СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОРКСЭ "Кто такой будда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Кто такой Будда?»

Цель: познакомить учащихся с с титулом Будда, внутренним устройством буддийского храма, традициями, поведения в нем, помочь осознать взаимосвязь культуры и религии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ "Кто такой будда"»

Конспект урока по ОРКСЭ

Составила: Игракова Татьяна Витальевна

Тема: «Кто такой Будда?»

Цель: познакомить учащихся с с титулом Будда, внутренним устройством буддийского храма, традициями, поведения в нем, помочь осознать взаимосвязь культуры и религии.

Задачи:

• Воспитывающая: воспитание нравственности, толерантности, коллективизма, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга, усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

• Образовательная: узнать о назначении и устройстве буддийского храма, раскрыть понятие “Храм – дом Божий”, рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий культуры религий.

• Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, инсценирование притчи, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: религия, мировые религии, храм, Будда.

Оборудование и материалы к уроку: ноутбук, презентация, учебник “Основы духовно-нравственной культуры народов России”, иллюстрации, учебник, карточки.

Метапредметные результаты (УУД)

Познавательные – Осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Определять причины явлений и событий; Сравнивать и группировать факты, явления. Делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные – Работать в парах, группах. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Выявлять и идентифицировать проблему, оценивать альтернативные способы разрешения конфликта. Управлять поведением партнера — контролировать, корректировать, оценивать его действия; Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Владеть монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные - Умение правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценивать уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи. Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки; Проверять и оценивать результаты работы.

Личностные - Нравственное развитие компетентной личности. Развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни. Оценивание поступков с позиции нравственных ценностей. Определение важных для себя и окружающих правил поведения. Оценивание и объяснение простых ситуации и однозначных поступков как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил. Отделение оценки поступка от оценки самого человека. Формирование адекватной самооценки, критического отношение к информации и избирательности её восприятия. Формирование умения демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыков конструктивного взаимодействия.

План урока

1. Организационный момент. ( 2 мин)

2. Актуализация ранее полученных знаний( 3 мин)

3. Опрос домашнего задания( 5 мин)

4. Постановка темы и целей. ( 23 мин)

5. Подведение итогов( 5 мин)

6. Рефлексия. ( 5 мин)

7. Домашнее задание( 2 мин)

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент.

Учитель здоровается.

– Проверим готовность к уроку.
– Улыбнитесь друг другу.

Обучающиеся приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Р: саморегуляция

сознавать познавательную задачу.

2. Актуализация ранее полученных знаний















Проверка Д/з

Вы, конечно, слышали, слова – церковь, мечеть, иудаизм, Будда, мусульманин, Православие?

– С чем связаны эти слова?

(Все эти слова тесно связаны с верой в Бога.)

– В нашей многонациональной стране исповедуются разные религии.

– Как вы понимаете слово “религия”?

– Какие религии называются мировыми? Почему?

Тест по теме «Иудаизм»

1. Смысл жизни иудеев состоит в том, чтобы:

а. жить каждый день согласно законам божьим;

б. не оскорблять Бога;

в. пропагандировать свою веру.

2. Богоизбранность иудеев означает:

а. иудеям нужно соблюдать больше заповедей, чем остальным;

б. Мессия спасет евреев;

в. именно иудеям была передана скрижаль.

3. Кто такой мессия?

а. посланник Бога;

б. человек, который спасет человечество.

4. После прихода мессии произойдет:

а. всеобщий мир;

б. возвращение евреев на их Родину;

в. воскрешение;

г. Божий суд.

5. Какой календарь у иудеев?

а. лунный

б. солнечный

в. китайский

г. лунно-солнечный.

6. Какие праздники связаны с началом года?

а. Песах

б. Шавуот

в. Рош-ашана

7. С какими историями еврейского народа связаны эти праздники?

а. исход из Египта

б. сельско-хозяйственными работами

в. дарованием Моисею скрижали

г. дарованием манны небесной.

8. Что иудеи делают в праздничные дни?

а. готовят для застолья специальные блюда

б. молятся

в. бездельничают

г. постятся

9. Какие блюда подаются в праздники?

а. маца

б. яблоки с медом

в. мясо

г. свинина

д. хлеб с медом

10. Как устроена синагога?

а. скамьи

б. ниша для священного писания

в. возвышение в центре

г. свиток Торы

д. коробка для пожертвований.

Фронтально обсуждаем правильные ответы

Ученики слушают и обдумывают ответ на вопрос.

Буддизм, христианство, ислам, иудаизм. Религия – Вера в Бога.

Большинство людей в мире исповедуют эти религии.












А,б







А,в







А,б







Все ответы










Г











В






Б













А,б,г









А.б,в,д











Все ответы









Проверка в парах

Делать вывод на основе обобщения знаний.

Применять необходимую информацию.

Обосновывать свои суждения

Делать вывод на основе обобщения знаний.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Владеть монологической и диалогической формами речи.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других, уметь правильно оценивать себя и других.

Постановка темы и цели

Ребята, откройте учебники на стр. 108 и прочитайте Назовите тему урока.

О Будде.

– О буддийской религии.

Понимать информацию.

Выделять необходимую информацию.


Изучение нового материала

– Что же необычного произошло в семье царя Суддходаны во время рождения сына? Найдите и прочитайте в учебнике.

В момент рождения с неба падали цветы, лилась прекрасная музыка, а вокруг было необычайное сияние.

Сравнивать и группировать факты и явления.

Определять причины действий.

Определять какая информация нужна для выполнения задания.


– В мире ежедневно рождаются тысячи детей и ничего сверхъестественного не происходит.
– Почему же все это произошло в семье царя Суддходаны?

– Потому что родился Будда.

Сравнивать и группировать факты и явления.

Определять причины действий.

Определять какая информация нужна для выполнения задания.

Извлекать необходимую информацию.


– Кто такой Будда? 
– Открыли рабочие тетради по ОРКСЭ, записали дату.
– Прочтите запись на доске, запишите себе в тетради.

По тибетски слово “БУДДА” означает – “тот, кто избавился от всех плохих качеств и развил в себе все хорошие качества”.

– Основатель буддийской религии.

Делать выводы на основе обобщения знаний.

Работать в парах. Планировать учебное сотрудничество. Управлять своим поведением и поведением партнера — контролировать, корректировать, оценивать свои и его действия; Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

в практических ситуациях.

Прогнозирование


Буддизм – одна из религий индийского корня. В мире буддистами являются около 500 млн. человек. По оценкам специалистов буддизм возник на 500 лет раньше христианства и почти на целое тысячелетие раньше ислама..

Главная его тема – проблема человеческой личности и ее существования.

Формой существования буддизма стала – община монахов, которые читают проповеди.

Проповедь – всякое выражение или описание Учения при помощи слов или образов.

Главное в проповеди – терапевтический эффект. Стр. 126 Медитация – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности.

Таким образом, буддизм представляет как проект исцеления людей. Нервана – это состояние, в котором разум человека приобретает новое качество. В этом состоянии мозг получает свободу от мыслей, тревог, желаний. Благодаря этому человеку открывается новый мир и понимание жизни.) Карточка. Прочти, найди друга: поделись мнением

Цель буддизма – нести добро, здоровье и счастье всем без исключения.

На территории России буддизм представлен в первую очередь как основная религия в Бурятии, Туве и Калмыкии.

– “Впервые он почувствовал полную свободу. Сиддхартха наблюдал восход солнца и смотрел, как тает последняя утренняя звезда. Он стал Буддой – Просветленным. Ему открылись тайны Вселенной и законы человеческой жизни. Эту мудрость Будда старался передать людям.


12 учеников- апостолов- Христианство

( карточка на столе)


Круговой ответ- понимание







Извлекать необходимую информацию.

Устанавливать причинно- следственные связи.

Уметь осознанно и грамотно формулировать и высказывать свое мнение по теме.

Делать выводы на основе анализа и сравнения полученной информации.

Выявлять и идентифицировать проблему, оценивать альтернативные способы ее решения.

Умение объяснять, выражать, аргументировать свои мысли.

Оценивать поступки с позиции нравственных ценностей.

Самостоятельно формулировать цель деятельности, составлять план действий.

Понимать информацию.

Познакомиться с Заповедями иудаизма.

Понимать полученную информацию.


Объяснять и истолковывать смысл выражений, понятий.


Формирование умения демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыков конструктивного взаимодействия;



– А теперь прочитайте на листочках о правилах поведения в буддийских храмах.

  1. В буддийский храм нужно заходить с бокового входа, спокойно.

  2. Заходя в буддийский храм, люди должны снимать головной убор.

  3. Обходить храм по ходу солнца, т.е. слева направо.

  4. При входе в зал надеть бахилы.

  5. Внутри зала можно спокойно посидеть на специальных скамьях.

  6. Не разговаривать громко, нельзя бегать и играть.

  7. Отключить мобильные телефоны, ничего не жевать.

