Цель урока: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде.
Задачи урока:
Образовательная: - создать условия для определения учащимися свойств воды;
Развивающая: формировать исследовательские умения в практической деятельности; развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Воспитательная: - воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать желание учиться и делать открытия;
Предметные УУД: - знать, почему вода необходима для жизни на земле,
- уметь определять признаки воды,
- уметь проводить несложные исследования;
Метапредметные УУД:
Регулятивные: - использование последовательных действий, контроль выполненной работы;
Познавательные: - самостоятельное выдвижение способов решения проблемы; извлечение необходимой информации из увиденного;
Коммуникативные: - формирование умения обьяснять, сотрудничать с учителем и сверстниками; формирование умения работать в группе;
Личностные: - развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,
- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
- оценивать себя;
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, практический;
Формы обучения: наблюдение,
Оборудование:презентация, колба, стаканы, сок, сахар, соль, вода, лед.
Тип урока: урок- исследование; открытие новых знаний.
Ход урока
1.Мотивационный момент
- Здравствуйте ребята, улыбнитесь мне, нашим гостям и друг другу.
Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
На этом уроке вы должны пополнить свой багаж знаний и уверенно идти с ним дальше.
2. Актуализация знаний и умений
Разгадав кроссворд и составив слово из выделенных букв ,вы узнаете о чем на уроке мы будем говорить.
1.Особо охраняемые природная территория?(Заповедник)
2.Этот газ входит в состав воздуха. (Азот)
3.Какой газ при дыхании поглощают живые существа? (Кислород)
2.Белый порошок , который используется при варке киселя?(Крахмал)
Получилось слово : ВОДА.
Исходя из этого сформулируйте тему урока.
-Вы все знаете о воде? (Нет.)
-Тогда какую цель мы поставим на уроке? (Узнать о воде и ее свойствах.)
-Для чего нам необходимы эти знания? (Вода важна в жизни человека.)
Сегодня наш класс превратится научную лабораторию, а вы будете исследователями.
-А вы знаете кто такие исследователи?
-Ищут ответы на вопросы
-Наблюдают.
- Проводят опыты (исследуют).
- Проверяют свои догадки
3. Постановка учебной задачи
К нам в научную лабораторию принесли вещество.
(Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)
- Как вы думаете, что это?
- Похоже на воду. Можно ли точно
сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет.)
- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д)
- Как можно отличить одно вещество от другого? ( С помощью запаха и вкуса!)
- С помощью чего? (С помощью исследований.)
- Сегодня на уроке я вам предлагаю побывать в роли исследователей.
- Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы.
- А изучать свойства вы будете в своих научных группах.
Правила работы в лабораториях.
- В нашей лаборатории работают семь научных групп. (Каждая группа находится на своем рабочем месте. На столе карточка-название: «Лаборатория №1», «Лаборатория №2»…)
Выберите в своих группах:
- старшего научного сотрудника (Проводит опыты.)
-помощника (Читает задание.)
Все остальные – эксперты (Наблюдают, делают записи.)
А я буду руководителем ваших лабораторий.
Прежде, чем приступить к работе, повторим правила техники безопасности.
- Какие правила работы в лаборатории вы можете предложить?
Ответы детей:
- Быть осторожными с веществами и приборами.
- Следовать чётко по инструкции.
- Ничего не пробовать на вкус.
4.Физкультминутка
Релаксация с музыкой.
-Закройте глаза, расслабьтесь и послушайте шум моря. Представьте, что вы находитесь на солнечном берегу и волны совсем рядом с вами. Послушайте, как море ласково успокаивает вас…
-Все необходимые предметы у вас разложены на столе.
-Роли распределены и у вас на столах лежат памятки. Приступаем к исследованиям.
5.Открытие новых знаний.
ОПЫТЫ
6. Презентация исследовательской (лабораторной) работы групп.
Создание учебного пособия «Вода и ее свойства»
- Предоставляю слово лабораториям.
- Расскажите, что вы делали и к каким выводам пришли.
- Выберите из данных утверждений нужное и наклейте на плакат.
Выступают представители каждой группы со свои отчетом и результат вклеивают в плакат-пособие «Вода ее свойства».
Ученик выходит к плакату и наклеивает карточку на плакат.
- Молодцы, ребята, ваша научная лаборатория успешно справилась с заданием и отлично его защитила. Я рада за вас!
- Посмотрите на то, что мы с вами создали. Какое название вы бы могли дать этому виду работы?
Ответы детей:
- Мы создали плакат.
- А я думаю, мы создали научную схему о свойствах воды.
- Я бы назвала это презентацией исследовательской работы.
- Прекрасные ответы, ребята! А где и как можно использовать полученный «продукт»?
Ответы:
- В качестве схемы-помощника к подготовке к следующему уроку.
- В качестве учебного плаката.
7. Работа по учебнику. (работа в парах)
- Ребята, вы были настоящими исследователями. А теперь, я хочу проверить, какие вы математики. И предлагаю вам определить количество воды, которое содержится в организме человека.
- Как определить количество воды в организме человека вы узнаете из учебника, прочитав с.51. Посчитайте, сколько же литров воды содержит человек с определённой массой тела.
8. Домашнее задание. Составить кроссворд на тему «Воздух и вода» (10 загадок). 9.Закрепление
Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований .
- Какое вещество было объектом нашего исследования? (Вода)
- Какими свойствами она обладает?
У каждого ученика листок, где он самостоятельно заполняет второй столбик .
Свойства воды
прозрачность | |
цвет | |
Запах | |
Вкус | |
Текучесть/форма | |
Способность растворять вещества | |
Способность фильтроваться | |
| |
7.Итог урока
Какая у нас была цель исследования? (Свойства воды.)
-Как вы считаете, достигли ли мы данную цель?
8.Самооценка
А теперь, ребята, оцените свою деятельность на уроке. Кому из вас понравилось, как вы работали на уроке, кто узнал для себя что-то новое, кому было интересно, прикрепите свои синие капельки на доску, из них получится весёлый дождь. А кому было неинтересно, положите черные капельки ко мне на стол, получится лужа.
В заключении хочу напомнить.
Человек, запомни навсегда – её
Символ жизни на земле ВОДА!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете Не одни!
- Урок окончен. Спасибо всем за работу.
Памятка
1. Ребята, вам предстоит проделать несколько опытов.
2. Чтобы у вас все получилось, внимательно читайте задание к каждому опыту.
3. Старайтесь четко выполнять указания по проведению опыта.
4. Работайте дружно, соблюдая правила работы в группах и не забывайте о той роли, которая у вас есть.
5. После проведения опыта не забудьте записать вывод в лист исследователя
Свойства воды
Прозрачность | прозрачна |
Цвет | нет цвета, |
Запах | нет |
Вкус | нет |
Текучесть/форма | формы нет, текучая |
Способность растворять вещества | растворитель |
Способность фильтроваться | фильтруется |
Лаборатория №1
Оборудование-стаканы с водой и молоком, чайная ложка)
Инструкция по проведению опыта.
Опусти ложку в стакан с водой, а затем в стакан с молоком. Видна ли она?
Что вы заметили?
О каком свойстве воды это говорит?
Напиши:
Лаборатория №2
Оборудование-стакан с водой, разноцветные полоски.
Инструкция по проведению опыта.
Сравни цвет воды с цветом полосок.
О каком свойстве воды это говорит?
Напиши:
Лаборатория №3
Оборудование-стакан с водой и стакан с вишневым соком.
Инструкция по проведению опыта.
Понюхай жидкости в стаканах.
Вспомнить правила при определении запаха жидкости!!!
Что вы заметили?
Напиши:
Лаборатория №4
Оборудование: стакан с водой, стакан с соком.
Инструкция по проведению опыта.
Попробуй жидкости в стаканах. Что ты определил?
Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?
Напиши:
Лаборатория №5
Оборудование: стакан с водой, различные емкости(пробирка, пузырек и.т.п.), кусочек мела.
Инструкция по проведению опыта.
Рассмотрите кусочек мела.
Попробуйте перелить воду из стакана в разные емкости, пролить воду на стол.
Что вы заметили?
Напиши:
Лаборатория №6
Оборудование: два стакана с водой, соль, сахар.
Инструкция по проведению опыта.
В один стакан брось кусочек сахара, а в другой насыпь ложку соли.
Что ты заметил?
Напиши:
Лаборатория №7
Оборудование: один стакан с грязной водой и пустой стакан ,бумага и ватный диск.
Инструкция по проведению опыта. Из бумаги сделай фильтр , положи на дно фильтра ватный диск и пропусти через это грязную воду.
Что ты заметил?
Напиши: