СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Солнце, растения и мы с вами". Был проведен в рамках районного методического объединения учителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ново - Украинская основная общеобразовательная школа №14








Открытый урок

по окружающему миру

в 3 классе

по теме «Солнце, растения и мы с вами»

2021-2022 учебный год






Подготовила и провела

учитель начальных классов

Панасюк Ирина Михайловна












Тема урока: «Солнце, растения и мы с вами».

Тип  урока: урок изучения нового материала.

Цель: формировать представление о взаимосвязи между солнцем, растениями и человеком.

Задачи:

1) Ознакомить учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений,

    показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений

    и живых организмов Земли.

2) Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление

    учащихся, творческие способности, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

3) Воспитывать доброе и бережное отношение к природе, позитивное эмоционально – ценностное отношения к окружающему  миру.

Планируемые результаты обучения:

Личностные

Учащиеся получат возможность для формирования: интереса к чтению информации по данной теме, к ведению диалога с учителем; к развитию речи, логического мышления  учащихся, творческих способностей, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

У учащихся будут сформированы элементы сознательного отношение к природе, воспитание   позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему  миру.

Метапредметные:

 Познавательные УУД:

- научатся осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

-получат возможность ознакомиться со способом дыхания и способом питания растений, со взаимосвязями между живой и неживой природой.

-умения самостоятельно формулировать познавательную цель всего урока и отдельных этапов.

Коммуникативные УУД:

- аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

- формировать умение договариваться,

-находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.

Регулятивные УУД:

- контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

-получат возможность научиться: адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Предметные результаты:

-освоят умение создавать выводы на доступные детям изучаемые темы;

-приобретут навыки нахождения взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений

  и живых организмов Земли.

 Оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска;

учебник «Окружающий мир» для 3 класса, А. А. Плешаков;

схемы, раздаточный материал, открытки для учащихся, карточки;

презентация к уроку.



Ход урока:

Эпиграф: «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.»

( Запись на доске )

I. Организационный момент.

(Приветствие детей, настрой на учебную работу стихотворением)

Учитель:

-Добрый день, ребята.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Делать выводы и рассуждать,

А чтобы урок прошел наш не зря,

Активно в работу включайтесь, друзья! Слайд №2

II. Активизация опорных знаний.

Учитель:

-Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

- Почему растения называют «Зеленой одеждой планеты»?

-Как называется наука о растениях?

- Перечислите, на какие группы ученые-ботаники делят царство растений?

1.Определите группы растений по их описанию:

(Ответы учащиеся записывают на карточках)

1.Это – растения, которые наиболее разнообразны. У них есть цветки и плоды. (Цветковые растения)

2.Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. (Водоросли)

3.Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Мхи)

4.Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Папоротники)

5. У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. (Хвойные растения)

-Проверим, как вы справились с этим заданием.

Слайд№3

2. Игра « Найди лишнее название» Слайд №4

ГРУША, ПШЕНИЦА, МОРСКАЯ КАПУСТА, АСТРА.

СОСНА, ЕЛЬ, БЕРЁЗА, КЕДР.


РОМАШКА, ПОДОРОЖНИК КЛЕВЕР ПАПОРОТНИК



III. Мотивация учебной деятельности

Учитель:

Вы хорошо поработали. А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки. Их отгадки помогут нам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Отгадывание загадок:

1. Ну-ка, кто из вас ответит,

Не огонь, а больно жжёт

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печёт. Слайд №5


2. Дышат, растут,

А ходить не могут. Слайд №6


3. На земле он всех умней,

Может сеять и пахать,

И машиной управлять,

Ну, а если захотите

Может в облака слетать. Слайд №7

Учитель:

Какие слова у нас получились?

Ключевые слова - отгадки: солнце, растения, человек. (карточки на доске)

-Ребята, что объединяет эти слова? (Объекты или тела природы)

- Как можно распределить эти природные тела на две группы?( Солнце – неживая природа; растения и человек – живая природа.)

ПРИРОДА

ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

растение солнце

человек

( Схема на доске )

-Назовите признаки живой природы.(Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение.)

На уроках окружающего мира мы с вами узнали, что в природе всё друг с другом взаимосвязано. В природе не бывает ничего лишнего.

Учитель:

Прочитайте, эпиграф к уроку. («Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.»)

Учитель:

- Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)

- В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.

-Скажите с чем или с кем связаны растения? (дети перечисляют)

Но самое главное - растение связано с солнцем и человеком.


С ОЛНЦЕ РАСТЕНИЕ ЧЕЛОВЕК Слайд №8


– У нас получилась тема урока, прочитайте. («Солнце, растения и мы с вами». Слайд №9)

-Как связаны между собой солнце, растения и человек?

Растения – источник питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека. А какую роль в этой связи играет солнце?



Сегодня на уроке мы узнаем о тайне растений, которую очень долго не удавалось разгадать учёным и поймем, почему без растений не смогли бы жить на Земле ни люди, ни животные…

А ещё, ребята, нам предстоит найти ответ на вопрос, как солнце, растения и человек взаимосвязаны и что эта связь дает нам?



IV. Изучение нового материала.

1.Дыхание растений.

Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? Из проведенных на предыдущих уроках опытов, мы знаем, что в почве есть воздух. И растения этот воздух из почвы получат. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.

В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.

- Посмотрите на экран и расскажите, как дышат растения?

-Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ?( Процесс называется дыханием.)

Слайд № 10.

Дыхание растений


2. Питание растений.

– Вы теперь знаете, как дышат растения.

-А откуда растения получают питательные вещества и воду? (Из почвы)

-А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (Вода, воздух, перегной, минеральные соли)

– Какие у вас предположения: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)

Верно, ребята, своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.

– Но как же растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал? Ведь их же нет в почве, а в растениях они есть.

Когда мы едим яблоко, мы чувствуем что оно сладкое. Сахар добывается из свеклы или тростника. А в картофеле много крахмала. Откуда же они берутся?

Рассмотрим схему. Она называется «Питание растений».




Слайд № 11




Основные питательные вещества растения получают из почвы. Но этого для растений мало. Для полноценного развития им нужны еще сахар и крахмал.

Мы знаем, что растения не могут жить без солнечного света . Почему? Оказывается, солнце дает растениям необходимую энергию. А необходима эта энергия для того, чтобы заработала «кухня» растений – их листья. Это уникальный процесс, когда под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и крахмал, и вода для роста клеток листьев.

А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода.

Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только при одном условии. Что это за условие?

-Солнечный свет.

- Почему же для работы «кухни» требуется свет?


Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.

3. Почему люди и животные не могут жить без растений?

Работа с учебником.

Учитель:

– скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.)

– Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему?

(Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.)

– Откройте учебник (с. 76, 1 абзац). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть

Найдите ответ на вопрос:

-Почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

(Ответы учеников:

– Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Питание растений происходит днём.

- Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и… кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям. )

V. Физкультминутка Слайд №12

Мы немного отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучики согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ножками топаем!

Хорошо мы погуляли

И ни капли не устали устали!

VI. Закрепление изученного материала.

1.Самостоятельная работа учащихся

Задание 1.Работа со схемами в рабочей тетради. (стр.42 №1)

– Как же связаны между собой Солнце, растения и люди? (Питаются – днем; дышат – постоянно.)

- Заполните самостоятельно схемы дыхания и питания растений.

Проверь себя. Слайд 13-14



Задание 2. Дополните названия газов в тексте. (Рабочая тетрадь стр. 43 №2)

Проверка: Слайд 15.

Задание 3. Указать стрелками правильный ответ. (Карточки)

* Процесс, при котором растение

   поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.----- Дыхание.

* Процесс, при котором растение

  поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.  --------- Питание.

Проверка: Слайд 16.

Учитель:

-Какой вывод мы получили?

Вывод – чтение с доски. Слайд17 .

2.Творческая работа .

1 пара – рисование знаков «Берегите растения!»

2 пара – составление лозунгов об охране природы ( из отдельных слов)

Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок», «В природе нет ничего бесполезного», «Берегите природу - источник жизни, бодрости, здоровья»)

Проверка работы у доски – показ выполненной работы.

Учитель: Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?

Ученик: Необходимо бережно относиться ко всем растениям. Все в природе взаимосвязано.

Учитель: Как приятно,  когда ребята знают и берегут природу.

Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – маленькая рана, нанесённая  природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

- Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы!

 VII. итог урока.

Учитель:

- Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»? (ответы учащихся.)

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял – и завял,

А сколько бы он на лугу простоял? (В. Викторов.) Слайд №18

– Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на уроке, и будете бережно относиться к природе.

VIII. Домашнее задание:

Учитель: учебник, с. 74–77, рабочая тетрадь с.44; написать Благодарственное письмо растениям.


IΧ. Рефлексия.

Учитель:

У вас есть 2 солнышка. Если вам было интересно, понятно, вы узнали новое - покажите «весёлое солнышко», если на уроке узнали новое, было понятно, но вам не интересно - «солнышко грустное».

Учитель:

Я благодарю вас за работу на уроке.

Выставление отметок с комментированием.

 Урок окончен. Спасибо всем за работу.














































Процесс, при котором растение

 поглощает кислород,

а выделяет углекислый газ. Питание




Процесс, при котором растение

 поглощает углекислый газ,

а выделяет кислород.  Дыхание








Процесс, при котором растение

 поглощает кислород,

а выделяет углекислый газ. Питание




Процесс, при котором растение

 поглощает углекислый газ,

а выделяет кислород.  Дыхание






















1.__________________________________________


2.__________________________________________


3.__________________________________________


4.__________________________________________


5.___________________________________________








1.__________________________________________


2.__________________________________________


3.__________________________________________


4.__________________________________________


5.___________________________________________







1.__________________________________________


2.__________________________________________


3.__________________________________________


4.__________________________________________


5.___________________________________________