СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему "Иван третий". 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Иван третий". 4 класс»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»



Пробный урок по окружающему миру

МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания

Класс 4 «В» МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа №37»

Классный руководитель: Кавазова Галина Николаевна

Тема: Иван Третий

Выполнил студент 3 «А» группы: Светоченко Кирилл Вячеславович





Допуск к проведению урока

Студент: Светоченко К.В.

___________

Учитель: Кавазова Галина Николаевна___________



Астрахань, 2021

Тема урока:

Иван Третий

Цели:

Сформировать у учащихся представление о личности князя Ивана III

Задачи:

1. Образовательная – познакомить с жизнью Ивана III, способствовать формированию представления об эпохе правления Ивана III, его преобразованиях. Определение ценности преобразований Ивана III для современников.

2. Развивающая – способствовать развитию психических  познавательных способностей : памяти, мышления, воображения, речи  учащихся, умения работать с  источниками информации, ориентироваться в тексте.

3. Воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, воспитывать патриотизм, расширять кругозор, поддерживать интерес к предмету, умение общаться друг с другом, слушать и понимать речь других, отстаивать свою точку зрения.

Личностные:

  • Иметь навыки культурного поведения при общении.

  • Аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме.

  • Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в парах.

  • Знать основные моральные нормы и ориентацию на их выполнение.

  • Иметь мотив учебной деятельности.

Предметные:

  • Знать особенности правления Ивана III;

  • Знать историю возникновения единого независимого Российского государства со столицей в Москве;

  • Воспитывать любовь к истории.

Метапредметные:

  • Познавательные — самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • Коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • Регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Тип урока:

Открытие новых знаний

ИКТ и средства обучения:

Экран, проектор, презентация, учебник





Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организация начала урока

-Здравствуйте, ребята!

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок!

Подравнялись, подтянулись,

Сели тихо, улыбнулись.

(Слайд №1)

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Меня зовут Кирилл Вячеславович.


Ребята в начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

(Слайд №2)

Ученики приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Организация рабочего места.

Познавательные:

Умение воспринимать речь учителя.

2.Актуализация знаний (целеполагание)

- Сегодня на уроке мы побываем в Москве конца XV века; узнаем, какие изменения произошли на Руси во времена правления одного из московских князей. - Решите кроссворд – и вы сможете прочитать имя князя, о котором мы будем сегодня говорить на уроке.

Кроссворд:

1. Имя московского князя, который бросил открытый вызов Орде.

2. Как называется поле, на котором 8 сентября 1380 года разгорелась битва?

3. Кто правил в Золотой Орде в 1380 году?

4. На какой реке встретились войска Мамая и Дмитрия Ивановича?


Ключевое слово: Иван III

Как зовут князя? Как Вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Предположите, что мы будем делать на уроке по данной теме. Какие цели перед собой поставим?

Сегодня, отправляясь в заочное путешествие в древнюю Москву, мы узнаем, какие изменения произошли в нашей стране в эпоху Ивана III, прозванного в наших летописях Великим, а также побываем в некоторых башнях и соборах Кремля.













- Дмитрий



- Куликово



- Мамай


- Дон






- Иван III



  • Узнать о личности князя Ивана III

Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Высказывать свои предположения.

Коммуникативные:

Умение высказывать своё мнение и формулировать ответ;

Слушать и понимать речь других;

Строить сотрудничество с одноклассниками и учителем.

3.Открытие нового знания.


- Правнук Дмитрия Донского, Иван III, по отзывам современников, был видным и представительным мужчиной: высоким, худощавым, с зычным голосом.

При нем Московское княжество еще более расширилось и усилилось, а Москва стала одной из красивейших столиц Европы.

Обратите внимание на репродукцию картины художника Кившенко «Иван III топчет ханскую грамоту». (На слайде изображение)

Что происходит на этой картине?

Как рассказывает легенда, Иван Васильевич отказал ханским послам в гостеприимстве и передал хану, что дань платить отныне не будет. Ханскую грамоту разорвал и растоптал со словами: «Та курица умерла, которая несла монголам золотые яйца».

Прошло сто лет после Куликовской битвы. Московское княжество еще более расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство русских земель.

Важным событием правления Ивана III было присоединение Новгорода к Московскому государству. Это событие готовилось предшественниками великого князя, начинавшими собирание Русских земель в одно целое. Через два года после покорения Новгорода Иван Васильевич вынужден был выступить против монголо-татар. Он был еще данником Орды, хотя не очень исправным, чем навлек на себя ханский гнев. Сто лет прошло после Куликовской битвы. Изменилось русское войско, появились пушки, ручное огнестрельное оружие – пищали. Главной силой в русском войске была кованая рать – хорошо вооруженная конница, в походах ее поддерживала судовая рать – пешее войско, которое к месту битвы доставляли на лодках.

Летом 1480 года московский князь Иван III узнал, что на Русь ведет свои войска ордынский хан Ахмат. Ко времени правления Ивана III Русь тоже изменилась – все княжества объединились вокруг Москвы. Московский князь был теперь главным среди всех князей.

Иван III повел войско навстречу Ахмату. Летопись говорит, что в русском войске было 180 тысяч человек. Недалеко от Калуги протекает неширокая река Угра. Русское войско заняло броды (места, где реку мог перейти пеший или конный воин), и все попытки хана Ахмата перейти реку закончились неудачей. Началось знаменитое стояние на Угре. Русские и монгольские войска встали друг против друга на противоположных сторонах реки, и никто не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября. Дело шло к зиме, и монголы решили поторопить события.  Летопись рассказывает: «Монголы начали стрелять наших…  наши начали стрелять из луков и пищалей и многих монголов побили…»

 Пришли морозы. Монголы страдали от холода и голода, начали гибнуть кони. А у русского войска на родной земле был надежный тыл, запасы продовольствия и фуража (корм для коней). Князь Иван убедился, что монголы через Угру не пройдут, и решил отвести свое войско на зимние квартиры к Боровску. «Отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, решив, что если берег отдает им Русь, то, значит, хочет с ними биться!» – записал летописец. Так ушли монголы с Русской земли.

Этот день – 11 ноября 1480 года – принято считать днем освобождения Руси от монголо-татарского ига.

- Ребята, как вы думаете, какими качествами был наделен Иван Третий? Откройте учебники на странице 75. Прочитайте первый абзац. Найдите ответ на этот вопрос.


-Скажите, какие качества Ивана Третьего названы в учебнике? 


- Как вы понимаете значение слова «дальновидный»?


- В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается определение слову «дальновидный».

- Прочитайте, пожалуйста, определение со слайда. (Читает 1 ученик)


- Иван Третий был очень осторожным и расчетливым человеком. Будучи еще мальчиком, Иван уже принимал активное участие в управлении княжеством. Его отец, князь Василий, был ослеплен врагами, и его «глазами» стал сын. Мальчик от природы был наблюдательный. Слепой отец сделал его соправителем и еще при жизни дал ему титул великого князя. А к 17 годам Иван Третий, хорошо знавший ратное дело, стал воеводой.

- А теперь давайте прочитаем текст.

(Вопросы после каждого абзаца.)

2 абзац – Посмотрите на карту на странице 73. (На слайде выведена карта), кто сможет показать на карте реку Угру?

3 абзац – Как стала называться Древняя Русь?

4 абзац – Какие народы вошли в состав России?

5 абзац - Какие изменения произошли в Москве

при Иване? 

6 абзац - Вырос ли авторитет Москвы?


































































































































- Дети читают первый абзац








-Умный и дальновидный




- *Высказывают своё мнение*






- Дальновидный – предусмотрительный, предвидящий возможные последствия.






















- *Показывают*





- Россия


- Коми-зыряне, коми-пермяки, ненцы.

- Началась перестройка Кремля, возведены кирпичные стены и башни.

- Стали охотно посещать Москву посланцы иностранных государей из Италии, Германии, Польши.

Познавательные:

Осуществлять актуализацию жизненного опыта;

Умение ориентироваться в своей системе знаний;

Отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания;

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Осуществлять анализ и синтез;


Регулятивные:

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

4. Физкультминутка

Ветер дует ледяной (Дети машут руками)

И вздымает снега тучу.

Он суровый и могучий. (Дети крутят руками)

Зайцы прячутся в кустах.

Даже хитрая лиса

Притаилась и сидит, (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают)

Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками)

Но утихла злая вьюга,

Белой стала вся округа. (Потягивания — руки в стороны)

Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки вверх)

Скачет по полю лиса. (Прыжки)

Ну, а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба)

И домой к себе вернёмся. (Дети садятся за парты)

Дети встают из-за своих парт и повторяют движения за учителем.

Регулятивные:

Умение соотносить свои действия с действиями учителя;

Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

Коммуникативные:

Умение слушать.

5. Закрепление

- А теперь давайте сыграем в викторину: (На каждом слайде по 1 вопросу)

1. Сколько еще лет со времени Куликовской битвы потребовалось, чтобы совсем освободиться от ордынской зависимости?

2. Кто тогда правил на Руси?

3. Каким он был человеком?


4. Какие изменения к этому времени произошли?



5. Почему хан Ахмат двинул свои войска на Русь?

6. Где встретились русская рать и ордынское войско?

7. Когда это произошло?

8. Что произошло на реке Угре?






9. Какое значение это имело для истории?

10. О чем еще заботился Иван III?

11. Какие изменения произошли в Москве?


12. С какими реками соединялись рвы вокруг Кремля?

13. Какие оборонительные сооружения имел Кремль?


14. Какие архитектурные сооружения были построены в Москве?




-Молодцы!




- Ещё сто лет.





- Иван III

- Дальновидным, осторожным и расчётливым

- Окрепла Русь, расширила свои пределы, Москва объединила вокруг себя многие русские земли.

- Иван III отказался платить дань.

- На реке Угре


- В 1480 году

- Несколько раз ордынцы пытались переправиться через Угру, но безуспешно. Русские обстреливали их из луков и пушек. С наступлением морозов Ахмат увел свое войско.

- Так было покончено с зависимостью Руси от Орды.

- Об укреплении Москвы.


- Перестроили Кремль, были возведены кирпичные стены и башни.

- С Москвой-рекой и с рекой Неглинкой.


- Были разводные подъемные мосты, боевые площадки.

- Главный храм Руси — Успенский собор Московского Кремля, Грановитая палата, построенная для почетных государевых приемов.

Регулятивные:

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

Умение ориентироваться в своей системе знаний;

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Осуществлять анализ и синтез.

6. Подведение итогов

- Какова была цель урока?

- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?



- Узнать, кто такой Иван Третий

- Высказывания детей

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других.

6. Рефлексия

- Выскажите свое мнение по уроку. Что вы сегодня узнали на уроке, что вам было интересно?


Теперь возьмите 3 цветных карандаша: красного, зелёного, жёлтого цвета.

Если вам всё понравилось и было всё понятно - поднимите зелёный карандаш.

Если у вас были затруднения и что-то было не понятно – поднимите жёлтый карандаш.

Если ничего не понравилось и урок не был интересным – поднимите красный карандаш.

-Урок окончен, всем спасибо, до скорых встреч.


Ответы детей

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других.