Актуализация знаний | – Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нем говорится: Наклонилась березка седая, Снег рассыпался белым ковром. Голубые снежинки летают И в пушистый сбиваются ком. Все заснуло: и темные кочки И река, и деревья в лесах. И большое морозное солнце Затерялось в густых облаках. – Правильно, о зиме. Назовите зимние месяцы. – Какие слова из стихотворения, помогают нам представить зиму? – Давайте еще раз вспомним, какую природу мы называем живой, а какую неживой? (Живая природа: растения, животные, человек; неживая – солнце, воздух, вода, почва). – На какие группы делятся все растения? – Какие бывают деревья? | Декабрь, январь, февраль Живая природа – дышит, растет, размножается, двигается, питается, растения, животные, человек; неживая – солнце, воздух, вода, почва. Деревья, кустарники, травы Лиственные и хвойные |
| Игра «Собери пазлы» - Ребята, у вас в каждой группе на парте лежат части растения. Соберите части растения, чтобы получилась одна картинка. – Угадайте это растение и объясните, почему вы так считаете. Обсудите в группах. Раздаю фото 4 растений: 1) яблоня; 2) дуб 3) береза 4) сирень Ответ каждого ребёнка сопровождается показом слайдов (1-4). – Подведём итог этой работы. Какие части растений помогли нам их распознать? (слайд 6) – А что происходит с цветами, плодами и листьями зимой? Цветы засыхают, листву сбрасывают. | Работа в группах Класс делится на 4 групп по 4 человека Дети обсуждают в группах. Отвечает представитель каждой группы. (Пример ответа: Наша группа получила фото черёмухи. Мы узнали это растение по листам и цветам. У черёмухи очень приятный запах.) Ответы на вопросы: –Цветы, плоды, листья. –На деревьях нет цветов и листьев, на лиственных деревьях, почти нет плодов. |
Формулирование темы и целей урока | (Звучит музыка) Слайд 7. Чародейкою Зимою Околдован лес стоит. И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. Ф. Тютчев. - Что вы представили, послушав это стихотворение? – Ребята, в зимнем лесу много разных деревьев и кустарников. А знаете ли вы как узнать какое перед вами дерево или кустарник, когда на нем не осталось ни листьев, почти нет плодов? А чтобы это было легко сделать, чему мы сегодня должны научиться на уроке? Слайд 8. – Сегодня научимся различать деревья и кустарники по определённым признакам и составим себе памятку «Как можно узнать дерево зимой». - Сформулируем тему урока: «Зима в мире растений» (открываем тему урока). | Дети слушают музыку и стихотворение и представляют картину зимнего леса. Ответы на вопросы: –О зиме. - Зимний лес, тишина, кругом снег, на ветках деревьев блестит снег, иней, всё белым бело. - Нет, не всегда знаем. - Учиться определять деревья и кустарники зимой. - Учимся слушать друг друга, учителя, работать дружно. Тема: «Зима в мире растений» |
Открытие детьми нового знания а)работа в группах | -Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование. -Кто такие исследователи? (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.) Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями. -Мы тоже можем назвать себя исследователями. -Что будет предметом нашего исследования? (Деревья и кустарники) -Верно, предметом нашего исследования будут деревья и кустарники. -Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – пять групп молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Слайд 9. Повторим правила работы в группе. 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Будь внимательным. 5. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними. 6. Говори только по делу. 7. Работайте дружно, помогайте друг другу. -Итак, приступим. Слайд 10. – Взгляните на доску. Что изменилось у деревьев зимой? – Какие деревья не изменились? – Почему? – Чем похожи деревья зимой? – Кроной, корой, плодами, силуэтом (напечатаны слова). Крона- это верхняя часть дерева с листьями и ветками. – Чем отличаются? - Вот сейчас мы как настоящие исследователи попробуем ответить на вопрос, где какое дерево? 4 группам учеников раздаются картинки деревьев: рябина, береза, дуб, тополь. Читаю план и ещё раз проговариваем с ребятами, что они будут делать. План работы в группе. 1.Внимательно рассмотрите дерево и кустарник. 2. Какого цвета кора у этого растения? 3. Как расположены ветви? 4. Есть ли плоды? 5. Что это за растение? Это растение _____________ . 6.Как его узнали? Мы его узнали по _____________ . В помощь я вам даю тексты о деревьях, которые помогут узнать дерево и подобрать нужные слова для ответа. Время работы по группам 5 минут. Загадка о рябине. Платье потеряла, а пуговки остались. - Поднимите руки, какие группы нашли этот кустарник среди зимнего леса. Ответ каждого ребёнка сопровождается показом слайдов. Появляется слово плоды Загадка о берёзе. Разбежались по опушке В белых платьицах подружки. Появляется слово кора – Посмотрите ещё раз на это дерево. Обратите внимание на её крону. Опишите крону берёзы. – Так по какому ещё признаку можно узнать дерево? На доске появляется карточка со словом крона. Загадка о дубе. Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок.
– Что же помогло нам определить дуб? Появляются слова крона, кора. | Вместе с учителем повторяют правила работы в группе, отвечают на вопросы. Ответы на вопросы: - Были деревья с листьями, стали без них – зимой. - Ель, сосна. – Нет листьев, у них хвоинки. – Кроной, корой, плодами, силуэтом (напечатаны слова). Готовят ответ на вопросы: - Что это за растение? - Как его узнали? Ответы групп Выходит 1 группа –Это рябина – мы ее узнали по плодам –Это береза – мы узнали ее по коре и кроне. –У березы стройный ствол и крупные боковые ветки, отходящие под прямым углом. Молодые веточки тонкие, свисающие вниз. Крона. –Это дуб – мы узнали его по веткам. –Кора у дуба вся в глубоких морщинах. А на ветвях листочки висят. Ветви у дуба корявые. –Дерево светолюбивое, поэтому за сезон ветвям приходится несколько раз менять положение. –Крона и кора. |
Первичное закрепление | – Что общего у всех деревьев, о которых мы с вами говорили? – Какие еще бывают деревья? - Откройте учебник стр.20. Найдите из текста, как можно различить зимой хвойные деревья.
- А вы знаете, наша Челябинская область богата лесными насаждениями. - А какие деревья, о которых мы с вами сегодня говорили, растут в нашем городе и в наших лесах?
Миша говорит, что дерево можно узнать по его плодам. Давайте посмотрим, какой плод от какого дерева. Игра «Дерево - плод». Нужно к зимнему дереву подобрать плод этого дерева. На слайде. Работа по учебнику. - А теперь откройте стр. 23 в учебнике. Что поможет отличить одно дерево от другого? (силуэт) Рассмотрите силуэты и определите, какое дерево изображено. – Ну что, исследователи, вы готовы ответить на главный вопрос нашего урока: - Как различить деревья и кустарники зимой? Составление памятки. Чтобы узнать деревья и кустарники зимой надо рассмотреть их крону, кору, плоды, почки, хвою (у хвойных деревьев). (слайд 11) | Ответы учащихся –Они все лиственные –Хвойные – С сосны и ели Работа в группах Ответы учащихся –У ели крона как треугольник, а у сосны - в виде шара, круглая. У сосны иголочки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, сидят парами, а у ели они короткие, колючие и прикреплены поодиночке. У сосны шишки небольшие, с одного конца заостренные. А у ели - длинные, ровные, большие. –По плодам, по кроне, по хвое. Ответы учащихся. –Чтобы узнать деревья зимой надо рассмотреть их крону, кору, плоды, почки, хвою (у хвойных деревьев). |