СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОРКСЭ (курс "Светская этика") на тему "Дружба" 4 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по ФГОС к учебнику для 4 класса "Светская этика" (ОРКСЭ). Презентация опубликована на сайте.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ (курс "Светская этика") на тему "Дружба" 4 класс»

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира






Тема конспекта урока

«Дружба»










Слушатель курсов повышения квалификации по предмету ОРКСЭ

Липницкая Екатерина Викторовна

Место работы: ГОУ СОШ 113 ЮЗАО г. Москвы


















Москва 2016



ГОУ СОШ №113

Учитель: Липницкая Екатерина Викторовна


Предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

МОДУЛЬ «Основы светской этики»

Урок №14

Тема урока: Дружба.


Цель урока: учить детей дружно, сообща решать поставленные перед ними задачи, различать понятия друг, товарищ, приятель; учить строить дружественные взаимоотношения.

Задачи : подвести учащихся к пониманию следующих этических понятий: дружба, избирательность, бескорыстность; формирование умений работать с учебником, раздаточным материалом, с музыкальными, художественными произведениями; делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику; развивать навык сотрудничества (работа в команде, выполнение коллективной работы).


Тип урока: изучение нового материала.


Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.


Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный, работа.


Оборудование: учебник, мультимедийная установка, цветная бумага, клей и ножницы, раздаточный материал.


Основные термины и понятия: друг, дружба, избирательность, бескорыстность


Ход урока.

  1. Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

Сегодня урок ОРКСЭ проведу у вас я. Зовут меня Екатерина Викторовна. Я предлагаю начать наш урок с одной очень хорошо известной вам песни, она подскажет нам тему сегодняшнего урока.


(звучит песня « Настоящий друг»)

http://goodsongs.com.ua/

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой" - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.

  1. Тема, цель, задачи урока.

Ребята, мы прослушали и пропели знакомую нам песню. О чём она? Кто знает, как она называется? Как вы считаете, чему нас учит эта песня? - ДРУЖБЕ.

Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?

Что же такое ДРУЖБА, нам предстоит выяснить сегодня на уроке.

Вернёмся к песне. В ней прозвучали строчки: «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит…» . Как вы это понимаете?

«Нужным быть кому-то в трудную минуту…» - что это значит?

(помочь, подставить дружеское плечо, выслушать, дать совет).

Как вы понимаете выражение «не разлей вода»? (очень дружные, всё делают вместе).

Давайте подведём небольшой итог.

Как, по-вашему, кто такой друг?

Я считаю, что у человека по жизни может быть 1 или 2 настоящих верных (проверенных) друга, на которых он может положиться в любой ситуации, которые никогда не откажут ему в помощи, не обманут, кому он доверяет любые свои секреты, даёт или просит совета.

Как вы думаете, может ли человек сохранить дружбу с детства до старости?

А может ли человек в течение жизни приобрести нового настоящего друга?

Может ли мама (папа, брат или сестра, учитель) быть для вас другом? Настоящим другом? А чем отличается просто друг от настоящего друга?

Можно ли друга назвать товарищем, приятелем и в каком случае?

  1. Подготовка к изучению нового

Теперь я предлагаю вам немного вспомнить русский язык. Давайте разделимся на 3 команды по рядам.

Задание1. Назовите как можно больше родственных слов к слову ДРУГ (по одному слову от команды, по очереди, повторяться нельзя). Учитель может фиксировать ответы на доске, записывая слова в 3 столбика. Например: Дружище, дружба, подружиться, дружный, дружок, дружить, подружка, передружиться, дружеский, подруга, друзья, дружелюбный.


Молодцы! Много слов назвали, среди них есть слово дружба. Пора обратиться к учебнику и узнать что такое ДРУЖБА.




  1. Изучение нового.

Причитайте мудрые мысли известных учёных-философов и попробуйте согласиться с ними или опровергнуть их. Слайд 1


«Дружба кончается там, где начинается недоверие». Л.-А. Сенека Мл.


«Смысл истиной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам». Д. Аддисон

Какая известная детская песенка подходит к этому высказыванию?

(Звучит фрагмент песни «Всё мы делим пополам»).

