Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ялтинская начальная школа №13» МО ГО Ялты
Использование современных образовательных технологий (деятельностного метода, ИКТ технологии, личностно-ориентированного обучения, игрового метода) на уроке окружающего мира в 3 классе с учётом требований ФГОС
Тема: Что такое деньги?
Подготовила
учитель высшей категории
МБОУ «ЯНШ №13»
Сидор Людмила Ярославовна
Ялта
03.03.2022 г
Дата 03.03.2022 г. | Окружающий мир | Учитель: Сидор Л.Я. |
Урок № 48 | Тема: Деньги. | 3-А класс |
Тип урока | Комбинированный |
Педагогические цели | Познакомить с понятием деньги, историей появления денег, их функциями |
Планируемые результаты (предметные) | Познакомятся с понятием деньги исследуя причины, по которым люди использует деньги, рассмотреть происхождение денег, познакомить учащихся с историей развития различных форм денег, денежными единицами других стран. |
Личностные результаты | - культуры поведения учащихся в коллективной деятельности; - воспитание товарищества, ответственности, гуманного отношения друг к другу; - создание атмосферы радости от совместного труда. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные УУД: Базовые логические действия: – отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; Работа с информацией: понимать, что информация может быть представлена в разной форме: текста, иллюстраций, видео, таблицы; соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием. Коммуникативные УУД: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; владеть диалогической формой речи в заданной сюжетно-ролевой ситуации; умеют вступать в речевое общение, пользоваться книгой, рабочей тетрадью. Регулятивные УУД: планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия; устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия. Совместная деятельность: участвовать в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения. |
Ресурсы урока | учебник, карточки, презентация. |
Ход урока
I . Организационный момент.
-Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знания пользу принесут.
Эмоциональный настрой.
- Посмотрите в окно какой сегодня солнечный денёк, а солнышко всегда вызывает радостное настроение и улыбки.
- Давайте улыбнёмся друг другу, и с такими радостными и приветливыми лицами начнём наш урок.
II. Повторение ранее изученного материала.
Игра «Доскажи словечко»
Пальто и шляпы выпускает …(лёгкая промышленность.)
Металлические батареи выпускает …(металлургия)
Пряники производит …(пищевая промышленность.)
Электричество попадает в дом благодаря …(электроэнергетики)
Шампунь для волос выпускает …(химическая промышленность.)
Комбайны, танки выпускает…(машиностроение)
Обеспечивает нефтью, углём…(добывающая промышленность .)
III. Самоопределение к деятельности.
Постановка проблемы. Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, сегодня на уроке мы исследуем новое понятие, оно известное всем, без этого не может ни один человек прожить в обществе.
-Что необходимо человеку в современной жизни, чтобы жить в достатке?
- На этот вопрос мы ответим, после того как отгадаем кроссворд, и прочитаем выделенное слово.
Главная потребность человека. Необходим для добывания природных богатств, производства товаров.
Он на дорожках во дворе,
Он очень нужен детворе,
Он на стройке и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже.
Топили, сушили,
Колотили, рвали,
Колотили, ткали,
И на стол клали.
Химическая …. – составная часть экономики.
Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.
Он прочен и упруг,
Строителям - надёжный друг,
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметней.
Какое слово получилось в выделенном столбце?
| | | | | | | | | | 1 | т | р | у | д | | | |
| | | | | | | | | | | | 2 | п | е | с | о | к |
| | | | | | | | | | | 3 | л | ё | н | | | |
4 | п | р | о | м | ы | ш | л | е | н | н | о | с | т | ь | | | |
| | | | | | | | | 5 | у | с | л | у | г | и | | |
| | | | | | | | | 6 | г | р | а | н | и | т | | |
- Вот как много вы уже знаете об экономике. Но сегодня нас интересует новое понятие, оно известное всем, без этого не может ни один человек прожить в обществе.
- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали?(Деньги)
- Как вы понимаете это слово? (Ответы учащихся)
- Ребята давайте вместе подумаем и скажем, какова тема нашего сегодняшнего урока.
- Сегодня на уроке мы должны понять, что такое деньги, и какова их роль в экономике.
Тема нашего урока: «Что такое деньги?»
- Кто из вас может сказать, что такое деньги?
- Предположите, какие вопросы могут нас интересовать, связанные с этим понятием?
– что такое деньги?
– как появились деньги?
– какими были первые деньги?
- Готовы ли вы принять участие в нашем исследовании, чтобы найти ответы на вопросы?
- Каков же главный вопрос? (ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ?)
- Попробуйте ответить на главный вопрос урока, предположить, что такое деньги? (ответы обучающихся)
- Для того что бы ответить на этот вопрос давайте обратимся за помощью к толковому словарю.
Словарь Ожегова
Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже.
- Каково их значение?
IV. Работа над новой темой.
1 Значение денег.Способы обмена.
- Каждую секунду на Земле производится бесчисленное множество товаров. Причем разные люди и предприятия производят разные товары. А, чтобы товар попал к тому, кто в нем нуждается, происходит обмен.
- Вам приходилось совершать обмен? Что вы меняли?
-Такой вид обмена называетсябартер .
(Это прямой обмен одних товаров на другие.)
- Кажется, все просто и удобно.
Но хорошо, когда 2 человека совершают бартер, а вот если возникает такая ситуация когда, например:
У Яны есть груша, а она хочет апельсин.
У Леры есть апельсин, а хочет он яблоко.
У Оли есть яблоко, а хочет он грушу.
- Как быть? (Решение экономической задачи)
- Согласитесь, что это заняло больше времени, чем бартер между двумя людьми. Еще труднее совершить бартер между большим количеством людей.
- А представьте, что вам требуется выменять у кого – то все, что необходимо для жизни: и зубную пасту, и обувь, и еду. Сложно.
- Очень сложен бартер и для предприятий. При этом очень хочется, чтобы обмен был равноценным.
- Гораздо удобнее другой вид обмена, который называетсякупля – продажа.
-
(Купля – продажа – это такой обмен, в котором участвуют деньги)
-Покупка – это тоже обмен, при котором вы меняете деньги на вещи.
- Какие бывают способы обмена? (бартер и купля – продажа)
2. Сказочная викторина, «Какой обмен совершается?»
- С этими видами обмена мы встречаемся не только в повседневной жизни, но и на страницах знакомых сказок.
- Перед вами эпизоды из сказок. Определите, какой обмен совершается, и подпишите внизу на свободной строке.
Работа в группах.
"Сказка о петушке и бобовом зернышке".
"Сенокосы, сенокосы! Дайте сена, сено нести корове, корова даст молока, молоко нести к девкам, девки дадут ниток, нитки к липке, липка даст листу, лист нести к речке, речка даст воды, воду нести к петушку" (бартер)
"Сказка о мужике-бедняке".
"Возьму этого зайца, да продам за четыре алтына, на те деньги куплю свинушку, она принесет мне двенадцать поросят, поросятки вырастут, принесут еще по двенадцать, я всех приколю, мясо продам, а на денежки дом куплю…" (Купля – продажа)
«Муха – Цокотуха»
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
(Купля – продажа)
«По щучьему велению»
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеется:
— На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять:
— Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?
— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась... (Бартер)
«Гуси – Лебеди»
– Речка–матушка, спрячь меня!
– Съешь моего киселя!
Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели”. (Бартер)
Проверка. – А теперь проверим, как вы справились с этим заданием.
Учитель: Мы сейчас вспомним русскую народную сказку «Петушок и бобовое зернышко». Кто главный герой сказки?
Что делала курочка чтобы спасти петушка?
Дети: Менялась.
Учитель: Что могло случиться с петушком, пока курочка менялась?
Дети: Петушок мог задохнуться и умереть.
Учитель: А как курочка очень быстро могла бы получить маслице.
Дети: Если бы у нее были бы деньги, она могла бы быстро купить.
Учитель: Как только у курочки появились деньги, как ее можно было бы назвать?
Дети: Покупатель.
Учитель: А тот, у кого товар?
Дети: Продавец.
Учитель: А вы уверены, что продавец возьмет деньги за свой товар? Что он будет с ними делать?
Дети: Он может купить то, что ему нужно.
Учитель: Как удобнее: меняться товарами или покупать за деньги?
Дети: Покупать удобнее. Быстрее. Надежнее.
Делаем вывод, что за деньги можно купить любой товар, продать любой товар .
- А как мы узнаем, на какое количество денег можно обменять тот или иной товар? (Смотрим на цену)
Цена - это стоимость одной вещи.
- В любом магазине можно убедиться, что цены на различные товары разные. Как вы думаете, от чего зависит цена товара? (Если затраты на изготовление товара большие, то цена больше)
3. Из истории денег.
_ Ребята, как вы думаете, всегда ли существовали деньги?
- Что бы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим видео.
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы - наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители - своих пленников. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы. Одними из первых денег были раковина каури – моллюсков, добывались в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на верёвочку, как бусы. За одного быка нужно было отсчитать тысячу раковин. Деньгами служили также шкурки зверей и даже сушеная рыба.
Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие.
У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам было опасно и неудобно возить деньги (разбойники и грабители легко его находили). Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали бумажные расписки.
На смену им постепенно пришли монеты и бумажные деньги.
Итак, деньги пришли на смену натуральному обмену, когда люди просто обменивались между собой товарами. Деньги оказались очень удобной вещью: их брали в обмен на что угодно, они не портились при длительном хранении. Появились первые цены — за любую вещь давали определенное количество денег. Затем начали возникать определенные проблемы с деньгами, для больших покупок требовались целые горы денег. Тогда люди придумали деньги разного достоинства.
Первые бумажные деньги появились в Китае в 9 веке. В Европе они появились лишь в 17 веке и назывались БАНКНОТАМИ или КУПЮРАМИ, на которых было написано, какому количеству, хранящемуся в банке золоту они равны.
Легкие и удобные бумажные деньги быстро завоевали популярность. Но затем у людей возникла новая проблема: появились излишки денег и люди не знали где их хранить. Тогда люди решили построить склад для лишних денег — тихий, уютный и безопасный. Но чтобы не путать его с другими складами решили назвать его Банк.
- Какие бывают деньги? (бумажные и металлические, электронные и пластиковые карты)
4. Физкультминутка (Стихотворная)
VI. Продолжение работы по теме урока
1.Работа по учебнику . Чтение статьи с.66-67
2. Презентация «Современные деньги России»
Рубль на Руси появился не сразу. Сначала использовали заграничные монеты, а потом стали чеканить свои – гривны. Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили пополам. Такую половину называли «рубль» (от слова «рубить»). От слова «рубить» и появилось современное название РУБЛЬ.
Бумажные банкноты на Руси появились значительно позже и понемногу начали вытеснять своих металлических собратьев, так как были дешевле по производству и удобнее в обороте.
В современной России люди пользуются как металлическими, так и бумажными деньгами. А называются они, как и много лет назад – КОПЕЙКА и РУБЛЬ.
Бумажные купюры выпускаются разного достоинства, на них изображены достопримечательности нашей страны и известные личности.
На бумажных знаках РФ изображены:
10 руб. – мост через Енисей в Красноярске;
на 50 руб.- скульптура Ростральной колонны в Петербурге;
на 100 руб. – Большой театр в Москве;
на 200 руб. - символы города Севастополя
на 500 руб. – памятник Петру 1 в Архангельске;
на 1000 руб. – памятник Ярославу Мудрому (князю) в Ярославле;
на 2000 руб. - можно чётко заметить главные символы модернизации Дальнего Востока – космодром Восточный и вантовый мост на остров Русский во Владивостоке через пролив Восточный Босфор.
на 5000 руб. – памятник Муравьеву-Амурскому (графу) в Хабаровске.
Практическая работа(по учебнику и рабочей тетради, работа в паре)
- А сейчас у нас есть возможность изучить современные российские монеты.
- Давайте откроем учебники и найдём практическую работу на с. 68 учебника.
- Найдём эту практическую работу в рабочей тетради.
- Прочитаем тему, цель практической работы.
(У каждого на партах монеты достоинством рубль и копейка).
П
лан исследования.
1.Рассмотрите монету
- Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ,
это есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, …
- Это оборотная сторона монеты - «РЕВЕРС» или «решка».
2. Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок.
Это лицевая сторона монеты – «АВЕРС» или «орел».
3. Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.
4. Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется «ГУРТ».
Деньги других государств называют валютой.
В разных странах сейчас используются различные денежные единицы.
Назовите основные денежные единицы.
Зарплата, сбережения
- Скажите, откуда большинство людей получают деньги? ( Большинство людей получают деньги в качестве заработной платы, то есть платы за работу. Сокращенно – зарплата. А на заработанные деньги покупает необходимые товары и услуги)
- Но человек может отложить часть денег на будущее, т.е. сберечь. Это сбережения.
- Как вы думаете, с какой целью человек откладывает деньги? (Чтобы приобрести дорогую покупку, накопить на что-нибудь).
- А сейчас отправимся в магазин. Найдите в нашем магазине то, что можно купить за деньги. Все ли можно купить за деньги? Приведите свои примеры.
