СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обучению грамоте "Гласные и согласные звуки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обучению грамоте "Гласные и согласные звуки"»

Тема: «Звуки гласные и согласные»

Образовательная система «Школа России»

Предмет: обучение грамоте

Класс: 1

Учебное пособие: учебник «Азбука» В.Г.Горецкого

Цель урока:

Дать понятие «гласные и согласные» звуки через организацию частично - поисковой деятельности.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с особенностями гласных и согласных звуков;

  • учить выполнять звуковой анализ слов;

  • учить различать звуки: гласные и согласные;

  • характеризовать заданный звук, называть его признаки.

развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;

  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы.

воспитательная:

  • воспитывать интерес к чтению;

  • прививать навыки культурного общения;

  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга;

  • знать и стремиться выполнять правила работы в группы.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Оборудование: карточки для схемы предложения, квадраты для схемы слова, тетради по обучению грамоте, компьютерная презентация, кружки для оценивания работы.


Планируемые результаты:

предметные:

различает звуки гласные и согласные

личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

  • понимает причины успеха в учебной деятельности

метапредметные универсальные учебные действия:

регулятивные

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

познавательные

  • использует знако-символические средства при оформлении звукового состава слова;

  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

  • слушает и понимает речь других;

  • учится работать в паре.



Методы обучения:

 Словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Формы обучения:

    • фронтальная работа;

    • групповая;

    • парная;

    • индивидуальная.





План урока:

1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

2.. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие» нового знания

5. Первичное закрепление

6. Включение в систему знаний и повторение.

8. Рефлексия












Технологическая карта урока

Время

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

2 мин

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

 

 

 Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз:

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!.

Личностные: мотивация, самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

 

5 мин

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 

 

- На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Слайд2.

- Давайте расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете?

– Приведите примеры устной и письменной речи.

– Из чего состоит наша речь?

– Послушайте мою речь и определите, что я скажу: – Листья тополя пожелтели.

– Кто может составить схему этого предложения?

\______ _____ _____ .

Слайд 3. Проверяем.


- Произнесите ещё раз предложение шёпотом своему соседу. А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово.

– Сколько слов в этом предложении?

– Чем отделяются друг от друга слова в устной речи?

– Что вы услышали, когда произносили слова?

– Из чего же состоят слова?

 -Какие бывают звуки?

Дети называют героев мульфильма.

Письменная и устная речь.

Дети приводят примеры.

Из предложений.

Это предложение.



Ученик у доски составляет схему.


Дети выполняют работу.



Дети выполняют.




Три слова.

Паузами.


Звуки.



Из звуков.


Не знаем.

Познавательные



Регулятивные








Познавательные: знаково-символические действия (моделирование)





Коммуникативные: умение работать в паре и все вместе.



Познавательные:

логические: анализ объектов




4 мин

3. Постановка учебной задачи

 

 

 

 

 

 - Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему.

- Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей

- Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту.

Слайд 4.

- Что вы узнали про аиста?


- Произнесите еще раз это слово.


Запишем звуковой состав: (схема)








-Какие звуки мы слышим?


 



 Да



Аист









Высказывания детей

Один человек на доске, остальные в тетради для печатания



Не знаем. Разные.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные

Регулятивные:

планировать, определять последовательность действий


Познавательные: знаково-символические действия (моделирование)



Познавательные: постановка учебной проблемы

9 мин

4. «Открытие» нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  1. Знакомство с разновидностью звуков. Гласный звук.

Звуковой анализ. (групповая работа).

1.– Хором назовите первый звук в этом слове, а теперь – последний.

- Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки?

- Давайте понаблюдаем - еще раз скажите первый звук, но совсем тихо…

Теперь громче, еще громче.

- Что происходит со ртом?

- Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…

- Получилось?

- Почему?

- Нам помогает произносить звуки воздух.

Когда мы говорим звук [a], воздух проходит свободно, не встречая преград.

Как открыт рот?

-А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.

- Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными.

Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.


Физкульминутка

- Встаньте. Покажите.

- Как ходит курица? А как она кричит?