Где мы можем узнать определение понятия дружба? (учебник, словарь)

Самостоятельная работа по учебнику с.32-33

У нас 3 команды:

  1. Первый ряд ищет ответ на вопрос: «Какие отношения существуют между людьми?». Второй – что такое дружба и её отличительные черты. Третий - выясняет, что объединяет друзей и как выбрать себе друга? Ищем определения.

  2. По командам составьте небольшой рассказ по рисункам на с.32.


Итак: слайд 2

  • Дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах.

  • Избирательность – друзей человек выбирает себе сам.

  • Бескорыстность - это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.


- Какой вывод можно сделать?


Дружбу надо уметь построить и сохранить.


  1. Первичное закрепление. (слайд 3)

  1. Собери пословицы о дружбе, прочитай и объясни их.

  • Старых, наживай, друзей, не теряй, а, новых

  • Дерево, без друзей, что, человек, без корней

  1. Работа с пословицами и поговорками о дружбе.

(Идет процесс чтения и комментирования пословиц: ученик читает пословицу, объясняет ее смысл).

  • Работа по командам (рядам). У каждого ряда своя пословица, представитель команды читает и объясняет смысл: Дружно – не грузно, а врозь хоть брось. (К каким произведениям она подходит? – дополнительный вопрос). Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет. Сам погибай, а товарища выручай.

  • Работа по командам. Соедините части пословиц о дружбе и объясните их смысл. (проверка по экрану слайд 4)

Пословицы.

Не имей сто рублей, а человек друзьями.

Нет друга – ищи, чем камень драгоценный.

Нет лучше дружка, в беде.

Друг познаётся чем родная матушка.

Лучше друг верный, а нашёл – береги.

Дерево держится корнями, а имей сто друзей.



Уметь дружить это сложное дело, дружба даёт человеку радость общения, поддержку, уверенность. Надо ценить и дорожить дружбой.

  1. Физминутка

Выполнение танцевальных движений и комплекса ОРУ под куплет песни гр. «Барбарики» - «Дружба».


  1. Закрепление.

На примере пословиц и поговорок мы убедились, что люди с давних пор задумываются над взаимоотношениями в обществе, как люди ценят понятие ДРУЖБА, ведь недаром о ней пишут песни, пословицы, в которых заключена народная мудрость, истинное отношение человека к данному понятию, современные поэты слагают стихи о дружбе.

  1. Стих (читает ребенок) В. Берестов «За игрой»

Мы ссорились, мирились и спорили порой,

Но очень подружились за нашею игрой.

Игра игрой сменяется, кончается игра,

А дружба не кончается. Ура! Ура! Ура!



  1. Стих (может прочесть ребёнок или учитель) В.Лунин «Я и Вовка»

Хотели мы с Вовкой пойти в кино. Мы это решили давным-давно.

Но тут Серёжка позвал его, и Вовка бросил меня одного.

А как же я? А как же я? Ведь он говорил, что мы – друзья!

Хотели мы с Вовкой в поход пойти, Уже собрались мы с ним почти,

Но Петька позвал его гулять. И Вовка бросил меня опять…

А как же я? А как же я? Ведь он говорит, что мы – друзья!

Вчера я за партой один сидел. Сидел и на Вовку с мольбой глядел.

Но Вовке всё было – трын-трава. Взглянул на меня он едва-едва.

А как же я? А как же я? Неужто мы больше с ним не друзья?

А нынче я снова счастливым был. Нет, нет! Мой Вовка меня не забыл!

Сказал он мне: «Витька! Ты бы не мог пойти сегодня со мной на каток?»

И сразу я, и сразу я воскликнул: «Конечно! Ведь мы – друзья!»


Кто из мальчиков умеет дружить, кого можно назвать настоящим другом? Почему Витька переживал на протяжении всего стихотворения? Настоящий друг умеет прощать.



  1. Работа со сказками и литературными произведениями (работа по командам по 1-2 примера от команды).

Все вы любите сказки. Вспомните сказки и рассказы о дружбе. Назовите их.

Вспомните произведение и любого героя, назовите его друзей. Проверяем.

  1. Все вы любите мультфильмы. Герои известных вам историй потеряли своих друзей, соедините их. Слайд 5-6.

Винни-Пух + Пятачок + Ослик Иа; Кот в сапогах и Маркиз де Карабас; Кот Леопольд и мыши; Крокодил Гена и Чебурашка + Шапокляк. (Дом Дружбы, Новый год в Детском саду, Голубой вагон «Молодец, старик» Не бросил друга!» - Шапокляк, очистка реки).

В чём проявлялись дружеские взаимоотношения между этими персонажами?

Как вы думаете, почему я поместила сюда мышей и старуху Шапокляк, они же не были положительными, дружелюбными героями? (проблемный вопрос)

Можно ли их назвать друзьями и почему? Как на них повлияли дружелюбные положительные герои? (Можно в качестве подтверждения показать фрагмент – конец серии «Автомобиль Кота Леопольда!». К чему всегда призывал этот персонаж? «Ребята, давайте жить дружно!». С таким девизом легче идти по жизни, будет меньше ссор, конфликтов, войн.

Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает. Именно дружелюбные добрые открытые люди делают мир лучше, к ним тянуться окружающие, они открыты для общения и для дружбы.


Вывод. Итак, дружба являются одним из понятий этики. Оно служит нам ориентиром при освоении мира, при взаимодействии с другими членами общества в котором мы живём. Моральный человек строит свою деятельность и взаимоотношения таким образом, чтобы ему и окружающим было комфортно, приятно, спокойно в его обществе.


  1. Работа со сказкой «Девочка и Ромашка» В. Сухомлинский.

Ясным солнечным утром маленькая девочка вышла поиграть на зелёной полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет. Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твёрдый. Спрашивает девочка:

- Кто там плачет под камнем?

- Это я, Ромашка, - послышался слабый голосок. – Освободи меня, девочка, давит меня камень…

Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелёк Ромашки.

- Спасибо тебе, девочка, - сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. - Ты освободила меня из-под Каменного Гнёта.

- Как же ты попала под камень? – спросила девочка.

Обманул меня Каменный Гнёт, - ответила Ромашка. – Была я маленьким ромашкиным семенем. Осенью искала тёплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнёт, обещал оберегать от холода и жары. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.

Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали Солнце.

- Как хорошо быть твоей, девочка! – часто говорила Ромашка.

- А если бы та выросла в лесу или у края дороги? Если бы ты была ничья? – спросила девочка.

- Я бы умерла от горя, - тихо сказала Ромашка. – Но ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вон та Огненная Маковка – она дружит с Солнышком. Солнышко шепчет ей: «Ты моя, Огненная Маковка».

Я слышу этот шёпот, когда всходит Солнце, и Маковка раскрывает лепестки. А вот тот Василёк – друг Весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будет его и шепчет: «Проснись!» Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.



Как вы думаете, только ли человек может быть для вас другом? Кто или что может стать другом для человека? Обоснуйте.

Как вы думаете, бывают ли «ничьи» люди, звери, деревья, и когда это бывает? Расскажи о своей дружбе с каким-либо растением или животным.

  1. Творческое задание «Сказочные друзья». Подумайте, что вы должны сделать для того, чтобы подружиться с героями известных сказок. Например: чтобы подружиться с тремя поросятами, надо помочь им построить дом.

Игры и задания (7-9).

Данный вид работы можно проводить в зависимости от оставшегося времени, либо любую игру на выбор учителя, либо для каждой игры приглашать по 1-2 представителя от каждой команды для участия.

  1. Игра «Школа дружбы» (для команды 1-го ряда). Дети встают в круг. Все они ученики школы дружбы, один из них – водящий. У игроков картинки птиц, животных, цветов, деревьев и т.д. Каждый по очереди рассказывает, что он сделает для того обитателя мира, который у него на карточке, которую нельзя показывать остальным, чтобы стать его другом. Например: я буду каждый день угощать своего друга орехами и сделаю ему уютный домик (белка). Если ведущий не угадывает о ком идёт речь, он меняется местами с объясняющим. Два других ряда следят за выполнением правил игры.

  2. Задание «Верные друзья» (для команды 2-го ряда). Дети работают в парах. Один ученик – человек, другой – его верный друг (конь, собака, кошка, верблюд). Каждая пара придумывает ситуацию, как они послужили друг другу в трудной ситуации. Два других ряда анализируют.

  3. Игра «С кем дружат цветы» (для команды 3-го ряда). Дети встают в круг. Все они разные цветы, учитель или ведущий спрашивает у каждого, что ему дарит друг-ветерок (друг-дождик, друг-солнышко, друг-человек, друг-дерево и т.д.). Каждый ответ – это балл. Больше всего друзей у того цветка, который наберёт больше очков. Два других ряда могут быть жюри.


  1. Составление композиции

Давайте вместе с вами сейчас тоже сделаем одно общее дело.

(У каждого на столе цветная бумага, ножницы, клей, карандаш). Дети обводят и вырезают свою ладонь (можно сделать заготовки заранее). На цветной стороне пишут добрые слова, пожелания всем своим друзьям одноклассникам. На доске заготовка из бумаги силуэт птицы. Дети обклеивают её своими ладошками с пожеланиями и получается коллективная красочная работа «Птица-ДРУЖБЫ». Можно попросить нескольких ребят зачитать свои пожелания классу. С остальными дети могут ознакомиться на переменах. Теперь у нас в классе есть свой символ вашей дружбы. Старайтесь быть друг для друга друзьями, помогайте друг другу, защищайте, уважайте. Берегите это настоящее сокровище – ДРУЖБУ.

10. Чтение учащимися наизусть стихотворений.

Люди! Я прошу вас, ради бога, (ребенок)

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Дружат пусть над светлым небосводом (ребенок)

И сосед с соседом, и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости,

В гости приглашайте, приходите в гости!

  1. Домашнее задание

Сегодня вы услышали сказку В.Сухомлинского «Девочка и Ромашка». Дома я предлагаю вам сделать рисунок «Друг цветок». Нарисуйте портрет своего друга-цветка и придумайте историю о том, как вы с ним подружились.


  1. Итог (песня «Дружба» гр. Барбарики).

Давайте ещё раз вспомним, что такое дружба, каковы её отличительные черты? Только ли человек может быть для вас другом?

Назовите людей, которых вы можете назвать своими верными друзьями и почему. Например: мама – мой верный друг, она всегда рядом, всегда поймёт и простит, поможет советом.

Д.З. Я предлагаю вам нарисовать или сделать открытку благодарности для самого верного друга (человека) в вашей жизни. Подумайте, кому бы вы хотели сделать такой подарок и как он будет выглядеть.


12.Рефлексия (у каждого в конверте 3 вида «Смайликов»).

Оцените свою работу на уроке. Оцените, насколько нужна и интересна сегодняшняя тема (выборочно прошу обосновать). Своё настроение к концу занятия. (В моём классе дети привыкли к такой оценке своей деятельности с 1 класса).













Мы ссорились, мирились и спорили порой,

Но очень подружились за нашею игрой.

Игра игрой сменяется, кончается игра,

А дружба не кончается. Ура! Ура! Ура!



Хотели мы с Вовкой пойти в кино. Мы это решили давным-давно.

Но тут Серёжка позвал его, и Вовка бросил меня одного.

А как же я? А как же я? Ведь он говорил, что мы – друзья!

Хотели мы с Вовкой в поход пойти, Уже собрались мы с ним почти,

Но Петька позвал его гулять. И Вовка бросил меня опять…

А как же я? А как же я? Ведь он говорит, что мы – друзья!

Вчера я за партой один сидел. Сидел и на Вовку с мольбой глядел.

Но Вовке всё было – трын-трава. Взглянул на меня он едва-едва.

А как же я? А как же я? Неужто мы больше с ним не друзья?

А нынче я снова счастливым был. Нет, нет! Мой Вовка меня не забыл!

Сказал он мне: «Витька! Ты бы не мог пойти сегодня со мной на каток?»

И сразу я, и сразу я воскликнул: «Конечно! Ведь мы – друзья!»




Люди! Я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.





Дружат пусть над светлым небосводом

И сосед с соседом, и народ с народом.

И живут, как братья, без войны и злости,

В гости приглашайте, приходите в гости!