Пояснительная записка |
Номинация | «Инклюзивный урок» |
Тема урока | Родной край – малая родина. |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 3 (АООП ТНР) У всех обучающихся в классе тяжёлые нарушения речи. Поэтому все дети имеют психолого-педагогические особенности, затрудняющие их социальную адаптацию и требующие целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Наблюдается не сформированность произношения звуков: отсутствие, замена, смешение, искажение. Отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем Нарушена логическая последовательность, застревание на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повторы отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. |
| |
Автор/ы урока (ФИО (полностью), должность) | Воронова Юлия Васильевна, учитель начальных классов |
Образовательное учреждение | МБОУ «ООШ №27» |
Цель урока (мероприятия, занятия) | формировать представления у учащихся о своей малой родине. |
Задачи урока (мероприятия, занятия) | Коррекционно-образовательные задачи: - активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении истории малой родины; - совершенствовать организующую функцию речи. Коррекционно-развивающие задачи: - развивать диалогическую речь через вопросно-ответную форму работы; -развивать восприятие и внимание через сосредоточение на заданиях урока; - развивать мыслительные операции через рассуждения, формирования выводов. Коррекционно-воспитательные задачи: - воспитывать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли; - воспитывать умение слушать высказывания товарищей, не перебивая. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Наглядные, практические методы, методы поощрения. Здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии. Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных, словесных и двигательно-кинестетические методов. Такое сочетание способствует развитию внимания и памяти, позволяет каждому ученику реализовать свой потенциал, полнее раскрыть личностные качества. |
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | 40 минут |
Необходимое оборудование и материалы | глобус, фотографии достопримечательностей города. Индивидуальные карточки для работы, материал для создания проекта. |
Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) | Детская иллюстрированная краеведческая энциклопедия Абакан, 2021. Мелодия песни «Хакасия» муз. Г. Танбаева, сл. В. Майнашева. |
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) | Эмоциональная рефлексия. По итогу урока был изготовлен проект |
Планируемые результаты | Предметные: получить представление о символах города, страницах истории и достопримечательностях. Личностные: формирование чувства гордости за родной край, Родину; ценностного отношения к своему краю. Метапредметные: Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: уметь извлекать информацию из иллюстраций, текстов; делать выводы, ориентироваться в источниках информации; Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в группе. |
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята.
(Учитель берёт в руки глобус)
- Живёт на Земле человек. Он маленький, Земля огромная. Человек любит свою Землю потому, что не может прожить без звонкой песни ручья, без шелеста луговых трав, без звёздного ночного неба.
- Послушайте стихотворение и подумайте, какая тема нашего урока? В этом стихотворении говорится обо мне, о вас и еще, о очень главном и важном в нашей жизни.
Под мелодия песни «Хакасия» муз. Г. Танбаева
Моя Малая Родина
Я люблю свою страну,
Но особенно свою
Малую Родину!
Ширину степей раздольных,
Высоту могучих гор,
И таежные просторы,
И глубокие озера –
Все мне дорого в душе!
И стремлюсь я поделиться
Чувством трепетным своим
И с Настёнкой, и с Артёмкой,
И с Максимкой, даже с Димкой.
Расскажу им все, что знаю
Я о Родине своей!
Пусть любовь моя привьется
И в ребятах разовьется.
Пусть они гордятся краем,
Охраняют, берегут
И традиции хакасов
По всей жизни пронесут.
2. Формулировка темы занятия.
- Попробуйте сформулировать тему нашего занятия.
- Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине. Что человек называет своей Родиной?
- В какой стране мы с вами живем?
- Гражданином какой страны вы являетесь?
- Как называется столица нашей Родины?
Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия. Россия – самая большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю. Наша страна очень красива и богата. Все это наша Родина.
Родина родина
-Ребята посмотрите у меня слово родина написано в двух вариантах, кто знает почему?
- Когда слово «Родина» пишется с большой буквы? (Когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.)
- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы? (Когда мы говорим о нашем городе, о нашем районе, о станице, где мы живём.)
- Что каждый из вас считает своей малой родиной?
-Что значит моя?
-Что значит малая?
-Что значит родина?
- Давайте к каждому вопросу подберём вариант ответа.
Моя | потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа. |
Малая | потому что это маленькая частичка нашей необъятной страны. |
Родина | потому что здесь живут родные моему сердцу люди. |
3. Открытие новых знаний.
- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё.
Родина – это земля, государство, где человек рождается. Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).
Предлагаю назвать как можно больше слов с корнем «род».
Родич – родственник, член рода.
Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.
Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
Родня – родственники.
Народ – нация, жители страны.
Родина – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
- Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Что это значит? (Это значит надо провести небольшую исследовательскую работу).
-Мы будем работать группами. У каждой группы будет своё исследование, т.е. каждая группа будет искать ответ на свой вопрос. В результате работы мы должны будем ответить на следующие вопросы:
- Какай город, является столицей нашей малой родины (Хакасии)?
- Давайте сейчас попутешествуем по нашему городу, а для этого сядем на машину.
Речедвигательное упражнение.
Едем, едем на машине (движение рулём).
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть).
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя).
Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу).
Дворники считают капли (руки согнуть в локтях перед собой, ладони раскрыть).
Вправо, влево — чистота! (наклонить руки влево, вправо).
Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы).
Мы шофёры хоть куда! (большой палец правой руки вверх).
4. Практическая работа (работа в группах).
1 группа: Как выглядят символы нашего города?
(Из нескольких вариантов выбрать герб города, найти в тексте информацию о том, что изображено на гербе)
Герб представляет собой щит с горизонтальной надписью «Абакан». В верхней части на фоне голубого неба и голубых волн реки изображена важнейшая достопримечательность города – древние каменные изваяния. Они называются менгиры. На нижней половине герба изображена степь, которая окружает наш город, и на её фоне яркий красный цветок – жарок.
Составить пары слов: каменные изваяния, купальница, менгиры, жарки.
Каменные изваяния – менгиры, жарки – купальница.
2 группа: Достопримечательности города. Подобрать фотографии к зашифрованным словам.
Упражнение «Сложи из половинок». Составить слова, обозначающие достопримечательности города.
Паркзоо, атрте, риалмоме, ласте, мятпаник, комплексспорт (зоопарк, театр, мемориал, стела, памятник, спорткомплекс)
3 группа: История города.
Работа с деформированным текстом.
Задние ноги коня погрузились в воду, и он сбросил наездника в реку. Город Абакан получил своё имя по названию реки, на берегах которой расположен. В другой легенде говорится, что в древности в этих местах было много медведей, и «Абакан» («аба» – медведь, «хан» – кровь) переводится с хакасского языка, как «медвежья кровь». Одна из легенд рассказывает о богатыре по имени Аба-Кан, перепрыгнувшем на коне через реку. С тех пор река и называется по имени богатыря – Абакан. Однажды река разлилась так широко, что конь не смог перескочить через неё. Как же река получила своё имя?
- Информацию мы будем искать на страницах энциклопедии, созданной ко дню рождения города (90 лет) Абакана. « Детская иллюстрированная краеведческая энциклопедия».
-А чтобы наше исследование было организованным, распределите обязанности в группе: организатор (организует работу группы), чтец (работа с текстами), секретарь (ведёт записи), докладчик (рассказывает о результатах работы группы).
*Учитель выполняет роль консультанта.
5. Презентация выступлений.
Дети выступают, защищают свои работы. По окончании каждого выступления можно задавать вопросы выступающим.
Упражнение «Придумай вопрос».
6.Подведение итогов.
-Наш урок подошел к концу. На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?
Рефлексия. Продолжите высказывание:
- Сегодня на уроке я узнал …
- Мне понравилось …
- Я могу использовать эти знания …
-Хочу сказать «спасибо»…