Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ново - Украинская основная общеобразовательная школа №14
Открытый урок
по окружающему миру
в 3 классе
по теме «Солнце, растения и мы с вами»
2021-2022 учебный год
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Панасюк Ирина Михайловна
Тема урока: «Солнце, растения и мы с вами».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: формировать представление о взаимосвязи между солнцем, растениями и человеком.
Задачи:
1) Ознакомить учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений,
показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений
и живых организмов Земли.
2) Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление
учащихся, творческие способности, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
3) Воспитывать доброе и бережное отношение к природе, позитивное эмоционально – ценностное отношения к окружающему миру.
Планируемые результаты обучения:
Личностные
Учащиеся получат возможность для формирования: интереса к чтению информации по данной теме, к ведению диалога с учителем; к развитию речи, логического мышления учащихся, творческих способностей, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
У учащихся будут сформированы элементы сознательного отношение к природе, воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- научатся осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
-получат возможность ознакомиться со способом дыхания и способом питания растений, со взаимосвязями между живой и неживой природой.
-умения самостоятельно формулировать познавательную цель всего урока и отдельных этапов.
Коммуникативные УУД:
- аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- формировать умение договариваться,
-находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.
Регулятивные УУД:
- контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
-получат возможность научиться: адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Предметные результаты:
-освоят умение создавать выводы на доступные детям изучаемые темы;
-приобретут навыки нахождения взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений
и живых организмов Земли.
Оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска;
учебник «Окружающий мир» для 3 класса, А. А. Плешаков;
схемы, раздаточный материал, открытки для учащихся, карточки;
презентация к уроку.
Ход урока:
Эпиграф: «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.»
( Запись на доске )
I. Организационный момент.
(Приветствие детей, настрой на учебную работу стихотворением)
Учитель:
-Добрый день, ребята.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Делать выводы и рассуждать,
А чтобы урок прошел наш не зря,
Активно в работу включайтесь, друзья! Слайд №2
II. Активизация опорных знаний.
Учитель:
-Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.
- Почему растения называют «Зеленой одеждой планеты»?
-Как называется наука о растениях?
- Перечислите, на какие группы ученые-ботаники делят царство растений?
1.Определите группы растений по их описанию:
(Ответы учащиеся записывают на карточках)
1.Это – растения, которые наиболее разнообразны. У них есть цветки и плоды. (Цветковые растения)
2.Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. (Водоросли)
3.Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Мхи)
4.Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Папоротники)
5. У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. (Хвойные растения)
-Проверим, как вы справились с этим заданием.
Слайд№3
2. Игра « Найди лишнее название» Слайд №4
ГРУША, ПШЕНИЦА, МОРСКАЯ КАПУСТА, АСТРА.
СОСНА, ЕЛЬ, БЕРЁЗА, КЕДР.
РОМАШКА, ПОДОРОЖНИК КЛЕВЕР ПАПОРОТНИК
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель:
Вы хорошо поработали. А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки. Их отгадки помогут нам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Отгадывание загадок:
1. Ну-ка, кто из вас ответит,
Не огонь, а больно жжёт
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печёт. Слайд №5
2. Дышат, растут,
А ходить не могут. Слайд №6
3. На земле он всех умней,
Может сеять и пахать,
И машиной управлять,
Ну, а если захотите
Может в облака слетать. Слайд №7
Учитель:
Какие слова у нас получились?
Ключевые слова - отгадки: солнце, растения, человек. (карточки на доске)
-Ребята, что объединяет эти слова? (Объекты или тела природы)
- Как можно распределить эти природные тела на две группы?( Солнце – неживая природа; растения и человек – живая природа.)
ПРИРОДА
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
растение солнце
человек
( Схема на доске )
-Назовите признаки живой природы.(Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение.)
На уроках окружающего мира мы с вами узнали, что в природе всё друг с другом взаимосвязано. В природе не бывает ничего лишнего.
Учитель:
Прочитайте, эпиграф к уроку. («Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.»)
Учитель:
- Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)
- В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.
-Скажите с чем или с кем связаны растения? (дети перечисляют)
Но самое главное - растение связано с солнцем и человеком.
С
ОЛНЦЕ РАСТЕНИЕ
ЧЕЛОВЕК Слайд №8
– У нас получилась тема урока, прочитайте. («Солнце, растения и мы с вами». Слайд №9)
-Как связаны между собой солнце, растения и человек?
Растения – источник питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека. А какую роль в этой связи играет солнце?
Сегодня на уроке мы узнаем о тайне растений, которую очень долго не удавалось разгадать учёным и поймем, почему без растений не смогли бы жить на Земле ни люди, ни животные…
А ещё, ребята, нам предстоит найти ответ на вопрос, как солнце, растения и человек взаимосвязаны и что эта связь дает нам?
IV. Изучение нового материала.
1.Дыхание растений.
Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? Из проведенных на предыдущих уроках опытов, мы знаем, что в почве есть воздух. И растения этот воздух из почвы получат. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.
В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.
- Посмотрите на экран и расскажите, как дышат растения?
-Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ?( Процесс называется дыханием.)
Слайд № 10.
Дыхание растений
2. Питание растений.
– Вы теперь знаете, как дышат растения.
-А откуда растения получают питательные вещества и воду? (Из почвы)
-А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (Вода, воздух, перегной, минеральные соли)
– Какие у вас предположения: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)
Верно, ребята, своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.
– Но как же растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал? Ведь их же нет в почве, а в растениях они есть.
Когда мы едим яблоко, мы чувствуем что оно сладкое. Сахар добывается из свеклы или тростника. А в картофеле много крахмала. Откуда же они берутся?
Рассмотрим схему. Она называется «Питание растений».
Слайд № 11
Основные питательные вещества растения получают из почвы. Но этого для растений мало. Для полноценного развития им нужны еще сахар и крахмал.
Мы знаем, что растения не могут жить без солнечного света . Почему? Оказывается, солнце дает растениям необходимую энергию. А необходима эта энергия для того, чтобы заработала «кухня» растений – их листья. Это уникальный процесс, когда под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и крахмал, и вода для роста клеток листьев.
А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода.
Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только при одном условии. Что это за условие?
-Солнечный свет.
- Почему же для работы «кухни» требуется свет?
Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.
3. Почему люди и животные не могут жить без растений?
Работа с учебником.
Учитель:
– скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.)
– Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему?
(Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.)
– Откройте учебник (с. 76, 1 абзац). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть
Найдите ответ на вопрос:
-Почему люди и животные не смогли бы жить без растений?
(Ответы учеников:
– Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Питание растений происходит днём.
- Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и… кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям. )
V. Физкультминутка Слайд №12
Мы немного отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, | И их всех лучики согрели. Чудеса у нас на свете – Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. | Дружно хлопаем, Ножками топаем! Хорошо мы погуляли И ни капли не устали устали! |
VI. Закрепление изученного материала.
1.Самостоятельная работа учащихся
Задание 1.Работа со схемами в рабочей тетради. (стр.42 №1)
– Как же связаны между собой Солнце, растения и люди? (Питаются – днем; дышат – постоянно.)
- Заполните самостоятельно схемы дыхания и питания растений.
Проверь себя. Слайд 13-14
Задание 2. Дополните названия газов в тексте. (Рабочая тетрадь стр. 43 №2)
Проверка: Слайд 15.
Задание 3. Указать стрелками правильный ответ. (Карточки)
* Процесс, при котором растение
поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.----- Дыхание.
* Процесс, при котором растение
поглощает углекислый газ, а выделяет кислород. --------- Питание.
Проверка: Слайд 16.
Учитель:
-Какой вывод мы получили?
Вывод – чтение с доски. Слайд17 .
2.Творческая работа .
1 пара – рисование знаков «Берегите растения!»
2 пара – составление лозунгов об охране природы ( из отдельных слов)
(«Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок», «В природе нет ничего бесполезного», «Берегите природу - источник жизни, бодрости, здоровья»)
Проверка работы у доски – показ выполненной работы.
Учитель: Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?
Ученик: Необходимо бережно относиться ко всем растениям. Все в природе взаимосвязано.
Учитель: Как приятно, когда ребята знают и берегут природу.
Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – маленькая рана, нанесённая природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.
- Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы!
VII. итог урока.
Учитель:
- Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»? (ответы учащихся.)
Цветок на лугу я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял – и завял,
А сколько бы он на лугу простоял? (В. Викторов.) Слайд №18
– Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на уроке, и будете бережно относиться к природе.
VIII. Домашнее задание:
Учитель: учебник, с. 74–77, рабочая тетрадь с.44; написать Благодарственное письмо растениям.
IΧ. Рефлексия.
Учитель:
У вас есть 2 солнышка. Если вам было интересно, понятно, вы узнали новое - покажите «весёлое солнышко», если на уроке узнали новое, было понятно, но вам не интересно - «солнышко грустное».
Учитель:
Я благодарю вас за работу на уроке.
Выставление отметок с комментированием.
Урок окончен. Спасибо всем за работу.
Процесс, при котором растение
поглощает кислород,
а выделяет углекислый газ. Питание
Процесс, при котором растение
поглощает углекислый газ,
а выделяет кислород. Дыхание
Процесс, при котором растение
поглощает кислород,
а выделяет углекислый газ. Питание
Процесс, при котором растение
поглощает углекислый газ,
а выделяет кислород. Дыхание
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
5.___________________________________________
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
5.___________________________________________
1.__________________________________________
2.__________________________________________
3.__________________________________________
4.__________________________________________
5.___________________________________________