СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Лес и человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Лес и человек"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Лес и человек"»

Окружающий мир. Урок

Тема: Лес и человек.

Цели: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

                               Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

-Тема нашего урока «Лес и человек». Мы поговорим о роли леса в природе и жизни людей .

3. Проверка знаний и умений.

-Прежде чем  перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о растениях и животных  лесной зоны.

           Блицтурнир «Я знаю лес»

-Какой лес мы называем тайгой? ( Хвойный. )

-Назовите  дерево: « Высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.» (Сосна.)

- Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)

- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

- Какое дерево является символом России? (Берёза.)

- Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

- Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плодами дуба.)

- У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук.)

- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг себя чудесный аромат? (Липа.)

-Какой бывает лес? Соотнесите названия деревьев и лес, в котором они произрастают .

4. Работа над новой темой.

- Послушайте стихотворение С.Никулиной «Русский лес» :

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить-

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться-

И видно всё до дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану-

Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

- Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.

- Так чем же является лес для человека?

- Лес это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь…»

- А почему лес аптека? ( В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)

- А как лес может обогреть человека? ( Человек дровами обогревает дом, а дрова- это деревья, которые росли в лесу.)

-Значит, лес для человека- это источник топлива.

-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома. Значит, лес- это источник древесины

- В лесу человек находит себе пищу- это ягоды, орехи, грибы. Значит, лес- это источник пищи.

-« А будет жажда мучить…» Лес- это источник чистой воды.

- А что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении.

- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? ( Они там растут.) Чем для них является лес? ( Это их дом.)

- Для кого ещё лес является домом? ( Для животных.)

- Значит, лес- это ещё и дом для растений, животных, грибов.

- Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё! Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» и вы узнаете, какую ещё роль играет лес.

  (Чтение вслух.)          

- Какие роли выполняет лес? ( Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.)

- Чем является лес для воздуха? ( Защитником.)

- Чему ещё лес является защитником? ( Водоёмам и почвам.)

- Как лес защищает водоёмы? ( Там, где растёт лес, не мелеют реки, лес питает их.)

- Как лес защищает почвы? ( Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.)

- Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема.

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

5. Самостоятельная работа                                      

 - Вам предстоит самостоятельно выяснить  какие экологические проблемы

угрожают лесу.

Работа по карточкам:

Карточка №1:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал- и вон убежал.

                                 Н. Некрасов

О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?

Карточка №2:

           «Стыдно перед соловушкой»

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

                                            В.Сухомлинский

- Чьё поведение в лесу вы считаете  правильным?  О какой экологической проблеме идёт речь в рассказе?

Карточка №3:

                                                        В. Шефнер

                  « Лесной пожар»

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

- О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?                                          

6. Продолжение работы над новой темой.

- О какой экологической проблеме не упоминалось в карточках?

( О незаконной охоте, браконьерстве.)

-Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:

- жуки - жук-коростел, дровосек реликтовый, жук-олень;

- растения - женьшень, венерин башмачок;

- птицы - филин, утка-мандаринка;

- звери - зубр, амурский тигр.

- В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав дома рубрику « Баргузинский заповедник».

- А что можете сделать вы, чтобы уберечь лес от этих опасностей?

7. Итог урока.

Рефлексия:

-Какие чувства вызывают у вас названные проблемы леса? Если они вас волнуют поднимите красную фигурку, если нет- жёлтую.

( Фигурки деревьев разного цвета раздать на парты. Провести опрос: почему волнуют или почему не волнуют. )

- Я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема - это значит, что вы будете искать пути её решения.

8. Домашнее задание.

- К следующему уроку прочитайте в учебнике стр.70-75 и выполните творческие задания в тетради на стр.23-24 .