СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему "Растения и животные луга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Растения и животные луга

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о луге, растениях и животных луга

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Растения и животные луга"»

Окружающий мир

Тема: Растения и животные луга.

Цель: формирование у обучающихся представлений о луге, растениях и животных луга.

 

Задачи:

  • образовательные:  познакомить  с разнообразием растительного и животного мира луга;

  • развивающие:  развивать наблюдательность, память, мышление, внимание, речь, умение анализировать, делать выводы; расширять  кругозор, критический подход к получаемой информации;

  • воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным.

Ход урока:

1. Орг. момент

Психологический настрой

— Улыбнитесь друг другу.

Сядьте удобно.

— Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание.


2. Проверка домашнего задания

- А мы сейчас повторим, что изучали на прошлых уроках.  5 человек работают по карточкам.

Карточка - тест (Приложение 1)


- Остальные поиграют со мной в х о


  • Игра "Крестики. Нолики"

- Если вы согласны с моим утверждением ставите, х если нет то о

1. Воздух это смесь газов.

2.Самый распространённый газ это углекислый.
3. Гидросфера это воздушная оболочка земли

4. Воздушный слой защитник земли.

5. Погода это ежегодное повторение погоды в какой-либо местности. (состояние нижнего слоя атмосферы в определенной местности в определенное время)

6. Прогноз погоды особенно важен для водителей дальних рейсов и лётчиков.

7. Барометр это прибор для измерения направления скорости ветра.

8. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы, т.к. при охлаждении воздух сжимается.
9. В дневнике наблюдения а погодой, состояние неба обозначают квадратом.

10.Самый эффективный путь очистки воздуха это озеленение.


  • Взаимоконтроль с пояснением

- Займёмся взаимоконтролем. Взяли в руки карандаш.

Ставим «5» если все верно, если 1 - 2 ошибки – «4», если 3 – 4  ошибки – «3» , если более 4 ошибок – «2».

Х Х О Х О Х О О О Х


- Молодцы! А теперь задание сложнее.


3. Тема урок. Целеполагание

- Узнать о чём пойдёт речь на уроке поможет нам кроссворд.


л

и

ш

а

й

н

и

к

и

м

у

х

о

м

о

р


т

а

й

г

а


1. Самый низкий ярус в лесу составляют эти растения, они могут также поселиться на стволах деревьев.

2. Гриб, который опасен для человека, но служит лекарством для лосей.

3. Именно этим словом называют хвойный лес.

- Сегодня на уроке познания мира мы познакомимся с сообществом луг, с представителями растительного и животного мира данного сообщества.

-  Ребята, а что такое луг в вашем представлении? Ваши ассоциации.

- Нам предстоит выяснить так ли это?


4. Работа над новым материалом


- Что же такое луг?

  • Работа с учебником.

Луг - это участок земли, покрытый травянистой растительностью.

-Луг можно встретить в совершенно разных местах – на равнине между лесами, в низинах, где располагаются реки и даже на горных склонах.

- Луга, которые располагаются по берегам рек и озер, одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются — заливные (пойменные). Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут — вымокнут. Люди никогда не селятся на лугах, т. к. в половодье зальёт жильё.

- Суходольные – не заливаемые половодьем луга с сухой почвой, они располагаются на равнинах. Почва не так богата перегноем, как на заливных лугах.

- Как вы думаете, где могут располагаться лесные луга? (Вдоль лесных опушек, в промежутках между лесами). На таких лугах могут встретиться кустарники или даже деревья.

- Теперь мы отправимся с вами на луг и узнаем, какие же организмы составляют это сообщество. Но отправимся мы не целым классом, а отдельными отрядами: «Ботаники», «Зоологи», «Экологи».

- Что изучают ботаники, зоологи, экологи (наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой)?

- Возьмите по одной карточке, которые лежат у вас на партах, сформируйте группы в соответствии выбранных вами карточек.

-У каждого из вас на столе есть тексты содержащие информацию для вашей группы. (Приложение) И ещё у вас на столах есть конверты с картинками, из которых вы должны выбрать только те, которые относятся к вашему материалу и создать постер. «Ботаники» создают постер о растениях луга, «Зоологи» - о животных луга, а «Экологи» - выясняют проблемы луга, значение луга для человека и роль человека в жизни луга.

  • Работа над постером

  • Защита постеров


5. Итог урока


6. Рефлексия

  • Составление синквейна "Луг"

Луг
Цветут, растут
Полезные, красивые, разноцветные
Человек должен охранять луга.
Жизнь


7. Дом. задание


1.Найдите ошибки ребят и подчеркните их.

Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Букет, чтоб друзьям показать в городе. В траве мы нашли гнездо какой то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца, мы их подержали и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день.

2.Составьте правила друзей луга. Каждое правило начинается с «не».


Приложение 1


Тест

1. Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк
б) кислород, азот, углекислый газ
в) хлор, фтор, йод


2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

а) азот
б) кислород
в) углекислый газ


3. Какими свойствами обладает воздух?

а) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло
б)  Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха


4. Что происходит с воздухом при нагревании?

а) Расширяется
б) сжимается
в) охлаждается


5. Каково значение воздушного слоя Земли?

а) образует облака
б) образует ветер
в) является защитником Земли

6. Наука, изучающая состояние атмосферы и изменение погоды.

а) геология
б) метеорология
в) спелеология


7. Что называют климатом?

а) изменение атмосферного давления.
б) прогноз
в) ежегодное повторение погоды в какой-либо местности.

8. Перемещение воздуха над поверхностью Земли называется...

а) ветер 
б) атмосфера 
в) атмосферное давление

9. Прибор для измерения температуры воздуха:

а) флюгер 
б) термометр 
в) барометр

10. Как нужно охранять воздух от загрязнения?

а) Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.
б)  Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.






Приложение 2

Группа "Ботаники"

Природа не терпит пустоты. И там, где не растут леса и рощи, раскинулись широкие пространства, покрытые травой и цветами. Это — луга. На лугах обычно растут многолетние травянистые растения, заполняющие собой пространство настолько плотно, что их корни и корневища образуют сплошной живой ковер, прикрывающий луговую почву.

Мир луговых растений славится разнообразием. Какие только растения не растут на лугах! Многие из них знакомы нам с детства, как, например, одуванчики, начинающие цвести еще в апреле. На лугу растут и всем известные ромашки, похожие на маленькие солнышки. Яркими голубыми пятнышками выделяются среди растений луга васильки. А вот клевер, хоть и не привлекает внимания яркими цветами, очень нравится пчелам и коровам-буренкам.

Названия некоторых луговых растений напрямую связаны с их внешним обликом. Так, например, цветки колокольчика удивительно похожи на настоящие маленькие колокольчики.  А есть еще на лугу растения, названия которых пришли из народных сказок или поверий. Например, растение «кукушкины слезки» получило свое название из-за маленьких прозрачных комочков на стебельке. По народным поверьям это слезы кукушки.

Встречаются на лугу и растения с довольно неожиданными названиями. Козлобородник, цветки которого похожи на цветки одуванчика, получил свое название из-за того, что когда цветок складывается, из него выглядывает своеобразная кисточка, похожая на козлиную бородку. У растения с названием «погремок» семена упрятаны в коробочку. Если задеть эту коробочку, семена в ней начинают греметь, как в погремушке. А растение «хлопушка» имеет чашечку, раздутую, как воздушный шарик. Если этой чашечкой обо что-то ударить, то послышится отчетливый хлопок. Есть на лугу и растение, очень напоминающее горох. Оно так же, как и обычный горох умеет цепляться за другие растения и подниматься повыше. Вот только горошины у него крохотные, только мышам и подходят. За похожесть на горох и за маленький размер горошин растение так и назвали – мышиный горошек.

Растения луга приносят большую пользу человеку. Среди них много лекарственных растений, из которых делают различные медицинские препараты или же используют в виде настоев и отваров для укрепления здоровья. На лугах растет много растений-медоносов, которые кормят пчел вкусным нектаром, а пчелы из этого нектара делают ароматный мёд. А еще луговые растения – это прекрасный корм для сельских животных. Когда приходит пора сенокоса, траву на лугу скашивают и сушат ее. А когда трава высохнет, получается сено, которое очень нравится коровам и другим травоядным животным, живущим на селе.


Группа "Зоологи"

Как приятно пройтись летом по цветущему лугу, поваляться в зеленой траве! Но, совершая такие прогулки, мы, как правило, не задумываемся о многообразии живых существ, окружающих нас.

Богат и разнообразен животный мир лугов. На цветах – пчелы, шмели, бабочки. Они кормятся нектаром, опыляют цветки.

Внизу, на земле, множество жуков, муравьев. Среди жуков наиболее интересны жуки – навозники и жуки – могильщики. Этих насекомых называют санитарами. Если их достаточно, то они содержат луг в образцовой чистоте.  

Присмотритесь хорошенько, и заметите в траве лягушку, ящерицу или мышь. Каждый обитатель этого большого дома не похож на остальных, имеет свои особенности, свои привычки.
Луговые птицы также отличаются разнообразием и играют важную роль в жизни лугов: они распространяют семена растений и уничтожают опасных вредителей. Здесь встречаются перепела, коростели, трясогузки. Перепел и коростель взлетают редко, в основном бегают по земле. Трясогузка очень стройная птичка. Ее легко узнать. Она постоянно потряхивает хвостиком, за что и получила свое название. Луговой чекан в отличие от перепела и коростеля быстро летает в погоне за насекомыми.

Земноводные и рептилии также не являются редкими гостями на лугах, достаточно лишь присмотреться и прислушаться, как заметишь шмыгнувшую в заросли ящерицу или услышишь кваканье лягушек.

На лугах можно встретить многих представителей млекопитающих. Обилие пищи привлекает на луга и поля мышевидных грызунов. На лугах многочисленна полевка обыкновенная. Полевая мышь отличается от других мышевидных грызунов черной полоской на спине. Самая маленькая мышь наших полей - мышь-малютка - хорошо лазает по стеблям растений. Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой земли. Это работа кротов.


Группа "Экологи"

Экологические связи луга. Все живые организмы луга взаимосвязаны. Растительноядные насекомые, птицы и млекопитающие поедают луговые травы и их семена. Насекомые-опылители (пчелы, шмели, бабочки) питаются нектаром и пыльцой цветов. Насекомые служат пищей для насекомоядных птиц, например, трясогузок. На луговых птиц охотятся хищники: коршун, сокол, ястреб. Мыши являются основным кормом для лисиц. Отмершие растительные и животные организмы перерабатываются в почве бактериями и беспозвоночными животными. Разложившиеся остатки служат плодородным субстратом, на котором растет богатая луговая растительность.

Значение природного сообщества для человека. Луга являются незаменимым источником корма для скота: здесь заготавливается прекрасное сено. Также на лугах выпасают животных. Луговое разнотравье содержит в себе множество лекарственных растений, которые человек издавна использует. Большинство луговых цветов являются прекрасными медоносами. Пчелы собирают на лугах вкусных и очень полезный разнотравный мед. Луга – бесценный источник отдыха. Здесь необыкновенно красиво: разноцветные цветущие волны колышутся под ветром и солнцем, упоительные ароматы цветения и деловитый гул пчел наполняют душу радостью и спокойствием.

Влияние человека на сообщество. Из-за чрезмерного выпаса скота уменьшается разнообразие луговой растительности. При сборе луговых цветов на букеты напрасно губятся самые красивые цветы. Гораздо лучше было бы их сфотографировать и таким образом сохранить себе на память. Также уничтожаются бабочки, шмели и другие насекомые. Многие из них являются редкими и нуждаются в особой охране. Вредной является традиция сжигания весной сухой прошлогодней травы. При этом гибнут молодые ростки и множество полезных насекомых, почвы от этого теряют свое плодородие.

Охрана сообщества. Луга нуждаются в бережном отношении. При скашивании травы на лугах, необходимо оставлять нетронутые участки, чтобы растения на них смогли дозреть и распространить свои семена. Нельзя собирать редкие луговые растения, ловить бабочек и других насекомых. Нельзя сжигать прошлогоднюю траву. Некоторые луга являются заповедными территориями, на которых запрещена любая деятельность человека.