Целеполагание | Уяснить цель и структуру работы на уроке | Беседа | А сегодня я вас хочу познакомить с еще одним представителем династии Романовых. (Показываю портрет на слайде и зачитываю отрывок из произведения А.С. Пушкина) Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье Не презирал страны родной И зрел ее предназначенье То академик, то герой То мореплаватель, то плотник Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник - Догадались ли вы, ребята, о ком идет речь, и кто изображен на слайде. Был ли он патриотом России? Перед вами действительно портрет Петра Великого. -Какая тема сегодняшнего урока? - Что вы можете сказать, глядя на его портрет? -Каков человек, изображенный здесь? - А что бы вы хотели узнать на уроке? (учитель записывает на доске) - Какая цель урока в связи с поставленной темой? -Что мы будем делать для достижения этой цели? -Давайте составим план урока План: 1.Узнать какой личностью был Петр 1 2. Узнать какие преобразования произошли в России при Петре 1 3. Узнать, зачем Петр 1 построил город на Неве Молодцы, сегодня на уроке мы познакомимся с царем Петром Первым, узнаем, что нового появилось в жизни страны в его правление и почему его называют Великим, какой город он основал. | Слушают учителя Отвечают на вопросы Составляют план урока | Ф | Слайд План | | понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну; составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них; | Регулятивные УУД: -умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; -формировать умения двигаться к намеченной цели способность принимать, Познавательные УУД: формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы. -продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. Коммуникативные УУД: -Строить речевое высказывание в устной форме; -кратко отвечать на вопросы, | |
Работа над темой Закрепление | Сформировать целостное представление о Петре I – первом императоре и его преобразованиях Систематизировать сформированность знаний о Петре I – первом императоре и его преобразованиях. | Беседа Тестирование | -Ребята, послушайте и ответьте на вопрос, что вы узнали о Петре 1. -Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста (203 см)— он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 39 размера, а одежду 48 размера. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке. -Ребята, теперь откройте учебники на странице 94. Кто прочитает первый абзац? Как называли Петра? С какого года правил Петр 1? По какой год? Верно, Петр Великий правил с 1682 по1725 -В 10 лет Пётр стал царём с братом Иваном, которому 16. Иван был очень болезненным. Пётр- слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать на престол. -Давайте прочитаем 2 абзац, кто хочет? Во сколько лет был провозглашен Петр царем? -Он в 10 лет стал уже управлять государством? А какое любимое увлечение было у Петра? Как назывался его полк? Из кого набирался этот полк? Что дала Петру I эта игра? -Молодцы, теперь прочитаем 3,4,5 абзац Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени? Хорошо, каковы главные черты характера Петра I? Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно и побыть в роли рассказчика. Текст в учебнике мы разделим на 3 части. Мы будем в группах. Назовите правила работы в группе. - Первый ряд (1 и 2 группа) будет работать 95 по 96 стр с текстом, который называется , как? - Второй ряд (3 и 4 группа) будет работать 97 страницей, с текстом, который как называется 2 ряд? -Третий ряд (5 и 6 группа) стр 98, как называется текст? Слушаем задание: Вы должны внимательно прочитать текст и составить небольшой рассказ по плану, который лежит у вас на партах. План 1 группа 1.Что нового появилось в России при Петре I? 2. Какие новые дела Петра I вошли в историю? 3. Найдите на карте основанные новые города на с. 92-93 План 2 группа 1.Какие перемены произошли во внешнем виде людей? 2.Какой новый титул получил Петр 1? 3. Найдите значения слова «император» План 3 группа 1.Кому принадлежат слова «Морским судам быть!» 2. К какому морю Россия получила выход? 3. Как всё начиналось? План 4 группа 1.Каким делом «заболел» Пётр 1? 2.Что появилось в России? 3 Опишите картину «Новое в России дело» Худ. Ю. Кушевский План 5 группа 1.Когда был заложен город на Неве? 2.С чего началось строительство города? 3.Как строился город? План 6 группа 1.Что было возведено на берегу Невы? 2.Какого князя почитал Петр, что он сделал для него? 3..Назовите главную улицу Петербурга. Какое событие произошло в 1713 году? Ребята, заканчиваем составлять рассказ по плану. Давайте послушаем 1 группу, что они нам расскажут.( на слайде написано Царь преобразователь и портрет Петра) Кто хочет прочитать и ответить на 1 вопрос? 1.Что нового появилось в России при Петре I? Правильно, много появилось при Петре в России. Давайте посмотрим на первый музей в России –Кунсткамеру (показываю изображение) Кунстка́мера — кабинет редкостей, в настоящее время .Музей имени Петра 1 находящийся в Санкт Петербурге. А это первая доступная всем библиотека Российской академии наук ( показываю изображение), она тоже находится в Санкт Петербурге на Васильевском острове. Ответим на второй вопрос. 2. Какие новые дела Петра I вошли в историю? 3. Найдите на карте основанные новые города на с. 92-93 Откройте страницу 92-93. Давайте найдем на карте города, основанные Петром Первым( на слайде карта) Какие города нужно было найти? Покажите эти города на карте Молодцы первая группа. Давайте теперь послушаем, что нам расскажет 2 группа. 1.Какие появились новые законы? Петр запретил знатным людям носить бороду и русское платье. Он считал её неудобной. Перестал созывать Боярскую Думу и Земские соборы. 2.Как стали называть царя Петра 1? В 1721 году Пётр Первый был провозглашён императором. Россия стала империей. 3. Найдите значения слова «император»(значение на слайде) Начнём слушать 3 группу, что же они нам подготовили. А мы ребята слушаем внимательно (на слайде название текста « МОРСКИМ СУДАМ БЫТЬ!») 1.Кому принадлежат слова «Морским судам быть!» Правильно. При нём Россия превратилась в морскую державу. 2. К какому морю Россия получила выход?(к Балтийскому) Молодцы, А с кем пришлось Росии вести длительную войну? с 1700-1721 шла длительная война со Швецией. Какой это век? Россия в ней победила? 3. Как всё начиналось? Физминутка Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь Петра полки! Флот плывёт к родной земле Флаг на каждом корабле. Мы теперь Петра полки! Раз! Два! Три! Мы ладонь к глазам приставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже И направо, и еще Через левое плечо. Раз! Два! Три! Мы теперь Петра полки! Хорошо, теперь послушаем все вместе 4 группу. 1.Каким делом «заболел» Пётр 1? Пётр первый заболел корабельном делом после поездки на берега Белого моря в Архангельск. 2.Что появилось в России? Пётр первый заболел корабельном делом после поездки на берега Белого моря в Архангельск. 3 Опишите картину «Новое в России дело» Худ. Ю. Кушевский На картине трудятся люди. Строят корабль. Бушует работа… Молодцы. Давайте рассмотрим картину все вместе «Новое в России дело» Худ. Ю. Кушевский (на слайде) -Что вы видите на картине ?Опишите словами. Верно, в России закипела морская работа. Быстрота, с которой строились корабли , казалось невероятной. Военно-морские офицеры происходили из дворян. Срок службы во флоте был пожизненным. Теперь давайте послушаем внимательно последний ряд 5 группу, что они на расскажут.( на слайде название « ГРАД ПЕТРА») 1.Когда был заложен город на Неве? А точнее 316 лет назад Хорошо, это в каком веке?( показываю изображения реки Невы) 2.С чего началось строительство города? Посмотрите в учебнике, справа изображена Петропавловская крепость. Рассмотрите эту достопримечательность, Что вы видите? 3.Как строился город? Молодцы и послушаем последнюю группу. 1.Что было возведено на берегу Невы? 2.Какого князя почитал Петр ,что он сделал для него? 6.Назовите главную улицу Петербурга. Какое событие произошло в 1713 году? Молодцы, ребята. Всё это создавалось тяжким трудом людей. Болотистая местность была малопригодна для житья. От голода, холода и непосильного труда погибли тысячи людей. Но несмотря ни на что город рос. А теперь познакомлю вас с некоторыми достопримечательностями. Посмотрите на слайд, это Домик Петра Великого. Первое жилое здание Санкт-Петербурга, где обитал император во время строительства города. В настоящий момент деревянное строение перенесено в другое место и покрыто каменным «футляром» для лучшей сохранности. Медный всадник, посвященный основателю города Петру Великому, расположенный на Сенатской площади. Медный Всадник появился по желанию императрицы Екатерины II Кунсткамера, с которой мы познакомились. Петропавловская крепость Защитное сооружение и исторический центр Санкт-Петербурга. -А теперь давайте также поработаем в парах. Напомните мне, пожалуйста, какие правила нужно соблюдать, работая в парах. У вас на столах лежит тест, вы должны с соседом по парте ответить на все вопросы. 1.Какому городу посвящено стихотворение? ….И думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу пробудить окно… ( А.С. Пушкин) 2. С каким историческим деятелем России связано название города? 3.Почему этот город назвали «окном в Европу»____________________________________ 4. Как назвали Петра 1? Поясни почему.____________________________________ 5.Напиши, какие события произошли: В 1703 году-________________________________ В 1713 году_________________________________ В 1721 году_________________________________ Давайте проверим, сверьте свои ответы с примером на слайде. | Слушают и отвечают на вопросы Читают Отвечают на вопросы Слушают учителя Отвечают на вопросы Слушают учителя, делятся на группы по рядам Читают и готовят ответы на вопросы Отвечают по группам Выполняют физминутку под марш Отвечают на вопросы Слушают учителя Отвечают на вопросы Выполняют задание | Ф Г Ф Г Ф П | Планы для рассказа Слайд Слайд Слайд Слайд Слайд Аудиозапись «Марш Преображенского полка» Слайд Слайд Слайд Слайды Тесты | | понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну; составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них; понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну; составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них; понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну; составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них; | Регулятивные УУД: -Развивать творческие исследовательские способности учащихся через чёткое планирование своей работы, -развивать умения находить нужную информацию из различных источников; -умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; -формировать умения двигаться к намеченной цели способность принимать, -сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; Познавательные УУД: -воспитывать интерес к исследовательской деятельности. -формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы. -продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. -формировать умение овладевать основами синтеза. -осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников (энциклопедий, рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми. Коммуникативные УУД: -Строить речевое высказывание в устной форме; -кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, -осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; -проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. -допускать возможность существования у людей различных точек зрения; -проявлять терпимость по отношению к высказываниям других. Регулятивные УУД: -Развивать творческие исследовательские способности учащихся через чёткое планирование своей работы, -развивать умения находить нужную информацию из различных источников; -умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы; -формировать умения двигаться к намеченной цели способность принимать, -сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; Познавательные УУД: -воспитывать интерес к исследовательской деятельности. -формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы. -продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. -формировать умение овладевать основами синтеза. -осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников (энциклопедий, рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми. Коммуникативные УУД: -Строить речевое высказывание в устной форме; -кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, -осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; -проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. -допускать возможность существования у людей различных точек зрения; -проявлять терпимость по отношению к высказываниям других. | включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проявление самостоятельности Проявление самостоятельности Проявление самотсоятельности |