СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Золотое кольцо России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Золотое кольцо России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру по теме: "Золотое кольцо России"»

Конспект урока по окружающему миру 3 класс

на тему «Золотое кольцо России»

Цель урока: Формирование у учащихся представления о древних городах Золотого кольца.

Задачи: Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.

Способствовать воспитанию интереса к истории Родины.

Способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся, развитию речи, памяти, мышлению, воображению, умению слушать.

Формирование УУД:

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором»; отделять новое от известного; выделять главное, составлять план;

  • Договариваться с людьми: выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Познавательные:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предлагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Личностные:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех правила поведения;

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

  • Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Планируемый результат обучения:

  • Узнать историю создания древних русских городов;

  • Познакомиться с достопримечательностями Золотого кольца;

  • Работать с информацией, ставить вопросы и отвечать на них.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи: География, история.

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал, план рассказа о городе.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

С вами все должны понять,

Много нового узнать

2. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

-Чему вы учитесь на уроках окружающего мира?

-А вы любите путешествовать?

– Какой раздел в курсе окружающий мир мы начали с вами изучать?

(«Путешествие по городам и странам»).

-Любое путешествие всегда имеет свой маршрут и определенную цель.

-Вспомните, как называется наш маршрут?

(«Золотое кольцо России»)

-Какую цель мы должны поставить перед собой?

(узнать, какие города входят в Золотое кольцо и почему оно называется кольцом)(слайд)
…Колечко золотое

Скрепило города.
Здесь матушка Россия,
Здесь русский дух всегда!


-Может быть, у кого-то из вас есть какие-то предположения, варианты ответов? (Ответы детей.)
Тогда мы с вами можем выдвинуть свои предположения:

1) Кольцо, так как наш путь будет напоминать кольцо.

2) Золотое, так как эти города являются достоянием нашего государства, в них много памятников истории, архитектуры, искусства, а в конце урока увидим, оказались ли наши предположения верными. (Слайд)

– Готовы? Тогда в путь!

3. Организация восприятия и осмысления новой информации

- Давайте посмотрим на карту и назовем главный город России. Покажите ее у себя на карте учебника.

-Что вы знаете об этом городе?

Кто основал Москву? ( князь Юрий Долгорукий)

Какое место в Москве называют « Сердцем Москвы»?

Сердце Москвы – Кремль, символ нашей Родины. Его древние стены с зубцами, бойницами, сторожевыми башнями стоят на высоком холме и отражаются в водах Москвы – реки. Купола храмов похожи на шлемы богатырей. В далёкие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врага.

- В каких городах мы побывали с вами? (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов)

-Покажите их на карте.(слайд)

-Что вы можете рассказать об этих городах? (сообщения детей)

Из Москвы мы отправились на северо-восток в город Сергиев-Посад. (Слайд 5)

Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов.

Существуют сведения, что именно в этой лавре был благословлен известный вам князь Дмитрий Донской на битву с врагом. С Троице-Сергиевой лаврой и её основателем преподобным Сергием связано историческое событие – победа на Куликовом поле.«Неисчислимая татарская орда шла на Русь. Московский князь Дмитрий Иванович, который почитал преподобного Сергия и верил в его прозорливость, отправился в лавру просить совета, что делать? Силы далеко не равны, идти ли ему в поход против татар? Преподобный Сергий благословил князя, сказав, что русские победят в этой битве. 8 сентября 1380 года в сражении, которое длилось целый день, монголы были разбиты.


- Едем дальше. Из Сергиева Посада мы отправляемся мы в город  Переславль-Залесский.

(Слайд )

Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо - Преображенская церковь, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника.

На озере проходили военные учения под руководством самого молодого Петра I. С музеем рядом стоит памятник Петру Великому - основателю военного флота России. Переславль- Залесский – впервые упоминается в летописи под 1152г.. как город Переславль, основанный князем Юрием Долгоруким, позже добавлено слово Залесский ( т.е. находится за лесом.) Благодаря Плещееву озеру город вошёл в историю России.1 августа 1692 года готовые корабли были торжественно спущены на воду. Вот потому-то и называли Плещеево озеро – «колыбелью русского флота»..

