УМК, автор(ы): «Школа России», Моро М.И., Бантова М.А.
Тема урока: Разрядные слагаемые.
Тип урока: Открытие нового способа действия (алгоритма) представления многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Цель учителя: Создание условий для открытия способа представления многозначных чисел в виде суммы разрядных.
Учебная задача: Как представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых?
- уметь представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
- уметь выделять существенные и несущественные признаки при открытии нового способа представления многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
- уметь анализировать способ представления многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых;
- уметь обобщать способ действия по алгоритму.
-уметь выражать свои мысли и доказывать.
Личностный результат: понимание и осмысление значимости способа представления многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых при выполнении практических заданий.
Средства обучения: учебник Моро М.И., Бантова М.А., 1 часть, стр. 26.
Этапы | Содержание деятельности учителя (система вопросов и заданий учителя) | Содержание деятельности учащихся | Методы обучения, форма взаимодействия | Результат |
1.Орг. момент |
| Приветствие, мотивация. Прозвенел уже звонок Начинается урок. Отдохнуть вы все успели? А теперь вперед – за дело. Математика нас ждет. | Подготовка к уроку, проверка рабочих мест. | Фронтальная, индивидуальная. | Настрой на продуктивную работу. Готовность к уроку. |
2. Постановка УЗ. | | | | |
2.1.Создание «ситуации успеха». | Задание1. Арифметический диктант. Учитель диктует многозначные числа. 6 сот. тыс. 7 ед. тыс. 3 сот.; 3 ед. тыс. 3 ед.; 901 ед. II кл. 5 ед. I кл.; 6 ед. 3-го разряда 8 ед. 2-го разряда; 8 сот. тыс. 7 ед.; 9 дес. тыс. 9 ед.; 540 ед. II кл. 2 ед. I кл.; 7 ед. 3-го разряда 1 ед. 2-го разряда Учитель открывает ответы на доске. - Поменяйтесь тетрадями с соседями и проверьте работу. - Какие ошибки были допущены при записи чисел? | Работают индивидуально. Учащиеся слушают и записывают числа в тетради. 6 сот. тыс. 7 ед. тыс. 3 сот - 607300; 3 ед. тыс. 3 ед. - 3003; 901 ед. II кл. 5 ед. I кл. - 901005; 6 ед. 3-го разряда 8 ед. 2-го разряда - 680; 8 сот. тыс. 7 ед. - 800007; 9 дес. тыс. 9 ед. - 90009; 540 ед. II кл. 2 ед. I кл. - 540002; 7 ед. 3-го разряда 1 ед. 2-го разряда – 700502000. Взаимопроверка. Учащиеся меняются тетрадями и проверяют работу своего товарища. Выявляют свои ошибки и исправляют. | Индивидуальная, парная. | Умение образовывать числа из единиц I и II классов. Уметь применять математические знания, полученные ранее. Умение контролировать и оценивать свои действия. Умение анализировать свои действия: «Что я знаю?», «Что у меня получается хорошо?», «Что не умею?» |
2.2.Создание «ситуации разрыва». | Задание 2. На доске число 427940. - Прочитайте число. - Назовите в этом числе сотни тысяч. - Назовите десятки тысяч. - Единицы тысяч. - Сотни. - Десятки. - Единицы. - Что надо сделать с этими разрядами, чтобы получить число 427940? Предлагает выполнить работу в группах. - Покажите, как вы это сделаете. - Кто также выполнил задание? - Кто выполнил задание по- другому? -Каким еще способом можно записать это число? - Все способы получения числа правильные? - Как можно сформулировать это правило? - Как можно изобразить эти записи в виде схемы? | Желающие ребята называют разряды числа и записывают на доске. - Четыреста двадцать семь тысяч девятьсот сорок. - В этом числе 4 сотни тысяч. Можно записать так 4 сот. тыс или так 400000. - 2 десятка тысяч. Запишем так 2 дес. тыс. или так 20000. - 7 единиц тысяч. Запишем 7 ед. тыс. или 7000. - 9 сотен. Запишем 9 сот. или 900. - 4 десятка. Запишем 4 дес. или 40. - 0 единиц. - Сложить разрядные единицы. 1 группа. - Мы выполнили сложение так. 4 сот. тыс.+2 дес. тыс.+7ед. тыс.+9сот.+4дес.+ 0 ед.= 427940 2 группа. - Мы записали так. 400000+20000+7000+900+40+0=427940 Приходят к выводу, что число, в котором есть разные единицы разрядов можно представить в виде суммы разрядных слагаемых. | Индивидуальная, парная. | Умение осуществлять анализ, обобщение, сравнение. Использовать математические знания, правила. Умение доказывать свою точку зрения. |
