Цель фрагмента урока: создание условий для формирования представления о способах ориентирования на местности.
Этап урока | Деятельность учителя |
1. Мотивация к деятельности | Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем путешественниками! А сопровождать в путешествии нас будет герой, имя которого нам предстоит отгадать. Все в Цветочном городишке Знают этого мальчишку. Коротышку и зазнайку, Беззаботного … (Незнайку) (Слайд 1) А каких ещё книжных героев-путешественников вы знаете? Но наш Незнайка очень рассеянный и поэтому многое может забыть или потерять. Мы ведь сможем ему помочь? Тогда садимся удобнее и вперед, навстречу приключениям! |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в учебном действии | Готовясь к путешествию, мы узнали стороны света. Помните ли вы их названия? Представьте, что вы смотрите на север. Где будет..? (Спросить про промежуточные стороны, сделать разминку для глаз) (Слайд 2) Мы начали путешествие. Незнайка говорит, что нам нужно пойти на север. Но в какую сторону нам идти? (Затруднение) Можем ли мы сказать, что это проблема? Поэтому нам стоит обсудить ориентирование на местности. |
3. Построение выхода из ситуации | (Слайд 3) Какую же цель мы поставим, чтобы решить проблему? Чтобы достигнуть цели, нам нужно решить задачи. Но Незнайка просыпал наши задачи, и нам нужно восстановить их порядок. Но прежде чем мы это сделаем, вспомните правила работы с интерактивной доской. Кто же восстановит порядок наших задач? Всё верно! Теперь мы готовы решить проблему. |
4. Реализация выхода из ситуации | Какую задачу мы поставили первой? Давайте подумаем, а что вообще такое ориентирование? Зачем оно вдруг понадобилось в нашем путешествии? А теперь сравним наши догадки с учебником. (Один ученик читает) Смотрите, сколько в учебнике способов ориентирования! Я предлагаю разобрать их по парам: первая пара рассмотрит по компасу, вторая пара – по солнцу и третья пара – по местным природным признакам (крона дерева). Изучите текст и кратко расскажите, как же эти признаки помогают определить стороны света. Подготовьте карточку с тремя картинками. Отмечайте стороны света на стрелках, когда отвечают ваши товарищи. Вы также можете отметить стороны, пока изучаете свой способ ориентирования. Вы готовы? (Пары выступают) (Слайд 4, 5, 6) (Документ-камера) (Слайд 7) Какую задачу мы выполнили? (Передвигает Незнайку) У вас на партах лежат карточки самооценки… Поднимите тот карандаш, который… |
5. Первичное закрепление | Какую задачу мы выполним следующей? Сейчас я вам предлагаю в группах сделать одно задание, но сначала вспомните правила работы в группах. Молодцы! (ЛА) Незнайка споткнулся и перепутал названия способов ориентирования на местности и картинки, иллюстрирующие эти способы. К левой доске идёт группа за…, к правой – … Когда закончите, перейдите к доске товарищей. (Спросить обоснование, стороны света) Вы большие молодцы, садитесь. Смогли ли мы закрепить знания? Закрасьте в карточках самооценки… Поднимите тот карандаш,… |
6. С/р с проверкой по эталону | (Слайд 8) А сейчас, когда вы набрались знаний, посмотрите на это место ещё раз и попробуйте определить, где на картинке какие стороны света и куда должна показывать стрелка компаса. Красной стрелочкой укажите направление, в котором нам с Незнайкой нужно идти. (Слайд 9 – эталон) Если вы всё выполнили верно, поставьте себе плюс. Какую задачу мы решили? |
7. Итог урока. Рефлексия | Решили ли мы проблему? Достигли ли мы цели? Как же мы можем ориентироваться по местности? Куда показывает стрелка компаса? Все ли задачи мы выполнили? (Слайд с лесенкой успеха) Вижу, что… (Отметки) |