Этап построение проекта выхода из затруднения | Организовать деятельность постановки цели учебной деятельности и на этой основе - выбрать способ и средства их реализации. | Словесный (беседа«Предположи») Практический «Определи последовательность» | -Ребята, какую цель, мы можем поставить на нашем уроке? (узнать, что составляет основу экономики) -Предположите, какая тема нашего урока? (Основы экономики) -Верно, тема нашего урока-природные богатства и труд человека-основа экономики) -Для того, чтобы нам достичь цели, что мы должны сделать? (составить план) -Ребята, у вас на столах лежат карточки, с перемешанными пунктами плана, вам необходимо в парах посовещаться и отметить правильную последовательность пунктов плана. Давайте вспомним правила работы в паре. (1 пара составит план у доски, 1 пара на смарт доске) План: 1. Изучить основные виды природных богатств и их значение для экономики. 2. Узнать, какую роль играет труд человека в экономике. 3. Сделать вывод. 4. Применить полученные знания -Ребята, обратите внимание на доску, у вас получилось также, как у ваших одноклассников? -Также у вас на столах лежат листы самооценки. На протяжении урока вы будете в них оценивать свою деятельность. | Формулируют цель и тему урока планируют самостоятельно действия по решению учебной задачи; | Фронтальная Парная Фронтальная | Презентация PowerPoint Карточки ЛенингАпс https://learningapps.org/watch?v=p6z0hniw225 | Контроль учителя Взаимоконтроль | | П:формулировать цель и тему предстоящей работы К.: признавать возможность существования разных точек зрения Р.: планировать самостоятельно действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций; | Проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам |
Этап реализации построенного проекта | Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. | Словесный беседа (обсуждение) Словесный беседы (обсуждение) Словесный (Смысловое чтение) Словесный (Смысловое чтение) Наглядный (демонстрация) Наглядный (иллюстрация) Наглядный (иллюстрация) Словесный беседа (обсуждение) Практический «Филворд» Словесный беседа (обсуждение) Практический (работа с текстом) Словесный беседа «Вопрос-ответ» | -Какой 1 пункт плана? - Изучить основные виды природных богатств и их значение для экономики. -Давайте вспомним, что такое природные богатства? Природные богатства — это объекты и явления природы, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей людей. -Назовите природные богатства, которые вы знаете. (земля, воздух, почва, полезные ископаемые, растения и животные) -Какое значение эти природные богатства имеют в экономике? -Для того, чтобы узнать какое значение имеют природные богатства для экономики, мы с вами будем разбирать каждое из них, выявлять роль и фиксировать в таблицу в рабочих тетрадях на странице 26. -Итак, о каких природных богатствах мы будем с вами говорить? -Первым природным богатством является- воздух. -Зачем нам нужен воздух? (Для пользы человека, для жизни?) -Как вы думаете, для чего воздух может пригодиться в экономике? -Давайте проверим ваши предположения. Для этого вам нужно прочитать учебник на странице 42-43 и ответить на вопрос какую роль играет воздух в экономике. -(имя) прочитай вслух. -Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Движение воздуха – ветер – во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения – ветряные установки. Сделаем вывод и запишем его в рабочую тетрадь: (используется для выработки электроэнергии) -Ребята, какой следующих вид ПБ? (вода) -а как вы думаете, а была бы жизнь без воды? -Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдет в экономике если не будет воды? -Давайте прочитаем, что сказано в учебнике об этом природном богатстве. -(попросить прочитать) -Если не будет воды, то остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, больницы. Остановится весь водный транспорт, а значит, и многие товары не смогут перевозиться из страны в другую. – Какой вывод мы можем сделать? Какую роль играет вода в экономике? Вывод: таким образом, без воды невозможна жизнь, а значит, и невозможна экономика. -Какой следующий вид природного богатства? (природные ископаемые) -Для чего они нужны в экономике? -Давайте проверим ваши предположения, для этого предлагаю посмотреть видеоролик. - Итак, для чего же нужны полезные ископаемые в экономике? Вывод: ПИ используются в хозяйстве. -какое следующее природное богатство следующее? (почва) -Что такое почва? -Почва – это земля, которая снабжает растение питанием и водой. -Как вы думаете, какую роль она играет в экономике? -рассмотрите иллюстрации и определите, роль почвы в экономике. -Основным свойством почвы является плодородие. -Без почвы было бы невозможно ведение сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания. Также земля необходима для жизни других существ. Вывод: земля необходима для ведения сельского хозяйства. -Какой следующий вид природного богатства? (растения) -Их роль мы также узнаем, рассмотрев иллюстрации. -Какую же роль в экономике играет растительность? Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырье. Одним из основных, например, ресурсов леса является древесина. Она идет на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги. Вывод: Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырье. -Какой последний вид Природного богатства? -Какова как вы думаете какова роль животного мира для экономики? -Чтобы это узнать, давайте прочитаем текст на слайде: «Главная задача экономики любой страны - это удовлетворение потребностей ее жителей. Животные могут быть источником пищи людей. Для этого на фермах выращивают коров, свиней, кур, а мы употребляем в пищу молоко, творог, яйца, мясо. А из кожи и меха животных изготавливают обувь и одежду. Некоторых животных, например собак, используют для охраны и участия в спасательных операциях.» Вывод: используются для удовлетворения потребностей человека и его защиты. Ребята, а что нам нужно делать для сохранения природы, ее растительности и животного мира? -Что произойдет если мы не будем соблюдать правила на природе? -Давайте проверим, как хорошо вы запомнили природные богатства. Сейчас на доске появится кроссворд, ваша задача найти здесь зашифрованные природные богатства. -Какое отношение имеют эти слова к нашей теме? -Итак ребята, какую роль природные богатства играют в экономике? Вывод: Природные богатства играют важную роль в экономике, без их использования невозможно реализовать все потребности. -Итак ребята, какой пункт плана мы выполнили? (Изучить основные виды природных богатств и их значение для экономики.) -Отметь его на доске. А остальные оцените свою деятельность в листах самооценки) -А сейчас предлагаю немного размяться (ФИЗМИНУТКА) -Ребята, мы знаем, что есть разные природные богатства, но чтобы это было на благо человека, чтобы мы получали продукты питания, электроэнергию, чего ещё не хватает? Что нужно делать человеку? (работать, добывать, изготавливать) -Поэтому вторым фактором развития экономики является труд людей. Сейчас мы с вами узнаем, какую роль играет труд человека в экономике. Для этого вам нужно прочитать текст, и найти в нём ответы на вопросы. Ответы можно выделять ручкой. Задание выполняется в паре. ТЕКСТ Труд играет ключевую роль в процессе добычи природных ресурсов, которые являются основой для существования и развития общества. Он необходим для создания и производства разнообразных товаров и услуг, которые мы используем в повседневной жизни. В рамках экономики требуется труд людей с различными профессиональными навыками и знаниями. Это касается не только физического труда, который может быть связан с тяжелыми физическими нагрузками, а именно сталевары, трактористы и комбайнёры, строители, электрики и многие другие профессии, но и умственного труда, который включает в себя деятельность таких специалистов, как архитекторы, инженеры, банковские работники и учёные, программисты, переводчики, экскурсоводы, учителя и другие. Кроме того, важным фактором, влияющим на успех труда, является здоровье работников. Человек, который часто сталкивается с заболеваниями, скорее всего, не сможет показывать такие же высокие результаты в своей работе, как тот, кто редко болеет и заботится о своем здоровье. Поэтому чтобы человек с раннего возраста осознавал необходимость заботы о своем здоровье, что поможет ему в будущем быть более продуктивным и успешным в своей профессиональной деятельности. - Давайте озвучим, что вы узнали из текста. 1 пара, как вы ответили на 1 вопрос?2-? 3-? Какой мы можем сделать вывод? Как труд людей влияет на экономику? Вывод: труд призван создавать продукцию, товары, услуги, информацию, знания, духовные ценности. Какой пункт плана мы выполнили? -Отметь пункт плана на доске, оцените свою деятельность на листах самооценки. -Ребята, какой вывод мы можем сделать? Проговорите его в паре. (какой вывод сделала ваша пара?) -давайте сравним ваш вывод, с выводом из учебника. Откройте учебник на странице 45, давайте прочитаем, какой вывод написан здесь. Правильный ли вы сделали вывод? Какой пункт плана выполнили? -оцените свою деятельность на листах самооценки. | Создают развёрнутые высказывания о природных богатствах Отвечают на вопросы учителя Создают развёрнутые высказывания о природных богатствах (воздух) Фиксируют полученные результаты в текстовой форме используют смысловое чтение для определения главной мысли текста о природных богатствах используют предложенный источник для извлечения информации (полезные ископаемые) создают развёрнутые высказывания о природе. Фиксируют полученные результаты в текстовой форме Используют предложенный источник для извлечения информации Фиксируют полученные результаты в текстовой форме Оценивают собственную деятельность Используют предложенный источник для извлечения информации Отвечают на вопросы, используя, предложенный источник для извлечения информации создают собственные развёрнутые высказывания о трудовой деятельности человека Оценивают собственную деятельность Формулируют вывод по теме в парах | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Парная Парная Фронтальная Парная Фронтальная Парная фронтальная | Презентация PowerPoint Рабочая тетрадь с 26 Учебник с.43 Рабочая тетрадь Презентация PowerPoint Учебник с.43 Презентация PowerPoint Рабочая тетрадь Видеоролик https://rutube.ru/video/49ad403bf7ee8dd4e6f1d1208ce670cb/?t=46&r=plemwd Рабочая тетрадь Презентация PowerPoint Рабочая тетрадь Презентация PowerPoint Рабочая тетрадь Презентация PowerPoint Рабочая тетрадь https://learningapps.org/watch?v=p2tvwkort25 Листы самооценки Презентация PowerPoint Карточки с текстами с информацией Листы самооценки Учебник с 45 Листы самооценки | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя самоконтроль Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя Взаимоконтроль Взаимоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя | создавать развёрнутые высказывания о природных богатствах создавать развёрнутые высказывания о природных богатствах использовать предложенный источник для извлечения информации создавать развёрнутые высказывания о природе. использовать предложенный источник для извлечения информации создавать развёрнутые высказывания о природе. создавать собственные развёрнутые высказывания о природе использовать предложенный источник для извлечения информации Группировать изученные объекты использовать предложенный источник для извлечения информации создавать собственные развёрнутые высказывания о трудовой деятельности человека использовать предложенный источник для извлечения информации создавать собственные развёрнутые высказывания о трудовой деятельности человека; | Р: сохранять учебную задачу урока К:признавать возможность существования разных точек зрения П: понимать целостность окружающего мира; П: фиксировать полученные результаты в текстовой форме К:корректно и аргументированно высказывать своё мнение П: фиксировать полученные результаты в текстовой форме К: использовать смысловое чтение для определения главной мысли текста о природных богатствах П: фиксировать полученные результаты в текстовой форме П:понимать целостность окружающего мира; П: фиксировать полученные результаты в текстовой форме К:корректно и аргументированно высказывать своё мнение П: фиксировать полученные результаты в текстовой форме П:находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном К:корректно и аргументированно высказывать своё мнение П: фиксировать полученные результаты в текстовой форме Р: корректировать свои действия при необходимости Р:осуществлять контроль процесса своей деятельности П:находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном К: проявлять уважительное отношение к собеседнику; К: проявлять уважительное отношение к собеседнику; К: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; П:формулировать выводы и подкреплять их доказательствами Р:осуществлять контроль процесса своей деятельности | Проявление познавательного интереса, активности. любознательности . проявление познавательного интереса, активности, и самостоятельности проявление познавательного интереса, в том числе с использованием различных информационных средств; осознание роли человека в природе, принятие экологических норм поведения; Осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвитии; осознание роли человека в природе осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека проявление культуры общения, уважительного отношения к людям проявление культуры общения, уважительного отношения к людям |