Урок по теме : ПОЧВА
Цели урока:
формировать понятие «почва»;
познакомить с составом почвы и населяющими её живыми существами;
раскрыть роль почвы в жизни растений;
формировать элементарные представления об образовании почвы, о её разрушении в результате деятельности человека и мерах охраны;
уточнить и дополнить представления учащихся об огромной роли почвы в хозяйственной деятельности человека;
развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор;
прививать интерес к учебному предмету, воспитывать организованность, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Вот звонок нам дал сигнал –
Поработать час настал.
II. Эмоциональный настрой. Речевая разминка. Актуализация знаний учащихся.
Учитель:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.
Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
Я все терплю и всем добром плачу.
Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если её бьют, колотят, ворочают и режут?
Сдаетесь?
Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений:
это и название нашей планеты, на которой мы живем;
это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;
это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.
Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле - матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково её научное название?
Почва.
Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой?
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке нас предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе, какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.
Итак, тема нашего урока……
ПОЧВА.СВОЙСТВА ПОЧВЫ.
- Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)
- Почему в этих местах нет почвы?
Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва. Вслед за ней растения и животные. - С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.
IV. Работа над новым материалом.
Сегодня мы с вами станем научными сотрудниками, чтобы узнать всё о почве.
- Научные сотрудники работают по плану.
- Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке.
- Согласны?
- С чего начнем?
(Выслушиваются ответы детей.
* Что такое почва?
* Свойство почвы
* Виды почв
* Почва человеку
- Зачем человеку нужны знания о почве?
(Выслушиваются ответы дете
- Приступим к работе, следуя составленному плану.
1. - Итак, давайте уточним ключевое понятие урока и ответим на вопрос: что такое почва?
Работа на с. 101,102 + дополнения учителя, записи в тетради.
Почва – это верхний темный плодородный слой земли.
А что значит «плодородный»?
Что такое плодородие?
Плодородие – главное свойство почвы.
Разберите это слово по составу.
(Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.)
Почему же почва плодородна?
Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.
(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми "Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли")
-Ответили на первый пункт плана? (Да)
Свойство почвы.
2. - Давайте теперь выясним, что же это, ребята? Что входит в состав почвы?
- Затрудняетесь с ответом? Давайте узнаем состав почвы с помощью загадок:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух.)
Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я ... (вода.)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже.
(Песок.)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Они понадобятся сразу.
(Глина.)
ФИЗМИНУТКА
Солнце жаркое печет,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала Гора:
- Ох, стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
- Вновь я стала молода!
- Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?
V. Проведение опытов.
- Проверить ваши предположения нам помогут опыты.
- Сейчас каждый из Вас будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будите записывать в тетрадь
1 опыт.
- Через лупу рассмотрите почву.
- Запишите свои наблюдения в таблицу.
- Какие частицы вы увидели?
(Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
- Кто знает, как это называется одним словом?
-Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают "перегной")
2 опыт.
- Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.
- Что заметили?
- Пузырьки.
- Сделайте вывод.
- В почве есть воздух.
- Впишите еще одно свойство почвы в таблицу.
- Возьмите стеклянную палочку и осторожно помешайте. Дайте отстояться, что заметили?
(песок и глина осели, а на поверхности плавает перегной)
3 опыт.
Следующие опыты буду проводить я, а вам придётся только наблюдать и делать выводы. Посмотрите на оборудование для опытов на моём столе (сковородка, спиртовка, стекло).
Как вы думаете, опасны они? В чём заключается опасность?
Какие правила необходимо соблюдать при проведении данных опытов?
Нагревание почвы в пробирке. На стенках появляются капли воды и белый налет.
(Дети внимательно наблюдают.)
- Что же это такое?
- Вода и минеральные соли.
- О роли минеральных солей для растений прочитайте в учебнике
Работа на с. 102,103 + дополнения учителя:
чтение описания опытов № 1 – 5 и рассматривание соответствующих картинок;
вывод и запись в тетрадь:
В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
В
почве есть живые существа: бактерии, различные животные, корни растений.
Виды почвы.
- Над чем будем работать сейчас?(Обращаемся к плану)
- Правильно. Познакомимся с видами почв.
- Рассмотрите образцы почвы, которые находятся у вас на парте.
- Что заметили?
-Правильно, почва, находящаяся в пакетиках разного цвета.
- А как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться? (Нет)
- Еще раз рассмотрите образцы почв, лежащие у вас на парте.
- В парах обсудите, какая почва находится в каждом пакете.
- Результаты занесите в контрольный лист "Виды почвы".
(Учащиеся самостоятельно выполняют данную работу.)
-
Итак, каковы результаты?
- Какая почва находится в первом пакете?
- Черноземная.
- Почему? Докажите.
(
Цвет черный, жирная, если трогать руками)
- Во втором пакете?
- Глинистая.
- Почему? Докажите.
( Цвет желто - красный. Скатывается в комок)
-
В третьем пакете?
- Песчаная.
- Почему? Докажите.
( Преобладает песок. Цвет серый.)
-Какой признак стал основным и помог Вам определить вид почвы.
- От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя).
(опора)
В тёмной земле растут крепкие растения, в серой земле – чахлые.
- Как вы думаете, почему так происходит? В тёмной почве содержится больше питательных веществ. А если этих веществ много, значит почва обладает главным свойством земли, за что мы её и ценим – плодородием.
- Как вы думаете, в нашем Крыму плодородная почва или нет? Докажите.
- По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять?
- Как сохранить плодородие почвы?
(Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
V1. Рефлексия.
1. - Давайте подведём итог.
- Что такое почва?
- Какая почва называется плодородной?
- Чем отличается почва от песка и глины?
(Только почва обладает плодородием.)
1.Обучающий тест. Вид работы – фронтальная.
- Перед вами 5 вопросов в тетрадке (с.20)
Вы читаете их и выбираете ответ.
(взаимопроверка)
- А теперь попробуем с вами отгадать кроссворд и подытожить полученные знания:
2.Кроссворд.
1.Верхний слой земли, в котором растут растения. 2.Одна из составных частей почвы. 3.Вещество, повышающее плодородие почвы. 4.Основное свойство почвы
- Русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. Объясните, почему?
- Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
VII. Итог.
- Что узнали о почве. Сделайте вывод.
Ученик делает вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока.
- Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли. Состав почвы: перегной, воздух, вода, минеральные соли. Основное свойство почвы - плодородие. Виды почв: черноземная, песчаная, глинистая.
VIII . Домашнее задание
- Наш рабочий день подошел к концу.
- На все ли пункты плана ответили? (Нет)
- Поэтому часть работы предлагаю взять домой.
Д\з: Как человек использует почву и ее охраняет? Сообщения можно проиллюстрировать снимками и выдержками из детских энциклопедий и справочников.
Спасибо всем за активное участие на уроке. Молодцы! Урок окончен.
Бышук В.В.
7