СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру тема: "Организм человека", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок рассматривается в разделе уроков «Мы и наше здоровье» по теме «Организм человека». Это первый урок в разделе и  тесно связан с последующими. Содержание урока соответствует возрастным особенностям учащихся.  По типу – это  урок усвоения новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру тема: "Организм человека", 3 класс»

Открытый урок по окружающему миру

Тема: «Организм человека», 3 класс

Цель: создание условий для осмысления новой учебной информации о строении тела человека, об органах и системах организма человека.



Задачи:

  • Коррекционно - обучающие: обеспечить условия для формирования представлений об организме человека как о едином целом, познакомить учащихся с частями тела человека и внутренними органами; дать первоначальное представление о работе внутренних органов.

  • Коррекционно- развивающие: развивать интеллектуальные и практические умения детей; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);

содействовать развитию навыков самостоятельного поиска решения проблемы, умения прослеживать причинно-следственные связи.

  • Коррекционо- воспитательные: прививать заботу о собственном здоровье, содействовать воспитанию интереса к предмету, содействовать воспитанию культуры общения.



  • Специалыные: соблюдение зрительного режима, динамические паузы, смена поз, тифлосредства, рельефные пособия, мимическая гимнастика, зрительная гимнастика.



Тип урока по дидактической цели: урок открытия новых знаний.

Оборудование:

  • компьютер, интерактивная доска,

  • раздаточный материал: Внутренние органы человека (в т.ч. по Брайлю)

  • карточки для закрепления: Органы (в т.ч. по Брайлю)

  • пословицы и термины для работы в паре.

Формы организации познавательной деятельности: эвристическая беседа, дидактическая игра, самостоятельная работа с элементами творческой деятельности, работа с книгой.







Ход урока

    1. Оргмомент.

Ребята, начинаем наш урок Окружающего мира, сегодня у нас необычный урок – мы с вами научные сотрудники, а наш класс – научная лаборатория, в которой присутствуют гости – поприветствуйте их.

А теперь внимание:

- я прошу улыбнуться мне тех, кто пришёл с хорошим настроением,

- я прошу поднять руку тех, кто готов узнать что-то новое,

-

1мин

Кивните головой, если вы готовы слушать друг друга и не перебивать,

- сядьте те, кто готов к новым исследованиям.

- Итак, приступим к работе.



Ответьте на вопрос:

- Какой большой раздел мы с вами изучили?

(Мы изучили раздел «Эта удивительная природа».)

- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Новый раздел)

- Значит у нас сегодня изучение нового материала.

Не забывайте, что вы- учёные, а они всегда планируют свою работу.

- Давайте составим план нашего урока:

1. Повторение

2.Изучение нового материала.

3.Закрепление

4. Итог, оценка результатов

5. Домашнее задание

- Мы составили с вами план и будем ему следовать.

Итак, ПОВТОРЕНИЕ – … (дети продолжают …мать УЧЕНИЯ)



- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? ( «Великий круговорот жизни»).

Не забывайте, что вы- учёные, отвечайте полными ответами.

- Какие группы организмов составляют основные звенья Великого круговорота жизни? Как их называют УЧЁНЫЕ? (производители, потребители, разрушители)

- Как в этом круговороте называют растения и почему?

- Как называют животных и почему?

- Как в этом круговороте называют грибы и бактерии и почему?


(

СЛАЙД 2

это разрушители, они перерабатывают остатки живых организмов в минеральные соли и питательные вещества –перегной)

- ГДЕ это всё накапливается? (в ПОЧВЕ)


Спасибо, МОЛОДЦЫ!

- Мир животных и растений мы с вами уже очень хорошо изучили, подумайте, какого представителя живой природы нам предстоит ещё изучить? (предстоит изучить Человека)

- Докажите, что человек является частью природы.

(Человек, как и всё живое, дышит, питается, растёт, развивается, рождается и умирает)

- Значит, человек – существо биологическое. Биология – наука обо всём живом на Земле.



-

2мин

Как вы думаете, чем Человек отличается от животных?

(Он – мыслящее существо, обладает речью и умеет трудиться)



2. Самоопределение к деятельности (прогнозирование)

- Ребята, а что нужно человеку для счастья? (Ответы детей)

- Да, человеку нужны:

ум, воля, трудолюбие , упорный труд и что-то еще… что-то очень важное и нужное .

а)Работа в парах. Собери пословицу.

- А что это, вы поймете, если соберете из данных слов пословицу.

П

СЛАЙД 3

редлагаю вам работать в парах. Вспомним правила работы в паре:

1 .Слушать друг друга.

2.Уметь уступать.

3

2мин

. Уметь договариваться.

4. Распределять роли.

5. И самое важное : работать дружно, сообща!


Перед вами Слова: Прочтите их (Нищий, больного, здоровый, счастливее, короля) Составьте предложение.

К

СЛАЙД 4

+ Ч.с.

то готов – подайте сигнал.

(“Здоровый нищий счастливее больного короля.”)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей)

Соответствует поговорке «Здоровье дороже денег».

Изречение, которое вы сейчас составили, принадлежит известному немецкому философу Артуру Шопенгауэру (1788 — 1860). Вот, как он на самом деле сказал:

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».

- Многие известные философы и писатели рассуждали на тему Здоровья.

Т ак, американский философ и писатель Генри Торо сказал: «Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне…»

А, другой мудрец предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас- это здоровье, только когда его у нас уже нет». Немного грустно…

-Какой вывод можно сделать из всего услышанного?

(Нужно следить за своим здоровьем!)

-

2мин

Ребята, так что же человеку нужно для счастья? (Быть здоровым)

б) Мимическая минутка. Можно выполнять задания стоя.

-Проведём мимическую минутку, с помощью мимики и пантомимики

изобразите больного человека…и здорового.

Изобразите грустного человека, а теперь – радостного.

Какой вывод можно сделать? (больной –грустный, здоровый –радостный.)

Восстановим своё здоровье, выполним массаж рук :

Снимем усталость со спины (растирание тыльной стороны кисти рук), активно разотрём ладони рук, это улучшит кровообращение,

восстановит силы, активирует работу головного мозга. И завершим эту минутку здоровья - ПАЛЬМИНГОМ.

Гимнастика для глаз.

Ещё минуту выполните свои упражнения для глаз по рекомендациям врачей.

(

2мин

Дана, Саша, Артём, Стёпа)

в) Работа в парах. Определение термина «ЗДОРОВЬЕ»

- Ребята, как вы думаете, что же такое здоровье? Кто может высказать своё мнение?

Проверим наши предположения.

- Из слов, которые я вам раздала, соберите определение термина “Здоровье”.

На самом деле существует много определений этому термину и научных, и медицинских, но нас интересует сегодня та модель, которую вы сейчас составите.

Работаем в парах, активно, дружно, подаём сигнал.

С

СЛАЙД 5

+ Ч.с.

лова: (Слаженная работа, органов, человека, всех)

Итак, наши учёные готовы…

Здоровье - это слаженная работа всех органов человека. МОЛОДЦЫ!

- Скажите, а нам нужно знать строение своего организма?

Для чего это нужно знать? (Ответы)

- Да, нужно понимать строение нашего организма уже хотя бы для того,

чтобы не причинять вред своему здоровью.

Нужно быть осторожными и везде соблюдать правила безопасности.







3. Постановка цели и задач урока.

Можете теперь сформулировать тему нашего урока: Организм человека.

Определите цель урока (Должны узнать, как устроен организм человека и как работает)

- Хорошо! Какие задачи поставите перед собой:


  • Узнать, что такое органы и системы органов человека;

  • Устанавливать связь между их строением и работой.



-Где мы можем себя проверить? Обратимся к учебнику.

-Откройте новый раздел (с.121, брайль с. 93)

-Прочтите название раздела: «Мы и наше здоровье».

Найдите, чему вы должны научиться в этом разделе.

-Прочитаем до третьей точки.

-

Да, сегодня на уроке мы узнаем, как устроен организм человека и как работают его органы и системы.

4. Работа по изучению нового материала.

- Знаете ли вы, сколько человек живёт сегодня на планете?

- Сегодня на Земле живет БОЛЕЕ 7 млрд. человек. Каждый из них уникален, даже между близнецами обычно есть некоторые различия. Однако при множестве индивидуальных особенностей тела у всех людей устроены и работают примерно одинаково.

- Посмотрите друг на друга.

- Те части тела, которые вы видите, учёные определяют как внешнее строение человека.

-Вы знаете, из каких внешних частей состоит тело человека?

-Итак, это: (Голова, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги)

-

Сейчас мы проверим, как вы их знаете и показываете на себе.

Физкультминутка.

- Проведём физминутку , ПРОВЕРИМ ВАШИ ЗНАНИЯ.

1. Погладьте себя по голове (скажите : Я- умный! Я-МОЛОДЕЦ!)

2.Улыбнитесь и кивните головой.

3. Поднимите руки вверх.

4. Спрячьте левую руку за спину.

5. Согните правую ногу в колене.

6. Постойте на одной ноге, старайтесь сохранить равновесие.



-

СЛАЙД 6

+Ч.с.

Ваше тело хорошо вас слушается, а знаете ли вы, какая сложная работа происходит в это время   внутри вашего организма?

- Как можно назвать то, что у нас внутри? (Внутреннее строение, органы)

- А, что такое ОРГАНИЗМ? - Прочитаем определение на слайде.



Работа по учебнику.

- Человеческий организм устроен так сложно, что ученые до сих пор не смогли открыть все его тайны, расшифровать коды, объяснить все законы.

-

Вы знаете, как называются науки, которые изучают организм человека?

(Анатомия, физиология, гигиена)

- Откройте учебник на стр. 123 (б. с. 96) и найти определение наук.

-

СЛАЙД 7

+ Ч.С.

Что каждая из них изучает?

Анатомия – наука, изучающая строение организма.

Физиология – наука, изучающая работу органов человека.

Гигиена - наука о здоровье.

- Разобраться в устройстве собственного организма не только важно, но и очень интересно. Ведь наш организм – это целая ВСЕЛЕННАЯ!

4. Работа по изучению нового материала (продолжение)

(раздать карты ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ ЧЕЛОВЕКА)

-

В теле человека больше 10 систем. Каждая система отвечает за какой-нибудь один процесс или несколько процессов, необходимых для поддержания жизни.

- Какие системы вы знаете? (Пищеварительная, кровеносная, нервная , опорно-двигательная, дыхательная и др.)

- Каждый орган выполняет определённую работу.

-Вы хотите узнать, как работают ваши внутренние органы, за что они отвечают?

-

Очень хорошо!

- Перед вами карты с внутренними органами человека, возьмите карандаш-указку. Начинаем исследование.

-Рассмотрите, прочитайте название органов,

определите место каждого органа в организме человека, обведите указкой все органы по контуру. Даша и Саша следят руками (карточки по Брайлю).

Упражнение по определению места органов .

Покажите на себе место нахождения органов

(Лёгкие – как губки, орган дыхания, желудок – орган пищеварения, сердце – мотор, перекачивает кровь по сосудам, печень – химическая лаборатория организма, участвует в пищеварении, кишечник- самый длинный орган нашего организма, длина его около 8 метров, участвует в пищеварении )

- Как вы думаете, эти органы можно отнести к одной системе? Общую ли работу они выполняют? (печень, кишечник, желудок –органы пищеварения).

О

СЛАЙД 8

знакомление с основными системами. Выходим к доске.

- Давайте рассмотрим некоторые системы нашего организма.

- Эти системы выполняют следующие функции в организме:

1.Перечислите органы пищеварения.

- Что обеспечивает пищеварительная система?

(

СЛАЙД 9

Обеспечивает переваривание пищи)

2. Перечислите органы кровообращения.

- Что обеспечивает кровеносная система?

(Обеспечивает движение крови в организме)

- «Как вы думаете, сердце спортсмена по размерам такое же, как сердце обычного человека?» (Сердце спортсмена больше, потому что сердце - это мышца, и тренировки укрепляют её и делают крупнее.).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Определим и посчитаем пульс.

-Чтобы проследить работу сердца, можно посчитать пульс.

3.Перечислите органы нервной системы.

- Что обеспечивает нервная система?

(Управляет деятельностью всего организма)

4.Перечислите органы дыхательной системы.

- Чем обеспечивает организм дыхательная система?

(

Обеспечивает организм кислородом)

5. Закрепление.

ИГРА «Ассоциации»

-Как вы думаете, что изображено на слайде?

Э

СЛАЙД 10

+ Ч.с.



то зашифрованы наши органы:

какие органы напоминают эти предметы?

К омпьютер - мозг

Губки – лёгкие

Мотор – сердце

Кастрюля - желудок

Пробирки и колбы – печень

Ш ланг - кишечник

Молодцы!

-Кто хочет проверить свои знания и определить название органов?

Работа в группе (соотнести карточки с органами и их названиями)

-Кто хочет проверить свои знания и определить правильное расположение органов?

Игра «Доктор – пациент»

(один – врач, показывает на «пациенте», где находится выбранный орган)

-Определите место органов нашего организма.









Обобщение изученного. Работа по учебнику.

- Прочитаем ВЫВОД к данной теме на с. 124 (б.с….)

- Мы достигли поставленной цели сегодня на уроке?

6

.РЕФЛЕКСИЯ

- Пришло время подвести итоги.

Оцените свою работу на уроке.

Если всё понял, активно работал –зелёный квадрат,

Е

СЛАЙД 11

сли возникали трудности, понял, но не всё – синий квадрат.

Если тему не понял, необходимо ещё заниматься над этой темой – красный квадрат.

Молодцы, я согласна с вашими оценками!


7

. Итог урока

-Ребята, вам понравился урок?

Мы с вами убедились в том, как сложно устроен наш организм. В нём нет ни одного лишнего органа.

- Какие же системы органов есть в организме человека? (Перечисляются)

- Какие науки изучают организм человека? (Анатомия, Физиология, Гигиена)


-

СЛАЙД 12

О Великом русском учёном-физиологе Иване Петровиче Павлове вы прочитаете на страничке для любознательных.



8. Инструктаж по выполнению домашнего задания

  1. С.122-124, читать, отвечать на вопросы, работать с иллюстрацией,

    СЛАЙД 13

    вывод учить.

  2. Практическая работа – с помощью взрослых измерь свой рост и вес. с.123 (1,2)

  3. Дополнительное творческое задание: найти и записать пословицы или поговорки о здоровье.































Дополнительно - игра:

Задание: если есть польза для здоровья – хлопни.

трудиться

заниматься спортом

лениться

соблюдать чистоту

есть снег

грустить, унывать

закаляться

сосать сосульки

мыть руки

весело жить

мало двигаться

одеваться по погоде

есть много сладкого

много гулять

ходить зимой без шапки

простужаться

курить

следить за своей осанкой







Нищий больного здоровый счастливее короля



Здоровье – это …



слаженная работа, органов, человека, всех





Сказка про маленький организм

Жил да был один маленький Организм. И была у него внутри целая компания маленьких органов — маленькая Печенка, две маленькие-маленькие Почки. Пара маленьких Легких, Селезенка, куча тоненьких Кишок и так далее. А в голове жил довольно большой Мозг. Семейство, в общем.
Всю эту компанию кормил маленький Желудок, который Организм обычно кормил по часам, и все привыкли получать свою еду вовремя, и все были сытыми и здоровыми.
А однажды маленький Организм закапризничал и отказался от обеда. Так и сказал Маме: «Мам, я не буду сегодня обедать». » Ну ладно, не хочешь — не ешь», — сказала Мама, и отпустила Организм из-за стола.
Организм обрадовался, что не надо есть обед, и побежал играть.
Маленький Желудок сначала очень удивился, что ему не дали обед. Потом он с голодухи рассердлся и решил: «Ну раз меня не кормят — я заболю!» — и заболел. Организм почувствовал боль и схватился маленькими ручками за животик, закричав: «Ой-ёй-ёй!»
Вслед за Желудком удживилась маленькая Печенка: «Эй, кормилец, чего там за задержка? Почему не кормишь?» А Желудок ей и говорит: «Да вот, Организм меня не покормил, и я в отместку болю!» Печенка подумала и говорит: «Ну, раз так, я тоже болеть буду!» И заболела изо всех сил!
Маленький организм схватился ручками за бочок и закричал: «Ай-яй-яй, как больно!», — и упал на пол.
Прибежала с кухни мама. «Что случилось, почему ты плачешь?» , — спросила она. «У меня очень болит животик», — сказал ей маленький Организм.
«Животик болит от того, что ты не ел обеда», — сказала Мама: «Давай, я принесу тебе поесть, и твой животик успокоится».
Маленький Организм согласился. Мама принесла ему кашки. Организм поел, и Желудок сказал: «О, меня кормят! Теперь я смогу покормить всю компанию! Эй, Печенка, прекращай ныть, сейчас я тебя тоже накормлю!»
С тех пор маленький Организм стал всегда есть по расписанию — ведь это полезно — и его внутренние органы больше не болят.



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!