в 3 классе по теме: "ОГОНЬ. ГАЗ. ВОДА".
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить с разными опасностями. которые могут подстерегать в квартире и в доме, отрабатывать навыки решения проблемных задач.
Задачи: научить правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, научить использовать текст, иллюстрации для поиска ответов на вопросы.
Оборудование и технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Наглядные пособия: наборы "Юный химик", огнетушитель, вещества, необходимые учителю химии для проведения опыта, штативы, пробирки.
Ключевые слова: безопасность, газ, огонь, вода, вентиль, диспетчер, номера телефонов.
Рабочие материалы для обучающихся: раздаточный материал для работы в группах, учебники.
Автор учебника: Плешаков А.А.
№ | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя . | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Организаци-онный момент | Здравствуйте! Я рада. что мы снова вместе. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь друг другу Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните свежесть зимнего дня, уверенность в своих силах и знаниях. Выдохните волнение, тревогу и неуверенность. У вас обязательно сё получится! | | Формирование интереса к учебному предмету. |
2 | Определение темы урока | Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы проводим его в уже знакомом вам кабинете химии. А что это значит? Вы правы, это значит, что сегодня вы на уроке ознакомления с окружающим миром снова узнаете много нового, загадочного и необычного. А поможет нам в этом учитель химии нашей школы .И урок мы будем проводить вместе. Готовы? А урок мы начнём с просмотра мультфильма. Но вам предстоит не только его посмотреть, но и определить тему нашего урока. Мультфильм "Спасик и его команда" (1) http://www.spas-extreme.ru/ Прошу вас назвать тему нашего урока.( вывешивает таблички со словами ГАЗ. ОГОНЬ.ВОДА) | Отвечают на вопрос учителя. Смотрят мультфильм. Определяют тему урока. Называют тему урока. | Целеполагание. Планирование учебного сотрудничества Формирование умения строить речевое высказывание , формирование умения извлекать информацию, рассуждать и проверять свои выводы. |
3 | Тестирование | Сегодня мы с вами продолжим работу по разделу Учебника "Основы безопасности жизнедеятельности" и поговорим об опасностях которые могут представлять для нас огонь, газ и вода. Но сначала маленькая разминка. Работаем в группах с тестом. (Приложение 2) | Работа в группах. Тест. Проверка: первая группа встаёт и подходит к учителю химии, вторая группа подходит к классному руководителю, третья группа подходит к гостям (т.к. урок открытый) | Формирование умения работать в группе, планирование учебного сотрудничестваОвладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации |
4 | Работа над новым материалом. 1блок-"ОГОНЬ" | Молодцы! Спасибо! Вы знаете, ребята, при подготовке к уроку мы с Ольгой Михайловной поспорили. Вот, огонь, он наш друг или враг? Помогите решить нашу проблему. Огонь - давний друг человека. Он обеспечивает людей теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Он нужен в домах, школах, на заводах. Огонь плавит руду, помогая человеку получать металл. С помощью огня летают реактивные лайнеры, космические корабли. Люди склоняют головы перед Вечным огнём у памятника героям. А Олимпийский огонь, который зажигают от лучей солнца в далёкой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены. Всё это добрый огонь. Но случается, что огонь из верного друга превращается в беспощадного врага, уничтожающего всё на своём пути в считанные секунды... Злой огонь- огонь пожара. Злой огонь- огонь войны. От безжалостного жара Дни темны, поля черны. Жители Земного шара, Граждане любой страны Злой огонь гасить должны! Но прежде, чем говорить о том, как и чем тушить пожар, давайте попробуем определить причины возникновения и виновников возникновения пожара. Словарная работа. ДИСПЕТЧЕР - это.... | Обсуждение в группах. Ответ. Игра "Крестики-нолики" (Приложение 3) Делают вывод: чаще всего виновниками возникновения пожара являются люди. Говорят о том, как вести себя при возникновении пожара. | Формирование готовности слушать собеседника и вести диалог. Формирование умения на основе анализа, объектов делать выводы. Планирование учебного сотрудничества, начальное освоение задач поискового характера. |
5 | Практичес-кая работа. Опыт №1. | Учитель химии знакомит ребят с устройством огнетушителя. Проводит опыт, подтверждающий содержание углекислого газа в выдыхаемом нами воздухе. Беседа по ТБ. | Работа с набором "Юный Химик". | Овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями. |
6 | Работа над новым материалом. Блок 2 -ГАЗ. | Газ, который мы выдыхаем, нам не грозит ничем. А какой газ требует очень осторожного и аккуратного с ним обращения? Что делать, если вы почувствовали специфический запах природного газа? http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7c10456d-3fd0-4190-9d6b-02754f67d0b5/view | Отвечают на поставленные вопросы. Работа с учебником | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. Формирование умения работая с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. |
7 | Работа над новым материалом. Блок 3-ВОДА. | На фоне видеоролика(http://school-collection.edu.ru) читает слова Антуана- де -Сент-Экзюпери:"Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете" Да, вода.... Прохладная в жаркий день, спокойная в нашей городской речке, весело журчащая в весеннем ручейке...разве может она таить в себе опасность, вытекая из крана в нашем доме? Какую? Как быть? Словарная работа: ВЕНТИЛЬ -... Кстати, ребята. вода помогает человеку во многих трудных ситуациях Попробуйте их назвать.( при пожаре) | Отвечают на вопросы. | Умение выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации. |
8 | Опыт №2. "Горящая" вода. | Учитель химии показывает опыт "Горящая "вода. | Встают , подходят к кафедре, встают полукругом. | Формирование мотивации к изучению нового предмета. |
9 | Моделирование.Работа с набором "Юный химик" | Составление молекулы воды. Три состояния воды. | Ребята садятся на свои места. Моделирова-ние. Работа с набором "Юный химик" | Выполнение действий по алгоритму. |
10 | Рефлексия. Подведение итога урока. | Чтобы подвести итог нашему разговору, вам нужно расшифровать выражение. (приложение 4) | Работа в группах. Расшифровка фразы: "Твоя безопасность в твоих руках!" | Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.формирование умения работать со схемой. |
Приложение 2.
Тест "Тела, вещества, частицы".
Что относится к естественным телам?
Автомобиль
Дерево
Человек
Что относится к искусственным телам?
Телевизор
Гриб
Кастрюля
Что не относится к веществам?
Камень
Вода
Алюминий
В каком состоянии вещество имеет определённую форму?
В жидком
В газообразном
В твёрдом
В каком состоянии вещество принимает форму сосуда, в котором находится?
В жидком
В газообразном
В твёрдом
В каком состоянии вещество занимает всё предоставленное ему пространство?
В жидком
В газообразном
В твёрдом
В каких телах промежутки между частицами самые маленькие?
В жидких
В газообразных
В твёрдых
К каким телам можно отнести лёд?
К твёрдым
К жидким
К газообразным
Рефлексия. Приложение 4
Чтобы расшифровать выражение, надо из каждого слова взять только тот слог, который указан в коде, а затем полученные слоги объединить.
Руины, закладках (руках).