Кто же прославил этот город? ( Пётр I)

-Теперь наш путь лежит в Ростов. (Слайд)

Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.

За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известен на весь мир Дмитриевский храм. Город славится знаменитой  ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (слайд)

- Чтобы продолжить путешествие , и, чтобы оно было интересным ,нам нужен экскурсовод.

- Поэтому , вы будете сегодня в роли экскурсоводов. Работать будете в группах.

-У вас на столах памятки –план выступления ,по которому составляете свой рассказ.

План выступления 

1. Название города

2. Когда и кем основан (если есть)

3.Интересный факт (если есть)

4. Достопримечательности

-Можете воспользоваться дополнительным материалом ,можете воспользоваться материалом учебника. (дается время на подготовку)

4. Работа в группах.

-Ваша задача рассказать о городах как можно ярче, интереснее, чтобы каждый из присутствующих захотел отправиться в путешествие по этим городам.

5. Физкультминутка.

6.Сообщение каждой группы.(путешествие по городам )

7.Подведение итогов урока.

- Путешествие наше закончилось и мы опять с вами вернулись в город -столицу нашей Родины – Москву. А сейчас давайте посмотрим, кто из вас был самым внимательным во время путешествия и запомнил больше всего информации о городах Золотого кольца.

- Разгадываем кроссворд

1.Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)

2.Музей деревянного зодчества. (Суздаль)

3.В этом городе находится замечательный памятник старины — Золотые ворота. (Владимир)

4.Название города произошло от слова «угол». Река течет «углом». (Углич)

5.Главный, важный монастырь. (Лавра)

6.Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)

7.Этот город еще в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)

8.Рефлексия.

-А сейчас давайте подведем итоги, что же мы с вами узнали?

-Подтвердились ли наши предположения, что маршрут нашего путешествия похож на кольцо? 

-Почему это кольцо Золотое? 

-Вам понравилось путешествие?

9.Домашнее задание: составить рассказ о любом городе.


Кострома

Кострома была основана в 1152г. Юрием Долгоруким .

Существует несколько толкований названия города. Одни исследователи считают, что в основе названия лежит финское слово «кострум» - «крепость». По другой версии название связывают с языческим обрядом. «Костромой» назывался в этих местах обряд, напоминающий масленицу.

 Один из красивейших городов Золотого Кольца России богат памятниками и достопримечательностями.

Сейчас это крупный промышленный и культурный центр, у которого улицы расположены в виде веера. В той части , где ряды сходятся, расположены старинные Торговые ряды

Плёс

Город Плес расположен на правом берегу Волги. Плес превратился в один из тихих провинциальных городов России, которые так любят художники и другие творческие натуры, для которых Плес - великолепный памятник русской природы.

Плес не может похвастаться большим количеством исторических памятников. Зато навеки прославлен Плес певцом русской природы - художником Исааком Ильичем Левитаном, создавшим здесь около двухсот картин и этюдов, украшающих Третьяковскую галерею и Русский музей: «После дождя. Плес», «Вечер. Золотой Плес», «Над вечным покоем» и другие.


Ярославль

Плыл как-то по Волге - реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой - возвышается холм с крутыми склонами. "Хорошее место для крепости," - решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем - Ярославль.

Древнейшим сооружением Ярославля является Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря.

Воистину жемчужиной древнерусской архитектуры среди достопримечательностей Ярославля можно назвать Церковь Ильи Пророка. Необычайно красив этот легкий по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными вершинами. Стены, своды, откосы окон — всё свободное пространство заполнено росписями.

 Владимир

Его основал князь Владимир Мономах. Поэтому и город назван его именем. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом, можно подняться на высокую башню, отсюда старинная часть города видна как на ладони. А вот перед вами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Вот величественный Успенский собор, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А это Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!