-Как называется страна, в которой мы живем? -Верно, мы живем в России. По-другому нашу страну можно назвать «Российская Федерация». В переводе с латинского «федерация» означает «союз», «объединение». -В Российской Федерации субъектами федерации являются республики, края, области. -Россия – это демократическая республика!!! Как вы понимаете эту фразу –демократическая? Это означает, что народ (граждане страны с 18 лет) выбирает главу государства – Президента, в ходе выборов формируются другие органы власти и управления: Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации. -Какие символы нашей страны вы уже знаете? -О гербе, гимне и флаге мы уже с вами не раз говорили. А вот ещё один очень важный символ России – это Конституция Российской федерации. Кто знает, что это такое? Конституция – слово латинское и обозначает «устройство», «установление». -12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята Конституция России – главный закон, по которому управляют государством. Пока вам очень сложно понять, что это за устройство? Но целью нашего урока постараться узнать и понять, какими правами пользуются граждане нашего государства и какие обязанности они должны выполнять. -Нашу встречу сегодня освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты? Вывод: Солнце дает жизнь всему живому. И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь и как это охраняется законом нашего государства. 1) Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? – Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь? Вывод: Человек имеет право на жизнь. Об этом в Конституции в разделе права самая первая статья. 2) Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? – Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других людей? Вывод: Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. 3) Без кого человек не может быть по-настоящему счастлив? Докажите свое мнение. Согласно ли с нами солнышко? – Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье? 4) Что же ещё является значимым для человека, даже уезжая за границу мы хоти вернуться домой? – Почему Родина так важна для человека? – Почему люди вдалеке от Родины тоскуют по ней? – Почему люди во все времена не жалея жизни, здоровья сражались за свою Родину? Вывод: Человек имеет право быть гражданином своей страны. 5) Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может стеснять свободу человека: ни с того ни с сего задержать его, бросить в тюрьму или избить. Вы спросите а как же преступники. Ведь их сажают в тюрьму? Учитель: Да, но преступником можно назвать человека только после того, как его вина будет доказана в суде. И тогда он будет наказан – временно лишен свободы. Но и преступников нельзя подвергать физическому наказанию – избивать. Ведь они остаются людьми и сохраняют свои права. 6) Однако, вред человеку можно нанести не только побоями. Лживым или грубым словом можно обидеть человека, оклеветать, оскорбить его, бросить тень на его честь, доброе имя. И это тоже будет нарушением права – права на защиту чести и достоинства. Каждый может добиваться справедливости, а клеветники должны быть наказаны. 7) Как вы думаете, какими еще правами пользуются люди? Послушайте стихотворение и подумайте, какое право оно демонстрирует? Стол, за которым ты сидишь, Кровать, в которой ты уснешь, Тетрадь, ботинки, пара лыж, Тарелка, вилка. Нож… И каждый гвоздь, и каждый дом, И каждый ломтик хлеба Все это создано трудом, А не свалилось с неба. За всё, что создано для нас Мы благодарны людям Придёт пора, настанет час И мы трудиться будем. (С. Михалков) – Правильно, это право на труд и отдых. 8) А сейчас пока вы – школьники, главный ваш труд это учеба, хорошие, крепкие знания. Кстати, как вы думаете, есть ли право, связанное как-то с вашей учебой? -Как вы думаете, все эти права есть и у детей? Конечно, правда некоторыми из них человек начинает пользоваться только, когда вырастет и станет совершеннолетним, например, право участия в выборах. Но зато у детей есть свои особые права – права ребенка, есть право на заботу и любовь. Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребенка, прежде всего, лежит на родителях. Мама и папа должны вырастить тебя в любви, обеспечить едой и одеждой, воспитать тебя хорошим гражданином и проследить за твоим образованием. Для этого у родителей есть право решать многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д. Но ребенок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них, слушаться их. -Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав. Но не надо забывать, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же. Вывод: В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права. --Откройте учебник. Прочитайте статьи «Ты живешь в России» и «Конституция – основной закон страны» на с. 156–157. Какова главная мысль конституции России? Сколько народов живет на территории России? -Однако возникает вопрос, а что если ваши права будут нарушены, если вас будут ущемлять в том или ином праве, как быть в такой ситуации? После Второй мировой войны были приняты документы, защищающие права человека. Главным документом является «Всеобщая Декларация прав человека». В переводе с латинского «декларация» означает «заявление». – Прочитайте статью «Что такое права человека» на с. 157–159 учебника. – Когда была принята «Всеобщая Декларация прав человека»? О чем в ней говорится? - «Всеобщая Декларация прав человека» провозглашает права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и др.), а также социально-экономические права (на труд, социальное обеспечение, отдых и др.). По решению ООН 10 декабря отмечается как День прав человека. ООН – международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами. |