СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему "Наше питание", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Наше питание", 3 класс»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс

Тема урока: Наше питание.

Задачи урока

- Познакомить обучающихся с необходимыми организму питательными веществами.

- Дать элементарные представления об органах пищеварения человека.

- Сформировать правила правильного питания.

- Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.

- Развивать самостоятельность, познавательные интересы.

- Содействовать формированию бережного отношения к своему здоровью.

- Совершенствовать навыки работать коллективно и в парах.

- Развивать умение оценивать себя.

Ход урока:

I. Организационный момент

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, начинаем наш урок.

Мотивация

– Сегодня у нас необычный урок, вы будете в роли исследователей, работа трудная, но интересная, поэтому пожмите друг другу руки и пожелайте успехов. Я тоже вам желаю успехов и удачи.

II. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, я недавно наблюдала такую картину. Мальчик за раз съел котлету, чипсы, сухарики, сладкую булочку, запил всё газированным лимонадом, а потом ещё съел мороженое и конфету. У него заболел живот, и он не пошёл в школу. Почему? Вы с таким не встречались?

- Ребята! Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке. Сформулируйте тему и задачи урока.

- Тема урока «Наше питание.»

Задачи урока

1.Узнаем, как работает пищеварительная система.

2.Узнаем, какие питательные вещества необходимы организму.

3.Сформулируем правила правильного питания.

- Древним мудрецам принадлежат слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». А как вы думаете, зачем человек ест?

- Без пищи человек не может жить, расти, двигаться, бороться с болезнями.

III. Новая тема

Практическая работа.

- У вас на партах лежат этикетки от упаковок разных продуктов, внимательно прочитайте и скажите, какие питательные вещества содержаться в данных продуктах. (белки, жиры, углеводы, витамины)

- А знаете ли вы, какую роль выполняют жиры, белки, углеводы в нашем организме?

- Давайте найдём это в учебнике на с.135

Белки – вещества, которые служат основным строительным материалом для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям – для роста и развития. Белки содержатся во многих продуктах. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль.

Жиры обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом» тела. Источником жиров являются сливочное и растительное масло, маргарин, сметана.

Углеводы – главный поставщик энергии для нашего тела. К ним относятся сахар и крахмал. Углеводами богаты хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты.

Витамины необходимы для сохранения и укрепления здоровья. Их много в овощах и фруктах.

- Существует около 20 видов витаминов («вита» - жизнь, «амин» - органическое вещество). Наиболее распространённые – А, В, С, D, Е. Витамины – обязательная и незаменимая часть рациона. Они не накапливаются у нас в организме. Их требуется около 20 ежедневно. Все витамины из пищи мы получить не можем, поэтому необходимо принимать витаминные препараты.

Работа в парах.

- Откройте тетрадь на с. 78, найдите задание 1 и заполните таблицу, обсуждая в парах

Названия веществ

Значение для организма

В каких продуктах содержатся

Белки



Жиры



Углеводы



Витамины





- Проверим, одна пара буде поочерёдно читать, остальные будут проверять.

- Оцените себя, поднимите руки, у кого также.

- Но для нормальной работы организма необходимы ещё минеральные вещества: фосфор, кальций, железо… А знаете ли вы, что в организме человека до 60% воды. Все обменные процессы происходят с помощью воды. Без неё человек может прожить не более 3 – 5 дней. Ну вот, ребята, мы с вами разобрали, какие питательные вещества мы употребляем в пищу.

- Давайте вернёмся к этикеткам и посмотрим, какое количество жиров, белков и углеводов содержатся в каждом продукте питания. Для этого выполним практическую работу в тетради, задание 2.

Продукты

Белки (в 100г)

Жиры (в 100г)

Углеводы (в 100г)

Витамины (в 100г)




























- Заполнять таблицу мы будем коллективно.

- Первый продукт, пищевую ценность которого мы рассмотрим – молоко.

- Запишите его название в таблицу.

-Сколько процентов содержит молоко - жиров, углеводов, белков? Запишите в тетрадь

- Следующий продукт - шоколад. Запиши это слово во второй строке.

- Дальше рассмотрим этикетку от хлеба

- Запишите какое количество содержится белков, жиров и углеводов в нём.

- И последнюю этикетку рассмотрим – от рыбы.

- Какая колонка осталась незаполненной? (витамины)

- Запишите названия витаминов в свою таблицу. Обратите внимание, что названия витаминов обозначают большими латинскими буквами.

- Проанализируем заполненную таблицу. В каких из этих продуктов самое высокое содержание белков, жиров, углеводов? Обведите соответствующее число.

Вывод: белки – в шоколаде, жиры – в шоколаде, углеводы – шоколаде и пшеничном хлебе, витамины – в молоке.

- Оцените себя, напишите в тетради достигнута цель или нет и трудно было или легко

- В разных продуктах содержится разное количество белков, жиров, углеводов, витаминов. Ещё раз посмотрите на таблицу.

- Какой должна быть наша пища? (Разнообразной)

- Любая пища может быть как полезной, так и вредной. Когда она может стать вредной для организма человека? (Когда человек переедает)

Значит, пища должна быть не только разнообразной, но и в меру.

IV. Физминутка.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.

Выпрямляйся, потянись,

А теперь назад прогнись.

Поднимай-ка руки, плечи,

Чтоб работать было легче.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны,

Вперёд, назад.

Повернулись влево, вправо,

Тихо сели…

Вновь за дело.

V. Знакомство с пищеварительной системой организма человека.

С пищей человек получает необходимые питательные вещества.

А сейчас мы поговорим о том, как человек питается, что происходит с пищей в организме и как нужно правильно питаться.

Как же происходит процесс пищеварения? Оказывается, он начинается ещё до того, как пища попадает в рот. Понаблюдайте, что будет происходит в вашем организме, пока я режу этот лимон. Вы все заметили, что во рту началось выделение слюны. Это и есть начало процесса пищеварения. Ваш организм настроился на прием пищи. «Слюнки потекли» - говорим мы при виде хорошо накрытого стола. За сутки взрослый человек выделяет 1,5 литра слюны.

Когда пища попадает в ротовую полость, в работу включаются все органы пищеварения.

- Сначала пища попадает в ротовую полость. Мы пережевываем пищу, наши зубы превращают её в маленькие кусочки и перемешивается языком. Слюна размягчает пищу и облегчает процесс глотания. Язык проталкивает пищу в глотку. Через глотку и пищевод еда проходит в желудок. В желудке еда переваривается с помощью желудочного сока до состояния густого супа. Эта кашица проходит дальше в кишечник. Там и заканчивается её переваривание. Большую роль в пищеварении играет печень. Она выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения – желчь. В тонком кишечнике частицы питательных веществ впитываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу. Остатки «супа» попадают в толстый кишечник. Здесь полезные вещества и вода всасывается в кровь. Остатки выносятся в прямую кишку.

- А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили названия органов пищеварения

- Найдите в тетради задание 3 и укажите стрелками части пищеварительной системы. Поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте у соседа по учебнику, с.136. Поднимите руку, у кого всё правильно.

Взаимопроверка.

-Молодцы!

VI. Правила питания.

- Некоторые ребята в школьной столовой кушают очень быстро, мало пережёвывая пищу. Как вы думаете, правильно они делают? (нет)

- Жевать пищу надо не только для того, чтобы из твердой её сделать жидкой. Всякая пища нуждается в обработке. Во рту у нас пища обрабатывается слюной, с которой смешивается во время жевания. Если пища наскоро проглоченная и необработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишки, то пищеварительные соки, которые там выделяются, не смогут ее полностью переварить. Большая часть пищи выбрасывается тогда из организма.

-Какой можно сделать вывод? (нужно кушать медленно, хорошо пережевывая пищу)

А сейчас мы поработаем в парах, ваша задача состоит в следующем: выбрать нужное и составить правила питания. Устно объяснить, почему надо делать так, а не иначе.

  1. Нужно стараться есть разнообразную пищу.

  2. Если хочешь - ешь пельмени хоть целый месяц.

  3. Нужно стараться есть в одно и то же время.

  4. Кушать надо тогда, когда проголодался.

  5. Утром перед школой надо обязательно завтракать.

  6. Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.

  7. Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.

  8. Перед сном покушай плотно.

Правильные ответы:

Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.

Нужно стараться есть в одно и тоже время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.

Утром перед школой нужно обязательно завтракать. Некоторые ребята по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что-то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.

Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.

- Оцените себя, нарисуйте шкалу (выше половины, половина или ниже половины, поставьте чёрточку)

- Какое из правил вам было знакомо?

- Какие правила вы выполняете?

- Дети, что важно делать для того, чтобы быть здоровым? (правильно питаться)

- Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее, богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой мудрец предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его уже нет.»

- Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можем позаботиться только мы с вами.

VII. Итог урока.

- Ребята, мы выполнили все задачи урока?

- Давайте ответим на вопросы, опираясь на задачи урока.

- Как работает пищеварительная система?

- Какие питательные вещества необходимы организму?

- Сформулируйте правила правильного питания.

Домашнее задание.

- Попробуйте составить полезное меню на завтрак, обед и ужин для своей семьи

Рефлексия.

- Тот, кто решил, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – возьмёт дольку яблока.

- А тот, кто решил, что всё, что хочется, то и полезно, а о здоровье можно подумать позднее – возьмёт чипсы.