СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Петр I"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Петр I"»


Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Тема: «Петр I»

Цель: Формирование у учащихся представлений о времени правления Петра Первого, его реформах

Задачи урока:

  1. Образовательные: познакомить с жизнью Петра Великого, способствовать формированию представления об эпохе правления Петра Ι, его преобразованиях. Определение ценности преобразований Петра Великого для современников.

  2. Развивающие: способствовать развитию психических познавательных способностей : памяти, мышления, воображения, речи учащихся, умения работать с источниками информации, ориентироваться в тексте.

  3. Воспитательные:  способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, воспитывать патриотизм, расширять кругозор, поддерживать интерес к предмету, умение общаться друг с другом, слушать и понимать речь других, отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты

  • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

  • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-Развивать творческие исследовательские способности учащихся через чёткое планирование своей работы,

-развивать умения находить нужную информацию из различных источников;

-умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы;

-формировать умения  двигаться к намеченной цели способность принимать,

-сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Познавательные УУД:

-воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

-формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

-продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.

-формировать умение овладевать основами синтеза.

-осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников (энциклопедий, рисунков,  фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми.

Коммуникативные УУД:

-Строить речевое высказывание в устной форме;

-кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,

-осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

-проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

-проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Личностные:

- включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

- проявление самостоятельности

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности



Этапы

Образовательные задачи

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

МТО

Способы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организационный момент

Настроить детей на деятельность, плодотворную работу


Внимание! Внимание!

Начинается урок. 
Он пойдет ребятам впрок. 
Постарайтесь все понять, 
Учитесь тайны открывать, 
Ответы полные давайте 
И на уроке не зевайте. 

Здравствуйте, дети. Меня зовут Дания Армановна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

Приветствуют учителя

Ф




Познавательные УУД:

-воспитывать интерес к исследовательской деятельности.


Устойчивая положительная мотивация к деятельности

Актуализация

Активизация минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний

Беседа

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим, как вы усвоили ранее изученный материал.

- Какие опасности угрожали России в н. 17 в.?

- Расскажите, как народ защитил Россию в 1612г.

- Кто возглавил народное ополчение?

- Какой праздник мы отмечаем 4 ноября?

- Какая новая династия и когда начала править в России?







Отвечают на вопросы

Ф














понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

Коммуникативные УУД:

-Строить речевое высказывание в устной форме;

-кратко отвечать на вопросы

включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

проявление самостоятельности


Целеполагание

Уяснить цель и структуру работы на уроке

Беседа




























А сегодня я вас хочу познакомить с еще одним представителем династии Романовых.


(Показываю портрет на слайде и зачитываю отрывок из произведения А.С. Пушкина)

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье
Не презирал страны родной
И зрел ее предназначенье
То академик, то герой
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник

- Догадались ли вы, ребята, о ком идет речь, и кто изображен на слайде. Был ли он патриотом России?

Перед вами действительно портрет Петра Великого.

-Какая тема сегодняшнего урока?

- Что вы можете сказать, глядя на его портрет?

-Каков человек, изображенный здесь?

- А что бы вы хотели узнать на уроке? (учитель записывает на доске)

- Какая цель урока в связи с поставленной темой?

-Что мы будем делать для достижения этой цели?

-Давайте составим план урока


План:

1.Узнать какой личностью был Петр 1

2. Узнать какие преобразования произошли в России при Петре 1

3. Узнать, зачем Петр 1 построил город на Неве


Молодцы, сегодня на уроке мы познакомимся с царем Петром Первым, узнаем, что нового появилось в жизни страны в его правление и почему его называют Великим, какой город он основал.






Слушают учителя







Отвечают на вопросы
















Составляют план урока






Ф












































Слайд




























План








понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;


составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;



























Регулятивные УУД:

-умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы;

-формировать умения  двигаться к намеченной цели способность принимать,

Познавательные УУД:

формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

-продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.

Коммуникативные УУД:

-Строить речевое высказывание в устной форме;

-кратко отвечать на вопросы,


Работа над темой





















































































































































































































































































Закрепление

Сформировать целостное представление  о Петре I – первом императоре и его преобразованиях















































































































































































































































































Систематизировать сформированность знаний о  Петре I – первом императоре и его преобразованиях.

Беседа





























































































































































































































































































Тестирование











-Ребята, послушайте и ответьте на вопрос, что вы узнали о Петре 1.

-Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста (203 см)— он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 39 размера, а одежду 48 размера. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке.


-Ребята, теперь откройте учебники на странице 94. Кто прочитает первый абзац?

Как называли Петра?

С какого года правил Петр 1?

По какой год?

Верно, Петр Великий правил с 1682 по1725

-В 10 лет Пётр стал царём с братом Иваном, которому 16. Иван был очень болезненным. Пётр- слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать на престол.

-Давайте прочитаем 2 абзац, кто хочет?

Во сколько лет был провозглашен Петр царем?

-Он в 10 лет стал уже управлять государством?

А какое любимое увлечение было у Петра?

Как назывался его полк?

Из кого набирался этот полк?

Что дала Петру I эта игра?

-Молодцы, теперь прочитаем 3,4,5 абзац

Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени?

Хорошо, каковы главные черты характера Петра I?


Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно и побыть в роли рассказчика. Текст в учебнике мы разделим на 3 части. Мы будем в группах. Назовите правила работы в группе.

- Первый ряд (1 и 2 группа) будет работать 95 по 96 стр с текстом, который называется , как?

- Второй ряд (3 и 4 группа) будет работать 97 страницей, с текстом, который как называется 2 ряд?

-Третий ряд (5 и 6 группа) стр 98, как называется текст?

Слушаем задание: Вы должны внимательно прочитать текст и составить небольшой рассказ по плану, который лежит у вас на партах.

План 1 группа

1.Что нового появилось в России при Петре I?

2. Какие новые дела Петра I вошли в историю?

3. Найдите на карте основанные новые города на с. 92-93

План 2 группа

1.Какие перемены произошли во внешнем виде людей?

2.Какой новый титул получил Петр 1?

3. Найдите значения слова «император»

План 3 группа

1.Кому принадлежат слова «Морским судам быть!»

2. К какому морю Россия получила выход?

3. Как всё начиналось?

План 4 группа

1.Каким делом «заболел» Пётр 1?

2.Что появилось в России?

3 Опишите картину «Новое в России дело» Худ. Ю. Кушевский

План 5 группа

1.Когда был заложен город на Неве?
2.С чего началось строительство города?

3.Как строился город?

План 6 группа

1.Что было возведено на берегу Невы?

2.Какого князя почитал Петр, что он сделал для него?

3..Назовите главную улицу Петербурга. Какое событие произошло в 1713 году?

Ребята, заканчиваем составлять рассказ по плану. Давайте послушаем 1 группу, что они нам расскажут.( на слайде написано Царь преобразователь и портрет Петра)

Кто хочет прочитать и ответить на 1 вопрос?


1.Что нового появилось в России при Петре I?

Правильно, много появилось при Петре в России. Давайте посмотрим на первый музей в России –Кунсткамеру (показываю изображение)

Кунстка́мера — кабинет редкостей, в настоящее время .Музей имени Петра 1 находящийся в Санкт Петербурге.

А это первая доступная всем библиотека Российской академии наук ( показываю изображение), она тоже находится в Санкт Петербурге на Васильевском острове.

Ответим на второй вопрос.

2. Какие новые дела Петра I вошли в историю?

3. Найдите на карте основанные новые города на с. 92-93

Откройте страницу 92-93. Давайте найдем на карте города, основанные Петром Первым( на слайде карта)

Какие города нужно было найти?

Покажите эти города на карте


Молодцы первая группа. Давайте теперь послушаем, что нам расскажет 2 группа.

1.Какие появились новые законы? Петр запретил знатным людям носить бороду и русское платье. Он считал её неудобной. Перестал созывать Боярскую Думу и Земские соборы.

2.Как стали называть царя Петра 1? В 1721 году Пётр Первый был провозглашён императором. Россия стала империей.

3. Найдите значения слова «император»(значение на слайде)


Начнём слушать 3 группу, что же они нам подготовили. А мы ребята слушаем внимательно (на слайде название текста « МОРСКИМ СУДАМ БЫТЬ!»)

1.Кому принадлежат слова «Морским судам быть!»

Правильно. При нём Россия превратилась в морскую державу.

2. К какому морю Россия получила выход?(к Балтийскому)

Молодцы, А с кем пришлось Росии вести длительную войну?

с 1700-1721 шла длительная война со Швецией.

Какой это век?

Россия в ней победила?

3. Как всё начиналось?


Физминутка

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

Флот плывёт к родной земле

Флаг на каждом корабле.

Мы теперь Петра полки!

 Раз! Два! Три!

Мы ладонь к глазам приставим,

 Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

 И налево надо тоже

 И направо, и еще

 Через левое плечо.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!


Хорошо, теперь послушаем все вместе 4 группу.

1.Каким делом «заболел» Пётр 1?

Пётр первый заболел корабельном делом после поездки на берега Белого моря в Архангельск.

2.Что появилось в России?

Пётр первый заболел корабельном делом после поездки на берега Белого моря в Архангельск.

3 Опишите картину «Новое в России дело» Худ. Ю. Кушевский

На картине трудятся люди. Строят корабль. Бушует работа…

Молодцы.

Давайте рассмотрим картину все вместе «Новое в России дело» Худ. Ю. Кушевский (на слайде)

-Что вы видите на картине ?Опишите словами.

Верно, в России закипела морская работа. Быстрота, с которой строились корабли , казалось невероятной. Военно-морские офицеры происходили из дворян. Срок службы во флоте был пожизненным. 


Теперь давайте послушаем внимательно последний ряд 5 группу, что они на расскажут.( на слайде название « ГРАД ПЕТРА»)

1.Когда был заложен город на Неве?

А точнее 316 лет назад

Хорошо, это в каком веке?( показываю изображения реки Невы)
2.С чего началось строительство города?

Посмотрите в учебнике, справа изображена Петропавловская крепость. Рассмотрите эту достопримечательность, Что вы видите?

3.Как строился город?


Молодцы и послушаем последнюю группу.

1.Что было возведено на берегу Невы?

2.Какого князя почитал Петр ,что он сделал для него?

6.Назовите главную улицу Петербурга. Какое событие произошло в 1713 году?

Молодцы, ребята. Всё это создавалось тяжким трудом людей. Болотистая местность была малопригодна для житья. От голода, холода и непосильного труда погибли тысячи людей. Но несмотря ни на что город рос.


А теперь познакомлю вас с некоторыми достопримечательностями.

Посмотрите на слайд, это Домик Петра Великого. Первое жилое здание Санкт-Петербурга, где обитал император во время строительства города. В настоящий момент деревянное строение перенесено в другое место и покрыто каменным «футляром» для лучшей сохранности.

Медный всадник, посвященный основателю города Петру Великому, расположенный на Сенатской площади. Медный Всадник появился по желанию императрицы Екатерины II
Кунсткамера, 
с которой мы познакомились.

Петропавловская крепость Защитное сооружение и исторический центр Санкт-Петербурга.


-А теперь давайте также поработаем в парах. Напомните мне, пожалуйста, какие правила нужно соблюдать, работая в парах.

У вас на столах лежит тест, вы должны с соседом по парте ответить на все вопросы.

1.Какому городу посвящено стихотворение?

….И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу пробудить окно… ( А.С. Пушкин)

2. С каким историческим деятелем России связано название города?
3.Почему этот город назвали «окном в Европу»____________________________________
4. Как назвали Петра 1? Поясни почему.____________________________________
5.Напиши, какие события произошли:
В 1703 году-________________________________

В 1713 году_________________________________

В 1721 году_________________________________

Давайте проверим, сверьте свои ответы с примером на слайде.

Слушают и отвечают на вопросы




















Читают



Отвечают на вопросы




Слушают учителя









Отвечают на вопросы






















Слушают учителя, делятся на группы по рядам













































Читают и готовят ответы на вопросы


Отвечают по группам


























































Выполняют физминутку под марш















Отвечают на вопросы































































Слушают учителя






















Отвечают на вопросы





Выполняют задание





















Ф
























































Г
























































































































Ф

















Г
































































Ф






















П













































































Планы для рассказа










































Слайд









Слайд










Слайд


















Слайд





Слайд















Аудиозапись «Марш Преображенского полка»




















Слайд
























Слайд



Слайд



























Слайды

























Тесты







































понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;








составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
















































































понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;


составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;























































































































понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;











составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

Регулятивные УУД:

-Развивать творческие исследовательские способности учащихся через чёткое планирование своей работы,

-развивать умения находить нужную информацию из различных источников;

-умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы;

-формировать умения  двигаться к намеченной цели способность принимать,

-сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Познавательные УУД:

-воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

-формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

-продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.

-формировать умение овладевать основами синтеза.

-осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников (энциклопедий, рисунков,  фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми.

Коммуникативные УУД:

-Строить речевое высказывание в устной форме;

-кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,

-осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

-проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

-проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.




















Регулятивные УУД:

-Развивать творческие исследовательские способности учащихся через чёткое планирование своей работы,

-развивать умения находить нужную информацию из различных источников;

-умения обобщать данную информацию, умения задавать и отвечать на вопросы;

-формировать умения  двигаться к намеченной цели способность принимать,

-сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Познавательные УУД:

-воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

-формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

-продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.

-формировать умение овладевать основами синтеза.

-осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников (энциклопедий, рисунков,  фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми.

Коммуникативные УУД:

-Строить речевое высказывание в устной форме;

-кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,

-осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

-проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

-проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.










включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;

проявление самостоятельности
















































Проявление самостоятельности






























































































































































































































Проявление самотсоятельности

Подведение итогов

Обобщение знаний по теме



Мозговой штурм ( Игра «ты мне я тебе»)

-Какая тема сегодняшнего урока?
А цель? Достигли ли мы ее?

1.Какой титул получил Петр I в России?

2.Во сколько лет ПетрI был провозглашен на престол?

3.Какое увлечение было у Петра?

4.Как назывался его полк?

5.Из кого набирался этот полк?

6.Что дала Петру I эта игра?

7.Чем отличался ПетрI от европейских государей того времени?

8. Каковы главные черты характера Петра?

9. Что нового появилось в России при Петре?

10.Какие дела Петра I вошли в историю?

11.Зачем надо было устанавливать контакты с европой?

12.Когда был заложен город на Неве?

13.С чего началось строительство города?

 Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?

-Петр I – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха.   В то же время он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов.

-Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой.

Отвечают на вопросы

Ф



понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;


Познавательные УУД:

-продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.

Коммуникативные УУД:

-Строить речевое высказывание в устной форме;

-кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками


Рефлексия



Сейчас я предлагаю оценить свою деятельность на уроке. Я раздам вам кружочки, а вы должны нарисовать смайлик, но слушайте внимательно:

-Нарисуйте веселый смайлик, если материал урока мне был понятен и интересен, я с удовольствием выполнял все задания и смог достичь успеха в работе

-Нарисуйте задумчивый смайлик, если материал урока был мне интересен, но у меня возникали трудности

-Нарисуйте грустный смайлик, если материал урока мне был непонятен и неинтересен, я не смог выполнить некоторые задания и не достиг успеха на уроке

Оценивают собственную деятельность

И

Кружочки



умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности