СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обучению грамоте по теме "Ударение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспектурока по теме "Ударение"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обучению грамоте по теме "Ударение"»

Урок 7. ударение

Цели: формировать навык правильно ставить в словах ударение; развивать речь учащихся.


Оборудование: учебник.

Ход урока


I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Вопросы:

– Из чего состоит наша речь?

– Из чего состоят предложения?

 Работа по учебнику: с. 12.

1) Составление рассказа по сюжетному рисунку.

Вопросы:

– Куда приехали дети?

– Что они там делают?

– Кто с ними был?

– Кто их встретил? Как?

2) Составление предложений по схемам:

– Составьте предложение из трех слов о мальчике. (Мальчик несет машину.)

– О девочке. (Девочка несет куклу.)

– О папе. (Папа открыл багажник.)

Составленные предложения соотносятся со схемами и анализируются учащимися по вопросам:

– Сколько слов в этом предложении? Какое первое? Какое второе? Какое третье?

Физкультминутка

III. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Постановка целей и задач урока.

• Работа с учащимися.

Учитель (показывает рисунок мальчика). К нам пришел мальчик. Давайте дадим ему имя.

Выбирается одно из предложенных детьми имен, например Вася; с этим словом проводится работа.

– Скажите это слово хором сразу. Теперь пусть каждый произнесет это слово и понаблюдает, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, то есть каждый его слог. (Один из слогов произносится с большей силой голоса, более протяжно.)


– Какой же это слог? (Первый: Ва.)

– Правильно, этот слог выделяется в слове с большей силой голоса, протяжным произношением. Этот слог ударный.

– Посмотрите на схему этого слова:

Сколько в ней выделено частей? (Две.)

– Над какой из них сверху косая черточка? (Над первой.)

– Какая из частей этого слова – первая или вторая – произносится с большей силой голоса, протяжно? (Первая.)

– Значит, на первую часть падает ударение, черточка сверху и обозначает то, что ударным является первый слог.

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.


IV. Формирование практических умений.

 Работа по учебнику: с. 11.

Вопросы:

– Назовите, кто нарисован в нижней части страницы?

– На какие две группы можно разбить нарисованных животных? (Птицы и звери.)

– Назовите только птиц. (Чайка, ворона, гусь.)

– Назовите зверей. (Белка, волк, лиса.)

Учащиеся устанавливают слоговой состав слов, ставят ударение.

Учитель. При определении ударения в словах следует воспользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к верно произнесенному слову, чтобы нейтрализовать неверное звучание слова, например:

Лиса. Произнесите с ударением на первом слоге.úса.)

– Так говорят? (Нет.)

– Как сказать правильно? (Лисá.)

Вывод: в слове бывает только одно ударение независимо от того, сколько в нем слогов; очень важно правильно и быстро определять ударение в словах; если ударение поставить неверно, то слово просто трудно узнать; нельзя понять, что оно обозначает.

Физкультминутка

 Работа по учебнику: с. 12.

Соотнесение слов и схем.

По предметным рисункам дети произносят четыре слова (машина, газета, кубики, картина) и соотносят их с двумя схемами, особое внимание обращая не только на слоговой состав, но и на место ударения.


V. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок.



Урок 8. слог, ударение

Цели: закрепить умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; пополнить словарный запас учащихся; развивать логическое мышление.


Оборудование: учебник.


Ход урока


I. Мобилизующая часть урока.

II. Актуализация опорных знаний.

Постановка целей и задач урока.

 Работа по учебнику: с. 13.

1) Составление рассказа по сюжетному рисунку.

Слово учителя. Данный рисунок – это иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях».

Злая мачеха прогоняет царевну из дома, и та находит приют у семи богатырей.

Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги; человек безмерной силы, стойкости и отваги.

Вопросы:

– Что вы видите на картинке?

– Как бы вы ее назвали?

Варианты ответов детей: «Как обедали богатыри»; «Скоро обед» и т. д.

▲ Учитель читает отрывок из сказки, сюжет которого изображен на рисунке.

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Старший молвил: «Что за диво!

Все так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал,

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица».

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась…


Вопрос:

– А как вы помогаете родителям дома по хозяйству?


2) Составление схем предложений:


Царевна приготовила обед. .

Богатыри довольны царевной. .

Физкультминутка

Логическое упражнение.

 Работа по учебнику: с. 13.

Вопросы:

– Перечислите предметы, изображенные в нижней части страницы. (Кружка, чайник, кастрюля, стакан, тарелка.)

– Назовите эти предметы одним словом. (Посуда.)

Посудой называются такие предметы, в которые можно что-то налить или насыпать.

– Назовите слова, состоящие из трех слогов.

– Какой слог ударный?

– Назовите слова, состоящие из двух слогов.

– Какой слог ударный?

– Почему под рисунками, на которых изображены кружка, чайник, схемы одинаковые? (Слова состоят из двух слогов, первый слог ударный.)

– Чем отличается слово стакан от этих слов? (Местом ударения.)

Физкультминутка

III. Игра «Накрой стол для гномиков».

 Работа по учебнику: с. 13.

Задание: на стол, за которым сидят гномики, надо поставить вместо знака вопроса только такую посуду, название которой соответствует схеме:

(Чашка, ваза, блюдце.)

Примечание. Если дети назовут слова ложка, вилка, нож, то ответ признается неверным, так как названные предметы не посуда, а столовые принадлежности.


IV. Итог урока. Рефлексия.

– Какие знания помогли на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок.