Цель | Создать условия для формирования христианских добродетелей как «милосердие», «сострадание», формирование осознанного нравственного поведения детей поведения в обществе и общения друг с другом, развить нравственные ценности учащихся. Раскрыть значение понятий « милосердие и благотворительность», объяснить кто такие волонтёры, Учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях). Формировать УУД: Личностные: 1. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. 2. Сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей. 1. Определять цель деятельности на уроке. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Принимать и сохранять учебную задачу. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 5. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 1. Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные). 2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица). 3. Cтроить речевое высказывание в устной форме. 4. Понимать информацию, представленную в неявном виде. 5. Интерпретировать и обобщать информацию. |
Планируемые результаты | Предметные: расширение представлений детей о слове «милосердие», уточнение понятия «благотворительность» . Личностные: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; поддерживать дружеское взаимоотношение в коллективе, умение решать возникшие проблемы мирным путём. Метапредметные: Регулятивные УУД: Способность к анализу и синтезу информации, выбор способов решения этических задач , планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; Познавательные УУД: способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, умение ориентироваться в учебнике, отличать новое от уже известного добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Одному или одной Трудно справиться с бедой. Слово мы Сильней, чем я. Мы семья И мы друзья -Здравствуйте, ребята! Как прекрасно, что человек живёт не один на свете, что рядом с нами есть люди. Каждый должен это понимать, чувствовать, ценить. - Ребята, какие качества вы больше всего цените в людях? - Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос. Урок я хотела бы начать с притчи. Вспомните, что такое притча? (Притча-это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость) Внимание на экран. Забралось воровство в дом бедняка. И то, что он своим трудом за всю жизнь заработал, украло. И так там почти ничего не было, так выгребло и последнее. Забросило воровство мешок на плечо и бежать. Но вот напасть: когда через забор перелезало, за гвоздь зацепилось. Ни туда - ни сюда. А по двору уже бедняк с дубиной бежит. Жалко с добром расставаться. Да и, как следует, вора проучить не мешает! И тут, на свое счастье, видит воровство: идет по дороге милосердие. - Эй, помоги! - принялось кричать воровство что есть сил. А милосердие мимо идет, словно его и не замечает. - Освободи меня! - еще громче стало взывать к нему воровство. - А не то мне сейчас, ой, как достанется! А потом еще и в тюрьму посадят! - Нет, - говорит милосердие. - Не стану я помогать тебе! - Как?! - возмутилось воровство. - Ты же ведь - милосердие! - Да, - милосердие. Но я тоже могу послужить злу, если буду действовать неразумно. И поэтому помогу не тебе, а тому бедному человеку, которого ты обокрал и обрек на холодную и голодную смерть. - Но ведь он же прибьет меня! - Не прибьет, - улыбнулось милосердие. - Я попрошу его быть милостивым даже к тебе! И попросило уже замахнувшегося дубиной бедняка не бить воровство. Что тот и сделал. Потому что многим был обязан милосердию... -О чем эта притча? На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? | Позитивный настрой учащихся на урок (Ответы ребят) Ответы детей - Это притча о милосердии. - Что такое милосердие. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: перенос на свой жизненный опыт Познавательные: расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; Регулятивные: умение работать по предложенному алгоритму Коммуникативные: -умение общаться , прислушиваться к высказываниям других |
-Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое милосердие и сострадание. -Может вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос? Как вы думаете, от какого слова произошло слово “милосердие»? - Правильно, милость к людям, к животным, к растениям – ко всему, что нас окружает. - Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: “Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие”. (На интерактивной доске) | (Ответы: милость, милый, милое сердце, помиловать, милостыня…) | |
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний. | - Кто может сделать вас счастливым? 1. Презентация. Слайд № 2 Представление о счастье зависит от возраста. Для маленького ребенка счастье - это мама. Присутствие мамы приносит его сердцу и душе покой и улыбку. Ребенку не нужны деньги, слава, друзья, его не привлекают дорогие подарки, золото и драгоценности. Он их даже не замечает. Есть мама - и он счастлив. Когда мама уходит, ребенок плачет - его счастье исчезает. Понятие счастья с возрастом меняется для ребенка. Ценность счастья малышки переходит от мамы к игрушкам. Став немножечко старше, девочка уже не восхищается мамой так, как раньше. Она еще любит маму, но игрушки доставляют ей гораздо большее удовольствие, и потому девочка с радостью уже больше времени проводит с игрушками - больше думает о них и ищет любую возможность, чтобы больше играть. Она может даже обидеться на маму из-за этих игрушек. Становясь еще старше, девочка находит гораздо больше счастья в играх, мультфильмах и книгах, чем в игрушках. Она больше предпочитает общаться с друзьями, чем общаться с мамой или с игрушками. Прежние объекты счастья уже потеряли для нее свою привлекательность и т.д. 2. Просмотр отрывка из мультфильма «Цветик семицветик» - Кого осчастливила Женя? 3. Тренинг «Цветик семицветик» Вам необходимо выполнить творческое задание: каждой группе в течение 5 минут необходимо определить «Слагаемые человеческого счастья». Но вы не просто так будете записывать мысли, а оформите их в виде цветка, как в известной сказке «Цветик-семицветик» 4. Работа с пословицами (в парах). На ваших столах лежат листочки со словами. Соберите из них мудрые изречения. (Дети выполняют задание.) Пословицы: Счастье в воздухе не вьется - оно трудом дается. Счастья ключи в своих руках ищи. Кто нужды не видал - и счастья не знает. Было бы счастье, да несчастье помогло. - А теперь проверьте. - "Не родись красивым, а родись счастливым". Как вы понимаете смысл этой мудрости? (Дети отвечают.) Послушайте одно стихотворение, которое поможет вам понять эти слова. 5. Чтение стихотворения Красивым здорово родиться! Красивый может погордиться, Поважничать и полениться, На красоту не станут злиться! Счастливым - интересней быть. Счастливый может всех любить. Он дарит счастье всем вокруг, И рядом с ним всегда есть друг. - Попробуйте определить одним словом, что же такое счастье для человека? Что входит в это понятие? - Лучами этого солнца станут ваши слова счастья! Учитель записывает на доске слова, сказанные детьми (здоровье, доброта, великодушие, дружба, семья, радость и т.д). 6. Просмотр мультфильма Смешарики «Смысл жизни» -А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни, - Что вы поняли просмотрев мультфильм? -Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей личности в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта. Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния - «построить дом». Или идея защиты окружающей среды - «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания - «вырастить сына». | - Мама, друзья, природа, предмет и т.д Работа с презентацией. Слайд № 2 Просмотр отрывка из мультфильма «Цветик семицветик». Дети заклеивают лепестки и подписывают, как понимают слово «счастье» Работа парами. Дети стрелками соединяют две половины пословиц, проверяют и объясняют смысл данных пословиц. Презентация. Слайд № 3 Работа с презентацией. Слайд № 4. - Здоровье, доброта, великодушие, дружба, семья, радость, удача, удовольствие, успех, благополучие и т.д. Просмотр мультфильма Смешарики «Смысл жизни» - Что смыл жизни не надо искать где –то, оно рядом всегда, надо научиться видеть его. |