Организационно-мотивационный этап | 1.Подготовить учащихся к работе; 2.Настроить детей на положительную работу на уроке. | Фронтальная, словесный, беседа | -Здравствйте ребята, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я, меня зовут Снежана Артуровна. -Присаживайтесь. Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться, Будем думать, рассуждать. Можем мы урок начать. Я желаю вам успешной и плодотворной работы! | Поприветствовали учителя. Включаются в учебную деятельность | Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности |
Ориентировочный этап | Проверка домашнего задания. 1.Заинтересовать детей изучением нового материала. 2.Поставить цели и задачи урока совместно с детьми. | | -Сегодня мы с вами проведём игру-викторину. За каждое выполненное задание, вы получите звёзды, которые так необходимы нам сегодня. - Итак, 1 задание: Кто быстрее отгадает без ошибок, с каких деревьев собраны эти букеты? - Сейчас мы разделимся на команды. (групповая работа) 2 задание: найдите «лишнее» слово, подчеркните и объясните его: 1 команда – лиса, медведь, дятел, заяц 2 команда - комар, жук, синица, бабочка, муха. 3 задание: определите, что объединяет слова каждой строчки. Назовите одним словом. 1 команда – ястреб, сокол, синица дождь, снег, град сентябрь, октябрь, ноябрь 2 команда - карась, окунь, акула ландыши, пионы, георгины январь, февраль, декабрь Подведение итогов. - Ребята, как вы думаете, для чего перед вами лежат звёзды? Действительно, эти звёздочки помогут нам сегодня. Итак, отправляемся в путешествие! Картинка на доске. - Скажите, что перед вами? - Почему вы так решили? - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? -Верно, сегодня мы поговорим о звёздном небе. (Какие созвездия есть на небе? Почему одни звёзды светят ярко, а другие нет? Что такое зодиак? Что такое Солнце?) -Откройте учебники на странице 40 и прочитайте тему урока и чему мы будем учиться на уроке. -Чему мы будем учиться на уроке. Действительно. -Посмотрите в учебник, мы с вами переходим во 2 раздел, как он называется? Что мы узнаем в этом разделе? Хорошо. | Отвечают на вопросы устно Слушают учителя Ответы детей: клён, берёза, дуб 2 команды. Ответ детей: дятел – птица Ответ детей: синица – птица; комар, жук, бабочка, муха – насекомые Птица Осадки Осенние месяцы Рыбы Цветы Зимние месяцы -Чтобы было интересно на уроке. Мы будем изучать звёзды и другие ответы. По количеству звёзд определится победитель -Звёздное небо -На небе много звёзд -О звёздном небе -Узнаем новые созвездия. Научимся различать созвездия Отвечают на вопросы устно Читают что написано в учебнике | Познавательные УУД: формирование умения самостоятельно формулировать тему и цель урока Регулятивные УУД: формирование умения ставить перед собой цель и удерживать её на протяжении всего урока. |
Поисково-исследовательский этап. | Физминутка | Фронтальная, словесный, объяснение, работа по учебнику | Ребята разгадайте загадку: Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? - Сколько звёзд в ковше созвездия Большой Медведицы? - Сколько медведиц вы знаете? В северной части неба можно встретить 2-х Медведиц: Большую и Малую. - Чем примечательно созвездие Малой Медведицы? Прочитаем. (читает один ученик) - Какое направление она указывает? - Ребята, а кто-нибудь сможет ответить на вопрос, сколько звёзд на небе? - Действительно, их огромное количество, которое не сосчитать. Чтобы глаз вооружить И со звёздами дружить, Млечный путь увидеть надо Нужен мощный … (телескоп) ТЕЛЕСКОП - Звёзд огромное количество, которое не сосчитать, но можно наблюдать через телескоп. Телескоп появился в 1609 году, 400 лет назад и назывался - дальновидец. Интересно, что звёзды в телескопе не выглядят крупнее. Телескоп звёзд не приближает, просто глазу открываются всё больше участков неба. - Как вы думаете, когда звёзды хорошо видны, днём или ночью? Наиболее богато яркими звёздами зимнее небо. При нормальном зрении можно увидеть 6 000 звёзд. Пролетает звездолёт, С ним отправимся в полёт. Правое крыло отвёл, Посмотрел. Левое крыло отвёл, Посмотрел. Я мотор завожу И внимательно гляжу. Поднимаюсь ввысь, лечу. Возвращаться не хочу. | -Созвездие Большая Медведица В ковше созвездия 7 ярких звёзд Большая и Малая -В созвездии Малой Медведицы находится Полярная звезда, по которой ориентируются все путешественники В течение всей ночи звёзды на небе изменяют своё положение, т.к. Земля вращается вокруг своей оси. Только одна звезда остается на месте – Полярная. Если встать к ней лицом, то впереди будет север, сзади юг, слева запад, справа восток. Это один из самых точных способов ориентирования -Много. Не сосчитать -Ночью звёзды хорошо видны, если небо не затянуто тучами, хорошо рассмотреть звёздное небо в яркую безлунную ночь. | Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. |
Практический этап | 1.Применение теоретических знаний в условиях выполнения заданий, формирование навыков. | Фронтальная, индивидуальная, парная, словесный, беседа | (За верный ответ – звезда). - Как вы думаете, почему звёзды светятся? - А какое ещё небесное тело горячее? (Солнце). - Какое значение жизни Солнца для жизни на Земле? (Солнце даёт свет и тепло). Правильно, ребята, сейчас предлагаю решить кроссворд в парах, узнаем кто внимательно слушал и работал на уроке. Кроссворд 1. Самая яркая планета Солнечной системы, названа в честь богини красоты. (Венера.) 2. Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты. (Космос.) 3. Небесное тело, которое само светится. (Звезда.) 4. Ближайшая к Земле звезда. (Солнце.) 5. Ближайшая к Солнцу планета. (Меркурий.) 6. Естественный спутник, вращающийся вокруг Земли. (Луна.) 7. Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца. (Планета.) 8. Планета Солнечной системы, вторая по счету (Марс.) 9. Планета, на которой есть жизнь. (Земля.) Ключевое слово: Вселенная. Проверка на доске. Молодцы, ребята, вы правильно решили кроссворд. Все на уроке внимательно слушали, что я рассказывала. | Отвечают на вопросы Решают кроссворд в паре -они горячие -солнце | Регулятивные УУД: определение последовательности действий; способность к организации своей деятельности; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Личностные УУД |
Рефлексивно-оценочный этап | Подвести итог урока; организовать рефлексивный анализ учебной деятельности. | Фронтальная, индивидуальная Словесный, беседа, опрос | Записываем д/з О чем мы говорили на уроке? Смогли ли достичь поставленных целей на урок в начале урока? А теперь, я вам предлагаю сделать, собственное звёздное небо, каждый из вас по рядам будет выходить к доске и приклеивать звезды. (берут с моего стола). -звезды желтого, оранжевого и красного цвета. Желтая звезда означает, что вам понравился урок, и вы узнали много нового. Оранжевая – вам понравился урок, но вы уже знали то, о чем мы сегодня с вами говорили. Красная – вам урок не понравился, и вы ничего не запомнили на уроке -Вы выбираете нужную звезду, и приклеиваете ее на наше звездное небо | Оценивают свою работу на уроке Отвечают на вопросы Приклеивают свои звезды на доску. | Регулятивные УУД. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |