Постановка проблемы | -Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам, в наши края. Весна — это прекрасное время года! Это пробуждение. Как вы думаете, как изменилась природа с приходом весны? -Мы сейчас отправимся в школьный двор и понаблюдаем, как изменилась природа. И посмотрим, правильно вы думаете или нет.Подготовка к экскурсии - Проверьте вашу одежду, есть ли головной убор. Как можно меньше участков тела должны остаться открытыми. Это защитит вас от насекомых, клещей, ведь они тоже проснулись с приходом тепла. -А о чем мы еще должны помнить идя на природу? -На экскурсии нам предстоит выполнить следующее: увидеть изменения, которые произошли с природой по сравнению с зимой понаблюдать за погодой понаблюдать, как изменились растения, появились ли на деревьях и кустарниках цветы и листья понаблюдать, изменился ли внешний вид хвойных растений обратить внимание, появились ли цветущие травянистые растения выяснить, какие перелетные птицы прилетели обратить внимание, какие изменения произошли в жизни зверей и птиц. | - Отвечают на вопросы учителя -Не шуметь, не ломать ветки и не рвать цветы, не мусорить |
Открытие новых знаний | - Ребята, посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее. Но не только у нас поднимается настроение. В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую – приятно. Греется на солнышке и ель рогатая, густо, от маковки до подола, обвешанная старыми шишками. Греются березы – ластовицы, греется лесная детвора – верба. - Я знаю, что некоторые из вас приготовили пословицы о весне. Давайте их послушаем и разберем их смысл. - Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа ранней весной имеет свои достоинства, а также мы немного полюбовались окружающим нас пейзажем. - А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. Посмотрите на небо. Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце. Как оно расположено относительно этого дома? Давайте выполним зарисовку в блокнотах. - Определим цвет неба, облачность. Сделайте соответствующие записи в блокноте. - С помощью термометра определим температуру воздуха, и результат запишем в блокнот. -Есть ли сегодня ветер? Какой он по силе? Есть ли сегодня какие-либо осадки? (Если да, то назвать какие). Рассмотрите поверхность почвы. Какая она? Чем она покрыта? Сделайте соответствующие записи в блокноте. Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? -А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Можем ли мы назвать деревья голыми? Почему? Что мы можем увидеть в это время года на деревьях? Давайте рассмотрим одну из почек, используя лупу, и зарисуем ее внешний вид. - - А теперь разделимся на группы, и каждая из групп получит отдельной задание, записанное на карточке. Карточка №1 К какой группе относится растение, которое вы наблюдаете? -Есть ли на этом растении листья? Какого цвета и формы листья? Много ли их на вашем растении? К какой группе растений относится ваше растение? - Есть ли на растении плоды и семена? Какого цвета кора вашего растения? Каждая из микрогрупп характеризует свое растение для других микрогрупп. - Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны? - Рассмотрите внешний вид птицы, ее размер, форму, окраску. Сделайте соответствующие записи в блокноте. - Чем питается птица, за которой мы наблюдаем? «Игровая» Дети располагаются на полянке, проводится игра «Я знаю...» Цель игры - подвести итог проделанной работы, выяснить, что узнали дети из проведенной экскурсии. 1. Я знаю пять явлений весны... 2. Я знаю пять перелетных птиц... 3. Я знаю пять первоцветов... 4 Я знаю пять проснувшихся зверей... | - Зима весну пугает, да сама тает. Весною сверху печет, а снизу морозит. Красна весна, да голодна. Весною день упустишь – годом не вернешь. - Наблюдают за изменениями в природе, делают пометки в блокнот, ведут беседу. - Солнце поднимается выше, температура воздуха выше нуля, осадки в виде снега с дождем или дождя, почва в некоторых местах покрыта снегом, но уже появляются проталины - Деревья, кустарники - Хвойное или лиственное - Ранней весной на деревьях и кустарниках нет листьев, но можно заметить набухшие почки, а также плоды и семена. Цвет коры деревьев и кустарников яркий, по сравнению с другими сезонами. Травы не наблюдается - Отвечают на вопросы учителя |
Закрепление изученного | - Ребята, после нашей экскурсии сделаем вывод. Вывод вы будете делать на карточке № 2. Карточка № 2 Как изменилась природа весной? -Назовите правильные ответы. *Птицы прилетают с юга *Появляются проталины *Растаял снег *Солнце светит чаще *Земля покрылась снегом *Появляется трава *Становится теплее *Птицы улетели на юг *Созревают яблони *Цвет коры деревьев более яркий. Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? | -Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы |