СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Природные богатства и труд человека - основа экономики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Природные богатства и труд человека - основа экономики"»

Технологическая карта урока

Класс: 3

Предмет: Окружающий мир

Тема: Природные богатства и труд человека-основа экономики.

Цель: формирование первоначального представления о природных богатствах и трудовой деятельности людей, как основе экономики.

Задачи:

  1. Дидактическая задача:

Формировать умения проводить простейшую классификацию; использовать предложенный источник для извлечения информации; создавать развёрнутые высказывания о трудовой деятельности человека, о природе, природных богатствах.

  1. Развивающая задача:

Развивать умения понимать целостность окружающего мира; классифицировать предложенные объекты; выявлять недостаток информации для решения учебной задачи на основе предложенного алгоритма; формулировать цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; в процессе диалогов задавать вопросы; планировать действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; объективно оценивать результаты своей деятельности,

Воспитательная:

Воспитывать проявление культуры общения, уважительного отношения к людям; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться; осознание роли человека в природе, принятие экологических норм поведения; проявление познавательного интереса, активности, и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств; осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека








Этап урока

Образовательная

Задача этапа урока

Методы

И приемы

работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Этап мотивации












Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деят-ти.

Словесный (Обсуждение)

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ножки вместе,

Спинки ровно.

И к уроку все готово.

Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Николаевна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Присаживайтесь.

- Прочитайте хором фразу на доске: «учиться всегда пригодится» Как вы понимаете эту фразу. (ответы детей)

-Ребята, какими вы должны быть сегодня на уроке, чтобы получить знания? (активными, дружными, внимательными)

-Предлагаю эту фразу сделать девизом нашего урока.


Проявляют ответственное отношение к уроку окр. мира, через готовность к уроку.








Формулируют собственное мнение

Фронтальная

Презентация (Рower Рoint)

Контроль учителя


К.: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение;


П: формулировать собственное мнение

Ответственно относиться к уроку окр. мира, быть - готовым к уроку.

Этап актуализации и фиксирование затруднения

Подготовить мышления учащихся и организовать осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.


Практический

«Верные и неверные утверждения»)

-Начинаем наш путь к знаниям.

- Сейчас предлагаю вам выполнить задание на карточках. Ваша задача определить верные и неверные утверждения. Если утверждение верное, поставьте напротив него +, если неверное, то -.

1. Всё, что людям нужно для жизни, называют потребностями. +

2. Главной задачей экономики является производство товаров – (удовлетворение потребностей людей)

3. Вещи, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называются товарами. +

4. Основу экономики составляют только природные богатства. –

-ребята, давайте проговорим ваши ответы. У вас возникли разные мнения.

-как вы думаете почему мы не смогли определить верно 4 утверждение или нет? (потому что не знаем, что составляет основу экономики)


Определяют

изученные объекты













Формулируют собственное мнение

Выявляют в каком месте возникло затруднение и ее причины












Индивидуальная







Карточки




Самоконтроль


Контроль учителя





Определять

изученные объекты






















К: признавать возможность существования разных точек зрения;


П:Формулировать собственное мнение

П:выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи




проявление познавательного интереса, активности




осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития

Выявление места и причины затруднения.



Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Словесный - беседа

(обсуждение)

-как вы думаете почему у нас возникло затруднение? (потому что не изучали тему)

-Какое возникло затруднение? (не смогли определить, что является основой экономики)


Выявляют недостаток информации для решения учебной задачи

Фронтальная


Контроль учителя


П: устанавливать причинно-следственные связи;

П:выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи


проявление

познавательного

интереса,

активности,

инициативности

Этап построение проекта выхода из затруднения

Организовать деятельность постановки цели учебной деятельности и на этой основе - выбрать способ и средства их реализации.


Словесный (беседа«Предположи»)







Практический «Определи последовательность»






-Ребята, какую цель, мы можем поставить на нашем уроке? (узнать, что составляет основу экономики)

-Предположите, какая тема нашего урока? (Основы экономики)

-Верно, тема нашего урока-природные богатства и труд человека-основа экономики)

-Для того, чтобы нам достичь цели, что мы должны сделать? (составить план)


-Ребята, у вас на столах лежат карточки, с перемешанными пунктами плана, вам необходимо в парах посовещаться и отметить правильную последовательность пунктов плана. Давайте вспомним правила работы в паре. (1 пара составит план у доски, 1 пара на смарт доске)

План:

1. Изучить основные виды природных богатств и их значение для экономики.

2. Узнать, какую роль играет труд человека в экономике.

3. Сделать вывод.

4. Применить полученные знания

-Ребята, обратите внимание на доску, у вас получилось также, как у ваших одноклассников?

-Также у вас на столах лежат листы самооценки. На протяжении урока вы будете в них оценивать свою деятельность.


Формулируют цель и тему урока













планируют самостоятельно действия по решению учебной задачи;














Фронтальная













Парная


















Фронтальная



Презентация PowerPoint









Карточки





ЛенингАпс

https://learningapps.org/watch?v=p6z0hniw225



Контроль учителя














Взаимоконтроль








П:формулировать цель и тему предстоящей работы







К.: признавать возможность существования разных точек зрения

Р.: планировать самостоятельно действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций;








Проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам



Этап реализации построенного проекта

Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.










Словесный беседа (обсуждение)

































Словесный беседы (обсуждение)



Словесный (Смысловое чтение)





Словесный (Смысловое чтение)















Наглядный (демонстрация)

















Наглядный (иллюстрация)























Наглядный (иллюстрация)























Словесный беседа (обсуждение)























Практический «Филворд»



Словесный беседа (обсуждение)

































Практический (работа с текстом)































Словесный беседа «Вопрос-ответ»
















-Какой 1 пункт плана?

- Изучить основные виды природных богатств и их значение для экономики.

-Давайте вспомним, что такое природные богатства? Природные богатства — это объекты и явления природы, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей людей.

-Назовите природные богатства, которые вы знаете. (земля, воздух, почва, полезные ископаемые, растения и животные)

-Какое значение эти природные богатства имеют в экономике?

-Для того, чтобы узнать какое значение имеют природные богатства для экономики, мы с вами будем разбирать каждое из них, выявлять роль и фиксировать в таблицу в рабочих тетрадях на странице 26.

-Итак, о каких природных богатствах мы будем с вами говорить?

-Первым природным богатством является- воздух.

-Зачем нам нужен воздух? (Для пользы человека, для жизни?)

-Как вы думаете, для чего воздух может пригодиться в экономике?

-Давайте проверим ваши предположения. Для этого вам нужно прочитать учебник на странице 42-43 и ответить на вопрос какую роль играет воздух в экономике.

-(имя) прочитай вслух.

-Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Движение воздуха – ветер – во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения – ветряные установки.

Сделаем вывод и запишем его в рабочую тетрадь: (используется для выработки электроэнергии)

-Ребята, какой следующих вид ПБ? (вода)

-а как вы думаете, а была бы жизнь без воды?

-Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдет в экономике если не будет воды?

-Давайте прочитаем, что сказано в учебнике об этом природном богатстве.

-(попросить прочитать)

-Если не будет воды, то остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, больницы. Остановится весь водный транспорт, а значит, и многие товары не смогут перевозиться из страны в другую. – Какой вывод мы можем сделать? Какую роль играет вода в экономике? Вывод: таким образом, без воды невозможна жизнь, а значит, и невозможна экономика.

-Какой следующий вид природного богатства? (природные ископаемые)

-Для чего они нужны в экономике?

-Давайте проверим ваши предположения, для этого предлагаю посмотреть видеоролик.

- Итак, для чего же нужны полезные ископаемые в экономике?

Вывод: ПИ используются в хозяйстве.

-какое следующее природное богатство следующее? (почва)

-Что такое почва?

-Почва – это земля, которая снабжает растение питанием и водой.

-Как вы думаете, какую роль она играет в экономике?

-рассмотрите иллюстрации и определите, роль почвы в экономике.


-Основным свойством почвы является плодородие.

-Без почвы было бы невозможно ведение сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания. Также земля необходима для жизни других существ.

Вывод: земля необходима для ведения сельского хозяйства.

-Какой следующий вид природного богатства? (растения)

-Их роль мы также узнаем, рассмотрев иллюстрации.

-Какую же роль в экономике играет растительность?

Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырье. Одним из основных, например, ресурсов леса является древесина. Она идет на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги.

Вывод: Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырье.

-Какой последний вид Природного богатства?

-Какова как вы думаете какова роль животного мира для экономики?

-Чтобы это узнать, давайте прочитаем текст на слайде:

«Главная задача экономики любой страны - это удовлетворение потребностей ее жителей. Животные могут быть источником пищи людей. Для этого на фермах выращивают коров, свиней, кур, а мы употребляем в пищу молоко, творог, яйца, мясо. А из кожи и меха животных изготавливают обувь и одежду. Некоторых животных, например собак, используют для охраны и участия в спасательных операциях.»

Вывод: используются для удовлетворения потребностей человека и его защиты.

Ребята, а что нам нужно делать для сохранения природы, ее растительности и животного мира?

-Что произойдет если мы не будем соблюдать правила на природе?

-Давайте проверим, как хорошо вы запомнили природные богатства. Сейчас на доске появится кроссворд, ваша задача найти здесь зашифрованные природные богатства.

-Какое отношение имеют эти слова к нашей теме?

-Итак ребята, какую роль природные богатства играют в экономике?

Вывод: Природные богатства играют важную роль в экономике, без их использования невозможно реализовать все потребности.

-Итак ребята, какой пункт плана мы выполнили? (Изучить основные виды природных богатств и их значение для экономики.)

-Отметь его на доске. А остальные оцените свою деятельность в листах самооценки)

-А сейчас предлагаю немного размяться (ФИЗМИНУТКА)

-Ребята, мы знаем, что есть разные природные богатства, но чтобы это было на благо человека, чтобы мы получали продукты питания, электроэнергию, чего ещё не хватает? Что нужно делать человеку? (работать, добывать, изготавливать)

-Поэтому вторым фактором развития экономики является труд людей. Сейчас мы с вами узнаем, какую роль играет труд человека в экономике. Для этого вам нужно прочитать текст, и найти в нём ответы на вопросы. Ответы можно выделять ручкой. Задание выполняется в паре.

ТЕКСТ

Труд играет ключевую роль в процессе добычи природных ресурсов, которые являются основой для существования и развития общества. Он необходим для создания и производства разнообразных товаров и услуг, которые мы используем в повседневной жизни.

В рамках экономики требуется труд людей с различными профессиональными навыками и знаниями. Это касается не только физического труда, который может быть связан с тяжелыми физическими нагрузками, а именно сталевары, трактористы и комбайнёры, строители, электрики и многие другие профессии, но и умственного труда, который включает в себя деятельность таких специалистов, как архитекторы, инженеры, банковские работники и учёные, программисты, переводчики, экскурсоводы, учителя и другие.

Кроме того, важным фактором, влияющим на успех труда, является здоровье работников. Человек, который часто сталкивается с заболеваниями, скорее всего, не сможет показывать такие же высокие результаты в своей работе, как тот, кто редко болеет и заботится о своем здоровье. Поэтому чтобы человек с раннего возраста осознавал необходимость заботы о своем здоровье, что поможет ему в будущем быть более продуктивным и успешным в своей профессиональной деятельности.

- Давайте озвучим, что вы узнали из текста.

1 пара, как вы ответили на 1 вопрос?2-? 3-?

Какой мы можем сделать вывод? Как труд людей влияет на экономику?

Вывод: труд призван создавать продукцию, товары, услуги, информацию, знания, духовные ценности.

Какой пункт плана мы выполнили?

-Отметь пункт плана на доске, оцените свою деятельность на листах самооценки.

-Ребята, какой вывод мы можем сделать? Проговорите его в паре. (какой вывод сделала ваша пара?)

-давайте сравним ваш вывод, с выводом из учебника. Откройте учебник на странице 45, давайте прочитаем, какой вывод написан здесь. Правильный ли вы сделали вывод?

Какой пункт плана выполнили?

-оцените свою деятельность на листах самооценки.



Создают развёрнутые высказывания о природных богатствах















Отвечают на вопросы учителя









Создают развёрнутые высказывания о природных богатствах (воздух)







Фиксируют полученные результаты в текстовой форме









используют смысловое чтение для определения главной мысли текста о природных богатствах





используют предложенный источник для извлечения информации (полезные ископаемые)

















создают развёрнутые высказывания о природе.

