СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОГ "Буква Р, звуки [р],[р']

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОГ "Буква Р, звуки [р],[р']»



Конспект урока по литературному чтению ( обучение грамоте)

Тема урока: «Согласные звуки [ р], [р̉], Буквы Р, р»









Разработала:

Учитель начальных классов

Алабина Анастасия Дмитриевна













Володарск - 2020





Цель: создание условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи:

  • Закрепление навыка в различии звуков [р], [р’] в словах и в проведении слого-звукового анализа слов.

  • Развитие логического мышления и умения давать аргументированные ответы.

  • Воспитание умения работать с товарищем в паре.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знакомство с согласными звуками [р], [р’] и с буквой Р, р;

  • Выделение изучаемых звуков в словах;

  • Чтение слогов и слов с новой буквой;

  • Произведение слого-звукового анализа слов с изучаемыми звуками.

Метапредметные:

  • Понимать и принимать учебную задачу;

  • Анализировать образец изучаемой буквы;

  • Работать в паре;

  • Отвечать на вопросы учителя по тексту и иллюстрации.

Личностные:

  • Формировать интерес к учебному предмету литературное чтение;

  • Проявлять уважение к ответам других обучающихся.


Техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, доска, учебник,

 набор карточек, смайлик, ромашки,цветные карандаши. 








Технологическая карта урока


Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учащихся

Форма

работы

УУД

1

Мотивация учебной деятельности



Проверка готовности класса и эмоциональный настрой на урок


Приветствие учащихся Школьный прозвенел звонок,

Пригласил всех на урок!

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем!

Мы работать начинаем!

Пожелаем друг другу мысленно удачи, улыбнемся друг другу!

Проверьте, все ли готовы к уроку: азбука, тетрадь, карандаши и ручки?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, отвечают на вопрос учителя.





Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя




Коллективная

Регулятивные действия:

обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.


2

Актуализация опорных знаний

(повторение ранее изученного материала)

- Ребята, пока я шла к вам на урок, совсем запуталась, подскажите, какие буквы мы уже выучили? Проверьте, пожалуйста, не ошиблась ли я?

Карточки на доске

А, О, Н, Ш, М, У, Э, Е

-На какие 2 группы можно разделить эти буквы

Слайд для проверки:



-А почему мы так разделили наши буквы?

-Чем отличаются гласные от согласных букв?

-Что вы можете сказать о гласных звуках, какие они бывают?

-Что вы можете рассказать о согласных звуках, какие бывают согласные звуки?

-Молодцы!



Делят буквы на две группы (гласные и согласные)










Отвечают на опросы:

-Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград. Бывают ударные и безударные.

-Согласные не тянутся, встречают во рту преграды.

-Согласные бывают твёрдые, мягкие



Фронтальная

Коммуникативные:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: умение распознавать гласные и согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие

3

Постановка проблемной ситуации и

формулирование темы урока (самоопределение к деятельности).

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой.

-Хотите узнать с какой?

-Я буду загадывать вам загадки, а вы постараетесь их отгадать, и потом мы вместе узнаем, что за буква пришла сегодня на урок.




Поднялись ворота — всему миру красота.

Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок —
Зелененький лесок. 

Ее тянут бабка с внучкой, кошка, дед и мышка с Жучкой. 

Двое белых лебедей —
У каждого по пять детей. 



Слайд (После отгадывания, экране появляются изображения)



- Повторите отгадки и вслушайтесь, какой звук слышите в начале каждого слова?

-А кто же сегодня самый внимательный? Кто сможет назвать тему урока?









Отгадывают загадки:



Радуга



Редиска



Репка





Руки











Повторяют отгадки, называют новый звук и определяют тему урока

[ р ] [р,]

Знакомство с буквой «Эр»

Коллективная, фронтальная

Личностные:

самостоятельное формулирование темы урока;

принятие целей урока

Регулятивные:

умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей

4

Постановка цели и задач урока учащимися

( создание условий для частично-поискового метода)


А) Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?

На экране:

  1. Познакомиться с новой буквой…

  2. Узнать, какие…

  3. Научиться…

Б) Оцените свою работу: закрасьте смайлик зелёным – если определили и тему урока и цель

Жёлтым – если только что-то одно (или тему или цель)

Красным – если не смогли определить ни тему, ни цель.






Отвечают:

-Познакомиться с новой буквой (эр).

-Узнать какие звуки обозначает эта буква.

- Научиться читать слоги и слова с новой буквой.



Закрашивают смайлик


Познавательные УУД:

самостоятельное формулирование познавательной цели.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению




5

Работа над новым материалом.

(знакомство со звуком [р] и [р'], буквой Р, закрепление ранее полученных знаний)

Работа с электронным приложением к уроку

1.Назовите предметы со звуком [р] и [р']

2.«Поймайте первые звуки»

Звуковой анализ слов «руки», «репка».

«руки»

-Назовите первый звук в слове.

-Какой это звук?

-Назовите второй звук в слове?

-Что знаете об этом звуке?



-Назовите третий звук.

-Какой это звук?

Определите, звонкий или глухой звук?

Сколько звуков в этом слове?

Аналогично проводится анализ слова «репка»

Назовите первый звук в слове.

Какой это звук?

Как его обозначим на схеме?

Назовите второй звук в слове.

Какой это звук?

Как его обозначим на схеме?

Назовите третий звук в слове.

Какой это звук?

Как его обозначим на схеме?



Назовите четвёртый звук в слове.

Какой это звук?

Как его обозначим на схеме?

- Какие звуки вы слышали в начале слов рыба и река?

Можем ли мы сделать вывод, что буква Р может обозначать мягкий и твердый звуки?

3. Оцените свою работу по умению работать со схемами:

Обе схемы верно – зелёным;

1 –жёлтым, в обеих ошибку допустили - красным

- Какой буквой на письме будем обозначать звуки [р ] [р , ]

-Буква, которой обозначаются звуки [р] [р,], называется «эр».

-Показываю букву.










Называют звуки и составляют схемы слов











































Предлагают свои варианты.





Находят в «Алфавите» – показывают


















[ р ] [р ,]



Да



Оценивают свою работу













Находят в «Алфавите» – показываю


Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено, и что еще подлежит усвоению;

Коммуникативные: умение слушать и понимать других

Личностные: самоопределение.




































































































6

Физминутка

Учитель демонстрирует на экране видео

Выполняют по алгоритму

Коллективная

Регулятивные:

умение работать по предложенному алгоритму


7

Первичное закрепление

(организовать овладение учениками навыка выделения звука на фоне речи, чтения слогов, слов, отрабатывать навык звуко-буквенного анализа и синтеза, познакомить с моногозначными словами)


-Мы с вами уже доказали, что звуки буквы Р бывает твердый и мягкий. Два звука (твердый и мягкий) обозначаются одной буквой  Р. Буква Р может быть маленькой и большой.



Работа по учебнику

– Прочитайте слова. Составьте
с ними рассказ.

– Подумайте с другом, зачем человеку нужны руки

– Рассмотрите рисунки и прочитайте слово. Какой смысл в нем заключен?

– Разгадайте ребус.

– Прочитайте текст. Какие значения имеет слово коса

Обговор: почему с большой буквы написаны слова?

Оцените своё чтение: всё без ошибок - зелёным, 1-2ошибки – жёлтым; смогли прочитать с помощью одноклассников или учителя - красным

Слушают учителя













Читают слова и предложения

Составляют рассказ



Читают текст



Наблюдают над значением слов. Понимают, что слово может быть одно, а значения разные. Объясняют разные значения многозначных слов





Раскрашивают смайлик





















Парная









Фронтальная

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера

8

Самостоятельная работа.

(Проверка по эталону)


Работа по учебнику,

1.Подбор слов к схемам.

Работа по карточкам

2.А теперь давайте прочитаем стихотворение. Можно прочитать его еще быстрее? А еще?

Значит ли это, что перед нами скороговорка?








3.Работа в парах.

Работают по учебнику. Подбирают слова к схемам



Читают текст на карточках, высказывают свое мнение

Испугался грома Рома,

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром!

Читают с разной интонацией

Индивидуальная























Парная

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

9

Физминутка

Игра "Поймай звук"

- Ребята, я буду называть слова, а вы, если в слове услышите звуки

[ р ] [р, ] хлопаете в ладоши, если нет этих звуков топаете ножками.

Река, ночь, редиска, пенал, рука, груша, карандаш, ромашка, молоко, речь, печь

Выполняют по алгоритму

Коллективная

Регулятивные:

умение работать по предложенному алгоритму


10

Включение в систему знаний

(выявить и зафиксировать границы применимости нового знания)

1.Работа с чистоговоркой

Прочитайте слоги и дополните чистоговорку словами, которые соответствуют рифме.

Ра-ра-ра-начинается …(игра)

Ры-ры-ры – у мальчиков …(шары)

Ро-ро-ро – у нас новое… (ведро)

Ру-ру-ру – продолжим мы…( игру)



2.Работа с пословицей

Читаю пословицу: «Рабочие руки не знают скуки»

С какой буквы начинается пословица?

Сколько таких букв в пословице?

Как вы понимаете ее смысл?


Читают выразительно, проговаривая все звуки.





Отвечают на вопросы.



























Значит руки не бывают без дела, умелые руки.


Парная



















Коллективная

Познавательные: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста.

11

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Итог урока

(зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности)


Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

- С какой буквой сегодня познакомились?

- Какие звуки обозначает буква Р?

- Возникали ли затруднения при чтении?

Смогли ли вы их преодолеть?

-Оцените, смогли ли вы достичь поставленных целей.

-У вас на столе лежат ромашки





Давайте посадим свои ромашки на гору «успеха» Вершина – всё понятно и могу научить других.

Середина горы – всё понятно, но затруднитесь объяснить другому.

Внизу горы – если вам было тяжело работать на уроке.

Оценивание своей работы на уроке

  1. Познакомиться с новой буквой…

  2. Узнать, какие…

  3. Научиться…







- Выходят к доске оценивают себя, прикрепляя ромашку



Коллективная

Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

слушать и понимать речь других;
Личностные:

самостоятельное определение качества своей работы на уроке