Конспект урока по окружающему миру
«Моя семья»
Автор: Ирзина Н.Ф., учитель начальных классов
УМК: «Школа России».
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 2.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Тема урока: «Моя семья».
Цель урока: Создание условий для обогащения представлений детей о семье, о роли семьи в жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать представление о семье - как о ячейке общества;
- дать представление ороли семьи в жизни человека.
Развивающие:
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных и интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять);
- содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать заботливое и уважительное отношение к членам семьи;
- формирование положительного отношения к своей деятельности через самооценку и рефлексию;
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать представление о разнообразии состава семей;
- показать распределение обязанностей в семье.
Личностные:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
- формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации и в конце действия;
Познавательные:
- самостоятельно формулировать цель урока, уметь осознанно и произвольно строить высказывания;
- проводить анализ объектов с целью выделения признаков;
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, те, кто весел сегодня,
Здравствуйте, те, кто грустит,
Здравствуйте, те, кто общается с радостью,
Здравствуйте, те, кто молчит.
Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте сейчас с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу, оно у вас хорошее! Итак, за работу.
2. Сообщение темы, целей урока, мотивация деятельности учащихся.
- Прослушайте притчу и подумайте, о чем мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке.
В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда не было здесь ссор. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: «Любовь», «Уважение» и «Прощение». «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…».
3. Формулирование темы, цели и задачи урока.
- У каждого из вас, ребята, есть самые близкие и родные люди. Они полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить всегда. Кто же это? (Ответы детей).
- Назовите иходним словом. (Семья).
- Почему в семье из этой притчи царила такая тёплая атмосфера? (ответы детей).
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Какую цель мы поставим перед собой? (Ответы детей).
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Тему урока будем изучать в группах.
Вспомним правила делового сотрудничества в группе:
• уважать мнение другого;
• не обижать и не обижаться;
• быть внимательным;
• соблюдать тишину (работать вполголоса);
• слушать и слышать друг друга.
Вспомним план действий в группе:
1. Обсуждение задания.
2. Выполнение задания.
3. Оформление задания.
4. Формулирование выводов
5. Представление результатов работы (проекта).
1 группа.
Словарная работа (семья, поколение, традиции, разнообразие состава семей).
Задача: пользуясь различными источниками найти определение слов, виды состава семей
План работы:
1. Найти в источниках нужный термин.
2. Найти в источниках виды состава семей.
3. Выписать определения и виды состава семей на лист.
4. Оформить.
5. Представить проект.
2 группа.
Признаки дружной семьи, распределение обязанностей в семье.
Задача: выбрать из предложенных источников высказывания, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи. Выпишите особенности распределения обязанностей в семье.
План работы:
1. Прочитать текст карточки.
2. Выписать высказывания, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи. Выписать особенности распределения семейных обязанностей.
3. Оформить.
4. Представить проект.
3 группа.
Пословицы, поговорки о семье. Стихотворения о родственниках.
Задача: подобрать необходимый материал.
План работы:
1. Прочитать текст карточки.
2. Выбрать подходящие пословицы, поговорки.
3. Вспомнить стихотворения о маме, папе, бабушке, дедушке.
4. Оформить проект.
4 группа
Традиции моей семьи.
Задача: описать, какие традиции существуют в ваших семьях.
План работы
1. Обсудить, какие традиции есть в ваших семьях.
2. Описать традиции ваших семей, проиллюстрировать.
3. Оформить.
4. Представить проект.
Каждая группа размещает свой проект на одном листе ватмана, прикрепленном на доске с темой урока «Моя семья».
После выступления последней группы на ватмане получается общий проект.
Физ. минутка.
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
5. Подведение итогов занятия, рефлексия.
- Игра: «Назови ласково по имени (маму, папу, сестрёнку, бабушку, дедушку, братика).
- Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?».
- Что же такое семья для каждого из вас?
- Ребята, скажите, пожалуйста, какую роль в жизни человека играет семья? (Ответы детей).
- Что нужно делать, чтобы в семье царила тёплая атмосфера? (Ответы детей)
– Ребята, наш класс – это тоже большая дружная семья. И сейчас я предлагаю заселить домик под названием «2А класс» (на доске). У каждого из вас есть смайлик, на котором нужно написать своё имя и указать, что нужно делать каждому их нас, чтобы наша классная семья стала ещё дружнее и крепче. Прикрепим каждый смайлик на домик.
- Посмотрите, какими прекрасными улыбчивыми смайликами мы заселили наш домик.
- Ребята, а теперь возьмите на шаблоны ладошек, которые лежат перед вами.
-Если вам было скучно на уроке, возьмите зеленую ладошку.
-Если вам было интересно, но нового вы не узнали, возьмите желтую ладошку.
- Если вам понравился урок,и вы узнали много нового и интересного, возьмите красную ладошку.
-А теперь покажем свои ладошки и помашем ими в знак прощания.
6. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок на тему «Моя семья», описать семью, указав, какие традиции в ней существуют.