Конспект урока по окружающему миру во 2 классе с обучающимися с ОВЗ
Тема: Вода в жизни человека
Дата:
Цель: развить представление учащихся о значении воды в жизни природы и человека через актуализацию имеющихся знаний и получение новых.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты:
-личностные: развивать интерес к предмету; развитие навыков сотрудничества в групповой деятельности;
-регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
-познавательные: анализировать результаты опытов с выделением отличительных признаков;
-коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
-коррекционные:
-формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности;
- развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка;
- преодоление и предупреждение у обучающихся вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом;
- способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений; предупредить зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное утомление у школьников; профилактика переутомления детей на уроке.
Оборудование: презентация, учебник «Окружающий мир» 2 класс, рабочая тетрадь 2 класс по программе Плешакова, для опроса программа «Plickers», 2 стакана, бутылка с водой, глобус, рисунок капельки по количеству детей.
Самоопределение к деятельности
- Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Актуализация знаний
-О чём мы говорили на прошлом уроке?
-Какое значение имеет воздух для растений, для животных, человека?
-Как охраняют воздух от загрязнения?
ОПРОС
с помощью приложения plickers слайды 2-6
Физкультминутка для глаз
Бабочка»
Спал цветок
( Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки,
слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)
И вдруг проснулся,
( Поморгать глазами)
Больше спать не захотел,
( Руки поднять вверх - вдох. Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
( Руки согнуты в стороны - выдох)
Взвился вверх и полетел.
( Потрясли кистями, посмотреть вправо-влево.)
Постановка проблемной учебной задачи
О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять. СЛАЙД 7
-Вы догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока? (вода)
Открытие нового знания
-А теперь ребята, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.
Подумайте, какие задачи нам предстоит решить? Выскажите свои предположения. (Сегодня на уроке мы будем говорить о воде)
-Узнаем, оправдались ли ваши предположения. Прочитайте тему урока в учебнике.
- Сегодня мы свами познакомимся с богатством природы - водой, ее некоторыми свойствами, будем говорить о значении воды в жизни человека и природы, и о формах существования воды в природе. Об охране и загрязнении воды.
Беседа «Роль воды в жизни человека и охрана вод».
- Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река. Но оказывается, не так все просто в природе. В ней ещё много тайн. Ученые стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого.
Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию, а мы с вами будем научными работниками. СЛАЙД 8
На столе стоит глобус.
-Это, ребята, испытательная площадка. Что за предмет вы видите на испытательной площадке. (Глобус)
- Что такое глобус? (Глобус это модель земли.)
- Раскрути глобус. (Ученик раскручивает глобус.)
- Каким цветом кажется глобус? (Глобус кажется голубым.)
- Почему? (Потому что воды очень много)
-Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Поэтому, мы можем сделать вывод … (На земном шаре воды очень много)
-Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Это все водные запасы Земли.
СЛАЙД 9
- Какие водные запасы Земли вы знаете?
Дети перечисляют водные запасы земли: (слайд 10)
- Но в морях и океанах вода какая? (Соленая )
- А человеку необходима какая вода? (Пресная)
- Где содержится пресная вода? (В реках и озерах)
- А ее не так и много.
- Вся ли вода пригодна для питья? (Для употребления пригодна только пресная вода, которая содержится в реках, озерах, родниках, ледниках) (слайд 11)
- Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода везде.
- Ребята, где мы используем воду? (Ответы учащихся).
- Внимание на экран. Подтвердились ли ваши ответы?
- Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов. (слайд 12)
)
Знакомство с понятием «исследователь»
-Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед вами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Напоминаю, наш класс это научная лаборатория.
- Что будет предметом исследования?
(Предметом наших исследований будет вода).
Физкультминутка (слайд 13)
Практическая работа.
Опыт № 1.
- Вы, наверное, догадались, что у меня в стакане?
Воду можно перелить в стакан и обратно. (Учитель демонстрирует)
- Почему? (Она текуча)
- Какой сделаем вывод? (Вода - жидкость)
Опыт № 2.
- Следующий опыт нам расскажет Никита (опыт с замораживанием воды).
-Всегда ли она жидкая? (Нет, не всегда. Она замерзает и превратится в лед)
- Какой сделаем вывод? (Вода, если её заморозить, превращается в лед. Лед – это вода в твердом состоянии) слайд 14-15
Опыт № 3.
- Следующий опыт нам расскажет Аня (опыт с чайником).-
- Какой сделаем вывод? (Она испарилась. Значит, вода – это газ, пар).
(слайд 16)
-Теперь давайте сделаем вывод: Какое значение имеет вода для всего живого на земле. (Вода – это жизнь, здоровье, помощник).
Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней
- К сожалению, водным источника тоже грозит беда. Отчего же? Давайте подумаем, что вы, дети, можете сделать, чтобы вода была чистая.
(Не сбрасывать мусор в воду, учить этому других. Изготавливать таблички с призывом о бережном отношении к воде и ставить их на берегу. Не уничтожать растения и обитателей водоемов).
V. Итог урока. Самооценка. Рефлексия деятельности.
-Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока?
-Скажите, чем мы сегодня занимались?
-И какие выводы сделали для себя?
VI. Рефлексия.
- У каждого из вас на столе лежит рисунок капельки Капитошки. Поделитесь своим настроением: если вы уходите с урока в хорошем настроении, дорисуйте улыбку, если остались равнодушными – прямую линию, если недовольны, дорисуйте грустное выражение лица.
- Покажите свое настроение.
Домашнее задание. (слайд17)
- Урок окончен.
Спасибо всем за плодотворную, хорошую работу на уроке! (слайд 18)