  8. Если вы встретили монаха на территории буддийского храма, рекомендуется приветствовать полупоклоном.

Частью буддийского храмового комплекса может быть пагода – многоступенчатая башня, состоящая из нескольких ярусов – этажей.

Ступа похожа на половину шара, на купол. “Ступа” – что значит “погребальный холм”. Строят из 3 частей – ступенчатого основания, массивная центральная часть и крыша в виде многоярусного зонтика. Наверху купола ступы установлена небольшая надстройка– “дворец богов” – для хранения реликвий буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы – шпиль, устремленный в небо.

А теперь наглядно попробуем войти в буддийский храм.

Буддийский храм внутри – это большой прямоугольный зал. Перед изображением божеств устанавливается алтарь – обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы. Над помостами, где во время богослужения сидят буддийские монахи, с потолка свешиваются разноцветные ленты, шелковые платки, и фонари.

 

Запись понятий в рабочую тетрадь














Круговой ответ- понимание




Круговой ответ


( карточка на столе)








Рассматривание карты

Делать выводы на основе обобщения

Учитывать позицию с

и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками,

вычитывать информацию, данную в явном виде,

вычитывать информацию, данную в неявном виде

Определять важные для себя и окружающих правила поведения.

Соотносить свои поступки с общепринятыми этическими моральными нормами, способности оценивать свое поведение и поведение других.

ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции

Уметь формулировать проблему, планировать ее решение, выстраивать алгоритм действия.


А сейчас, инсценирование буддийской притчи: “Будда и его отец”.

Автор: …….

Будда: ………

Отец: ……..

Сострадание буддийская притча

Будда говорил, что не может быть осознанности без сострадания, как и сострадания без осознанности. Сострадание — это внутренняя сторона осознанности.

Став просветленным, Будда отправился домой Его отец был в гневе! Все это время он копил свои эмоции, и вот настал момент выплеснуть их. Он начал оскорблять сына, говоря: "Почему ты пришел сейчас, через 12 лет? Ты был "глубокой раной" для меня. Ты почти убил меня! Я так долго ждал! Ты не был для меня сыном, ты был врагом!"

Это продолжалось долго, Будда молчал, в его глазах была любовь и великое сострадание. "Почему ты молчишь?" — спохватился отец.

Будда сказал:

— Вначале выскажи все то, что ты накопил в себе за 12 лет. Отведи душу! Только тогда ты сможешь понять меня. Я хотел бы сказать тебе одну вещь: ты разговариваешь с кем-то другим, не со мной. Человек, который покинул твой дом много лет тому назад, не вернулся. Он умер! Я совершенно новый человек. Но сначала отведи душу, твои глаза полны гнева, так что ты не можешь даже видеть меня.

Постепенно отец остыл, он вытер слезы и с интересом стал разглядывать сына. "Да, это другой человек. Конечно, лицо и фигура те же самые, но он не знаком мне, это совершенно новое существо" — думал он про себя. Он сказал:

— Ты изменился. Я хотел бы вкусить то, что ты вкусил. Смерть приближается, я очень стар. Посвяти меня в Тайну! Прости меня за мой гнев. Хорошо, что ты пришел.

Ученики внимательно читают, затем по одному ученику читают вслух.

(Листочки лежат на партах.)















– А теперь, выскажите свои мнения, к чему может привести нетерпимость людей друг другу?

Ученики внимательно слушают.

Ученики инсценируют, остальные слушают




Ответы учеников.– Могут обидеть друг друга, разругаться и больше никогда не увидеться, хотя в душе всегда будут переживать друг за друга.


Итог урока рефлексия

– Какова главная тема сегодняшнего урока?
На карточках напиши

3 понятия, что узнал

2 понятия, о чём расскажешь дома

1 понятие, что не совсем понял


Ответы учеников.

– Будда Буддийский храм.

Опрос детей

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Формировать умение объяснять свой выбор.



Можно уточнить свой знания, прочитав внимательно учебник; справочники, энциклопедии. На парковке оставьте вопросы, мы их разберём на следующем уроке. Что такое команда? Перечислите качества хорошей команды.

Добилась ли ваша команда сегодня успеха? Чем ваша команда отличается от идеальной?





Отвечает каждая команда на листочках

Уметь работать в группах, в парах. Учитывать позицию собеседника.

Организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Оценивать поступки с позиции нравственных ценностей

Д/з

Читать с.108-112, ? Видео «Кто такой Будда» телеканал культура

Записывают в дневник

Р: самоорганизация