КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема: «В школе»
Цели урока:
научить оценивать характер взаимоотношений учащихся в школе;
обсудить правила культуры общения в школе;
прививать любовь к знаниям, к родной школе.
Задачи урока:
Приобретение учащимися знаний о правилах поведения в школе;
Развитие умений вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета; развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности, развитие умения находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.
Развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание правовой грамотности, воспитание ответственности учеников за правонарушение.
Формирование навыка сотрудничества;
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: у учащихся — цветные фишки, учебник «Окружающий мир» 2 класс Плешаков А. А. , рабочая тетрадь к учебнику.
Планируемые результаты - формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить и правильно формулировать ответы на вопрос.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Прошу убрать со стола все лишнее и проверить, чтобы на столе лежали только рабочая тетрадь, учебник и пенал.
Определение темы и целей урока.
- Отгадайте загадку.
Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нём,
Там пишут и читают,
Рисуют и считают. (Школа)
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О школе.)
- Прочитайте тему урока на с. 48 учебника. (В школе.)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
- Прочитайте задачи урока в учебнике.
(Учитель озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.)
Работа по теме.
- А теперь познакомимся с этимологией слова «школа».
«Школа» - так оно произносится в русском языке, «схолэ» - так оно звучало в Древней Греции, откуда является родом. Правда, истолковывалось немного иначе: «отдых», «досуг» и «праздность», иными словами - «приятное времяпровождение».
- Прочитайте рассказ Ф. Кривина «Здание и знание» на с. 48-49 учебника. Ответьте на вопросы после текста.
- Вы согласны с тем, что школа - это наш второй дом? Почему?
- А вот представьте, что дети приходят на уроки когда захотят, на переменах катаются на роликах, учителя на уроках жуют жвачки, библиотекари слушают музыку в читальном зале.
- Как учиться в таких условиях?
- Почему в нашей школе такое не происходит?
- Что такое «правило»?
- Что такое «правила поведения»?
- Можно ли людям обойтись без правил?
- Так зачем людям нужны правила? Правила поведения в обществе устанавливались на протяжении многих веков. Их появление было обусловлено тем, что люди нуждались в регуляторе, который, с одной стороны, гарантировал бы соблюдение определенных прав, а с другой, ограничивал бы действия, которые могут нанести вред.
а) Предлагаю вам игру «И я». Если я назову правильный поступок, скажите «И я». Если неправильный - молчите. Готовы?
-я в школу прихожу аккуратно одетой;
-я все школьные вещи содержу в порядке;
-я в школу прихожу вовремя;
-я, войдя в школу, толкаюсь, спешу опередить всех;
-я всегда здороваюсь, когда вхожу в класс;
-я никогда не здороваюсь со взрослыми в школе
-я всегда здороваюсь со взрослыми при встрече;
-я всегда благодарю за помощь;
-я всегда отнимаю игрушку у товарища;
-я всегда перебиваю говорящего;
-я всегда навожу порядок на столе;
-я всегда помогаю товарищу;
-я всегда ябедничаю;
-я бегаю по коридору сломя голову.
Я вижу, что вы знаете правила поведения в школе.
б) Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое прочитает Муслим. Какое правило поведения не знали одноклассники Саши?
С.Я.Маршак «Четыре глаза»
Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему: «Зачем
Тебе четыре глаза?»
Заплакал Саша от стыда.
Уткнулся носом в стену.
«Нет,- говорит он,- никогда
Очков я не надену!»
Но мать утешила его:
«Очки носить не стыдно.
Все надо делать для того,
Чтоб было лучше видно!
Над теми, кто надел очки,
Смеются только дурачки!»
Спасибо.
Какое же правило не знают ребята?
-Воспитанный человек никогда не станет сам и не позволит окружающим унижать и оскорблять товарища, особенно тех, кто чем-то отличается от остальных.
Правила поведения на уроке.
Вы научились хорошо выполнять правила поведения в школе. Давайте вспомним правила поведения на уроке.
а) Ситуация. Послушайте задачу и решите:
«Случилось так, что Салмат опоздала в школу. Подходит к двери класса и слышит, что урок уже начался».
-Как должна поступить Салмат в данном случае?
б) Сейчас ребята вам напомнят правила поведения на уроке, изученные в 1 классе.
-Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешение учителя.
-Вставайте дружно всякий раз, когда учитель входит в класс.
-На уроке будь старательным, будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая, слушай, не перебивая.
-Парта - это не кровать, и нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
-Учитель спросит - надо встать, когда он сесть позволит - сядь.
Ответить хочешь - не шуми, а только руку подними
-Если друг стал отвечать, не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу - подними спокойно руку.
Не забывайте эти правила.
Физминутка
Весело в лесу
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте.)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте.)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за парты.)
Правила поведения в общественных местах
Ребята, только ли в помещении класса вы находитесь в школе?
Где вы еще бываете? (библиотека, столовая)
Вы знаете, как вести себя в столовой и библиотеке?
а) Ситуация «В столовой».
Послушайте такую ситуацию:
«Ребята завтракают в столовой. Саша взял кусочек хлеба, скатал в шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Максиму прямо в глаз. Максим схватился за глаз и вскрикнул.»
Что вы скажете о поведении Саши в столовой?
Объясните, как нужно обращаться с хлебом.
Можно ли сказать, что Саша пошутил?
б) А сейчас давайте попробуем изложить правила поведения в столовой так: я буду называть начало, а вы закончите:
-В столовой есть закон такой (Руки мой перед едой)
-Очень пища хороша (Кушай пищу не спеша)
-Если будешь все съедать (Шанс учиться есть на пять)
-Ты поел? Чиста тарелка? (Отнеси ее скорей-ка)
-Уходя, скажи спасибо (Тем, кто стол накрыл красиво)
Молодцы.
в) Звенит звонок.
Перемена, перемена. Заливается звонок
Перемена нужна всем: и детям, и учителю.
-Что же такое перемена?
-Для чего она нужна?
-Чем может заниматься ученик во время перемены?
1)Учебник с. 51. Об одной школьной перемене самостоятельно прочитайте стихотворение
Еще раз стихотворение прочитает Асинат.
-Как вы думаете, что увидел муравей в школе?
-За что он сравнил ее с переменой?
2) К чему могут привести игры и шалости на переменах.
Все эти примеры из школьной жизни врачебной практики.
-Саша, шутя, поставил товарищу подножку, тот упал. В результате перелом руки.
-Два друга играли в наездника и седока. Теперь у того, кто был лошадью, тяжелая травма плечевого сустава.
-Коля просто хотел привлечь внимание девочки. Казалось, что удар был несильный. А у нее оказалось сотрясение мозга, ей придется пролежать в больнице около месяца.
-Сережа вытирал классную доску. Кто-то из ребят его окликнул. Он обернулся. В тот же момент его что-то ударило по глазу. Оказалось, что его одноклассники стреляли из рогатки.
-Федя толкнул Мишу несильно, но рядом была стеклянная дверь. Шалость закончилась порезами.
-Конечно, редко встретишь ребенка, который специально хочет нанести травму своему товарищу. Чаще всего после неприятностей слышишь: «Я нечаянно...», «Я случайно...», «Я просто пошутил...».
Поэтому мы с вами говорим о том, как можно и нужно общаться в школе друг с другом.
- Давайте прочитаем правила поведения на перемене с доски и запомним их.
-Выходить на перемену можно лишь после того, как разрешит учитель.
-На переменах в классе остаются только дежурные. Они вытирают доску, проветривают помещение и выполняют различные распоряжения учителя. После работы дежурные моют руки.
-В коридоре нельзя бегать и кричать.
-Во время перемены можно играть в спокойные игры.
-Если в дверях встретился взрослый, уступи ему дорогу. Если рядом с тобой идет девочка, пропусти ее вперед.
-В перемену нужно не забывать зайти в туалетную комнату. Чтобы не отпрашиваться с урока. После посещения туалета надо вымыть руки.
Закрепление. УСТАВ.
Ребята, мы сегодня говорим о правилах поведения в школе.
Есть такой документ. Называется Устав. Это основной документ, где расписаны права и обязанности учащихся, всех работников школы и родителей.
Домашнее задание.
Дома в тетради нарисуйте 3 условных знака о поведении в школе: что нельзя делать на уроке и в перемену. Вспомните или найдите пословицу о знании, о школе.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
-Чему учились на уроке?
-Что-нибудь захотелось изменить в своем поведении?
-Спасибо всем, кто помог напомнить правила поведения в школе.