2.3. Совместная формулировка учебной задачи. | Что мы сегодня должны узнать? Что будем делать на уроке? | - Как раскладывается число на разрядные слагаемые. – Сегодня на уроке мы будем учиться заменять многозначные числа суммой разрядных слагаемых. | Коллективная. | Умение ставить учебную задачу. |
3.Решение УЗ |
3.1.Поиск нового понятия. | Задание 3. - Попробуйте разложить число 427940, используя схему или таблицу. Работают в группах. - Кто по- другому выполнил задание? - Как выдумаете, какой способ можно использовать, чтобы представить число в виде суммы разрядных слагаемых? | Работают в группах. 1 группа. Сот. тыс. | Дес. тыс. | Ед. тыс. | Сот. | Дес. | Ед. | 4 | 2 | 7 | 9 | 4 | 0 | 2 группа. Сот. тыс. | 4 | Дес. тыс. | 2 | Ед. тыс. | 7 | Сот. | 9 | Дес. | 4 | Ед. | 0 | - В виде записи. | Групповая, коллективная. | Умение добывать новые знания, контролировать и оценивать свои действия, выделять существенные и несущественные признаки при открытии нового способа представления числа в виде суммы разрядных слагаемых, слушать собеседника, понимать и принимать другое мнение при решении поставленной задачи. |
3.2.Моделирование. Физкультминутка | - Какие способы действий вы применили, чтобы число представить в виде суммы разрядных слагаемых? - Опираясь на эти записи и таблицы, составьте алгоритм суммы разрядных слагаемых. - А как быть, если в разряде стоит ноль? - Почему? Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке. | - Записи сумм, таблицы. Работают в группах, обсуждают, советуются, предлагают свои мнения. После работы защищают свои алгоритмы. - Числа, в которых есть единицы разных разрядов, можно представить в виде суммы разрядных слагаемых по алгоритму, начиная с высшего разряда второго класса: 1)записать, сколько всего сотен тысяч в заданном числе; 2)записать, сколько всего десятков тысяч в заданном числе; 3) записать, сколько всего единиц тысяч в заданном числе; 4)записать, сколько всего сотен в заданном числе; 5)записать, сколько всего десятков в заданном числе; 6) записать, сколько всего единиц в заданном числе; 7)полученные числа сложить. - Этот разряд мы не пишем. - Единицы этого разряда в сумме можно не писать? - Если к числу прибавить ноль, получится то число, к которому прибавляли ноль. Выполняют физкультминутку. | Коллективная, групповая. | Уметь разрабатывать нового понятия в виде алгоритма. Контролировать учебные действия. Строить понятные речевые высказывания. |
3.3.Практическое применение нового понятия (способа действия) | Задание 4. - Представьте в виде суммы разрядных слагаемых числа 45 609, 6798, 234732. - Правильно ли выполнили задание 1 группа? - А что мы говорили про ноль в разряде? -Тогда как запишем сумму разрядных слагаемых в числе 45609? - Кто выполнил задание по-другому? | Выполняют работу в группах. 1 группа защищает свои работы, остальные проверяют и оценивают работу друг друга. 45 609=40000+5000+600+0+9 6798=6000+700+90+8 234732=200000+30000+4000+700+30+2 - 0 писать не надо. 45 609=40000+5000+600+9 2 группа. 45 609=4дес. тыс.+5дес. тыс.+6сот. +9ед 6798=6ед. тыс.+7сот.+9дес.+8ед. 234732=2сот.тыс+30000дес. тыс+4ед. тыс.+7сот.+3дес.+2ед. 3 группа. Сот. тыс. | Дес. тыс. | Ед. тыс. | Сот. | Дес. | Ед. | | 4 | 5 | 6 | 0 | 9 | | | 6 | 7 | 9 | 8 | 2 | 3 | 4 | 7 | 3 | 2 | | Парная, коллективная. | Умение применять новый способ действий представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Умение контролировать и оценивать свои действия; умение анализировать способ действия. |
4.Рефлексия |
| Какую задачу решили на уроке? Что для себя открыли? – Что такое разрядные слагаемые? – Чему научились на уроке? - Где испытывали затруднения? – Какой материал повторили? – Где и когда вы можете применить свои знания на практике? - Оцените свою работу и работу своих одноклассников. | - Как представить число в виде суммы разрядных слагаемых. - Узнали способ представления числа в виде суммы разрядных слагаемых. Научились раскладывать число на суммы разрядных слагаемых. - Затруднения были, когда в разряде стоит 0. - Разряды многозначного числа. - При решении примеров и задач. | Индивидуальная, коллективная. | Умение понимать и осознавать значимость способа представления числа в виде суммы разрядных слагаемых. Умение оценивать собственную деятельность и деятельность своих одноклассников. |