Фиксируют полученные результаты в текстовой форме







Используют предложенный источник для извлечения информации













Фиксируют полученные результаты в текстовой форме











Оценивают собственную деятельность









Используют предложенный источник для извлечения информации











Отвечают на вопросы, используя, предложенный источник для извлечения информации











создают собственные развёрнутые высказывания о трудовой деятельности человека

Оценивают собственную деятельность



Формулируют вывод по теме в парах





Фронтальная









Фронтальная











Фронтальная



















Фронтальная







Индивидуальная











Фронтальная







Индивидуальная





Фронтальная

Индивидуальная



Фронтальная





















Индивидуальная









Фронтальная











Фронтальная







Индивидуальная





Фронтальная











Индивидуальная



Фронтальная

Индивидуальная





Фронтальная















Фронтальная











Парная





























Парная







Фронтальная











Парная



Фронтальная





Парная

фронтальная



Презентация PowerPoint





Рабочая тетрадь с 26























Учебник с.43



















Рабочая тетрадь

Презентация PowerPoint





Учебник с.43







Презентация PowerPoint

Рабочая тетрадь

Видеоролик https://rutube.ru/video/49ad403bf7ee8dd4e6f1d1208ce670cb/?t=46&r=plemwd Рабочая тетрадь









Презентация PowerPoint















Рабочая тетрадь









Презентация PowerPoint



















Рабочая тетрадь







Презентация PowerPoint







Рабочая тетрадь

https://learningapps.org/watch?v=p2tvwkort25













Листы самооценки













Презентация PowerPoint







Карточки с текстами с информацией



































Листы самооценки







Учебник с 45



Листы самооценки

Контроль учителя











Контроль учителя





















Контроль учителя











Самоконтроль











Контроль учителя





Самоконтроль



Контроль учителя

самоконтроль





Контроль учителя











Самоконтроль







Контроль учителя



















Самоконтроль





Контроль учителя









Взаимоконтроль



Контроль учителя



































Взаимоконтроль















Взаимоконтроль

















Контроль учителя









Контроль учителя





Взаимоконтроль Контроль учителя







создавать развёрнутые высказывания о природных богатствах



































создавать развёрнутые высказывания о природных богатствах





использовать предложенный источник для извлечения информации



создавать развёрнутые высказывания о природе.

























использовать предложенный источник для извлечения информации



создавать развёрнутые высказывания о природе.











































создавать собственные развёрнутые высказывания о природе























использовать предложенный источник для извлечения информации













Группировать изученные объекты



















































использовать предложенный источник для извлечения информации



создавать собственные развёрнутые высказывания о трудовой деятельности человека







использовать предложенный источник для извлечения информации



создавать собственные развёрнутые высказывания о трудовой деятельности человека;





Р: сохранять учебную задачу урока

К:признавать возможность существования разных точек зрения

П:

понимать целостность окружающего мира;







П: фиксировать полученные результаты в текстовой форме










К:корректно и аргументированно высказывать своё мнение











П: фиксировать полученные результаты в текстовой форме





К: использовать смысловое чтение для определения главной мысли текста

о природных богатствах




П: фиксировать полученные результаты в текстовой форме


















П:понимать целостность окружающего мира;








П: фиксировать полученные результаты в текстовой форме




















К:корректно и аргументированно высказывать своё мнение



П: фиксировать полученные результаты в текстовой форме












П:находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном




К:корректно и аргументированно высказывать своё мнение




П: фиксировать полученные результаты в текстовой форме



Р: корректировать свои действия при необходимости






Р:осуществлять контроль процесса своей деятельности



П:находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном





К: проявлять уважительное

отношение к собеседнику;










К: проявлять уважительное

отношение к собеседнику;





К: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и

аргументированно высказывать своё мнение;


П:формулировать выводы и подкреплять их доказательствами


Р:осуществлять контроль процесса своей деятельности







Проявление познавательного интереса, активности. любознательности .















проявление познавательного интереса, активности, и самостоятельности













проявление познавательного интереса, в том числе с использованием различных информационных средств;







осознание роли человека в природе, принятие экологических норм поведения;























Осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвитии; осознание роли человека в природе








осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека

























проявление культуры общения, уважительного отношения к людям



























проявление культуры общения, уважительного отношения к людям

Первичное закрепление с проговариванием

Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Практический (упражнение «классификация»)











Словесный (обсуждение)


- Для того чтобы применить полученные знания, предлагаю выполнить задание в рабочей тетради на странице 27. Посмотрите на задание №5, что в нем сказано?


Выполните задание самостоятельно. Давайте проверим с помощью документ камеры, так ли у вас получилось, как у вашего одноклассника.

(Документ-камера. Проговаривают, остальные сравнивают, если есть другой вариант, то приходят к общему мнению)

-а профессия тракториста и комбайнера с какими природными богатствами связана?

- Почему эти профессии важны в жизни человека? Как вы думаете, почему эти профессии важны в экономике?





Выполняют задание в рабочей тетради, проводят

простейшую классификацию;















Создают высказывания о трудовой деятельности человека






Индивидуальная













Фронтальная













Рабочая тетрадь с 27













Документ камера



Листы самооценки

Контроль учителя




Самоконтроль






Контроль учителя







Проводить простейшую классификацию;











Создавать высказывания о трудовой деятельности человека



П:классифицировать предложенные объекты по задан












К: признавать возможность существования разных точек зрения;

Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности


Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявить уровень усвоения нового материала.

Организовать самостоятельную фиксацию учащимися нового содержания, изученного на уроке

Практический(тест)











-Сейчас предлагаю вам решить тест самостоятельно, тест выполняется на оценку, не забудьте его подписать. В каждом вопросе 1 верный ответ.

(Если есть время обговорить верные ответы с помощью задания (теста) в лёнингАпс)

-Какой пункт плана мы выполнили?

-Оцените свою деятельность в листах самооценки






используют знания о взаимосвязях связи человека и природы








Устанавливают причинно-следственные связи



Оценивают собственную деятельность




Индивидуальная














Карточки с тестом









https://learningapps.org/watch?v=pe68ia6kc25


Контроль учителя





самоконтроль



Использовать знания о связи человека и природы





Устанавливать причинно-следственные связи

Р: сохранять учебную задачу урока

П: применять полученную информацию при выполнении заданий


Р: объективно оценивать результаты своей деятельности

Положительное отношение к учебной деятельности

Этап проговаривания и включения в систему знаний

Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке

Словесный (обсуждение)

Практический

«Верные и неверные утверждения»)



Словесный (вопрос-ответ)



-Ребята, давайте вернемся к девизу нашего урока. Мы придерживались его, мы учились??

А раз мы учились, теперь мы можем выполнить задание, которое вызвало у нас затруднение? (да)

-Итак, 4 и 5 утверждения, какие они? (неверные) Почему? Потому что основу экономики составляют и природные богатства и труд человека.

-Какую цель мы ставили на уроке? (узнать, что составляет основу экономики)

Достигли ли мы ее? (да)

-Как нам нужно относиться к природным богатствам?

-Что мы должны делать для того, чтобы природные богатства не исчезали?

-Какую роль труд человека играет в экономики?

-Как мы поработали на сегодняшнем уроке? Можно ли сказать, что мы достигли успеха? Почему? (ответы детей)

- Где вы можете применить новые знания в жизни?




Соотносят результат деятельности с поставленной учебной задачей





Высказывают своё мнение


Фронтальная








Фронтальная






Карточка

Контроль учителя







Контроль учителя







создавать собственные развёрнутые высказывания

о природе.

создавать развёрнутые высказывания о трудовой деятельности человека

Р: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей




К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

осознание роли человека в природе, принятие экологических норм поведения;

Рефлексия









Организовать оценку полученных знаний на уроке



Словесный (оцени деятельность)

Оцените свою деятельность на уроке: Проанализируйте свои листы самооценки, что вам удалось узнать и как вы это выполнили.

- Ну, вот наш урок подходит к концу, предлагаю вам продолжить одну из фраз:

«Сегодня я узнал…».

«Было интересно…».

«Было трудно…».

«Я понял, что…»

Оценивают собственную деятельность









Индивидуальная









Листы самооценки



Презентация PowerPoint




Самоконтроль






Р: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей


Способность к самооценке на основе критерий успешности учебной деятельности