- Как ходит петух? А как он кричит?


- Как ходит утка? А как она кричит?


- Как прыгает лягушка? А как она кричит?


- Какая картинка лишняя? Почему?

Слайд 5.

  1. Знакомство с согласными звуками.

1.– Какой звук одинаковый вы услышали?

Произнесите его!

- Воздух проходит свободно?


2.– А теперь произнесите последний звук в слове аист.

- Воздух тоже проходит свободно или есть преграда?

- Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!

Звуки, при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными.

Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.

Определение темы урока:

– Как же можно назвать тему нашего урока?






[а]

[т]

по-разному





Открывается



Нет

Версии детей




Широко










Дети выполняют движения

Ко – ко – ко!


Ку-ка-ре-ку!


Кря! Кря!


Ква - ква!


Лягушка не птица




[ к ]

Нет



[т]

Есть



Нет










Гласные и согласные звуки


Коммуникативные: умение работать в группе.


Познавательные: логические – выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации


Познавательные: постановка и решение проблемы с помощью учителя

Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

планировать, определять последовательность действий





 Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений



Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков













Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;










8 мин

5. Первичное закрепление

Помогите Маше

1.Игра «Доскажи словечко»

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос поет

Звук получается…

Слайд 6.

Отгадай

А какие звуки согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс… - змеиный слышен свист.

Шшш… - шуршит опавший лист.

Жжж… - шмели в саду жужжат.

Ррр… - моторы тарахтят.

Слайд 7.

-Как отличить гласный звук от согласного?


2. Работа по учебнику с.14-15.

а)- Понаблюдайте, как вы произносите разные звуки.

Слайд 8.

б)- Какие звуки приходят к финишу первыми? Слайд 9.

- Кто умет читать, прочитайте.

- Почему?


в) - Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 14. Какие звуки произносятся на месте красных квадратов?

- Почему у разных слов одинаковые схемы?

- Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 15.

- Соотнесите рисунки и схемы.



Дети играют

 

 Гласный

 Дети отгадывают

 





Согласные

 Высказывания детей



 Работа в парах

 Гласные

Они не встречают во рту преград.



Гласные

По количеству звуков


Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Познавательные: установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные: умение работать в паре; учитывать разные мнения



Личностные: формировать умение высказывать свое мнение. Познавательные: знаково-символические действия (моделирование).

Выбор оснований и критериев для сравнения.

5 мин

6. Включение в систему знаний и повторение.

Игра «Поймай звук»

Встаньте

– Я сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается на гласный звук, хлопаете в ладоши. Если на согласный, не хлопаете.

(утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышка)

Миша вас проверяет.

Слайд 10.

Работа с иллюстрацией по учебнику с.15.

-Кого мы видим на переднем плане?

- Чем они заняты?

- Составьте рассказ про детей. Придумайте им имена. Составьте схемы. Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы. На схеме покажите это.



 Дети ловят гласные звуки



Мышь, морковь, малина, ложка, лук ,лужа.



Высказывания детей



Дети выполняют работу самостоятельно.

Познавательные: логические сравнение и классификации объектов Регулятивные: самоконтроль деятельности; самооценка результатов работы.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений


2 мин

7. Рефлексия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

- Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

- Какой была тема урока?

 - Какие цели вы ставили?

 - Удалось ли достичь этих целей?

 - Возникали у вас затруднения?

 - Вы смогли их преодолеть?

3.Самооценка 

Оцените свою работу на уроке.

- Если вам было интересно, все понятно, все получалось

- Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки

- Если не разобрались в теме, было не очень интересно

Слайд 11.

- Мы сегодня хорошо поработали. И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.


 

 

 



Звуки гласные и согласные. Научиться различать звуки речи

-Да.

 -Да.

 -Да

 

Показывают сигналы.

Зеленый кружочек

 Желтый кружочек

 Красный кружочек

Регулятивные:

умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.












Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: самооценка


Ход урока

I Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем

- Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока. Поможет нам наш девиз:

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться!

Не мешай учиться!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Повторение изученного

- На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Сайд 2.

