СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Вода.Свойства воды."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру "Вода.Свойства воды." для 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Вода.Свойства воды."»



Цель урока: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде.

Задачи урока:

 Образовательная: - создать условия для определения учащимися свойств воды;

Развивающая: формировать исследовательские умения в практической деятельности; развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательная: - воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать желание учиться и делать открытия;

Предметные УУД: - знать, почему вода необходима для жизни на земле,

- уметь определять признаки воды,

- уметь проводить несложные исследования;

Метапредметные УУД:

Регулятивные: - использование последовательных действий, контроль выполненной работы;

Познавательные: - самостоятельное выдвижение способов решения проблемы; извлечение необходимой информации из увиденного;

Коммуникативные: - формирование умения обьяснять, сотрудничать с учителем и сверстниками; формирование умения работать в группе;

Личностные: - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,

- оценивать себя;

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, практический;

Формы обучения: наблюдение,

Оборудование:презентация, колба, стаканы, сок, сахар, соль, вода, лед.

Тип урока: урок- исследование; открытие новых знаний.


Ход урока

1.Мотивационный момент

- Здравствуйте ребята, улыбнитесь мне, нашим гостям и друг другу.

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

На этом уроке вы должны пополнить свой багаж знаний и уверенно идти с ним дальше.

2. Актуализация знаний и умений

Разгадав кроссворд и составив слово из выделенных букв ,вы узнаете о чем на уроке мы будем говорить.

1.Особо охраняемые природная территория?(Заповедник)

2.Этот газ входит в состав воздуха. (Азот)

3.Какой газ при дыхании поглощают живые существа? (Кислород)

2.Белый порошок , который используется при варке киселя?(Крахмал)

Получилось слово : ВОДА.

Исходя из этого сформулируйте тему урока.

-Вы все знаете о воде? (Нет.)

-Тогда какую цель мы поставим на уроке? (Узнать о воде и ее свойствах.)

-Для чего нам необходимы эти знания? (Вода важна в жизни человека.)

Сегодня наш класс превратится научную лабораторию, а вы будете исследователями.

-А вы знаете кто такие исследователи?

-Ищут ответы на вопросы

-Наблюдают.

- Проводят опыты (исследуют).

- Проверяют свои догадки

3. Постановка учебной задачи

 К нам в научную лабораторию принесли вещество.

(Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

- Как вы думаете, что это?

Похоже на воду. Можно ли точно

 сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет.) 

- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д)

- Как можно отличить одно вещество от другого? ( С помощью запаха и вкуса!)

- С помощью чего? (С помощью исследований.)

- Сегодня на уроке я вам предлагаю побывать в роли исследователей.

- Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы.

- А изучать свойства вы будете в своих научных группах.

Правила работы в лабораториях.

- В нашей лаборатории работают семь научных групп. (Каждая группа находится на своем рабочем месте. На столе карточка-название: «Лаборатория №1», «Лаборатория №2»…)

Выберите в своих группах:

- старшего научного сотрудника (Проводит опыты.)

-помощника (Читает задание.)

Все остальные – эксперты (Наблюдают, делают записи.)

А я буду руководителем ваших лабораторий.

Прежде, чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности.

- Какие правила работы в лаборатории вы можете предложить?

Ответы детей:

- Быть осторожными с веществами и приборами.

- Следовать чётко по инструкции.

- Ничего не пробовать на вкус.

4.Физкультминутка

Релаксация с музыкой.

-Закройте глаза, расслабьтесь и послушайте шум моря. Представьте, что вы находитесь на солнечном берегу и волны совсем рядом с вами. Послушайте, как море ласково успокаивает вас…

-Все необходимые предметы у вас разложены на столе.

-Роли распределены и у вас на столах лежат памятки. Приступаем к исследованиям.

5.Открытие новых знаний.

 ОПЫТЫ

6. Презентация исследовательской (лабораторной) работы групп.

Создание учебного пособия «Вода и ее свойства»

- Предоставляю слово лабораториям.

- Расскажите, что вы делали и к каким выводам пришли.

- Выберите из данных утверждений нужное и наклейте на плакат.

Выступают представители каждой группы со свои отчетом и результат вклеивают в плакат-пособие «Вода ее свойства».

Ученик выходит к плакату и наклеивает карточку на плакат.

- Молодцы, ребята, ваша научная лаборатория успешно справилась с заданием и отлично его защитила. Я рада за вас!

- Посмотрите на то, что мы с вами создали. Какое название вы бы могли дать этому виду работы?

Ответы детей:

- Мы создали плакат.

- А я думаю, мы создали научную схему о свойствах воды.

- Я бы назвала это презентацией исследовательской работы.

- Прекрасные ответы, ребята! А где и как можно использовать полученный «продукт»?

Ответы:

- В качестве схемы-помощника к подготовке к следующему уроку.

- В качестве учебного плаката.

7. Работа по учебнику. (работа в парах)

- Ребята, вы были настоящими исследователями. А теперь, я хочу проверить, какие вы математики. И предлагаю вам определить количество воды, которое содержится в организме человека.

- Как определить количество воды в организме человека вы узнаете из учебника, прочитав с.51. Посчитайте, сколько же литров воды содержит человек с определённой массой тела.

8. Домашнее задание. Составить кроссворд на тему «Воздух и вода» (10 загадок).

9.Закрепление

Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований .

- Какое вещество было объектом нашего исследования?  (Вода)

- Какими свойствами она обладает?

У каждого ученика листок, где он самостоятельно заполняет второй столбик .

Свойства воды


прозрачность

цвет


Запах


Вкус


Текучесть/форма


Способность растворять вещества


Способность фильтроваться





7.Итог урока

Какая у нас была цель исследования? (Свойства воды.)

-Как вы считаете, достигли ли мы данную цель?

8.Самооценка

А теперь, ребята, оцените свою деятельность на уроке. Кому из вас понравилось, как вы работали на уроке, кто узнал для себя что-то новое, кому было интересно, прикрепите свои  синие капельки на доску, из них получится весёлый дождь. А кому было неинтересно, положите черные капельки ко мне на стол, получится лужа.

В заключении хочу напомнить.

Человек, запомни навсегда – её

Символ жизни на земле ВОДА!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете Не одни!


- Урок окончен. Спасибо всем за работу.





Памятка

1. Ребята, вам предстоит проделать несколько опытов.

2. Чтобы у вас все получилось, внимательно читайте задание к каждому опыту.

3. Старайтесь четко выполнять указания по проведению опыта.

4. Работайте дружно, соблюдая правила работы в группах и не забывайте о той роли, которая у вас есть.

5. После проведения опыта не забудьте записать вывод в лист исследователя

Свойства воды

Прозрачность

прозрачна

Цвет

нет цвета,

Запах

нет

Вкус

нет

Текучесть/форма

формы нет, текучая

Способность растворять вещества

растворитель

Способность фильтроваться

фильтруется












Лаборатория №1

Оборудование-стаканы с водой и молоком, чайная ложка)

Инструкция по проведению опыта.

Опусти ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Видна ли она?

Что вы заметили?

 О каком свойстве воды это говорит?

Напиши:


Лаборатория №2

Оборудование-стакан с водой, разноцветные полоски.

Инструкция по проведению опыта.

Сравни цвет воды с цветом полосок.

О каком свойстве воды это говорит?

Напиши:

Лаборатория №3

Оборудование-стакан с водой и стакан с вишневым соком.

Инструкция по проведению опыта.

Понюхай жидкости в стаканах.

Вспомнить правила при определении запаха жидкости!!!

Что вы заметили?

Напиши:

Лаборатория №4

Оборудование: стакан с водой, стакан с соком.

Инструкция по проведению опыта.

Попробуй жидкости в стаканах. Что ты определил?

Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?

Напиши:

Лаборатория №5

Оборудование: стакан с водой, различные емкости(пробирка, пузырек и.т.п.), кусочек мела.

Инструкция по проведению опыта.

Рассмотрите кусочек мела.

Попробуйте перелить воду из стакана в разные емкости, пролить воду на стол.

Что вы заметили?

Напиши:


Лаборатория №6

Оборудование: два стакана с водой, соль, сахар.

Инструкция по проведению опыта.

В один стакан брось кусочек сахара, а в другой насыпь ложку соли.

Что ты заметил?

Напиши:


Лаборатория №7

Оборудование: один стакан с грязной водой и пустой стакан ,бумага и ватный диск.

Инструкция по проведению опыта. Из бумаги сделай фильтр , положи на дно фильтра ватный диск и пропусти через это грязную воду.

Что ты заметил?

Напиши: