СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методист: Осипова Лариса Валентиновна. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Русь расправляет крылья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан студенткой колледжа "АСПК". Методист: Осипова Лариса Валентиновна 

Просмотр содержимого документа
«Методист: Осипова Лариса Валентиновна. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Русь расправляет крылья"»

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»




Конспект (технологическая карта) пробного урока по окружающему миру

Тема: «Русь расправляет крылья»

проведённого в 4 «Д» классе «Гимназия №1»









Практикантка: Мухамедова А.К.

________(подпись)

Учитель: Горемыкина А.Н.

________(подпись)

Методист: Осипова Л.В.

________(подпись)

(Оценка за урок) ___________




Астрахань, 2024

Тема урока


«Русь расправляет крылья»

Цель

Сформировать представление о возрождении Руси и правлении князя Ивана Калиты.

Задачи

1. Обучающие: формировать знания о возрождении Государства Русь;

2. Развивающие: развивать познавательный интерес к истории своего государства, воображение и творческие способности;

3. Воспитывающие: воспитывать уважение к делам наших предков.

Планируемые образовательные результаты учащихся

Учащиеся узнают об Иване Калите и о его деятельности, изучают

возрождение Руси, правление князя Ивана Калиты и присоединение

городов Руси к Московскому княжеству.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Форма проведения

Объяснительно-наглядная, фронтальная.

Учебное оборудование

Материал для учащихся: учебник, рабочий лист

Для учителя: технологическая карта урока, презентация.

Используемая учителем литература

Учебник окружающего мира 4 класс, Интернет-ресурсы.

Средства ИКТ

Компьютер, проектор, экран.

Дата проведения

20.03.24



Структура

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Айнура Мухамедова. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.


-Садитесь.

-Проверьте всё ли у вас готово к уроку, на парте у вас должен лежать учебник окружающего мира.

Приветствуют учителя




Садятся


Проверяют принадлежности

Регулятивные: осуществлять самоконтроль;

овладевать умением прогнозировать;


Коммуникативные:

слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

-С какой темой вы познакомились на предыдущем уроке?





-Перед тем, как начать знакомиться с новой темой, я предлагаю вам провести небольшой тест по прошлой теме. Вам нужно будет на листочках записать ответы, после чего мы с вами проверим их все вместе.


1. Поход монголов на Русь возглавил хан:

а) Чингисхан б) Батый в) Темучин

2. Какой город первым оказался на их пути?

а) Рязань б) Владимир в) Новгород

3. Какой город долго сопротивлялся монголам?

а) Новгород б) Рязань в) Козельск

4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) выкуп б) налог в) дань

5. Первый удар в 1240 г. на северо-западном рубеже Руси на­несли:

а) монголы

б) шведы

в) рыцари-крестоносцы

6. Разбил шведов на реке Неве князь:

а) Александр б) Ярослав в) Владимир

7. Какое прозвание получил новгородский князь после победы над шведами?

а) Мудрый б) Невский в) Вещий

8. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 г.

б) 20 мая 1242 г.

в) 5 апреля 1421 г.

- На предыдущем уроке мы познакомились с темой «Трудные времени на Русской земле».


Решают тест самостоятельно



Познавательные: развитие мышления


Регулятивные: овладевать умением прогнозирования


Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


3.Самоопределение к деятельности

-Ребята, для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно выполнить задание.

-Закройте глаза, представьте птицу, зовут её Русь, с середины 12 века на неё нападали хищные птицы и приносили ей боль. Боролась птица Русь с врагами, победила крестоносцев и стала собираться с силами для борьбы с самым грозным врагом – Золотой ордой. И мечтали люди русские, что окрепнет Русь Матушка, расправит свои крылья и устремится в чистое голубое небо навстречу светлому будущему.

-Исходя из текста, как можно сформулировать тему нашего урока?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке, исходя из темы.

-Мы узнаем, что произошло с Русью после отпора врагу. Узнаем о том, как возродилась Русь, и кто из князей повлиял на этот результат.





Слушают












-Русь расправляет крылья


-Узнаем, что произошло с Русью после отпора врагу.

Узнаем о том, как возродилась Русь, и кто из князей повлиял на этот результат.

Познавательные: ориентироваться в системе знаний

Регулятивные: умение формулировать определение понятия; различать технологические определения

Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли; умение слушать и исправлять неточности.


4.Работа по теме урока

-Откроем учебник на стр. 43.

-Несчастья, обрушившиеся на Русь, не сломили Русских людей. Возвращались на родные пепелища уцелевшие жители, прятавшиеся по лесам. Нужно было налаживать жизнь заново.

-Как вы думаете, почему люди переселялись?


-Кто мне зачитает следующий абзац?

-Какие земли стали более безопасными для жизни русских людей?

-Так какие же города относятся к северо-восточной Руси? Найдем из на карте стр. 39.


-Князья Северо-Восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми хозяевами. Они ставили новые города и крепости. Постепенно возрождались прежние ремёсла. В городах Северо-Восточной Руси трудились искусные кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, камнерезы. Особо стали цениться мастера, изготавливающие вооружение и доспехи, — бронники, щйтники, лучники, кольчужники.


-Ребята, ответьте а вопросы после прочитанного.

-Какие условия для жизни были созданы природой в этих городах? Перечислите мне их пожалуйста


-Опишите с помощью текста учебника князей северо-восточной Руси.





-Ребята, посмотрите на слайд. Назовите какие развивались ремёсла?

Давайте с вами откроем тетради и запишем определение новых для нас слов

















- В это время возникали монастыри. Нередко бывало: поселится монах затворник в дремучем лесу, а к нему потянутся люди за советом, утешением, а некоторые и останутся, тоже станут монахами.

-Кто знает, что такое монастырь?

Прочитаем 6 абзац.









-Какой монастырь возник около города Радонежа?

-Кто явился основателем этого монастыря?

-Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много трудился сам и призывал к труду других. Многие люди обращались к нему за советом и помощью.

Отец Сергий стремился искоренить зло на земле, уничтожить ложь и недостатки людей, но к концу жизни понял, что сделать это не в силах. Тогда дал клятву никогда ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Так и умер в молчании.

Но память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице-Сергиев, а город. Где стоит этот монастырь. Называется Троицкий Посад.

-Ребята, открыли учебник на стр.44. Видим с вами заголовок, как он называется?

-Зачитайте первый абзац.

-Так с какого и по какой год правил князь?

Предлагаю просмотреть с вами видеоролик, после которого я задам несколько вопросов.

-Как ещё при жизни прозвали Ивана Даниловича?





-За что его так прозвали?





-Что такое Калита?


-Как Иван Данилович вёл себя в Орде?


-В наследство от Ивана Калиты московские князья получили великокняжеский головной убор. В своём завещании Калита назвал его золотой шапкой. Позднее она стала называться шапкой Мономаха и превратилась в символ власти. Легенда рассказывает, что её прислал в подарок византийский император Константин Мономах одному из русских князей. Восемь золотых пластин, покрытых тончайшими узорами и драгоценными рубинами и изумрудами, украшают шапку. Она увенчана крестом.

-Что получили в наследство московские князья от Ивана Калиты?



-Как позднее стал называться головной убор?

-Как звали византийского императора, который прислал в подарок одному из русских князей головной убор?


-Шапка Мономаха и сохранилась по настоящее время. Она хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

-Ребята, а что такое «оружейная палата»? Прочитайте и запиши в тетрадь определение.


-Иван Калита во время своего правления начал собирать русские земли вокруг Москвы. Московское княжество стало сильнейшим в Северо-Восточной Руси.


-На парте у вас лежит рабочий лист, который мы должны выполнить задания.

-Прочитайте 1 задание. Что нам необходимо сделать.

-Верно, отметить города северо-восточной Руси



-Какие условия для жизни были созданы природой в этих городах? Перечислите

-Верно, давайте с вами запишем в рабочий лист.

-Обратимся к заданию 3 и найдем с вами в таблице всех ремесленников, которые трудились в городах Северо-Восточной Руси.





-Откройте рабочий лист, найдите задание 4 и вставьте пропущены слова.










-Обратите внимание на 5 задание. Вам необходимо определить какие заслуги были у Ивана Калиты?



Слушают




-Они хотели наладить свою жизнь в новом месте

Читают


-Северо-восточные земли


-Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль.
































-Земли, удобные для обработки леса,обильные дичью реки и озера, богатые дичью


-Князья Северо-восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми хозяевами


-Искусные кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, камнерезы, бронники, щитники, лучники, кольчужники

Кожевник-человек, который профессионально занимается выделкой или продажей кож

Камнерез - мастер резьбы по камню

Бронник-мастер оружейник

Щитники-ремесленник делающий щиты

Кольчужник-мастер, изготавливающий кольчуги








Монастырь -это религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.


-Троицкий монастырь



-Основателем монастыря является Сергий Радонежский.





Слушают












-Московский князь Иван Калита.

-Он правил с 1325 по 1340 год.



-Князь Иван Данилович получил прозвище Калита за щедрость по отношению к беднякам.

-Князь повсюду носил с собой кошель с мелочью (калиту) и постоянно раздавал нищим милостыню


-Калита - кожаная сумка для денег в Древней Руси; калиту носили на ремне у пояса.



-Иван Данилович вёл себя в Орде лояльно.




Слушают












-Головной убор










- Шапка Мономаха


-Константин Мономах




Слушают


-Оружейная палата — московский музей-сокровищница, являющийся частью комплекса Большого Кремлёвского дворца.





-Отметить города северо-восточной Руси

-Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль.


-Какие условия для жизни были созданы природой в этих городах? Перечислите


-Камнерез, кольчужник, щитник, гончар, плотник, лучник, кузнец ,бронник, сапожник, кожевник


-Московский князь ИВАН ДАНИЛОВИЧ, внук АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО, заботился о ПОРЯДКЕ в своем княжестве. Он правил с 1325 по 1340 год.


-Вошел в доверие к хану, прекратились набеги. Стал сам собирать дань. Привлек в Москву купцов, которые пополняли казну. Строительство белокаменных соборов. Расширил и укрепил Московское княжество.

Познавательные: ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала.


6.Включение нового знания в систему знаний

-Ребята, предлагаю вам сейчас поделиться на пары, мы с вами будем проходить интересный квест по нашей теме.

Поехали!

Кроссворд

1) Город, вокруг которого стали объединятся русские княжества.

(Москва)

2) Кого называют собирателем земли Русской.

(Иван)

3) Крепость на территории древней Руси

(Кремль).

4) Монах, основатель Троицкого монастыря

(Сергий).

5) Место торговли в Древней Руси.

(Торжище).

6) Дом для монахов

(Монастырь).

Загадки:

1. В этом доме нет окон.

Да, зато, гостей немало в нем.

Не живут они там долго –

Только дверь откроют –

Сразу кто-нибудь уходит. (кошель или калита)

2. Когда князей на царство венчали,
На голову шапку им надевали.
Символом высшей власти была. (шапка Мономаха)

3. Средь степей широких, где ветры воют, Славный воин на коне мчится вперед. Золото и власть - его дорога, Кто этот вождь? (Батый)

Тест(индивидуально)

1. Отметь, какие территории Руси стали в большей степени безопасными для жизни на ней:

1) юго-западные

2) северо-западные

3) северо-восточные +

4) юго-восточные

2. Какой город оказался центром русского княжества при Иване Калите?

1. Владимир

2. Киев

3. Москва +

4. Рязань

3. Век, в котором возник Троицкий монастырь:

1. 14 век +

2. 12 век

3. 18 век

4. 19 век

4. Московским князьям в наследство от Ивана Калиты досталось...

1. соболья шуба

2. золотой перстень

3. шапка Мономаха +

4. кубок

5. В какой группе перечислены ремесленники, изготавливающие вооружение и доспехи?

1. охотники, лучники, бортники

2. камнерезы, кузнецы, кожевники

3. бронники, кольчужники, щитники +

6. Какие территории Руси стали центром её возрождения после нападения захватчиков?

1. Южные

2. Юго-западные

3. Северо-восточные +

7. Менялась ли территория княжества при Иване Калите?

1. стала больше, чем была +

2. стала меньше, чем была,

3. не менялась

- Подводим итоги! (Считаем монетки, находим победителей)

Слушают учителя















Проходят викторину

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и

группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные: умение работать в группе



7.Подведение итогов урока. Рефлексия

А сейчас вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.







1. Каким образом возрождалось Русское государство, и объединялись русские земли.




2. Как строились отношения между Русью и Золотой ордой.






3. Какие выдающиеся люди в данный период способствовали возрождению Русского государства.

- Получилось ли у нас выяснить все, что запланировали?

‐ Поднимите руку, кому было понятно интересно и легко?

‐ Кто захотел больше узнать о Иване Калите?

‐ А о Московском кремле?

- Хорошо, а теперь посмотрите на слайд и оцените свою работу на сегодняшнем уроке:

  • На сегодняшнем уроке я работал (как?)…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

  • Я узнал (что?)

  • Мне было непонятно (что?)

  • Больше всего мне понравилось (Что?)

- Наш урок подошел к концу! Спасибо, мне было приятно с вами работать!

- Мы узнали, что произошло с Русью после отпора врагу.

Узнали о том, как возродилась Русь, и кто из князей повлиял на этот результат.


- Иван Калита способствовал объединению русских земель и их процветанию.


- Иван Калита сумел войти в доверие к хану Золотой орды и самостоятельно собирать дань с Московских земель.

- Иван Калита



(Ответы детей)




(Ответы детей)




Коммуникативные:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.