Разработка урока по окружающему миру для 4-го класса по теме:
"О первых школах и книгах"
(программа "Школа XXI века" под ред. Н.Ф. Виноградовой
Цели.
1. Познакомить учащихся с историей возникновения и развития письменности в Древней Руси, с историей происхождения алфавита; с первым печатником на Руси Иваном Федоровым.
2. Расширить представление учащихся о школе, которая образовалась во времена Московской Руси
Задачи.
Образовательные.
1. Формировать мировоззрение учащихся о жизни русского народа во времена Древней Руси.
2. Повторить понятия “летописец”, “летопись”
3. Продолжить работу по развитию речи учащихся:
а) обогащать словарный запас;
б) способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;
Развивающие.
1. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения младших школьников.
2. Развивать эмоциональную сферу учащихся.
3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам окружающего мира.
4. Формировать навыки учебной поисковой деятельности.
5. Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные.
1. Воспитывать уважение к культуре русского народа.
2. Формировать у учащихся бережное отношение к книге.
3. Формировать умение работать в группах.
Форма учебного занятия – урок - исследование.
Оборудование.
костюм летописца, чернильница, гусиное перо, подсвечник со свечой;
раздаточный материал: карточки с заданиями для групповой работы, лист самооценки
Ход урока:
I. Организационный момент. (1-2 мин)
-Поклон вам, добры молодцы и красны девицы!
-Хороши вы сегодня!
-Садитесь.
-Ребята, а когда так обращались к людям? (Давно, в старину)
Давайте приступим к нашему уроку, мы с вами сегодня отправимся в прошлое. На уроке мы с вами будем исследователями, открывателями.
Перед вами листы достижений, оценивайте свою работу в них на каждом этапе по 5 балльной системе.
Успехов вам и удач!
II. Самоопределение к деятельности. Актуализация опорных знаний. (10 -12 мин)
Слайд 2
- Подтвердите или опровергните высказывание: “Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу”. (Ответы детей.)
(Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до Х века в Древней Руси школ не было, дети учились дома)
1. Театрализация. Слайд 3
- Сейчас перед вами появится необычный человек. Ваша задача - узнать, кто это и чем он занимается.
(В классе гаснет свет, на столе зажигается свеча, и ученик, который одет в костюм монаха, с гусиным пером в руке, изображает, периодически макая пером в чернильницу, пишущего по свитку (свернутая трубкой рукопись) человека и декламирует наизусть стихотворение)
На девственном листе, под узеньким окном,
Неспешно буковки вывожу я пером
И между ярко-красными рядами
Вставляю я строку; веселыми цветами
И разноцветными головками зверей
И птиц невиданных – фантазией своей
Искусной вязью, - вдоволь есть сноровки –
Украшу я заставки и концовки
И заголовки все, - ведь некуда спешить!
Порою труд прерву, чтоб лучше заострить
Перо гусиное … и гляну: радость – солнце
Столпами падает на стол через оконце;
И чудится: в них вовсе не остыл
Чуть синеватый дым невиданных кадил!
2.Беседа.
- Ребята, вы узнали кто это? (Летописец.)
- Верно, это летописец. Почему его так называют, какой документ он писал? (Летопись.)
- Что там записывалось? (Исторические события того времени.)
3.Работа с толковым словарем (библиографы)
- Ребята, давайте попросим дежурных библиографов найти толкование этих слов в словаре.
Слайд 4
Словарь:
Летопись – рукописная книга, в которой в далеком прошлом записывались все события, случившиеся за лето. Словом лето в Древней Руси назывался год.
Летописец - это человек, который записывал достоверные события в свою рукопись. Он был очевидцем многих событий, которые он описывал. События одного года назывались статьей.
Слайд 5
- Какого известного летописца времен Древней Руси вы знаете? (Нестор).
- Верно, это был монах Киево-Печерской Лавры - Нестор. Какой документ он написал? (Летопись “Повести временных лет”.)
Верно. Летопись является литературным памятником. Именно из таких литературных памятников мы узнаём многое о жизни своих предков-славян.
Что вы можете сказать о тех временах?
(ответы детей)
- Вы верно сказали, что времена Древней Руси относятся к VIII – XIII векам, а Московская Русь существовала с XIII по XVI век, что дети в то время не учились в школах.
Но чему-то ведь они учились!
- Где, чему учились дети и у кого?
Предполагаемый ответ: во времена Древней и Московской Руси дети учились у своих родителей, старших братьев и сестер умению трудиться, умению проявлять уважение к старшим и о том, как заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, каким владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей.
Вывод: верно, так дети учились в то время, не зная грамоты и не имея книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых в те времена тоже было много безграмотных людей.
Оцените себя на этом этапе урока по 5 - балльной системе
III. Формулирование темы и цели урока (2 мин)
Слайд 6
- Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?
"О первых школах и книгах"
Слайд 7
- Какую цель для себя поставите на уроке?
- Познакомиться с историей возникновения и развития письменности в Древней Руси, с историей происхождения алфавита; с первым печатником на Руси Иваном Федоровым.
- Узнать о школе, которая образовалась во времена Древней Руси
Верно, сегодня мы узнаем о возникновении первых школ на Руси, о том, как появился русский алфавит, кто напечатал первую книгу.
Оцените себя на этом этапе урока по 5 - балльной системе
IV. Открытие новых знаний. (10 мин)
1. Создание проблемной ситуации
Сейчас мы в нашей уютной школе изучаем эти литературные памятники и удивляемся разным событиям.
А как же появилась школа?
Слайд 8
Ученые считают, что первые школы на Руси были открыты в X веке, и связано это с указом князя Владимира. В летописи “Повести временных лет” сказано: “Князь Владимир посылал собирать детей и отдавать их в обучение книжное”. Это произошло в 988 году.
Слайд 9
2. Беседа по иллюстрации картины “Школа Московской Руси”.
- Как вы думаете, похожа ли была школа того времени на современную?
- Рассмотрите иллюстрацию картины “Школа Московской Руси” и послушайте стихотворение.
“И в старину учились дети”
И в старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глагол
И учитель для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали -
Из гусиного пера!
Этот нож не без причины
Назывался перочинный:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Так из летописей старых
Знали дети москвичей
О литовцах, о татарах,
И о Родине своей.
3) Приём «Перекрёстные ответы»
Найдите отличия школы Древней Руси и современной.
1 группа «Школа Древней Руси» ( фразы из услышанного стихотворения)
2 группа «Современная школа» (заполнение «проталинки»)
Итак, что вы ещё узнали о школе Древней Руси из прослушанного произведения? (Учились дети на рассвете. Обучались в школах только мальчики. Их учил дьяк на славянском языке. По субботам учеников пороли. Раньше писали не ручкой, а гусиным пером.)
Вы правильно отметили отличия школы Древней Руси от современной.
Оцените себя на этом этапе урока по 5 - балльной системе
Физминутка.
А у нас физкультминутка.
Наклонились ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи.
Чтоб сидеть нам было легче.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем:
Вправо-влево, раз и два,
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
4. Рассказ об истории письменности.(5 мин.)
Раньше детей учили писать только через год, когда была выучена азбука.
О том, на чем и как писали, нам расскажет …
(Было дано творческое домашнее задание: подготовить сообщение по этой теме.)
Слайд 10-15
3 ученик: сообщение “На чём и как писали?”
Раньше люди писали острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.
Есть такое растение – папирус. Растет оно в Африке по берегам рек и болот. Вдвое выше человека и ствол в руку толщиной. Из его коры делали сандалии, из волокна – ткани. Из связанных стволов делали корабли. Прославился папирус тем, что на нем писали первые книги.
Было это свыше шести тысяч лет назад.
Сердцевину тростника – папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, которые склеивали в длинный – предлинный свиток. Так появились книги – свитки.
На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. На пергаменте писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нем никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы.
В современной школе дети пишут в тетрадях, а раньше это слово имело другое значение. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах, объединенных в группы по 4 листа. Такие книги назывались тетрадью.
Тетрадь – (греч. – четвёрка) свернутые вчетверо листы, на которых писали.
(Одновременно с докладчиком учитель открывает скрытую наглядность на слайде, которую составляют слова, прозвучавшие в тексте доклада ученика.)
Вопрос на понимание:
- Так чем же раньше писали люди и на чём?
Словарная работа.
Берёста – верхний слой коры березы, на которой палочкой продавливали буквы.
Папирус – полученные из тростника и склеенные в один свиток полосы, на которых можно писать.
Свиток – свернутая длинная-предлинная рукопись.
Пергамент – специально обработанная телячья, свиная или баранья кожа, на которой можно было писать.
Слайд 16
1687 году стало работать первое высшее учебное заведение в России – Славяно – греко – латинская академия.
Слайд 17
В 1861 году появилась первая регулярная школа, в которой обучалось около 300 (трёхсот) человек.
5.Работа в группах (творческое задание) Правила работы в группах.(5 – 7 мин.)
1 группа слайд 18-20
История возникновения алфавита (историческая справка “Кто придумал русский алфавит”)
Прежде чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Кто же придумал русский алфавит?
Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев.
2 группа слайд 21
История создания первых печатных книг.
Мы хотим рассказать вам о первом человеке, который научился создавать печатные книги. Это был немецкий мастер Иоганн Гутенберг, который в XV веке придумал буквы-литеры, оставлявшие четкий отпечаток на бумаге.
3 группа слайд 22- 26
Первый печатник на Руси
А теперь перенесёмся в Россию XVI века. Первым выпустил печатную книгу Иван Федоров. Долгое время он жил в Москве, был служителем церкви. Он много общался с иностранцами и от них узнал о том, как создать печатный станок.
Когда Иван Грозный решил открыть типографию, он поручил это дело Ивану Федорову. Так на Никольской площади в Москве появился Печатный двор с первой типографией. Первая книга, которую создал Иван Федоров, называлась “Апостол”. Она была напечатана в 1564 году, вторая книга “Часовник” - в 1565 году.
Иван Федоров является создателем первой азбуки.
Выступление представителя групп.
Оцените себя на этом этапе урока по 5 - балльной системе
V. Итог урока. Блиц –опрос.
- Подведём итог, что мы теперь знаем о происхождении письменности в Древней Руси.
- Как звали первопечатника на Руси? (Иван Фёдоров)
- Какой русский царь открыл первую типографию на Руси?(Иван Грозный)
- Как назывались первые книги, которые создал Иван Фёдоров? («Апостол”,Часовник”)
- Вспомните, как назывался первый русский алфавит, кто является его создателем?
(“Кириллица”, авторы – братья Кирилл и Мефодий.)
Какое значение имеет книга в жизни человека?
Оцените себя на этом этапе урока по 5 - балльной системе
VI. Рефлексия.(5 мин.)
Давайте вспомним, какую мы ставили перед собой цель?
- Мы ее достигли?
Слайд 27
- Продолжим фразы
Я узнал для себя новое…
Мне понравилось..
Мне было трудно..
Мне пригодятся полученные знания на уроке….
Оцените себя на этом этапе урока по 5 - балльной системе
VII. Оценивание урока детьми.
- У вас на столах листы оценивания, подсчитайте общее количество баллов и оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание (по выбору)(1 мин.)
Повторить материал по учебнику стр. 61-70.
Подготовить сообщение о первых школах и о людях, которые занимались просвещением в Древней Руси
Резерв
VI. Закрепление пройденного материала.
1. Работа по группам. (У каждой группы карточки-задания.)
Первая группа.
1 задание: о каком человеке идет речь?
Как пояснял он царственному тезке,
Как сушить печатные листы,
Как хранятся для печати доски
Да какие буквы отлиты.
(Иван Федоров).
2 задание: объясните пословицу. “Азбуку учат, во всю избу кричат”.
3 задание: отгадайте загадку.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга).
Вторая группа.
1 задание: объясните значения слов.
Пергамент - …
Берестяные грамоты - …
Кириллица - …
2 задание: объясните пословицу. “Продавай кафтан, да купи буквицу”.
3 задание: отгадайте загадку.
Семя плоско,
Поле гладко,
Кто умеет,
Тот и сеет,
Семя не всходит,
А плод приносит.
(Бумага и написанные на ней слова.)
Третья группа.
1 задание: попытайтесь объяснить значение слова “Азбука”, используя значения букв.
“Аз” – я,
“Буки” – буква,
“Веди” – ведать, знать,
“Глагол” – говорить,
“Добро” – добро.
2 задание: объясните пословицу. “Грамоте учиться – вперед пригодится”.
3 задание: отгадайте загадку.
Носила меня мать,
Уронила меня мать,
Подняли меня люди,
Понесли в торг торговать,
Отрезали мне голову, стал я пить
И ясно говорить.
(Гусиное перо).
2. Работа с пословицей.
Красна птица опереньем, а человек – ученьем.
- Что это означает?