Изучение нового материала Работа по учебнику Работа по вариантам Физминутка «Улыбнись» Работа по ТПО Проверка д.з. | Ребята чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, нам необходимо отгадать загадки. Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. (Ответ: Черёмуха) Вкус у ягоды хорош, Но сорви ее поди—ка: Куст в колючках будто еж, — Вот и назван… (Ответ: Ежевика) Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но, в отличие от елки, Опадают те иголки. (Ответ: Лиственница) Посмотри, какой цветок! Как вплести его в венок? В шапке беленькой стоит, А подуешь — улетит. (Ответ: Одуванчик) Как зовут меня, скажи? Часто прячусь я во ржи — Скромный полевой цветок, Синеглазый .... (Ответ: Василёк) Стоит красавица в лесу на праздник в дом ее несут как невесту наряжают и в ведро с песком сажают не страшны ей снег, метель распустила лапы (ответ Ель) Выросли звоночки в ряд, Жалко только — не звенят. Синие бутончики — Это... (Ответ: колокольчик) Молодцы ребята. Посмотрите на слайд и скажите одним словом, что объединяет эти отгадки? А частью чего являются растения? А теперь внимательно посмотрите на отгадки и назовите, какое слово получится, если сложить первые буквы отгадок? Ребята, а тема нашего урока будет звучать так « Я – часть мира » Ребята откройте учебник на с.70 и прочитайте 1 абзац. Человек чувствует себя частью большого прекрасного Мира. И сам человек-это целый мир. О единстве с миром говорит человек в своем творчестве. -как вы поняли эти слова? Прочитаем древние русскую и карельскую песни в учебнике на с.70-71. Первый вариант читает про себя русскую песню, а второй карельскую. -Расскажите, о чем говорится в русской песне? (слушаю мнение детей) -А о чем в карельской? (слушаю мнение детей) -что общего в этих песнях? Рассмотрите иллюстрации. (включаю русские гусли – колыбель солнца) - Что вы видите, чувствуете, слышите? -Как называют человека, изображенного на с.71 - На чем он играет? На Руси издавна слагали сказания, называемые былинами. Любили на Руси в долгие зимние вечера или в непогоду собираться вместе. Плели сети, чинили рыболовные снасти, мастерили домашнюю утварь, а сказатель рассказывала: Вы послушайте-ка, люди добрые, Да былину мою, правду-истину Былинный герой Садко был непревзойденным мастером игры на гуслях. Этот инструмент вы видите на иллюстрации в учебнике. Вверх и вниз рывки руками, Будто машем мы флажками. Разминаем наши плечи. Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) Руки в боки. Улыбнись. Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.) Приседания начинай. Не спеши, не отставай. (Приседания.) А в конце — ходьба на месте, Это всем давно известно. (Ходьба на месте.) Мы размяться все успели, И на место снова сели. (Дети садятся.) Ребята откройте рабочую тетрадь с.52. Ребята вам на дом задавали выучить стихотворение И. Белоусова «В лесу», кто хочет рассказать его? -Как вы поняли, в чем смысл этого стихотворения? Ребята в этом стихотворении говорится о том, что человек связан с природой, природа дарит ему спокойствие, красоту и вдохновение. И поэтому если человек не может отдать природе жизнь, то он не имеет права отнимать ее у природы. -прочитаем стихотворение еще раз. Что вы увидели, почувствовали во время чтения стихотворения? Выполним задание номер 2 на с.53 - я дышу (свежим воздухом) - я иду (по тропинке) -я пью (родниковую воду) - я слышу (пение птиц) - я вижу надо мной (голубое небо) -я вижу подо мной (свежая трава) -я вижу рядом с собой (цветы) -я чувствую в себе (любовь к окружающему миру) Ребята на с.53 №3 ТПО, докрасьте рисунок и нарисуйте себя в окошечке. Природа вдохновляет людей своей красотой и разнообразием. В музыке так же отражаются образы природы. Сейчас мы с вами послушаем произведения и вы ответите на вопросы. Произведение Оливье Мессиана «Пробуждение птиц» Что вы представляли себе, когда слушали это произведение? Летняя гроза из 4 части симфонии №6 Л.В. Бетховена. Что вы себе представляли, когда слушали это произведение? Чем схожи эти произведения? Чем они отличаются? Также связь человека с природой мы видим в поэзии. Утёс Михаил Лермонтов Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. Ребята какой тучку видит поэт? Ребята, а каким видит поэт утес? А какой образ поэт вложил в тучку? А какой образ поэт вложил в утес? Послушайте отрывок произведения С. Есенина Берёза Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. О чем говорится в этом произведении? С чем в произведении автор сравнивает снег? Как автор относится к березе? Ребята посмотрите на картину И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору» и «Сторожка в лесу» Что вы видите на картинах? А чем эти картины различаются? Как вы думаете, чем схожи эти картины? Ребята, а как вы думаете в чем смысл этих картин? | Отгадывают загадки Слайд 2 (черемуха, ежевика, лиственница, одуванчик, василек, ель и колокольчик) Они о растениях Вывешиваю на доску табличку «природа» Вывешиваю на доску табличку «человек» Тема на доске Высказывают свое мнение в песнях говорится о связи человека с природой, природа дает человеку все: силу, вдохновение, мудрость, умение слышать и создавать красивое. слушаю ответы детей гуслист, гусляр на гуслях Открывают ТПО Несколько человек рассказывают стихотворение слушаю мнение детей читают стихотворение самостоятельно, высказывают свое мнение несколько человек зачитывают записанное Лес, в котором пробуждается утро, под пение птиц Хмурится небо, начинается разгул стихии, усиливается ветер, слышны удары грома, а затем гроза постепенно затихает Человек с помощью музыки в обеих произведениях изобразил природу. В первом произведении человек изобразил светлое свежее утро, от этого произведения веет легкостью, неуловимостью. А второе произведение представляет собой образ необузданной стихии, готовой все разрушить, но всё- таки не совершившей это. Веселой, игривой, золотой, активной и т.д. Мудрым, старым и задумчивым. Образ ребенка О березе, снеге. С серебром Бережно, он ее олицетворяет в виде красавицы. На одной картины изображены медвежата, а на другой сторожка. На обеих картинах изображен могучий утренний лес. Смысл в том, что и сторожка и медвежата хоть и кажутся на картине незначительными объектами, они все же показывают нам тонкую но важную связь между природой-природой и природой-человеком. Тем самым показывая нам что мы все часть мира. |