2. Актуализация знаний и постановка проблемы. а) Повторение изученного (3 мин.) Задача: формулирование учебного задания в форме, обеспечивающей возможность личного решения образовательной ситуации учеником. | -На прошлом уроке мы с вами были путешественниками. - Кто такие путешественники? -А вот по каким странам мы с вами путешествовали сейчас и узнаем. -Перед вами лежат в конвертах карточки со словами. Выберете название стран, с которыми мы знакомы. -В какой части света находятся эти страны? -Что вы предлагаете сделать сегодня на уроке? -Хорошо, но сначала немного поиграем. -Разбушевавшийся ветер разбросал все слайды, которые я вам приготовила. И чтобы нам во всём разобраться поработаем в группах. У вас на столах есть эти задания. Ещё раз посмотрите и скажите: -Всё ли здесь в порядке? -Вы должны ответить на вопросы: 1) Что или кто здесь изображён? 2) Где он находится? -Молодцы, не ошиблись! | -Путешественники – это люди, которые путешест-вуют по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). -Это страны: Франция, Великобритания, Италия, Германия. -В Европе. -Продолжить путешествие. -Здесь всё перепутано. Дети выходят с картинкой и объясняют: -Карлсон живёт в Швеции. Эйфелева башня во Франции. -Шерлок Холмс живет в Великобритании. Макароны, спагетти придумали в Италии. -Золушка – во Франции. Биг-Бен в Великобритании. -Бременские музыканты из Германии. Софийский собор на Украине. | Сл.№1 Сл.№2 Сл.№3 Сл.№4 |
б) Постановка проблемы (2 мин.) Задача: фиксация или создание образовательной напряженности; формулировка проблемы, связанной с изучаемым объектом. | -Мы побывали в Европе. И были не только путешествен-никами, но и исследователями. -Что нам в этом помогало? Раздаются карточки, на которых изображены: 1.Пагода; 2.Великая Китайская стена; 3.Мавзолей Тадж-Махал; 4.Мечеть. - Задание остаётся прежним 1)Что здесь изображено? 2) Расскажите подробнее о месте, где оно находится? -Что объединяет все эти памятники? -Как вы думаете, в какую часть света мы отправимся? Тема Азия -С какой целью мы отправляемся в путешествие? -Путешествовать мы будем не самолётом, не поездом и не пешком. Мы посетим эту часть света с помощью географических карт, не выходя из класса. | -Наши знания, материал из учебника, информация из разных источников. -Мы не знаем. Сложно ответить. -Эти памятники находятся в странах, которые мы ещё не изучали. -Мы отправимся, наверное, в Азию. Познакомиться со странами Азии, природой, с людьми, населяющими эти страны, их занятиями и достижениями. | Сл.№5 Сл.№6 Сл.№7 Сл.№8 |
3. Совместное «открытие» знаний (работа в группах). Задача: личное решение образовательной ситуации каждым учеником; организация обсуждения, дискуссии. а) Работа по физической карте Евразии. (3 мин.) б) Работа по политической карте Евразии. (4 мин.) в) Работа с учебником и «Энциклопедией для детей». (10 мин.) Задача: совершенствование навыков работы с научно-познавательным текстом. г) Демонстрация образовательной продукции. (8 мин.) Задача: формулирование проблемы в виде сообщения по плану. | -Откройте в учебниках физическую карту Евразии на стр.98 – 99. -Где проходит граница между Европой и Азией? -На столах у вас лежит политическая карта Евразии. Найдите на карте следующие страны и полуостров, отметьте их цифрами: 1-Япония, 2-Китай, 3-Индия, 4-Аравийский полуостров. - Что нам понадобится для описания каждой страны? -Сейчас каждая группа поработает с разными источниками информации и представит нам по плану выбранную страну. -Подойдите по одному представителю от группы и выберите название страны, с которой вы будете работать. | Показ по физической карте. Граница проходит по Уральским горам, Каспийскому морю и Кавказу. Дети отмечают страны Азии. 1-Япония, 2 -Китай, 3-Индия, 4- Аравийский полуостров. - Наш план, который мы придумали на прошлом уроке. План: 1.Название страны_______ 2.Столица ______________ 3.Особенностирельефа____ 4.Особенности животного и растительного мира ____ 5.Памятники ____________ 6.Предметы ____________ Дети работают в группах ,описывают страны и представляют их по плану. Ученик: Страна Япония. Столица г. Токио. Япония - преимущественно горная страна с преобладанием низких и средневысотных гор Здесь можно встретить тропические леса, в которых встречаются пальмы, фикусы, древовидные папоротники. В стране обитают японская макака, бурый медведь, волк, лисица, соболь. Из птиц встречаются дятел, дрозд, синица, тетерев, совы, журавли, аист, ястреб, орёл. Памятным центром г. Токио является Императорский дворец Кокё, национальный парк Никко с живописными озёрами, мост Сэто-Охаси, бронзовый памятник собаке мира – Хатико, японская статуя Свободы. Известны всем японские палочки для еды. Женские и мужские кимоно. Японские традиционные куклы и веера. Ученик: Страна Китай. Столица - Пекин. Основная черта рельефа – гористость. В западной части Китая растут кустарник или низкорослые растения. В восточной части - таежные районы с хвойными породами деревьев и широколиственные леса. В западной части встречаются тушканчики, хомяки, суслики. В восточной - горностаи и соболи. В лесах обитают волки, тигры и леопарды. В Пекине находится мавзолей Мао Цзедуна. Великая Китайская стена является символом древнекитайской цивилизации. Храм Неба- это исторический памятник Китая. Пещерно-храмовый комплекс Лунмэньшику(ворота дракона) Известен китайский чай и принадлежности для чайной церемонии. Оригинальные изделия из фарфора и бамбука. Популярностью пользуются шелковые изделия. Электроника. Ученик: Страна Индия Столица: Нью-Дели. Рельеф Индии очень разнообразен: от равнин на Юге, до ледников на Севере, и от пустынных районов Запада, до тропических лесов на Востоке. Растительный мир Индии разнообразен: от колючих кустарников, до растений тропических лесов. В Индии обитают: слоны, носороги, львы, тигры, зубры, леопарды, пантеры, олени, антилопы, бизоны. Мир птиц: птицы-носороги, орлы, павлины. Главные достопримечатель-ности - это «город-призрак» Фатехпур-Сикри, Золотой храм в Амритсаре, «индийский Голливуд» Мумбаи (Бомбей), Мавзолей-мечеть:Тадж-Махал. Прекрасная индийская одежда –сари. Натуральная косметика. Индийские ковры. Индийский чай. Ученик: Саудовская Аравия. Столица — г. Эр-Рияд. Большую часть территории занимают пустыни и полупустыни. Растительный мир саксаул, верблюжья колючка, полынь, лишайники, астрагалы, тополя, акации.В оазисах – финиковые пальм, цитрусовые, бананы. Животный мир: антилопа, газель, даман, волк, шакал, гиена, каракал, дикий осел, верблюд. Среди птиц – орлы, коршуны, грифы, соколы-сапсаны, дрофы, жаворонки. В Саудовской Аравии построена самая высокая в мире мечеть. Мадаин-Салех – крупнейший памятник древней архитектуры. Самый большой в мире фонтан. Длинная женская одежда – абая. Восточные сладости. Чётки. Кальяны. | Сл.№9 Сл.№10 Сл.№11Сл.№12 Сл.№13 Сл.№14 Сл.№15Сл.№16 Сл.№17 Сл.№18 Сл.№19Сл.№20 Сл.№21 Сл.№22 Сл.№23Сл.№24 Сл.№25 Сл.№26 |
| -Отметьте, пожалуйста, страны и их столицы, о которых мы сегодня узнали, на контурных картах. Далее дети получают дифференцированное задание по разноуровневым карточкам. 1-й уровень: карточки красного цвета. Вставь или подчеркни нужные слова. Евразия - самый (большой, маленький) материк. Он целиком располагается в (Северном, Южном) полушарии. Он состоит из 2х частей света----------------- и --------------. Граница между ними проходит по хребту (Гималайских, Уральских) гор и по реке----------------------. 2-й уровень: карточки желтого цвета. Назови главное богатство Аравийского полуострова. Основной памятник Саудовской Аравии? Самая длинная река в Азии? 3-й уровень: карточки зеленого цвета. Подчеркни названия географических объектов, которые находятся в Азии. Река Днепр, Ирландия, Желтое море, Нью-Дели, река Ганг, Шанхай, Лондон, Кувейт, Балтийское море, река Инд, Альпы. | Дети выполняют задания и проверяют, как их сделали другие группы. Самопроверка на слайде. | Сл.№28 |