СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обучению грамоте на тему "ударение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обучению грамоте на тему "ударение"»

Тема: «Ударение»

  1. Необходимо дать:

1. Интонационное выделение голосом в слове. «Сильный» и «слабый» слог

2. Специальный знак.

3. Термин «ударение».

4. «ударный слог» и «безударный слог».

5. Схема

6. Способ выделения ударного слога. «Позвать слово»

7. Особенности ударения:

А) Разноместность.

Б) Подвижность.

8. Необходимость правильной постановки ударения.

а) Изменяется смысл слова.

б) Теряется смысл.

  1. Языковой материал:

  1. Слово.

  2. слово

  3. Слово.

  4. Схема слова

  5. Это же слово + несколько слов.

  6. а) новое слово, при котором ударение падает на разные слоги

b) слово и его форма в котором ударение стоит на разных местах.

  1. а) слова – амонимы.

b) любое слово в котором теряется смысл при неправильной постановке ударения.

  1. Повторение.

Слово и слог.



План урока.

Цель урока: формировать умение определять ударение в слове, познакомить со смыслоразличительной ролью ударения.

Задачи урока: 

1) Формировать представления об ударении, ударном и безударном слогах.

2) Развивать умение находить в слове ударный слог.

3) Научить правильному произношению слов.

4) Развитие памяти, внимания, аккуратности.

5) Воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.


Ход урока.

Организационный момент.

Ноги прямо я поставлю,

Локоточки разведу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

- Ребята, все готовы к уроку?


Повторение.

Начертить схему.


- Ребята, что изображено на доске? (схема)

- А какого слова? (состоящего из 2-х слогов)

Вывесить 3 картинки.

(лиса, стол, карандаш )

- Посмотрите теперь на доску и подберите картинку к нашей схеме.

- Какая картинка нам подходит? (лиса)

- А почему? (слово состоит из 2 слогов как на схеме)

- А почему вы решили, что 2-я картинка не подходит? («заяц» состоит из 1-го слога)

- А 3-я картинка, почему не подходит? («собака» состоит из 3 слогов)

Изучение нового материала.

1.Интонационное выделение голосом в слове. «Сильный» и «слабый» слог

Убрать картинки «стол» и «карандаш» и оставить картинку «лиса».

Поиграть в игру «день/ночь».

- Ребята, а давайте с вами поиграем в одну игру, которая называется «день/ночь».

- Когда я буду говорить «ночь», вы закроете глазка и представите, что вы спите. Когда я скажу «день», то вы откроете глазки и как будто проснетесь.

- Готовы? Начали.

- День.

- Ночь

Пока дети не видят на доске такую же схему только с ударением.

- День.

- Что общего у этих схем? (схема слова, сост. из 2-х слогов)

- А какие различия между этими схемами? (палочка, черточка)

- Знаете ли вы, что означает эта палочка? (нет)

- Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужна эта палочка.

Вывесить 2 картинки.

На 1-й спортсмен (сильный человек), а на 2-й слабый человек.



- Ребята, кто изображен на 1-й картинке? (спортсмен)

- А спортсмены они какие? (сильные)

- Хорошо, а кто изображен на 2-й картинке?

- А какой он? Он сильный? (нет)

- А тогда какой? (слабый)

-Есть люди сильные и есть люди слабые. Так и в слове, слог бывает сильным и слабым. Так вот эта черточка и показывает нам, какой слог в слове сильный.

- Итак, если черточка стоит над слогом, ударяет его, значит какой это слог? (сильный)


- Что вы можете сказать об этой схеме?

- А какой 1-й слог? (сильный)

- А 2-й? (слабый)

- А почему 2-й слог слабый?

-Послушайте, как я произнесу это слово

-Какой слог я произнесла сильнее? (2)

-Какой слог я произнесла слабее? (1)



3) Ударение

Вывесить картинку «молнии».

- А что делает молния?(Ударяется об землю)

- Так вот и наша черта ударяет сильный слог, и поэтому эта черточка называется «ударение».

4) «ударный слог» и «безударный слог»

-Что стоит над 2 слогом? (ударение)

-Следовательно, этот слог называется ударным.

-А что стоит над 1 слогом? (ничего)

-Следовательно, этот слог называется безударным.

5) схема слова

-Так что мы можем сказать об этой схеме? (схема слова, состоящая из 2-х слогов. Одного ударного, другого безударного)

6) Способ выделения ударного слога. «Позвать слово»

– Для того, чтобы определить сильный слог в слове, нужно «позвать слово».

- Представьте себе, что вы находитесь в лесу и вам нужно громко прокричать слово.

- Послушайте, как это делаю я: лиса

- Какой слог я произнесла громче? (второй)

- Слог, который я произнесла громче и протяжней является ударным слогом.

- Теперь давайте произнесем слово «заяц».

- Сколько в этом слове слогов?

- Какой слог произносится громче и протяжней? (первый)

- Давайте разберем следующее слово «машина».

- Сколько в нем слогов?

- Давайте позовем это слово.

- Какой слог мы произносим сильнее и протяжнее?

- А какая схема подходит к этому слову?


7) а) Разноместность

– Итак, сейчас мы поиграем в игру. Я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать.

Ветер сильный и могучий

Вдруг нагонит в небе...(тучи)

- А теперь составим схему этого слова.

- Сколько слогов в слове «тучи»? (2)

- Из скольких слогов составим схему?

- Куда мы поставим ударение? (на первый слог)

- Рассмотрим слово «машина».

- Из скольких слогов состоит это слово?

- Какой 1-й слог? (безударный)

- А 2-й?(ударный)

- А 3-й? (безударный)

- На какой слог падает ударение? (2)

- Составим схему этого слова.

- Куда мы поставим ударение? (2 слог)

-В этих двух словах, ударение падает на один слог? (нет)

-Значит в разных словах ударение может падать на разный слог, на первый, на второй, на третий и т.д.

б)Подвижность

 Вывесить картинку, на которой изображена доска

-Что изображено на картине? (доска)

-Разделим слово на слоги. (дос-ка)

-Поставим ударение.

-Составим схему этого слова.

-Поставим ударение в схеме.

Вывесить картинку с большим количеством досок.

-Что изображено на картине? (доски)

-Разделим слово на слоги (дос-ки)

-Составим схему этого слова.

- Позовите слово и определите, какой слог ударный.

- Покажем его на схеме.


- А теперь сравните картинки.

- А в чем различие? (на первой картине одна доска, на второй несколько)

- А теперь сравните схемы?

- Что общего? (схема слова сост. из 2-слогов)

- А в чем различие? (разное ударение)

- А почему разное ударение? (изменили форму слова)

- Правильно. Мы изменили слово и ударение тоже изменилось. А при изменении формы слова меняется и ударение.

8) а) Изменяется смысл слова.

Повесить картинку с изображением замка.

- Ребята, что изображено на картинке?

- Сколько слогов в этом слове?

- Какой 1-й слог?

- А 2-й?

- На какой слог падает ударение?(1)

- Составим схему.

Начертить следующую схему.

- А теперь мы с вами позовем это слово так, как этого требует вот эта схема.

- Что у нас получилось? (замок)

- Какое слово у нас было? (замок)

- А какое слово получилось? (замок)

-Что изменилось? (мы получили другое слово)

-Почему замок поменялся на замок? (изменили ударение)

- Если в слове изменилось ударение, то значение слова меняется, следовательно, нужно правильно ставить ударение. При неправильном ударении СЛОВО теряется смысл.

Б) Теряется смысл.

 Вывесить картинку с машиной.

Нарисовать схемы слова «машина» с разным ударением.


- Давайте позовем слово так, как этого требует каждая схема.

- Какая схема подходит к нашему слову?

- Почему?

- Что у нас получилось в 1-м случае?

- А во 2-м?

- А в 3-м?

- Какие слова у вас вызвали смех?

- Почему? (неправильно стоит ударение)

-Какое слово у вас не вызвало смеха)

-Почему? (ударение стоит правильно)

-Что произошло со словом, когда мы поменяли ударение? (поменялся смысл)

- Так вот, если ударение в слове поставить неправильно, то смысл слова может исчезнуть.

- Так что может случиться со словом, если поставить неправильно ударение?

- Итак, ударение – это важный знак, так как если его неправильно поставить, то смысл слова либо изменится, как замок и замок, либо вовсе исчезнет.

  1. Закрепление.

- А теперь поиграем!

- Я вам буду читать слово, а вы попробуете изменить его ударение:

МукА - мУка

- Какой слог в слове ударный?

- А какое слово у вас получилось, когда вы изменили ударение?

- Что произошло с этим словом?

- А почему оно изменилось?

- Сейчас я вам покажу картинки, а вы подберете под них схемы.

(Рука, дерево, магазин, капуста, стул)

- Какая схема подходит к слову рука?

- Почему?

- Какая схема подходит к слову дерево?

- Почему?

- Какая схема подходит к слову магазин?

- Почему?

- Какая схема подходит к слову капуста?

- Почему?

- Какая схема подходит к слову стул?

- Почему?

-А что изображено на этой картине? (сова)

-Разделим слово на слоги.(со-ва)

-На какой слог падает ударение? (2)

-Нарисуем схему этого слова.

-Поставим ударение.

-А что изображено на этой схеме?(совы)

-Разделим слово на слоги.(со-вы)

-На какой слог падает ударение? (1)

-Составим схему этого слова.

-Поставим ударение.

- А теперь сравните схемы? Что общего? (схема слова сост. из 2-слогов)

- А в чем различие? (разное ударение)

- А почему разное ударение? (изменили форму слова)

  1. Рефлексия.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Понравилось ли вам что-то на сегодняшнем уроке?

- Почему?

- Вызвало ли у вас что-то затруднение?

- (если да, то …)