СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Про тебя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по окружающему миру для 2 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Про тебя"»

Учитель начальных классов МАОУ СОШ №31 г. Тамбова Гудкова Наталия Николаевна

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

УМК: «Перспективная начальная школа»

Тема: Про тебя

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование представлений о человеке, как части живой природы.

Планируемые результаты обучения, формирования УУД:

Предметные:

-научатся объяснять понятия «живые существа», «живые организмы»,

-понимать, чем человек отличается от других живых существ,

-осознавать ответственность человека за общее благополучие.

-устанавливать признаки сходства и различия людей друг от друга

Метапредметные:

Регулятивные:

-отслеживать цель учебной деятельности;

-следовать установленным правилам планирования способа решения;

-адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия;

- оценивать собственные успехи в изучении и закреплении нового материала

Познавательные:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

- осознанно соблюдать гигиену органов чувств человека;

Коммуникативные:

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе; устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнёра, корректно сообщать товарищу об ошибках;

- задавать вопросы с целью получения нужной информации;

- организовывать взаимопроверку выполненной работы;

- высказывать своё мнение при обсуждении задания.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, сигнальные карточки, раздаточный материал, картинки (грибы, растения, животные, человек), кроссворд, учебники, рабочие тетради, увеличительное стекло, тушь, сосуд с водой, пустой сосуд, листы бумаги, ножницы



Ход урока





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Мотивация к учебной деятельности

СЛАЙД 1

Прозвенел для нас звонок

 Начинается урок!

Будем мы  внимательны,

Прилежны и старательны!

Утром солнышко проснулось,

Всем ребятам улыбнулось.

Лучик тёплый, золотой, на урок возьмём с собой.

Будет нас он согревать, на уроке помогать.

(На ватмане появляется солнышко) (Учитель раздает лучики детям)

- А чтобы хорошо работать на уроке, какое выражение должно быть? Покажите мне. Надеюсь, мы хорошо поработаем на уроке. СЛАЙД 2

Ответы учащихся


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.













И г р а «Живое – неживое». (сигнальные карточки)

Ж ивое

Н еживое














Ребята, помогите из букв составить слово, которое мы произносим на протяжении почти всех уроков окружающего мира во 2 классе.

- Да, действительно. А что такое природа?


-На какие две группы делят природу?


- Чем отличается живая природа от неживой?

- На партах есть карточки, выберите только признаки живой природы.






СЛАЙД 3


- А вы легко можете определить, что относится к живой природе, а что к неживой природе?

-Давайте проверим. Я буду называть слова, а вы, если этот предмет относится к живой природе, поднимаете зелёную карточку, а если к неживой, то красную. Готовы?


Ветер, обезьяна, сосна, песок, камень, кузнечик, САМОЛЁТ,

-Почему не подняли карточку?

Пчёлы, река, заяц, кукушка, солнце, змея.

-Молодцы, вы прекрасно справились.

- А какое место в природе занимаем мы – люди?



- Почему? Докажите.


Природа


Природа – это все, что нас окружает и существует независимо от человека.

- Природу делят на живую и неживую.


Работа в парах

Признаки живой природы:

- рождаются.

-питаются

-дышат

-растут

-развиваются

-приносят потомство











Учащиеся поднимают сигнальные карточки



-Это изделие, которое сделал человек


-Человек – это живой организм и относится к живой природе.

Он дышит, питается, развивается, у него рождаются дети.)

3. Выявление места и проблемы затруднения.

Тест «Распредели предметы на группы»





3.1 Постановка проблемного вопроса








Целеполагание







3.2. Стадия вызова:


-Давайте выполним ещё одно задание. У вас на партах лежат карточки. Разделите их на три группы и дайте названия группам.

-Какие группы у вас получились? А какая осталась лишняя карточка и какая? СЛАЙД 4

- Расскажите о прорастании семени фасоли.


СЛАЙД 5




-Может мы растения?

-Расскажите, как появляется на свет и развивается аистёнок.

СЛАЙД 6




-Может мы птицы?

- Вставьте пропущенные в тексте слова.

Хотя я и умею плавать, но я не…(рыба). Хотя я и умею ходить, но у меня не шесть ног, поэтому я не …(насекомое). У меня нет крыльев и я не умею летать, поэтому я не…(птица). Я ношу шляпу, но я не…(гриб). Я – (человек).

- Почему не смогли определить группу?


- Как вы думаете ребята, какая у нас сегодня будет тема урока, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

-Тема нашего урока «Про тебя»

СЛАЙД 7

- Как вы думаете, что мы должны выяснить сегодня на уроке?

Какие цели поставим перед собой?



- Как вы думаете, достаточно ли у вас знаний и представлений по этой теме? Тогда отметьте уровень своих знаний на листе Самооценки на начало урока.

Работа в парах


Растения, грибы, животные


Человек


Один ученик рассказывает(по слайду)

(Семя сажают во влажную почву. Через несколько дней появляется стебелёк, раскрываются первые два листочка, потом ещё четыре. Если ухаживать за растением: поливать, держать в тепле и на свету, то оно разовьётся. Растение зацветёт, даст плоды и семена.)

Нет

(Сначала мама высиживает птенцов, пока они не появятся на свет. Потом мама за ними ухаживает пока они не станут взрослыми и самостоятельными. Птенцы активно кушают и растут. Взрослый аист улетает из гнезда и заводит свою собственную семью. И история начинается сначала.)


Нет





Столкнулись с затруднением


О человеке, о нас

«ПРО ТЕБЯ»



Узнать к какой группе относится человек

Чем человек отличается от других





Учащиеся заполняют лист самооценки на начало урока.



4. Построение проекта выхода из затруднения

Чтобы достичь поставленной цели мы должны составить что?

Я предлагаю вам обсудить на уроке вот такие вопросы.

ВОПРОСЫ:

1.Кто такой человек?

2. Отличие человека от других.

3. Изучить части тела.

4. Внешние признаки человека

5.Органы чувств


- Выполнение каждого пункта будем фиксировать на доске.

План выхода из затруднения






5. Реализация построенного проекта


СЛАЙД 8.Человек – часть живой природы. Все живое растет. Мы тоже растем.

Меня родила мама, выкормила молоком. На моей коже есть волоски. К какой группе меня можно отнести?

-Приведите примеры млекопитающих.

-Мы выполнили первый пункт нашего плана. Идём дальше.

-И всё же человек отличается о других млекопитающих. Чем? Отгадайте загадку:

На земле он всех умней, от того и всех сильней.СЛАЙД 9

В игре «Живое-неживое» было слово САМОЛЁТ. Его изобрёл человек и стал летать выше и быстрее чем птица.

Человек изобрёл акваланг и стал плавать и нырять под водой не хуже, чем рыба.

А научить пользоваться компьютером медведя или обезьяну вообще невозможно.

Что еще умеет делать человек? (стр. 50-51 уч.) рассказать по иллюстрациям.

Работа в раб. Тетради №47(сам-но) Проверка на слайде СЛАЙД 10

Какой пункт плана мы изучили?

-Какой следующий пункт плана мы будем реализовывать?

-Чем же похожи люди между собой?

-Разгадайте кроссворд о частях тела:

1.Новорожденный ребенок сосет…(грудь)

2. Утром заплетают девочки косички на…(голова)

3.С их помощью человек передвигается…(нога)

4. Когда много съешь, он болит…(живот)

5. После прополки огорода она болит…(спина)

6. Поворачивает голову в разные стороны…(шея)

7. Крупная часть тела…(туловище)

-Я предлагаю вам сейчас выполнить такое задание в парах.

-Подпишите названия частей тела человека. Будьте внимательны!

- Сравните вашу работу с эталоном. Кто допустил ошибки? СЛАЙД 11

-Кто изображён на картинке у первой группы? У второй?




Млекопитающее

Ответы учащихся. Фиксация 1 пункта

Звери






он может читать, писать, считать, рисовать, сочинять стихи. Только человек может делать то, что нужно другим живущим на Земле, даже создавать то, чего не создала природа

Человек- существо разумное.

(Люди прокладывают дороги, выводят новые породы животных, работают на компьютерах, учат детей в школе)




2



Изучение частей тела

(черты лица, части тела, характер и т.д.)






Работа в группах







Девочка, мальчик


6.1.Первичное закрепление во внешней речи.

-Какой вывод можно сделать после нашей работы?

- Какой пункт плана мы изучили?


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


-Что предстоит дальше узнать?

СЛАЙД 12

-Рассмотрите внимательно слайд и скажите в чём различия?

У людей по-разному развиты физические качества: сила, выносливость, ловкость, гибкость. Люди отличаются и чертами характера: одни более добры, честны, аккуратны, вежливы, отзывчивы, трудолюбивы, другие менее. Одни хорошо запоминают стихи, другим это дается с трудом. И думают, и фантазируют люди по-разному.

Проведем игру «Снежинка» (показывает, что все думают и действуют по-разному).

Учитель раздает учащимся по листку бумаги и объясняет, что все должны действовать по его указаниям:

1. Взять листок бумаги.

2. Сложить его вдвое.

3. Оторвать верхний правый угол.

4. Снова сложить бумагу вдвое.

5. Оторвать верхний правый угол.

6. Снова сложить бумагу вдвое.

7. Оторвать верхний правый угол.

8. Снова сложить бумагу вдвое.

9. Вновь оторвать верхний правый угол.

10. Развернуть листок бумаги.

- Обратите внимание на то, как по-разному выглядят получившиеся у вас листки бумаги.



-Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно?

- Почему?

-Почему же листки надорваны так по-разному?




- Внешнее строение у людей одинаковое.


3



Внешние признаки человека



ростом, весом, цветом кожи, глаз, волос, формой носа и ушей.









Работа в группах












Нет

Потому что все выполняли инструкцию учителя.

Потому что каждый истолковал по-своему, что такое верхний правый угол свернутого листа бумаги


- Так в чём же сходство и различия людей?

Сходство частей тела, а различия –внешние признаки.

6.2.Первичное понимание:


- Рассмотрите портреты Маши и её родителей. (У с.47)

-На кого она похожа?

-А на кого похож Миша?

-А как вы догадались?

- А на кого вы похожи? (СЛАЙД 13фото детей)

- Как бы родственники не были похожи, они всё-таки отличаются. На свете не существует двух людей, даже близнецов, имеющих одинаковые отпечатки пальцев.

СЛАЙД 14

Чаще всего встречаются три основные группы рисунков – дуга, завиток и петля. Сделаем отпечаток большого пальца левой руки. Рассмотрите узоры своих пальчиков и пальчиков соседа с помощью лупы. Попробуйте определить, к какой группе они относятся. (Проведение опыта) делают вывод

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Сейчас я буду перечислять определенные признаки
сходства и различия людей. Если у вас имеются названные признаки, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то топаете ногами.
Эти люди носят очки, любят писать письма, ежедневно два раза в день чистят зубы, каждый день делают зарядку, любят гречневую кашу, умеют играть на музыкальном инструменте, хорошо плавают, любят маму, любят дежурить по классу, читать книги, хорошо рисуют, любят мороженое, любят математику, любят лето, любят кататься на лыжах.
Было ли так, что кто-то топал, а кто-то в это время хлопал? Почему

-Какой пункт плана реализовали?

-Мы приступаем к последнему пункту. Прочитайте его.



На папу

На маму

Черты лица: форма носа, изгиб бровей, цвет и разрез глаз, цвет волос.


Ответы учеников






Учащиеся делают отпечатки и рассматривают рисунки своего пальца, сравнивают с отпечатком соседа.

Отпечатки различаются










да

4


Органы чувств


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.







Красота картин

Холодный ветер

Шум моря

Аромат кофе

Вкус конфеты

Смех детей

Горячая вода


орган зрения

орган слуха

орган вкуса


орган обоняния

орган осязания





- Как бы люди ни отличались друг от друга, у них у всех одинаковые органы чувств.

Отгадайте загадки:

1. Одежда, которая не промокает, не мнётся, не выцветает,

Носить её можно хоть 100 лет.

2. Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.

3. Если б не было его,
Не сказал бы ничего.

4. Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят.

5. У зверушки на макушке,

А у нас ниже глаз.


- Что объединяет эти слова? Какие органы чувств вы знаете?

СЛАЙД 15

У человека пять органов чувств: глаза – орган зрения, уши – орган слуха, язык – орган вкуса, нос – орган обоняния, кожа – орган осязания.

Просмотр учебного фильма «Органы чувств»

Проведение опыта с водой. Дети с завязанными глазами определяют, что льется вода. Затем определяют другие свойства воды с помощью других органов чувств.

-Сейчас вы будете работать самостоятельно. Вам необходимо соединить стрелками слова с органами чувств .


-Проверьте свою работу по эталону. СЛАЙД 16

- Кто не допустил ошибок?

- У кого были затруднения?

-Так какой орган чувств помогают человеку чувствовать тепло, холод?

-Какой помогает нам любоваться картинами?

-Запах вкусных булочек?

-Определить кислое или сладкое?

-услышать похвалу от учителя?

Эти органы играют большую роль в жизни человека, поэтому существует много пословиц и поговорок, где упоминаются эти органы. Продолжи пословицу или поговорку:

-Не верь ушам, а верь…


-Глаз-не очки, выбьешь-…


-Медведь на ухо…


-Водить кого-то за …

-Глаза боятся, а руки…


-Не в бровь, а в …



-Кто весел, а кто и нос …

Игра: ассоциации

-С какими органами чувств ассоциируются:

Лимон


Духи


Лед


Мед


Соловей


- А как животные получают информацию об окружающем мире?

- А есть отличие в познаниях окружающего мира у человека и животного?

-Ребята, вы молодцы!




Кожа

Нос



Язык

Глаза

Уши



Ответы детей.









Самостоятельная работа






Проверка





Кожа


Глаза

Нос

Язык

Уши

(При помощи органов чувств)

глазам

не купишь

наступил


нос

делают

глаз

повесил


зрение, вкус, обоняние

обоняние, зрение

осязание, зрение

вкус, зрение, осязание, обоняние

слух, зрение

Органы чувств


(Человек может получать информацию из книг и интернета)


8. Рефлексия

- Все ли пункты плана урока мы разобрали?

-Все поставленные цели достигнуты? Как их достигали?

Оцените свою работу на уроке СЛАЙД 17
Продолжите начало предложения.

Я узнал…
Я смог…
Мне понравилось…

Если вы хорошо усвоили материал, то желтых бабочек прикрепите к нашему солнышку, а, если надо что-то еще подучить- красную.


Закончить урок я хочу стихотворением

Когда хороший человек рождается на свет,

На нём отметки « хорошо » нигде, конечно, нет.

Но он живёт, растёт, творит, он делает добро,

И каждый, встретившийся с ним, сказал :

" Мне крупно повезло ! "

Мне повстречался человек отзывчивый такой,

С большой и светлою душой и умной головой.

И если б каждый был таким, жилось бы так светло !

Сама Земля сказала б им : " Мне крупно повезло ".

Будьте хорошими людьми, бережно относитесь к природе, ведь мы с природой единое целое.

Ответы учащихся

(работали в группах, парах)









Лист самооценки



9. Домашнее задание

СЛАЙД 18 Приготовить сообщение о гигиене органов чувств (по выбору). Упр.47(т) СЛАЙД 19