задание)

5. Чтение слогов слияний.

- Гном предлагает вам подружить согласную букву г с гласными буквами.

(Показываю слайд и вешаю на доску таблички с новыми слогами)

(СЛАЙД №15 – дружба гласного с согласным )

- Г протянула руку букве  А. Получилось  ГА.

А потом и букве О, получилось ГО.

И конечно букве У, получилось ГУ.

Подружилась с буквой И, получилось ГИ

И с буквой Е, получилось ГЕ

- Буквы подружились и получились слоги.

(Показываю слайд)

(СЛАЙД №16 – слоги-слияния)

- Читаем хором слоги.

ГА ГО ГУ ГЫ ГИ ГЕ ГЯ

(Показываю слайд)

(СЛАЙД №17 – слоги-слияния договариваем до целого слова)

- Ребята, Гномик предлагает вам придумать слова со слогом ГА, ГО, ГУ, ГИ.
(Дети придумывают слова и называют их)

а). Самостоятельная работа в «паре».

- У каждого есть грибок на парте. Переверните и прочитайте друг другу слоги, записанные на грибках.

АГ ОГ УГ ЫГ ИГ ЕГ ЯГ

(Дети читают слоги друг другу)

(Показываю слайд)

(СЛАЙД №18 – грибок со слогами)

б). Работа с интерактивной доской

- Ребята, Гномик предлагает вам поиграть. Читаем слог и определяем его место.

(Дети играют на интерактивной доске. Выходят по выбору учителя и перетаскивают слог-слияние на нужное место).)

(Показываю слайд на диске «Азбука»)

 6. Чтение слов в книге.

- А теперь давайте покажем гному, как мы умеем читать. (Стр. 119).

(Показываю слайд)

(СЛАЙД №19 – слова из книги)

Галя             ГРИБЫ

Гена             КОРЗИНА

ГРИБ            КОРЗИНКА

- Почему слова Галя и Гена написаны с большой буквы?

Имена людей!

Выполнение индивидуального задания

(Трое учащихся работают по карточке. Они самостоятельно про себя читают слова)

- Проверим работу наших открывателей

(Дети поочерёдно читают по свом карточкам вслух)

(Показываю слайд)

(СЛАЙД №20 – карточки со словами индив. задания)

- Назовите название грибка, который подарил вам гном.

Боровик.

(Показываю слайд)

(СЛАЙД №21 – карточки со словами индив. задания)

- Белый гриб называют царем грибов, самым лучшим, он растет под березами, в бору, поэтому и называется боровиком или подберезовиком.

- Кто желает прочитать стихотворение в учебнике?

(1-2 из уч-ся читает стишок).

- Кто хочет, может этот стишок выучить дома и нарисовать боровичок .

7. Работа над текстом.

- Гномик, предлагает нам прочитать текст и узнать, что делали в лесу Гена и Галя?
(Читаю текст)
- Что же делали в лесу Галя и Гена?

Собирали грибы.

- Какие грибы собрала Галя?

Боровики.

- Как их по-другому называют?

Белый гриб.

- Какие грибы собрал Гена?

Поганки.

- А какие из них съедобные?
- Какие съедобные грибы вы ещё знаете?

(Дети перечисляют названия съедобных грибов)

(Показываю слайд)

(СЛАЙД №22 – картинки с изображением съедобных грибов)

- А как правильно их собирать? (низко наклоняться, чтобы увидеть гриб, срезать ножом, а не вырывать с корнем)

(Показываю слайд)

(СЛАЙД №23 – картинки с изображением сбора грибов)

Самостоятельная работа.

- Прочитайте текст самостоятельно и подчеркните букву Г.
(Дети читают тест про себя)

- Читаем текст вслух.

(Выборочное чтение)
- Как можно озаглавить текст?

(Дети предлагают названия)

- Как можно назвать Гену?

Горе - грибник.

- Что бы вы ему посоветовали?

Лучше узнать грибы.

Работа с родственными словами.

- Ребята, что общего в словах: гриб, грибник?

(Показываю слайд)

(СЛАЙД №24 – родственные слова)

В этих словах есть общая часть. Они одинаковые по смыслу.

- Как такие слова мы называем?

Родственные.

8. Развитие речи.

- Ребята, посмотрите, гном привёл нас в город грибов.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. (Стр. 118)

- Что необычное в этом городе?

- Чем занимаются жители городка?

- В форме чего построены дома? Каких?

Домики - грибочки: подосиновики, грузди, подберёзовики.

- Какие слова [г ] можете назвать?

Огород, грибы, грядки, ягоды, грузди, город.

- Как вы думаете, как живётся жителям?

Хорошо. Счастливо.

- Составьте предложения о жителях грибного городка.

Мы пришли в город грибов. Хорошо живётся жителям. Они трудолюбивы и заботливы.

- Ребята, гномик просит вас дома сочинить с родителями сказку по рисунку учебника. Завтра мы послушаем истории, которые вы придумаете.

VIII. Рефлексия. Оценивание.(3 мин)

- Гном хотел бы уточнить:

-С какой буквой познакомились?

(Показываю слайд)

(СЛАЙД №25 – название темы урока)

- Что вы узнали о звуках [г] и [г’]? Дайте им характеристику.
- Какую задачу ставили? Чему должны были научиться?
- Как вы думаете, справились с этой задачей?
- Кому было трудно?
- Гном вас благодарит за работу и на прощанье мудрый гном дарит каждому свидетельство об открытии новой буквы и звуков.

(Показываю и выдаю свидетельства).

(СЛАЙД №26 – свидетельства и спасибо)

- Ребята, покажите, пожалуйста, а с каким настроением вы уходите с урока?

(Дети показывают «смайлик-настроение»).

- Молодцы! Спасибо за работу.