СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коспект урока по окружающему миру тема: В гости к весне УМК Школа России

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру»

Тема: В гости к весне

Программа: УМК «Школа России»

Учебник: А. А. Плешакова «Окружающий мир»

Тип урока: изучение новых знаний

Методы работы: беседа, работа в группах

Оборудование: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки.

Цель: показать учащимся особенности пробуждения природы в различных биоценозах и найти причины различных фаз развития растений.

 Планируемые результаты:

Личностные: мотивация на самостоятельное исследование, интерес к познанию природы.

Метапредметные

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, принимать и сохранять учебную задачу, исследовать по плану.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование цели, формирование ответов на вопросы учителя, постановка и решение вопросов, развивать умения работать из различных источников.

Коммуникативные: понимать позицию партнера, согласовывать действия с ним, вступать в коллективное сотрудничество, принимать другое мнение и позицию, инициативное сотрудничество в поисках информации.

Предметные: развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, о наступивших изменениях в мире растений с приходом весны – цветении древесных и кустарниковых растений; научить определять раннецветущие растения, формировать представления об особенностях весны, наблюдение за состоянием весны.


Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Добрый день, мои юный друзья! Сегодня я приглашаю вас в гости к…

Отгадайте, к кому?

Если речка голубая

Пробудилась от сна

И бежит, в полях сверкая,

- Значит к нам пришла...

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая,

- Значит к нам пришла...

Если солнце разрумянит

Наши щеки докрасна,

Нам еще приятней станет,

- Значит к нам пришла...

(А. Некрасова.)

-Приветствуют учителя












-Весна

Актуализация знаний

-Вспомните, какая бывает природа?  
Что относится к живой природе? Что относится к неживой?

-Ребята, а как человек узнаёт, что пришла весна?

Какие признаки весны вы знаете?








- Ведут диалог с учителем,  высказывают свое мнение


Постановка проблемы

-Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам, в наши края. Весна — это прекрасное время года! Это пробуждение.

Как вы думаете, как изменилась природа с приходом весны?

-Мы сейчас отправимся в школьный двор и понаблюдаем, как изменилась природа. И посмотрим, правильно вы думаете или нет.Подготовка к экскурсии
- Проверьте вашу одежду, есть ли головной убор. Как можно меньше участков тела должны остаться открытыми. Это защитит вас от насекомых, клещей, ведь они тоже проснулись с приходом тепла.

-А о чем мы еще должны помнить идя на природу?
-На экскурсии нам предстоит выполнить следующее:

  • увидеть изменения, которые произошли с природой по сравнению с зимой

  • понаблюдать за погодой

  • понаблюдать, как изменились растения, появились ли на деревьях и кустарниках цветы и листья

  • понаблюдать, изменился ли внешний вид хвойных растений

  • обратить внимание, появились ли цветущие травянистые растения

  • выяснить, какие перелетные птицы прилетели

  • обратить внимание, какие изменения произошли в жизни зверей и птиц.











- Отвечают на вопросы учителя




















-Не шуметь, не ломать ветки и не рвать цветы, не мусорить

Открытие новых знаний


- Ребята, посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее. Но не только у нас поднимается настроение. В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую – приятно. Греется на солнышке и ель рогатая, густо, от маковки до подола, обвешанная старыми шишками. Греются березы – ластовицы, греется лесная детвора – верба.

- Я знаю, что некоторые из вас приготовили пословицы о весне. Давайте их послушаем и разберем их смысл.







- Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа ранней весной имеет свои достоинства, а также мы немного полюбовались окружающим нас пейзажем.

- А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. Посмотрите на небо. Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце. Как оно расположено относительно этого дома? Давайте выполним зарисовку в блокнотах.

- Определим цвет неба, облачность. Сделайте соответствующие записи в блокноте.

- С помощью термометра определим температуру воздуха, и результат запишем в блокнот.

-Есть ли сегодня ветер? Какой он по силе?

Есть ли сегодня какие-либо осадки? (Если да, то назвать какие).

Рассмотрите поверхность почвы. Какая она? Чем она покрыта? Сделайте соответствующие записи в блокноте.

Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе?

-А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Можем ли мы назвать деревья голыми? Почему? Что мы можем увидеть в это время года на деревьях?

Давайте рассмотрим одну из почек, используя лупу, и зарисуем ее внешний вид.

- - А теперь разделимся на группы, и каждая из групп получит отдельной задание, записанное на карточке.

Карточка №1

К какой группе относится растение, которое вы наблюдаете?

-Есть ли на этом растении листья?

Какого цвета и формы листья?

Много ли их на вашем растении?

К какой группе растений относится ваше растение?
- Есть ли на растении плоды и семена?

Какого цвета кора вашего растения?

Каждая из микрогрупп характеризует свое растение для других микрогрупп.

- Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны?


- Рассмотрите внешний вид птицы, ее размер, форму, окраску. Сделайте соответствующие записи в блокноте.

- Чем питается птица, за которой мы наблюдаем?
«Игровая»

Дети располагаются на полянке, проводится игра «Я знаю...»

Цель игры - подвести итог проделанной работы, выяснить, что узнали дети из проведенной экскурсии.

1. Я знаю пять явлений весны...

2. Я знаю пять перелетных птиц...

3. Я знаю пять первоцветов...

4 Я знаю пять проснувшихся зверей...





























- Зима весну пугает, да сама тает.

Весною сверху печет, а снизу морозит.

Красна весна, да голодна.

Весною день упустишь – годом не вернешь.


- Наблюдают за изменениями в природе, делают пометки в блокнот, ведут беседу.












































- Солнце поднимается выше, температура воздуха выше нуля, осадки в виде снега с дождем или дождя, почва в некоторых местах покрыта снегом, но уже появляются проталины




























- Деревья, кустарники









- Хвойное или лиственное


















- Ранней весной на деревьях и кустарниках нет листьев, но можно заметить набухшие почки, а также плоды и семена. Цвет коры деревьев и кустарников яркий, по сравнению с другими сезонами. Травы не наблюдается

- Отвечают на вопросы учителя

Закрепление изученного

- Ребята, после нашей экскурсии сделаем вывод. Вывод вы будете делать на карточке № 2.

Карточка № 2

Как изменилась природа весной?
-Назовите правильные ответы.

*Птицы прилетают с юга

*Появляются проталины

*Растаял снег

*Солнце светит чаще

*Земля покрылась снегом

*Появляется трава

*Становится теплее

*Птицы улетели на юг

*Созревают яблони

*Цвет коры деревьев более яркий.

Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе?


























-Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы

Подведение итогов в классе.


-Наша экскурсия подошла к концу. Ребята, что же нового вы узнали сегодня? Какие трудность нам встретились? Так как же меняется природа с приходом весны?

-Отвечают на вопросы

Рефлексия

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?
-Вы сегодня замечательно работали на уроке. Спасибо, молодцы. 


- Отвечают на вопросы

Домашнее задание

- Напишите сочинение на тему «В гости к нам весна пришла» (используя знания, полученные на экскурсии).
- А сейчас мы отправляемся в класс. (Организованно возвращаемся в школу).