Открытый урок по окружающему миру
Тема: «Организм человека», 3 класс
Цель: создание условий для осмысления новой учебной информации о строении тела человека, об органах и системах организма человека.
Задачи:
Коррекционно - обучающие: обеспечить условия для формирования представлений об организме человека как о едином целом, познакомить учащихся с частями тела человека и внутренними органами; дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
Коррекционно- развивающие: развивать интеллектуальные и практические умения детей; формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);
содействовать развитию навыков самостоятельного поиска решения проблемы, умения прослеживать причинно-следственные связи.
Коррекционо- воспитательные: прививать заботу о собственном здоровье, содействовать воспитанию интереса к предмету, содействовать воспитанию культуры общения.
Специалыные: соблюдение зрительного режима, динамические паузы, смена поз, тифлосредства, рельефные пособия, мимическая гимнастика, зрительная гимнастика.
Тип урока по дидактической цели: урок открытия новых знаний.
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска,
раздаточный материал: Внутренние органы человека (в т.ч. по Брайлю)
карточки для закрепления: Органы (в т.ч. по Брайлю)
пословицы и термины для работы в паре.
Формы организации познавательной деятельности: эвристическая беседа, дидактическая игра, самостоятельная работа с элементами творческой деятельности, работа с книгой.
Ход урока
Ребята, начинаем наш урок Окружающего мира, сегодня у нас необычный урок – мы с вами научные сотрудники, а наш класс – научная лаборатория, в которой присутствуют гости – поприветствуйте их.
А теперь внимание:
- я прошу улыбнуться мне тех, кто пришёл с хорошим настроением,
- я прошу поднять руку тех, кто готов узнать что-то новое,
-
1мин
Кивните головой, если вы готовы слушать друг друга и не перебивать,
- сядьте те, кто готов к новым исследованиям.
- Итак, приступим к работе.
Ответьте на вопрос:
- Какой большой раздел мы с вами изучили?
(Мы изучили раздел «Эта удивительная природа».)
- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Новый раздел)
- Значит у нас сегодня изучение нового материала.
Не забывайте, что вы- учёные, а они всегда планируют свою работу.
- Давайте составим план нашего урока:
1. Повторение
2.Изучение нового материала.
3.Закрепление
4. Итог, оценка результатов
5. Домашнее задание
- Мы составили с вами план и будем ему следовать.
Итак, ПОВТОРЕНИЕ – … (дети продолжают …мать УЧЕНИЯ)
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? ( «Великий круговорот жизни»).
Не забывайте, что вы- учёные, отвечайте полными ответами.
-
Какие группы организмов составляют основные звенья Великого круговорота жизни? Как их называют УЧЁНЫЕ? (производители, потребители, разрушители)
- Как в этом круговороте называют растения и почему?
- Как называют животных и почему?
- Как в этом круговороте называют грибы и бактерии и почему?
(
СЛАЙД 2
это разрушители, они перерабатывают остатки живых организмов в минеральные соли и питательные вещества –перегной)
- ГДЕ это всё накапливается? (в ПОЧВЕ)
Спасибо, МОЛОДЦЫ!
- Мир животных и растений мы с вами уже очень хорошо изучили, подумайте, какого представителя живой природы нам предстоит ещё изучить? (предстоит изучить Человека)
- Докажите, что человек является частью природы.
(Человек, как и всё живое, дышит, питается, растёт, развивается, рождается и умирает)
- Значит, человек – существо биологическое. Биология – наука обо всём живом на Земле.
-
2мин
Как вы думаете, чем Человек отличается от животных?
(Он – мыслящее существо, обладает речью и умеет трудиться)
2. Самоопределение к деятельности (прогнозирование)
- Ребята, а что нужно человеку для счастья? (Ответы детей)
- Да, человеку нужны:
ум, воля, трудолюбие , упорный труд и что-то еще… что-то очень важное и нужное .
а)Работа в парах. Собери пословицу.
- А что это, вы поймете, если соберете из данных слов пословицу.
П
СЛАЙД 3
редлагаю вам работать в парах. Вспомним правила работы в паре:
1
.Слушать друг друга.
2.Уметь уступать.
3
2мин
. Уметь договариваться.
4. Распределять роли.
5. И самое важное : работать дружно, сообща!
Перед вами Слова: Прочтите их (Нищий, больного, здоровый, счастливее, короля) Составьте предложение.
К
СЛАЙД 4
+ Ч.с.
то готов – подайте сигнал.
(“Здоровый нищий счастливее больного короля.”)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей)
Соответствует поговорке «Здоровье дороже денег».
Изречение, которое вы сейчас составили, принадлежит известному немецкому философу Артуру Шопенгауэру (1788 — 1860). Вот, как он на самом деле сказал:
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».
- Многие известные философы и писатели рассуждали на тему Здоровья.
Т
ак, американский философ и писатель Генри Торо сказал: «Судите о своем здоровье по тому, как вы радуетесь утру и весне…»
А, другой мудрец предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас- это здоровье, только когда его у нас уже нет». Немного грустно…
-Какой вывод можно сделать из всего услышанного?
(Нужно следить за своим здоровьем!)
-
2мин
Ребята, так что же человеку нужно для счастья?
(Быть здоровым) б) Мимическая минутка. Можно выполнять задания стоя.
-Проведём мимическую минутку, с помощью мимики и пантомимики
изобразите больного человека…и здорового.
Изобразите грустного человека, а теперь – радостного.
Какой вывод можно сделать? (больной –грустный, здоровый –радостный.)
Восстановим своё здоровье, выполним массаж рук :
Снимем усталость со спины (растирание тыльной стороны кисти рук), активно разотрём ладони рук, это улучшит кровообращение,
восстановит силы, активирует работу головного мозга. И завершим эту минутку здоровья - ПАЛЬМИНГОМ.
Гимнастика для глаз.
Ещё минуту выполните свои упражнения для глаз по рекомендациям врачей.
(
2мин
Дана, Саша, Артём, Стёпа)
в) Работа в парах. Определение термина «ЗДОРОВЬЕ»
- Ребята, как вы думаете, что же такое здоровье? Кто может высказать своё мнение?
Проверим наши предположения.
- Из слов, которые я вам раздала, соберите определение термина “Здоровье”.
На самом деле существует много определений этому термину и научных, и медицинских, но нас интересует сегодня та модель, которую вы сейчас составите.
Работаем в парах, активно, дружно, подаём сигнал.
С
СЛАЙД 5
+ Ч.с.
лова: (Слаженная работа, органов, человека, всех)
Итак, наши учёные готовы…
Здоровье - это слаженная работа всех органов человека. МОЛОДЦЫ!
- Скажите, а нам нужно знать строение своего организма?
Для чего это нужно знать? (Ответы)
- Да, нужно понимать строение нашего организма уже хотя бы для того,
чтобы не причинять вред своему здоровью.
Нужно быть осторожными и везде соблюдать правила безопасности.
3. Постановка цели и задач урока.
Можете теперь сформулировать тему нашего урока: Организм человека.
Определите цель урока (Должны узнать, как устроен организм человека и как работает)
- Хорошо! Какие задачи поставите перед собой:
Узнать, что такое органы и системы органов человека;
Устанавливать связь между их строением и работой.
-Где мы можем себя проверить? Обратимся к учебнику.
-Откройте новый раздел (с.121, брайль с. 93)
-Прочтите название раздела: «Мы и наше здоровье».
Найдите, чему вы должны научиться в этом разделе.
-Прочитаем до третьей точки.
-
2м
Да, сегодня на уроке мы узнаем, как устроен организм человека и как работают его органы и системы.
4. Работа по изучению нового материала.
- Знаете ли вы, сколько человек живёт сегодня на планете?
- Сегодня на Земле живет БОЛЕЕ 7 млрд. человек. Каждый из них уникален, даже между близнецами обычно есть некоторые различия. Однако при множестве индивидуальных особенностей тела у всех людей устроены и работают примерно одинаково.
- Посмотрите друг на друга.
- Те части тела, которые вы видите, учёные определяют как внешнее строение человека.
-Вы знаете, из каких внешних частей состоит тело человека?
-Итак, это: (Голова, шея, грудь, живот, спина, руки, ноги)
-
2м
Сейчас мы проверим, как вы их знаете и показываете на себе.
Физкультминутка.
- Проведём физминутку , ПРОВЕРИМ ВАШИ ЗНАНИЯ.
1. Погладьте себя по голове (скажите : Я- умный! Я-МОЛОДЕЦ!)
2.Улыбнитесь и кивните головой.
3. Поднимите руки вверх.
4. Спрячьте левую руку за спину.
5. Согните правую ногу в колене.
6. Постойте на одной ноге, старайтесь сохранить равновесие.
-
СЛАЙД 6
+Ч.с.
Ваше тело хорошо вас слушается, а знаете ли вы, какая сложная работа происходит в это время внутри вашего организма?
- Как можно назвать то, что у нас внутри? (Внутреннее строение, органы)
- А, что такое ОРГАНИЗМ? - Прочитаем определение на слайде.
Работа по учебнику.
- Человеческий организм устроен так сложно, что ученые до сих пор не смогли открыть все его тайны, расшифровать коды, объяснить все законы.
-
5м
Вы знаете, как называются науки, которые изучают организм человека?
(Анатомия, физиология, гигиена)
- Откройте учебник на стр. 123 (б. с. 96) и найти определение наук.
-
СЛАЙД 7
+ Ч.С.
Что каждая из них изучает?
Анатомия – наука, изучающая строение организма.
Физиология – наука, изучающая работу органов человека.
Гигиена - наука о здоровье.
-
Разобраться в устройстве собственного организма не только важно, но и очень интересно. Ведь наш организм – это целая ВСЕЛЕННАЯ!
4. Работа по изучению нового материала (продолжение)
(раздать карты ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ ЧЕЛОВЕКА)
-
1м
В теле человека больше 10 систем. Каждая система отвечает за какой-нибудь один процесс или несколько процессов, необходимых для поддержания жизни.
- Какие системы вы знаете? (Пищеварительная, кровеносная, нервная , опорно-двигательная, дыхательная и др.)
- Каждый орган выполняет определённую работу.
-Вы хотите узнать, как работают ваши внутренние органы, за что они отвечают?
-
3м
Очень хорошо!
-
Перед вами карты с внутренними органами человека, возьмите карандаш-указку. Начинаем исследование.
-Рассмотрите, прочитайте название органов,
определите место каждого органа в организме человека, обведите указкой все органы по контуру. Даша и Саша следят руками (карточки по Брайлю).
Упражнение по определению места органов .
Покажите на себе место нахождения органов
(Лёгкие – как губки, орган дыхания, желудок – орган пищеварения, сердце – мотор, перекачивает кровь по сосудам, печень – химическая лаборатория организма, участвует в пищеварении, кишечник- самый длинный орган нашего организма, длина его около 8 метров, участвует в пищеварении )
- Как вы думаете, эти органы можно отнести к одной системе? Общую ли работу они выполняют? (печень, кишечник, желудок –органы пищеварения).
О
СЛАЙД 8
знакомление с основными системами. Выходим к доске.
- Давайте рассмотрим некоторые системы нашего организма.
- Эти системы выполняют следующие функции в организме:
1.Перечислите органы пищеварения.
- Что обеспечивает пищеварительная система?
(
СЛАЙД 9
Обеспечивает переваривание пищи)
2. Перечислите органы кровообращения.
- Что обеспечивает кровеносная система?
(Обеспечивает движение крови в организме)
- «Как вы думаете, сердце спортсмена по размерам такое же, как сердце обычного человека?» (Сердце спортсмена больше, потому что сердце - это мышца, и тренировки укрепляют её и делают крупнее.).
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Определим и посчитаем пульс.
-Чтобы проследить работу сердца, можно посчитать пульс.
3.Перечислите органы нервной системы.
- Что обеспечивает нервная система?
(Управляет деятельностью всего организма)
4.Перечислите органы дыхательной системы.
- Чем обеспечивает организм дыхательная система?
(
3м
Обеспечивает организм кислородом)
5. Закрепление.
ИГРА «Ассоциации»
-Как вы думаете, что изображено на слайде?
Э
СЛАЙД 10
+ Ч.с.
то зашифрованы наши органы:
какие органы напоминают эти предметы?
К
омпьютер - мозг
Губки – лёгкие
Мотор – сердце
Кастрюля - желудок
Пробирки и колбы – печень
Ш
ланг - кишечник
Молодцы!
-Кто хочет проверить свои знания и определить название органов?
Работа в группе (соотнести карточки с органами и их названиями)
-Кто хочет проверить свои знания и определить правильное расположение органов?
Игра «Доктор – пациент»
(один – врач, показывает на «пациенте», где находится выбранный орган)
-Определите место органов нашего организма.
Обобщение изученного. Работа по учебнику.
- Прочитаем ВЫВОД к данной теме на с. 124 (б.с….)
- Мы достигли поставленной цели сегодня на уроке?
6
2м
.РЕФЛЕКСИЯ
- Пришло время подвести итоги.
Оцените свою работу на уроке.
Если всё понял, активно работал –зелёный квадрат,
Е
СЛАЙД 11
сли возникали трудности, понял, но не всё – синий квадрат.
Если тему не понял, необходимо ещё заниматься над этой темой – красный квадрат.
Молодцы, я согласна с вашими оценками!
7
1м
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2021/05/30/s_60b3588f32174/1696544_13.jpeg)
. Итог урока
-Ребята, вам понравился урок?
Мы с вами убедились в том, как сложно устроен наш организм. В нём нет ни одного лишнего органа.
- Какие же системы органов есть в организме человека? (Перечисляются)
- Какие науки изучают организм человека? (Анатомия, Физиология, Гигиена)
-
СЛАЙД 12
О Великом русском учёном-физиологе Иване Петровиче Павлове вы прочитаете на страничке для любознательных.
8. Инструктаж по выполнению домашнего задания
С.122-124, читать, отвечать на вопросы, работать с иллюстрацией,
СЛАЙД 13
вывод учить. Практическая работа – с помощью взрослых измерь свой рост и вес. с.123 (1,2)
Дополнительное творческое задание: найти и записать пословицы или поговорки о здоровье.
Дополнительно - игра:
Задание: если есть польза для здоровья – хлопни.
трудиться | заниматься спортом | лениться |
соблюдать чистоту | есть снег | грустить, унывать |
закаляться | сосать сосульки | мыть руки |
весело жить | мало двигаться | одеваться по погоде |
есть много сладкого | много гулять | ходить зимой без шапки |
простужаться | курить | следить за своей осанкой |
Нищий больного здоровый счастливее короля
Здоровье – это …
слаженная работа, органов, человека, всех
Сказка про маленький организм
Жил да был один маленький Организм. И была у него внутри целая компания маленьких органов — маленькая Печенка, две маленькие-маленькие Почки. Пара маленьких Легких, Селезенка, куча тоненьких Кишок и так далее. А в голове жил довольно большой Мозг. Семейство, в общем.
Всю эту компанию кормил маленький Желудок, который Организм обычно кормил по часам, и все привыкли получать свою еду вовремя, и все были сытыми и здоровыми.
А однажды маленький Организм закапризничал и отказался от обеда. Так и сказал Маме: «Мам, я не буду сегодня обедать». » Ну ладно, не хочешь — не ешь», — сказала Мама, и отпустила Организм из-за стола.
Организм обрадовался, что не надо есть обед, и побежал играть.
Маленький Желудок сначала очень удивился, что ему не дали обед. Потом он с голодухи рассердлся и решил: «Ну раз меня не кормят — я заболю!» — и заболел. Организм почувствовал боль и схватился маленькими ручками за животик, закричав: «Ой-ёй-ёй!»
Вслед за Желудком удживилась маленькая Печенка: «Эй, кормилец, чего там за задержка? Почему не кормишь?» А Желудок ей и говорит: «Да вот, Организм меня не покормил, и я в отместку болю!» Печенка подумала и говорит: «Ну, раз так, я тоже болеть буду!» И заболела изо всех сил!
Маленький организм схватился ручками за бочок и закричал: «Ай-яй-яй, как больно!», — и упал на пол.
Прибежала с кухни мама. «Что случилось, почему ты плачешь?» , — спросила она. «У меня очень болит животик», — сказал ей маленький Организм.
«Животик болит от того, что ты не ел обеда», — сказала Мама: «Давай, я принесу тебе поесть, и твой животик успокоится».
Маленький Организм согласился. Мама принесла ему кашки. Организм поел, и Желудок сказал: «О, меня кормят! Теперь я смогу покормить всю компанию! Эй, Печенка, прекращай ныть, сейчас я тебя тоже накормлю!»
С тех пор маленький Организм стал всегда есть по расписанию — ведь это полезно — и его внутренние органы больше не болят.
14