Тема: «Определение движущегося источника звука по слуху, нахождение упавшего предмета.»
Цели:
- сформировать представление обучающихся об определении движущегося источника звука и умение находить упавший предмет на слух, учить сравнивать и различать звуки, формировать слуховое внимание и восприятие на неречевых звуках;
- развивать устойчивое внимание, логическое мышление, память, речь, воображение, слуховые представления, связанные с различением и воспроизведением звуков, творческую активность, фантазию, ориентировку в пространстве;
- воспитывать интерес к новым знаниям, умение слушать друг друга.
Оборудование: ноутбук, экран, видеофильм «Уроки с Хрюшей и Степашей» урок №1, развивающий мультфильм «Звуки вокруг нас».
Ход занятия:
I. Организация класса.
Педагог приветствует детей.
Добрый день!
Улыбнись скорее!
И весь день сегодня
Будет веселее.
II. Актуализация изученных знаний.
- Чем мы с вами занимались на прошлом занятии? (Различали звуки города, природы и голоса животных.)
- Для чего нам нужны звуки?
III. Сообщение темы и целей занятия.
- Ребята, сегодня мы продолжим с вами путешествие в мир волшебных звуков. Будем слушать, изображать и угадывать звуки окружающие нас, учиться определять движущий звук и упавший предмет на слух.
IV. Изучение нового материала.
1. Стихотворение «Звуки» А. Усачев.
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца стук!
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину…
Как гуляет кот по крыше,
Как стучат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
2. Беседа по теме.
- Вы хотите узнать о звуках, которые нас окружают?
- Нас окружает много звуков: шум автомобилей, голоса людей и животных, звуки работающих приборов и механизмов, музыкальные звуки и т.д.
-Звуки бывают разные, звуки, которые мы говорим, люди называют речевые, от слова речь, так же мы слышим неречевые звуки (шум ветра, дождя, звуки музыки)
Сегодня на занятии мы познакомимся с разными звуками окружающего мира, будем учиться их внимательно слушать и узнавать.
- А что это такое – «звук»? (Звук – это то, что мы слышим.)
- С помощью чего мы с вами слышим разные звуки? (Мы слышим ушами.)
- Послушайте звук
- А теперь закройте ушки и послушайте этот звук еще раз «а-а-а». (прижать плотно ладони к ушам).
- Сравните, в каком случае было слышно лучше?
- Как вы думаете, почему?
3. Самомассаж (производится с целью улучшения кровообращения пальцев рук и ушных раковин, что, по мнению специалистов, активизирует работу головного мозга).
- Чтобы уши лучше слышали звуки, нужно сделать самомассаж ушных раковин, но сначала нужно помассажировать пальцы рук, чтобы они лучше работали (пальцы поочередно массажируются, соответственно словам текста):
-Мой мизинчик, где ты был?
-С Безымянным в лес ходил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел,
А Большой меня встречал и конфеткой угощал!
Самомассаж ушных раковин: уши слегка потянуть вверх, вниз, в стороны (все по 4 раза), произвести разминание и растирание ушных раковин до тех пор, пока они не покраснеют.
Индивидуальная работа – Белякова М. – оказание помощи при выполнении массажа.
- А теперь готовимся слушать.
2. Просмотр видеоролика «Обучающий урок Хрюши и Степашки».
- Что вы узнали из этого урока?
- О чем вам рассказывали Хрюша, Степашка и Филя? (о звуках)
- Какие вы знаете звуки? (звуки природы, звуки музыкальные, звуки речи, звуки различных бытовых предметов).
- Для чего нужны звуки?
3. Игра «Отгадай, что звучит».
(Педагог за ширмой воспроизводит различные звуки, а дети стараются отгадать звук предмета: хрустального фужера, крышки от кастрюль, звук тёрки, шуршание пакетом, трясет бутылкой с водой).
-Молодцы ребята, вы внимательно послушали и угадали все звучащие предметы. И звуки этих предметов тоже можно назвать – шумовыми.
Физминутка
Игра «Тихо-громко».
Обучающиеся по показу учителя производят движения в соответствии с текстом (на мотив р. н. песни «Во поле береза стояла»):
Мы в ладоши тихо ударим,
Мы в ладоши громко ударим!
Тихо-тихо ударим,
Громко-громко ударим!
Далее педагог стучит в бубен с разной громкостью, а обучающиеся должны подпрыгивать на месте: на тихий звук - в медленном темпе, на громкий звук более быстро и интенсивно.
V. Работа по теме занятия.
1. Игра «Узнай по голосу».
Обучающиеся говорят хором: «Таня, глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай». Водящий с закрытыми глазами; педагог указывает рукой на кого-нибудь из играющих, тот произносит имя водящего, а водящий должен угадать, кто его позвал. Игра повторяется несколько раз, пока все участники не побывают водящими.
2. Игра «Жмурки с колокольчиком».
Выбираются два участника игры: одному завязывают глаза, он должен определить с какой стороны от него находится звук, в это время другой участник передвигается по классу с колокольчиком. По команде учителя останавливается и звенит колокольчиком.
3. Упавший предмет.
Учитель роняет погремушку, а ученики ее находят с закрытыми глазами по звуку. (по очереди).
VI. Закрепление изученного материала.
1. Развивающий мультфильм «Звуки вокруг нас» - викторина.
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
VII. Подведение итогов.
-Сегодня вы услышали очень много разных звуков.
- Давайте вспомним, какие звуки вы слышали.
- Как они называются?
- А что вам больше всего понравилось на занятии?
VIII. Рефлексия.
- Какое задание было самое трудное для вас?
- Сегодня были очень внимательны, все старались и задания выполняли правильно. Если вам понравилось занятие, поднимите высоко ручки и похлопайте, если нет, потопайте ногами.
-Наше занятие подошло к концу, мы еще не раз побываем с вами в этой чудесной стране звуков. Спасибо. До свидания!