СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "О первых школах и книгах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "О первых школах и книгах"»

Разработка урока по окружающему миру для 4-го класса по теме:

"О первых школах и книгах"

(программа "Школа XXI века" под ред. Н.Ф. Виноградовой

Цели.

1. Познакомить учащихся с историей возникновения и развития письменности в Древней Руси, с историей происхождения алфавита; с первым печатником на Руси Иваном Федоровым.

2. Расширить представление учащихся о школе, которая образовалась во времена Московской Руси

Задачи.

Образовательные.

1. Формировать мировоззрение учащихся о жизни русского народа во времена Древней Руси.

2. Повторить понятия “летописец”, “летопись”

3. Продолжить работу по развитию речи учащихся:

а) обогащать словарный запас;

б) способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;

Развивающие.

1. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения младших школьников.

2. Развивать эмоциональную сферу учащихся.

3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам окружающего мира.

4. Формировать навыки учебной поисковой деятельности.

5. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные.

1. Воспитывать уважение к культуре русского народа.

2. Формировать у учащихся бережное отношение к книге.

3. Формировать умение работать в группах.

Форма учебного занятия – урок - исследование.

Оборудование.

  • костюм летописца, чернильница, гусиное перо, подсвечник со свечой;

  • раздаточный материал: карточки с заданиями для групповой работы, лист самооценки


Ход урока:

I. Организационный момент. (1-2 мин)

-Поклон вам, добры молодцы и красны девицы!

-Хороши вы сегодня!

-Садитесь.

-Ребята, а когда так обращались к людям? (Давно, в старину)

Давайте приступим к нашему уроку, мы с вами сегодня отправимся в прошлое. На уроке мы с вами будем исследователями, открывателями.

Перед вами листы достижений, оценивайте свою работу в них на каждом этапе по 5 балльной системе.

Успехов вам и удач!

II. Самоопределение к деятельности. Актуализация опорных знаний. (10 -12 мин)

Слайд 2

- Подтвердите или опровергните высказывание: “Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу”. (Ответы детей.)

(Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до Х века в Древней Руси школ не было, дети учились дома)




1. Театрализация. Слайд 3


- Сейчас перед вами появится необычный человек. Ваша задача - узнать, кто это и чем он занимается.

(В классе гаснет свет, на столе зажигается свеча, и ученик, который одет в костюм монаха, с гусиным пером в руке, изображает, периодически макая пером в чернильницу, пишущего по свитку (свернутая трубкой рукопись) человека и декламирует наизусть стихотворение)


На девственном листе, под узеньким окном,
Неспешно буковки вывожу я пером
И между ярко-красными рядами
Вставляю я строку; веселыми цветами
И разноцветными головками зверей
И птиц невиданных – фантазией своей
Искусной вязью, - вдоволь есть сноровки –
Украшу я заставки и концовки
И заголовки все, - ведь некуда спешить!
Порою труд прерву, чтоб лучше заострить
Перо гусиное … и гляну: радость – солнце
Столпами падает на стол через оконце;
И чудится: в них вовсе не остыл
Чуть синеватый дым невиданных кадил!


2.Беседа.

- Ребята, вы узнали кто это? (Летописец.)

- Верно, это летописец. Почему его так называют, какой документ он писал? (Летопись.)

- Что там записывалось? (Исторические события того времени.)

3.Работа с толковым словарем (библиографы)

- Ребята, давайте попросим дежурных библиографов найти толкование этих слов в словаре.

Слайд 4

Словарь:

Летопись – рукописная книга, в которой в далеком прошлом записывались все события, случившиеся за лето. Словом лето в Древней Руси назывался год.

Летописец - это человек, который записывал достоверные события в свою рукопись. Он был очевидцем многих событий, которые он описывал. События одного года назывались статьей.

Слайд 5

- Какого известного летописца времен Древней Руси вы знаете? (Нестор).

- Верно, это был монах Киево-Печерской Лавры - Нестор. Какой документ он написал? (Летопись “Повести временных лет”.)

Верно. Летопись является литературным памятником. Именно из таких литературных памятников мы узнаём многое о жизни своих предков-славян.


Что вы можете сказать о тех временах?

(ответы детей)

- Вы верно сказали, что времена Древней Руси относятся к VIII – XIII векам, а Московская Русь существовала с XIII по XVI век, что дети в то время не учились в школах.

Но чему-то ведь они учились!

- Где, чему учились дети и у кого?




Предполагаемый ответ: во времена Древней и Московской Руси дети учились у своих родителей, старших братьев и сестер умению трудиться, умению проявлять уважение к старшим и о том, как заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, каким владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей.


Вывод: верно, так дети учились в то время, не зная грамоты и не имея книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых в те времена тоже было много безграмотных людей.

Оцените себя на этом этапе урока по 5 - балльной системе


III. Формулирование темы и цели урока (2 мин)

Слайд 6


- Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?

"О первых школах и книгах"

Слайд 7

- Какую цель для себя поставите на уроке?

- Познакомиться с историей возникновения и развития письменности в Древней Руси, с историей происхождения алфавита; с первым печатником на Руси Иваном Федоровым.

- Узнать о школе, которая образовалась во времена Древней Руси


Верно, сегодня мы узнаем о возникновении первых школ на Руси, о том, как появился русский алфавит, кто напечатал первую книгу.

Оцените себя на этом этапе урока по 5 - балльной системе

IV. Открытие новых знаний. (10 мин)

1. Создание проблемной ситуации

Сейчас мы в нашей уютной школе изучаем эти литературные памятники и удивляемся разным событиям.

А как же появилась школа?

Слайд 8

Ученые считают, что первые школы на Руси были открыты в X веке, и связано это с указом князя Владимира. В летописи “Повести временных лет” сказано: “Князь Владимир посылал собирать детей и отдавать их в обучение книжное”. Это произошло в 988 году.

Слайд 9

2. Беседа по иллюстрации картины “Школа Московской Руси”.

- Как вы думаете, похожа ли была школа того времени на современную?

- Рассмотрите иллюстрацию картины “Школа Московской Руси” и послушайте стихотворение.

И в старину учились дети”

И в старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глагол
И учитель для науки
По субботам всех порол.
Вот какой чудной в начале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали -
Из гусиного пера!
Этот нож не без причины
Назывался перочинный:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Так из летописей старых
Знали дети москвичей
О литовцах, о татарах,
И о Родине своей.


3) Приём «Перекрёстные ответы»

Найдите отличия школы Древней Руси и современной.

1 группа «Школа Древней Руси» ( фразы из услышанного стихотворения)

2 группа «Современная школа» (заполнение «проталинки»)


Итак, что вы ещё узнали о школе Древней Руси из прослушанного произведения? (Учились дети на рассвете. Обучались в школах только мальчики. Их учил дьяк на славянском языке. По субботам учеников пороли. Раньше писали не ручкой, а гусиным пером.)


Вы правильно отметили отличия школы Древней Руси от современной.

Оцените себя на этом этапе урока по 5 - балльной системе

Физминутка.

 А у нас физкультминутка.

Наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи.

Чтоб сидеть нам было легче.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем:

Вправо-влево, раз и два,

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.


4. Рассказ об истории письменности.(5 мин.)

Раньше детей учили писать только через год, когда была выучена азбука.

О том, на чем и как писали, нам расскажет …

(Было дано творческое домашнее задание: подготовить сообщение по этой теме.)

Слайд 10-15

3 ученик: сообщение “На чём и как писали?”

Раньше люди писали острой палочкой на белой берёсте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.

Есть такое растение – папирус. Растет оно в Африке по берегам рек и болот. Вдвое выше человека и ствол в руку толщиной. Из его коры делали сандалии, из волокна – ткани. Из связанных стволов делали корабли. Прославился папирус тем, что на нем писали первые книги.

Было это свыше шести тысяч лет назад.

Сердцевину тростника – папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, которые склеивали в длинный – предлинный свиток. Так появились книги – свитки.

На Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой. На пергаменте писали четко и красиво. Он был дорогой, кое-как писать на нем никто бы не решился. Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы.

В современной школе дети пишут в тетрадях, а раньше это слово имело другое значение. Книги сначала писали на свитках, а позже на согнутых пополам листах, объединенных в группы по 4 листа. Такие книги назывались тетрадью.

Тетрадь – (греч. – четвёрка) свернутые вчетверо листы, на которых писали.


(Одновременно с докладчиком учитель открывает скрытую наглядность на слайде, которую составляют слова, прозвучавшие в тексте доклада ученика.)

Вопрос на понимание:

- Так чем же раньше писали люди и на чём?

Словарная работа.

Берёста – верхний слой коры березы, на которой палочкой продавливали буквы.

Папирус – полученные из тростника и склеенные в один свиток полосы, на которых можно писать.

Свиток – свернутая длинная-предлинная рукопись.

Пергамент – специально обработанная телячья, свиная или баранья кожа, на которой можно было писать.

Слайд 16

1687 году стало работать первое высшее учебное заведение в России – Славяно – греко – латинская академия.

Слайд 17

В 1861 году появилась первая регулярная школа, в которой обучалось около 300 (трёхсот) человек.

5.Работа в группах (творческое задание) Правила работы в группах.(5 – 7 мин.)


1 группа слайд 18-20

История возникновения алфавита (историческая справка “Кто придумал русский алфавит”)

Прежде чем люди в Древней Руси научились писать – они изучали буквы. Кто же придумал русский алфавит?

Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была заимствована из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев.


2 группа слайд 21

История создания первых печатных книг.

Мы хотим рассказать вам о первом человеке, который научился создавать печатные книги. Это был немецкий мастер Иоганн Гутенберг, который в XV веке придумал буквы-литеры, оставлявшие четкий отпечаток на бумаге.


3 группа слайд 22- 26

Первый печатник на Руси

А теперь перенесёмся в Россию XVI века. Первым выпустил печатную книгу Иван Федоров. Долгое время он жил в Москве, был служителем церкви. Он много общался с иностранцами и от них узнал о том, как создать печатный станок.

Когда Иван Грозный решил открыть типографию, он поручил это дело Ивану Федорову. Так на Никольской площади в Москве появился Печатный двор с первой типографией. Первая книга, которую создал Иван Федоров, называлась “Апостол”. Она была напечатана в 1564 году, вторая книга “Часовник” - в 1565 году.

Иван Федоров является создателем первой азбуки.

Выступление представителя групп.

Оцените себя на этом этапе урока по 5 - балльной системе




V. Итог урока. Блиц –опрос.

- Подведём итог, что мы теперь знаем о происхождении письменности в Древней Руси.

- Как звали первопечатника на Руси? (Иван Фёдоров)

- Какой русский царь открыл первую типографию на Руси?(Иван Грозный)

- Как назывались первые книги, которые создал Иван Фёдоров? («Апостол”,Часовник”)

- Вспомните, как назывался первый русский алфавит, кто является его создателем?

(“Кириллица”, авторы – братья Кирилл и Мефодий.)

Какое значение имеет книга в жизни человека?

Оцените себя на этом этапе урока по 5 - балльной системе

VI. Рефлексия.(5 мин.)  

Давайте вспомним, какую мы ставили перед собой цель?

- Мы ее достигли?

Слайд 27

- Продолжим фразы

Я узнал для себя новое…

Мне понравилось..

Мне было трудно..

Мне пригодятся полученные знания на уроке….

Оцените себя на этом этапе урока по 5 - балльной системе

VII. Оценивание урока детьми.

- У вас на столах листы оценивания, подсчитайте общее количество баллов и оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание (по выбору)(1 мин.)

  1. Повторить материал по учебнику стр. 61-70.

  2. Подготовить сообщение о первых школах и о людях, которые занимались просвещением в Древней Руси

























Резерв


VI. Закрепление пройденного материала.

1. Работа по группам. (У каждой группы карточки-задания.)

Первая группа.

1 задание: о каком человеке идет речь?

Как пояснял он царственному тезке,
Как сушить печатные листы,
Как хранятся для печати доски
Да какие буквы отлиты.

(Иван Федоров).

2 задание: объясните пословицу. “Азбуку учат, во всю избу кричат”.

3 задание: отгадайте загадку.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга).

Вторая группа.

1 задание: объясните значения слов.

Пергамент - …
Берестяные грамоты - …
Кириллица - …

2 задание: объясните пословицу. “Продавай кафтан, да купи буквицу”.

3 задание: отгадайте загадку.

Семя плоско,
Поле гладко,
Кто умеет,
Тот и сеет,
Семя не всходит,
А плод приносит.

(Бумага и написанные на ней слова.)

Третья группа.

1 задание: попытайтесь объяснить значение слова “Азбука”, используя значения букв.

“Аз” – я,
“Буки” – буква,
“Веди” – ведать, знать,
“Глагол” – говорить,
“Добро” – добро.

2 задание: объясните пословицу. “Грамоте учиться – вперед пригодится”.

3 задание: отгадайте загадку.

Носила меня мать,
Уронила меня мать,
Подняли меня люди,
Понесли в торг торговать,
Отрезали мне голову, стал я пить
И ясно говорить.

(Гусиное перо).

2. Работа с пословицей.

Красна птица опереньем, а человек – ученьем.

- Что это означает?