Урок 7. ударение
Цели: формировать навык правильно ставить в словах ударение; развивать речь учащихся.
Оборудование: учебник.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Вопросы:
– Из чего состоит наша речь?
– Из чего состоят предложения?
Работа по учебнику: с. 12.
1) Составление рассказа по сюжетному рисунку.
Вопросы:
– Куда приехали дети?
– Что они там делают?
– Кто с ними был?
– Кто их встретил? Как?
2) Составление предложений по схемам:
– Составьте предложение из трех слов о мальчике. (Мальчик несет машину.)
– О девочке. (Девочка несет куклу.)
– О папе. (Папа открыл багажник.)
Составленные предложения соотносятся со схемами и анализируются учащимися по вопросам:
– Сколько слов в этом предложении? Какое первое? Какое второе? Какое третье?
Физкультминутка
III. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Постановка целей и задач урока.
• Работа с учащимися.
Учитель (показывает рисунок мальчика). К нам пришел мальчик. Давайте дадим ему имя.
Выбирается одно из предложенных детьми имен, например Вася; с этим словом проводится работа.
– Скажите это слово хором сразу. Теперь пусть каждый произнесет это слово и понаблюдает, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, то есть каждый его слог. (Один из слогов произносится с большей силой голоса, более протяжно.)
– Какой же это слог? (Первый: Ва.)
– Правильно, этот слог выделяется в слове с большей силой голоса, протяжным произношением. Этот слог ударный.
– Посмотрите на схему этого слова:
Сколько в ней выделено частей? (Две.)
– Над какой из них сверху косая черточка? (Над первой.)
– Какая из частей этого слова – первая или вторая – произносится с большей силой голоса, протяжно? (Первая.)
– Значит, на первую часть падает ударение, черточка сверху и обозначает то, что ударным является первый слог.
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
IV. Формирование практических умений.
Работа по учебнику: с. 11.
Вопросы:
– Назовите, кто нарисован в нижней части страницы?
– На какие две группы можно разбить нарисованных животных? (Птицы и звери.)
– Назовите только птиц. (Чайка, ворона, гусь.)
– Назовите зверей. (Белка, волк, лиса.)
Учащиеся устанавливают слоговой состав слов, ставят ударение.
Учитель. При определении ударения в словах следует воспользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к верно произнесенному слову, чтобы нейтрализовать неверное звучание слова, например:
– Лиса. Произнесите с ударением на первом слоге. (Лúса.)
– Так говорят? (Нет.)
– Как сказать правильно? (Лисá.)
Вывод: в слове бывает только одно ударение независимо от того, сколько в нем слогов; очень важно правильно и быстро определять ударение в словах; если ударение поставить неверно, то слово просто трудно узнать; нельзя понять, что оно обозначает.
Физкультминутка
Работа по учебнику: с. 12.
Соотнесение слов и схем.
По предметным рисункам дети произносят четыре слова (машина, газета, кубики, картина) и соотносят их с двумя схемами, особое внимание обращая не только на слоговой состав, но и на место ударения.
V. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.
Урок 8. слог, ударение
Цели: закрепить умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; пополнить словарный запас учащихся; развивать логическое мышление.
Оборудование: учебник.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Постановка целей и задач урока.
Работа по учебнику: с. 13.
1) Составление рассказа по сюжетному рисунку.
Слово учителя. Данный рисунок – это иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях».
Злая мачеха прогоняет царевну из дома, и та находит приют у семи богатырей.
Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги; человек безмерной силы, стойкости и отваги.
Вопросы:
– Что вы видите на картинке?
– Как бы вы ее назвали?
Варианты ответов детей: «Как обедали богатыри»; «Скоро обед» и т. д.
▲ Учитель читает отрывок из сказки, сюжет которого изображен на рисунке.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал,
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась…
Вопрос:
– А как вы помогаете родителям дома по хозяйству?
2) Составление схем предложений:
Царевна приготовила обед.
.
Богатыри довольны царевной.
.
Физкультминутка
Логическое упражнение.
Работа по учебнику: с. 13.
Вопросы:
– Перечислите предметы, изображенные в нижней части страницы. (Кружка, чайник, кастрюля, стакан, тарелка.)
– Назовите эти предметы одним словом. (Посуда.)
Посудой называются такие предметы, в которые можно что-то налить или насыпать.
– Назовите слова, состоящие из трех слогов.
– Какой слог ударный?
– Назовите слова, состоящие из двух слогов.
– Какой слог ударный?
– Почему под рисунками, на которых изображены кружка, чайник, схемы одинаковые? (Слова состоят из двух слогов, первый слог ударный.)
– Чем отличается слово стакан от этих слов? (Местом ударения.)
Физкультминутка
III. Игра «Накрой стол для гномиков».
Работа по учебнику: с. 13.
Задание: на стол, за которым сидят гномики, надо поставить вместо знака вопроса только такую посуду, название которой соответствует схеме:
(Чашка, ваза, блюдце.)
Примечание. Если дети назовут слова ложка, вилка, нож, то ответ признается неверным, так как названные предметы не посуда, а столовые принадлежности.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Какие знания помогли на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.