- Давайте расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете?

– Приведите примеры устной и письменной речи.

– Из чего состоит наша речь?

– Послушайте мою речь и определите, что я скажу: – Листья тополя пожелтели.

– Кто может составить схему этого предложения?

\______ _____ _____ .

. Проверяем Слайд 3


- Произнесите ещё раз предложение шёпотом своему соседу.

- А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово.

– Сколько слов в этом предложении?

– Чем отделяются друг от друга слова в устной речи?

– Что вы услышали, когда произносили слова?

– Из чего же состоят слова?

 -Какие бывают звуки?

III. Постановка учебной задачи

Звуковой анализ слова

 - Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему.

- Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей.

- Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту.

Слайд 4.

- Что вы узнали про аиста?


- Произнесите еще раз это слово.


Запишем звуковой состав: ( схема)








-Какие звуки мы слышим?

IV. «Открытие» нового знания

1. Знакомство с разновидностью звуков. Гласный звук.

Звуковой анализ. (групповая работа).

1.– Хором назовите первый звук в этом слове,

а теперь – последний.

- Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки?

- Давайте понаблюдаем - еще раз скажите первый звук, но совсем тихо…

Теперь громче, еще громче.

- Что происходит со ртом?

- Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…

- Получилось?

- Почему?

- Нам помогает произносить звуки воздух.

2. Когда мы говорим звук [a], воздух проходит свободно, не встречая преград.

- Как открыт рот?

-А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.

Звуки при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными.

Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.


Физкульминутка

- Встаньте. Покажите.

- Как ходит курица? А как она кричит?


- Как ходит петух? А как он кричит?


- Как ходит утка? А как она кричит?


- Как прыгает лягушка? А как она кричит

- Какая картинка лишняя? Почему?

Слайд 5.

  1. Знакомство с согласными звуками.


1.– Какой звук одинаковый вы услышали? Произнесите его!

- Воздух проходит свободно?


2.– А теперь произнесите последний звук в слове аист.


- Воздух тоже проходит свободно или есть преграда?

- Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!

Звуки при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными.

Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.


3.Определение темы урока:

– Как же можно назвать тему нашего урока?


V. Первичное закрепление

- Помогите Маше

1. Игра «Доскажи словечко»

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос поет

Звук получается…

Отгадай Слайд 6.

- А какие звуки согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс… - змеиный слышен свист.

Шшш… - шуршит опавший лист.

Жжж… - шмели в саду жужжат.

Ррр… - моторы тарахтят. Слайд 7.


-Как отличить гласный звук от согласного?


а) - Понаблюдайте, как вы произносите разные звуки.

Слайд 8.

б) - Какие звуки приходят к финишу первыми?

- Кто умет читать, прочитайте

- Почему?

в) -Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 14.

- Какие звуки произносятся на месте красных квадратов?

- Почему у разных слов одинаковые схемы?

- -Рассмотрите рисунки и схемы к ним на с. 15.

- Соотнесите рисунки и схемы.

VI. Включение в систему знаний и повторение.


Игра «Поймай звук» (стоя)

– Я сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается на гласный звук, хлопаете в ладоши. Если на согласный, не хлопаете.

(утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышка). Миша вас проверяет.

Слайд 10.

Работа с иллюстрацией по учебнику с.15.

-Кого мы видим на переднем плане?

- Чем они заняты?

- Составьте рассказ про детей.

- Придумайте им имена.

- Составьте схемы.

- Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы. На схеме покажите это.


III. Рефлкесия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

- Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

- Какой была тема урока?

 - Какие цели вы ставили?

 - Удалось ли достичь этих целей?

 - Возникали у вас затруднения?

 - Вы смогли их преодолеть?

3.Самооценка 

Оцените свою работу на уроке.

- Если вам было интересно, все понятно, все получалось, поднимите зеленый кружок.

- Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки, поднимите жёлтый кружок.

- Если не разобрались в теме, было не очень интересно, поднимите красный кружок.

Слайд 11.

- Мы сегодня хорошо поработали. И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.