СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Права и обязанности человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира. УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Права и обязанности человека"»

Оценка:__________

Подпись:________

ОСНОВНОЙ ЗАКОН РОССИИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Цели:

1. Дать учащимся представление о государственном устройстве нашей страны.

2. Познакомить учащихся с основными документами, защищающими права человека.

3. Развивать устную речь.

4. Воспитывать интерес к истории России.

Ход урока

Организационный момент.


-Здравствуйте ребята!!! Я вижу у вас сегодня хорошее настроение я этому очень рад. Мы с вами закончили на прошлом уроке большой раздел посвященный страницам истории отечества и сегодня начнем изучения нового раздела, который носит название «Современная история».


Постановка цели урока

— До настоящего времени мы говорили о прошлом России. Теперь разговор пойдет о России современной. Прочитайте название раздела.

—Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.

—Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

«Современная Россия»

Изучение нового материала


-Как называется страна, в которой мы живем?

-Верно, мы живем в России. По-другому нашу страну можно назвать «Российская Федерация». В переводе с латинского «федерация» означает «союз», «объединение». -В Российской Федерации субъектами федерации являются республики, края, области.

-Россия – это демократическая республика!!! Как вы понимаете эту фразу –демократическая?

Это означает, что народ (граждане страны с 18 лет) выбирает главу государства – Президента, в ходе выборов формируются другие органы власти и управления: Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации.

-Какие символы нашей страны вы уже знаете?

-О гербе, гимне и флаге мы уже с вами не раз говорили. А вот ещё один очень важный символ России – это Конституция Российской федерации.

Кто знает, что это такое?

Конституция – слово латинское и обозначает «устройство», «установление».

-12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята Конституция России – главный закон, по которому управляют государством.

Пока вам очень сложно понять, что это за устройство? Но целью нашего урока постараться узнать и понять, какими правами пользуются граждане нашего государства и какие обязанности они должны выполнять.

-Нашу встречу сегодня освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты? 

Вывод: Солнце дает жизнь всему живому. И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь и как это охраняется законом нашего государства.

1) Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? 

– Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь?

Вывод: Человек имеет право на жизнь. Об этом в Конституции в разделе права самая первая статья. 

2) Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным?

– Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других людей?

Вывод: Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. 

3) Без кого человек не может быть по-настоящему счастлив? 

Докажите свое мнение. Согласно ли с нами солнышко?

– Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье?

4) Что же ещё является значимым для человека, даже уезжая за границу мы хоти вернуться домой? 

– Почему Родина так важна для человека?

– Почему люди вдалеке от Родины тоскуют по ней?

– Почему люди во все времена не жалея жизни, здоровья сражались за свою Родину?

Вывод: Человек имеет право быть гражданином своей страны.

5) Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может стеснять свободу человека: ни с того ни с сего задержать его, бросить в тюрьму или избить. Вы спросите а как же преступники. Ведь их сажают в тюрьму?

Учитель: Да, но преступником можно назвать человека только после того, как его вина будет доказана в суде. И тогда он будет наказан – временно лишен свободы. Но и преступников нельзя подвергать физическому наказанию – избивать. Ведь они остаются людьми и сохраняют свои права.

6) Однако, вред человеку можно нанести не только побоями. Лживым или грубым словом можно обидеть человека, оклеветать, оскорбить его, бросить тень на его честь, доброе имя. И это тоже будет нарушением права – права на защиту чести и достоинства. Каждый может добиваться справедливости, а клеветники должны быть наказаны.

7) Как вы думаете, какими еще правами пользуются люди?

Послушайте стихотворение и подумайте, какое право оно демонстрирует? 

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка. Нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас
Мы благодарны людям
Придёт пора, настанет час
И мы трудиться будем.
(С. Михалков)

– Правильно, это право на труд и отдых.

8) А сейчас пока вы – школьники, главный ваш труд это учеба, хорошие, крепкие знания. Кстати, как вы думаете, есть ли право, связанное как-то с вашей учебой?

-Как вы думаете, все эти права есть и у детей?

Конечно, правда некоторыми из них человек начинает пользоваться только, когда вырастет и станет совершеннолетним, например, право участия в выборах. Но зато у детей есть свои особые права – права ребенка, есть право на заботу и любовь. Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребенка, прежде всего, лежит на родителях. Мама и папа должны вырастить тебя в любви, обеспечить едой и одеждой, воспитать тебя хорошим гражданином и проследить за твоим образованием. Для этого у родителей есть право решать многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д. Но ребенок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них, слушаться их.

-Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав. Но не надо забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же.

Вывод: В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.

--Откройте учебник. Прочитайте статьи «Ты живешь в России» и «Конституция – основной закон страны» на с. 156–157. Какова главная мысль конституции России? Сколько народов живет на территории России?

-Однако возникает вопрос, а что если ваши права будут нарушены, если вас будут ущемлять в том или ином праве, как быть в такой ситуации?

После Второй мировой войны были приняты документы, защищающие права человека. Главным документом является «Всеобщая Декларация прав человека». В переводе с латинского «декларация» означает «заявление».

– Прочитайте статью «Что такое права человека» на с. 157–159 учебника.

– Когда была принята «Всеобщая Декларация прав человека»? О чем в ней говорится?

- «Всеобщая Декларация прав человека» провозглашает права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и др.), а также социально-экономические права (на труд, социальное обеспечение, отдых и др.). По решению ООН 10 декабря отмечается как День прав человека.

ООН – международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.

Россия














герб, гимн, флаг

















Ответы детей




1 лучик-жизнь






2 лучик-здоровье







- Без семьи, без друзей

3 лучик – семья




4 лучик Родина







5 лучик-свобода и личная неприкосновенность










6 лучит –защита чести и достоинства







7 лучик – труд и отдых


















8 лучик – образование












Главная мысль нашей конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В России проживает 160 народов.












-10 декабря 1948г

Закрепление изученного материала


- Я люблю тебя жизнь, что само по себе и не ново….

- Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе..

- Антошка, Антошка пойдем копать картошку ….

- Закаляйся, если хочешь быть здоров закаляйся…

-Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь?

-Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению?

-Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии?

Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на..

Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на…

Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…

Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на…

Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом на…

Право на жизнь

Право на образование

Право на труд

Право на охрану здоровья

Волк по отношению к козлятам

Волк – бабушку и Красную шапочку

Мышь – Дюймовочку личную неприкосновенность

получение бесплатного образования

иметь имущество в собственности

неприкосновенность жилища

свободы передвижения

Итог урока

Сегодня на уроке мы познакомились с таким понятием как Конституция. Конституция – это основной закон нашей страны. В ней сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Права человека принадлежат каждому из нас по праву рождения. О них говорится в важном международном документе – Всеобщей Декларации прав человека.