Пища, здоровье, развлечения, одежда, образование, воздух, товары, дружба, небо, море, дождь, уважение людей, ветер и т.д.
- Послушайте стихотворение Владимира Орлова "Что нельзя купить".
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.
Где-то дома у метро -
Пепси-кола и эскимо,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить -
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
- Ребята, а как вы думаете, почему нельзя купить росу, пение птиц, родничок и тополёк? (Высказывания детей)
- Как надо относиться к природе?
VI. Итог урока
- А теперь сосредоточьтесь и заполните карточки.
(Деньги)____- особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.
Для этого происходит _____ (обмен товарами).
Есть два способа обмена: _____ (бартер и купля – продажа).
Стоимость товара указывает ____(цена).
В качестве оплаты за работу получают ____(зарплату)
Часть денег откладывают на будущее – это __(сбережения).
VII. Домашнее задание
Подготовить пересказ по учебнику с. 66 - 69
Подобрать пословицы о деньгах.
Нарисовать свою денежную единицу и написать о ней сочинение.
VIII. Рефлексия
Прикрепите к солнышку лучики:
Если у вас хорошее настроение осталось после урока , приклейте желтый лучик;
Если вам не очень понравился сегодняшний урок или у вас что-то не получилось, приклейте оранжевый лучик;
Если вам сегодня на уроке ничего не понравилось, приклейте красный лучик.
Приложение:
1.
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы - наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы - зерно, растительное масло, скотоводы - быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители - своих пленников. Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги. Правда, сначала деньгами служили различные предметы. Одними из первых денег были раковина каури – моллюсков, добывались в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на верёвочку, как бусы. За одного быка нужно было отсчитать тысячу раковин. Деньгами служили также шкурки зверей и даже сушеная рыба.
2.
Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие.
У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам было опасно и неудобно возить деньги (разбойники и грабители легко его находили). Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали бумажные расписки.
На смену им постепенно пришли монеты и бумажные деньги.
Итак, деньги пришли на смену натуральному обмену, когда люди просто обменивались между собой товарами. Деньги оказались очень удобной вещью: их брали в обмен на что угодно, они не портились при длительном хранении. Появились первые цены — за любую вещь давали определенное количество денег. Затем начали возникать определенные проблемы с деньгами, для больших покупок требовались целые горы денег. Тогда люди придумали деньги разного достоинства.
_________________ - особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.
Для этого происходит ______________________________________ .
Есть два способа обмена: ______________________________________ .
Стоимость товара указывает ________________________ .
В качестве оплаты за работу получают _______________________ .
Часть денег откладывают на будущее – это ____________________________ .
_________________ - особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.
Для этого происходит ______________________________________ .
Есть два способа обмена: ______________________________________ .
Стоимость товара указывает ________________________
В качестве оплаты за работу получают _______________________
Часть денег откладывают на будущее – это ____________________________
_________________ - особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.
Для этого происходит ______________________________________ .
Есть два способа обмена: ______________________________________ .
Стоимость товара указывает ________________________ .
В качестве оплаты за работу получают _______________________ .
Часть денег откладывают на будущее – это ____________________________ .
_________________ - особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.
Для этого происходит ______________________________________ .
Есть два способа обмена: ______________________________________ .
Стоимость товара указывает ________________________ .
В качестве оплаты за работу получают _______________________ .
Часть денег откладывают на будущее – это ____________________________
_________________ - особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги.
Для этого происходит ______________________________________ .
Есть два способа обмена: ______________________________________ .
Стоимость товара указывает ________________________ .
В качестве оплаты за работу получают _______________________ .
Часть денег откладывают на будущее – это ____________________________ .
"Сказка о петушке и бобовом зернышке".
"Сенокосы, сенокосы! Дайте сена, сено нести корове, корова даст молока, молоко нести к девкам, девки дадут ниток, нитки к липке, липка даст листу, лист нести к речке, речка даст воды, воду нести к петушку"
"Сказка о мужике-бедняке".
"Возьму этого зайца, да продам за четыре алтына, на те деньги куплю свинушку, она принесёт мне двенадцать поросят, поросятки вырастут, принесут еще по двенадцать, я всех приколю, мясо продам, а на денежки дом куплю…"
«Муха – Цокотуха»
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«По щучьему велению»
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеется:
— На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять:
— Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?
— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась...
«Гуси – Лебеди»
– Речка–матушка, спрячь меня!
– Съешь моего киселя!
Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели”.