Муниципальное общеобразовательное учреждение
Введенская общеобразовательная школа № 3 городского округа Звенигород
Конспект по окружающему миру на тему
«Что такое экология»
1 класс
Составитель:
Кузнецова Дарья Михайловна
Учитель начальных классов
2019 г
Цель:
первоначальное ознакомление с понятием «экология», «эколог»;
усвоить, что экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.
Задачи:
сформировать первоначальные представления детей об экологии и ее роли в жизни людей, объяснить смысл названия «Зеленый дом»;
формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе;
сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;
продолжить обучение работе в группах.
Планируемые достижения учащихся:
усвоить, что такое «экология»;
запомнить, что люди всех стран отмечают праздник – День Земли (22 апреля)
Оборудование:
цветные карандаши, альбом;
цветная бумага, ножницы;
компьютер, мультимедиа установка;
музыкальные эффекты.
Программное обеспечение:
Презентация: «Зеленый дом» (Приложение);
Публикация «День Земли» (календари - памятки).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Освоение человеком законов жизни природы. Почему мы часто слышим слово «ЭКОЛОГИЯ»?
Ход урока:
Организационный этап
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство, злость. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу.
Самоопределение к деятельности
Игра «Разведка»
-Сейчас мы выберем разведчиков, для этого нужно ответить на вопросы по пройденной теме.
1) Как называется «голубая» планета? Почему её так назвали?(Земля, из-за большого количества воды)
2) Кто первый из животных отправился в космос ?(мышь)
3) Назовите дату-первого полета человека в космос( 12 апреля 1961года)
4) Назовите имя первого человека полетевшего в космос?(Юрий Алексеевич Гагарин)
5) Как называется костюм космонавта? (скафандр)
Каждый из командиров получил секретное послание. С помощью него вы должны собрать свои команды.
Подойдите к моему столу девочки и возьмите по секретному заданию.
Подойдите к моему столу мальчики и возьмите по секретному заданию.
Помните, что не только разведчики вас ищут, но и вы можете попроситься в команду.
( показываю где должны собраться команды)
1команда-насекомые ПОЧЕМУ
2-растения ЧАСТО
3-звери СЛЫШИМ
4-рыбы СЛОВО
5-птицы ЭКОЛОГИЯ
Как думаете, что это?(тема урока)
Тема: Почему мы часто слышим слово «экология»?
Сформулируем цели с помощью слов-подсказок.
Познакомиться…. с понятием «экология», «эколог»;
Научиться … бережно относиться к окружающему миру, к Земле.
Работа по теме урока
Найдите в теме нашего урока ключевое слово.(экология)
Попробуем объяснить, что означает слово «экология». Где можно выяснить его значение?
(примерные ответы детей) спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в Интернете, попробовать догадаться самим.
Экология - греч. oikos - дом, местообитание, убежище, жилище;
logos – наука.
От этого слова произошло слово эколог. Предположите, кто это может быть?
(Эколог-это человек, который занимается экологией, защищает природу)
Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому, что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать». Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом.
От чего нужно защищать наш зеленый дом? ( от загрязнений, от вырубки лесов и др.)
Стихотворение (выходит ученица в костюме Экология)
Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот...
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек,
Барханов
И болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом
Думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц
И реки без воды...
Все меньше — окружающей природы...
Все больше - окружающей среды.
Эксперимент: на какой из этих предметов похожа Земля?( на столе-тарелка, апельсин, мяч)
Представьте, что 1/3 –это суша, а вот это что тогда?( вода)
Так много или мало воды на планете?( много)
Кто знает какая на вкус вода в морях и океанах?( соленая)
У вас на столах стаканы с водой.
Чтобы сделать морскую воду, разведите в стакане (250 мл) жидкости по чайной ложке соды и соли. Размешайте до растворения.
Попробуйте её на вкус, какая она?( соленая, горькая, невкусная)
Можно её пить? Готовить пищу? (нет)
А теперь попробуйте эту воду( предлагаю чистую воду)
Какая она на вкус?(несоленая, вкусная, чистая)
А теперь посмотрите сюда- в банке (3л) вода.
Представьте, что это вся вода, которая есть на земле, а в стакане(1/2 часть)- это вода, которую можно употреблять человеку.
Так много или мало пресной воды на земле? (мало)
Поэтому, что мы должны помнить?( воду надо беречь, зря не расходовать)
Физкультминутка
В лесу
Ручки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Вниз опустили, кисти стряхнули.
С травки сбиваем росу.
Ручки подняли, плавно помашем.
Ветер качает листву.
Вниз опустили, кисти встряхнули.
С травки сбиваем росу.
В сторону ручки- плавно качаем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут –тоже помашем:
Крылышки сложим назад.
Продолжение по теме урока
Прочитайте текст на листках
Во время чистки зубов расходуется 10 литров воды
Когда моете руки, расходуете 10 литров воды
1 смыв в туалете расходует 9 литров воды
Принимая душ в течение 1 минуты расходуете 20 литров воды
Если из крана целый день будет капать вода, то наберется целое ведро.
Скажите , сколько литров воды тратит 1 человек во время чистки зубов?(10 л)
В обыденной жизни люди не всегда берегут воду. Не задумываясь о будущем, они портят ее, травят различными веществами.
Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места - нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух - это наш отец, Вода - мать, Земля - наш дом.
В Красную книгу включено: 115 видов животных, находящихся на грани исчезновения. С лица Земли уже исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения ...).
Рефлексия
Стук в дверь. Странно прислали телеграмму, прочтем, что в ней написано.
Кто мог её прислать?
(На этом этапе выходят дети в костюмах: костер, гриб, муравей, цветок. Рассказывают ребятам о правилах поведения, сначала дети в форме игры дают вредные советы , затем объясняют , как правильно себя вести )
Стук в дверь. Странно прислали телеграмму, прочтем, что в ней написано.
Кто мог её прислать?
Вредные советы
Если вы пришли на речку,
То в неё бросайте мусор:
Банки, палки и бутылки,
Целлофановый пакет,
И тогда всем рыбам в речке
Станет весело, и рыбки
Сами прыгнут к вам в кастрюлю-
Будет славная уха.
Помните, что брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более 2-х лет,
Консервная банка-более 90 лет,
Целлофановый пакет- более 200 лет,
Стекло – более 1000 лет.
Если на лесной полянке
Вы поставили палатку,
После этого вам надо
Развести большой костер.
И тогда всё запылает,
Загорится, задымится,
И природа восхитится:
«Что за чудный фейерверк!»
Помните, что кострище не зарастает 5-7 лет.
Если взяли вы корзину
И пошли в лес за грибами,
То грибы корчуйте с корнем,
Палкой бейте мухоморы!
И тогда лесным зверюшкам
Нечем будет подкрепиться,
Все впадут зимою в спячку
И «спасибо» скажут вам.
Нужно осторожно срезать ножку гриба, не нарушая грибницы.
Мухоморы служат многим животным в качестве лекарства.
7. Подведение итогов урока
(на доске плакат, с нашей планетой. Предлагаю детям вырезать из цветной бумаги ладошку и наклеить, таким образом мы защитим нашу ПЛАНЕТУ; Всё в наших руках)
Теперь я вижу ребята, что вы готовы стать настоящими защитниками природы и я вам желаю в этом удачи!