СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Возлюби господа своего"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с 1-4 –ой заповедями ветхого завета, осознание необходимости соблюдения заповедей Божиих для христианина

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Возлюби господа своего"»

МАОУ «Белоевская средняя общеобразовательная школа»









Открытый урок по ОРКСЭ (ОПК) для учащихся 4 класса

на тему:

«Возлюби Господа Бога Твоего».















Разработала:

Епанова Любовь Геннадьевна


















Белоево, 2020 г.

Цель: Познакомить с 1-4 –ой заповедями ветхого завета и осознать необходимость соблюдения заповедей Божиих для христианина

Задачи:

- понимать смысл 1-4 –ой заповеди ветхого завета,

- познакомиться с историей дарования ветхозаветных заповедей через пророка Моисея,

- познакомить с такими понятиями, как «совесть», « заповедь», «скрижаль». - развивать логическое мышление, внимание, расширять кругозор учащихся, способствовать развитию речи.

- воспитывать внутреннее чувство к себе, к своим чувствам, мыслям и поступкам, учиться соотносить своё поведение с заповедями Божиими.


Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, рисунок сердца, чёрный фломастер, бумажные скрижали по числу учащихся, клей, 1-4 заповеди Божии написанные на отдельных листочках, листочки 3-х цветов: красные, синие, зелёные по числу учащихся, дерево, кроссворд.

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Рада вас видеть сегодня на нашем уроке. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Ребята: Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра.

Ведь урок нам начинать пора.

Учитель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (учитель показывает на листе бумаги изображённое сердце)

Ученики: Сердце.

Учитель: Приложите руку к своему сердцу. Что вы чувствуете?

- А что чувствует Люба, Вова, Маша?

- Да, бьются наши сердца.

-Иногда говорят человеку: «У тебя доброе сердце». Что значит «доброе сердце»? Про каких людей так говорят?

Ученики: Про добрых людей, хороших, готовых прийти на помощь, помочь в трудную минуту и т.д.

Учитель: А слышали, когда говорят «сердце болит, ноет»? Вспомните было ли у вас так когда-нибудь на сердце? Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всею душою. Часто сердце нам что-то советует, а иногда приказывает! Когда вы спокойны оно, как бьётся?

Ученики: Спокойно, ровно.

Учитель: А когда вы сердитесь или сделали что-то плохое?

Ученики: Оно бьётся часто, учащённо.

Учитель: Так сердце предупреждает, остановись, не злись. «Прости», - просит оно.

Учитель: И если мы будем внимательны к своему сердцу, то сами сможем определить что хорошо, а что плохо, как следует поступать, а как не следует. Ведь наше сердце оно связано с нашей душой, в которой живёт совесть. А что такое совесть?

Ученики: Это голос Божий внутри человека, внутренний голос, который подсказывает человеку, как следует поступать.

Учитель: А если человек будет творить много злых дел, не будет никому ничего прощать? Что станет с его сердцем, с его душою?

(Учитель берёт чёрный фломастер и закрашивает сердце).

Ученики: Сердце и душа человека покроются грязью.

Учитель: Как вы думаете, сквозь такой слой грязи легко ли совести бывает достучаться до человека и подсказать ему, что этот поступок плохой, так не следует поступать?

Ученики: Очень трудно.

Учитель: Так произошло и с людьми, которые жили во времена ветхого завета. Они стали много грешить, а голос совести почти никто уже и не слышал.

- Давайте закроем глаза и представим, что мы как будто бы оказались в машине времени, которая перенесла нас во времена ветхого завета. Давайте вспомним те события, которые произошли в ветхом завете.(Слайд 2)

Ученики: Грехопадение, Каин убил брата Авеля, Столпотворение Вавилонское, Потоп, Египетское рабство. (Ученики прикрепляют к доске те события, которые происходили во времена ветхого завета).

Учитель: От такого количества злых дел душа и сердце у людей, становилась какой?

Ученики: Тёмной, грязной.

Учитель: Легко ли Богу было достучаться до людей через их совесть, душу и сердце?

Ученики: Тяжело.

Учитель: Поэтому то, Господь и наказывал людей, вразумляя их, чтобы они не погибли. И дал людям закон, по которому следовало жить. Господь дал свой закон, через пророка Моисея (слайд 3) на горе Синай, которая находиться в современном Египте .(Слайд 4) Пророк Моисей весь еврейский народ оставил у подножия горы, а сам поднялся на гору, где молился. Началось землетрясение, молнии засверкали и Бог дал свой закон, написанный на каменных досках, которые называются скрижали. Скрижалей было две.

Учитель: Откройте учебники на странице 42. В рамочки вы видите заповеди Божии. Сколько их всего?

Ученики: 10.(Слайд 5)

Учитель:  По цепочке прочитайте заповеди Божии.

(Учащиеся по цепочке читают заповеди).Какие-то заповеди вам уже я думаю и без пояснений понятны, а какие то нет. О них мы обязательно поговорим, но немного позднее. А сейчас ещё раз посмотрите на заповеди и подумайте, почему же Бог дал не одну скрижаль, а две. На одной скрижали были записаны заповеди, которые относятся к кому?(слайд 6)

Ученики: К Богу.

Учитель: А на другой скрижали заповеди по отношению к кому?

Ученики: К людям, к ближним.

Учитель: Сейчас я раздам вам скрижали. И вы будете постепенно их заполнять.(Учащимся раздаются нарисованные на бумаге скрижали, и карточки с заповедями. Работа в парах). Итак, заповеди, которые нам дал Бог помогают выражать свою любовь по отношению к кому?

Учащиеся: К Богу и ближним.

Учитель: Поэтому тема нашего сегодняшнего урока так и называется. Кто прочитает?

Ученики: Возлюби Господа Бога твоего…

Учитель: Давайте на первой скрижали приклеим «Возлюби Господа Бога Твоего…»

-А на второй. Что приклеим?

Ученики: «Возлюби ближнего твоего…».

Учитель: Все справились с заданием? Кто справился, встаньте около своей парты. Поскольку мы сегодня будем говорить о том, какие же заповеди нужно соблюдать, чтоб выразить свою любовь к Богу давайте вспомним стихотворение о Боге.

Физкультминутка.

Бог повсюду,

Он везде,

В небе воздухе , воде,

Всё Он видит,

Всё Он знает.

Всех на свете понимает,

Он Спаситель мой и твой,

Он повсюду,

Он живой.

Учитель: Кто мне подскажет, о заповедях по отношению к кому мы будем сегодня говорить?

Ученики: По отношению к Богу.

Учитель: Посмотрите, на следующий слайд. (Слайд 7). Здесь мы видим 1 заповедь Божию. Кто её прочтёт?

Ученики: «Я Господь, Бог твой, и других богов нет».

Учитель: Что же значит эта заповедь?

Ученики: То, что Бог у нас один и нет других Богов.

Учитель: Обратите внимание на то, как Господь называет себя в этой заповеди. Не просто Бог, а как?

Ученики: Бог твой.

Учитель: Это слово «твой» мы обычно по отношению к кому употребляем? Твоя мама, твой папа, твоя бабушка, твой дедушка?

Ученики: По отношению к родным, близким.

Учитель: И Господь тем самым указывает, что для человека Он самый родной, близкий.

- Ещё раз прочитайте эту заповедь.

-Давайте отыщем её среди предложенных вам заповедей и приклеим на ваши скрижали. С какой стороны мы её приклеим?

Ученики: Возлюби Господа Бога твоего…

Учитель: Давайте с вами подумаем, почему так важно, чтить истинного Бога и знать его. Может, нет ничего страшного в том, что человек не будет знать своего настоящего Бога, а будет чтить и поклоняться ложным Богам?

Ученики: Человек должен знать своего настоящего Бога.

Учитель: Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте откроем учебники на странице 43. Прочтите 4 абзац. Итак, почему же человек должен знать своего истинного Бога?

Ученики: Потому что, все, что мы имеем у нас от Бога. И если человек не знает своего истинного Бога, то и обратиться он к Нему не сможет.

Учитель: На следующем слайде (слайд 8) нам предложены слова, из которых нужно собрать пословицы. Эти пословицы связаны с первой заповедью Божией. Давайте попробуем собрать пословицы.

Ученики: Жить – Богу служить. (слайд 9)

Учитель: Как вы понимаете эту пословицу?

Ученики: Человек в своей жизни должен служить Богу, чтить истинного Бога, жить по Его заповедям.(слайд 10)

Ученики: Тот не унывает, кто на Бога уповает.(слайд 11)

Учитель: Как вы понимаете эту пословицу?

Ученики: Кто на Бога надеется, тот не унывает, так как Господь всегда поможет человеку, в любой ситуации.

(слайд 12)

Ученики: За Богом пойдёшь, добрый путь найдёшь.(слайд 13)

Учитель: А эту пословицу как вы понимаете?

Ученики: Если человек будет жить по заповедям Божиим, по Его закону, то человек найдёт добрый путь, добрую жизнь.

Учитель: Кто прочтёт вторую заповедь?(слайд 14)

Ученики: Не делай себе кумира (идола).

Учитель: Кто такой идол, кумир?

Ученики: Изображение придуманных божеств, которым поклонялись люди вместо Бога.

Учитель: Но в наши дни таким идолом может стать телевизор, компьютер. Это, в каких ситуациях?

Ученики: Когда человек готов целыми днями играть в компьютер или смотреть телевизор, а вся остальная реальная жизнь ему не интересна.

Учитель: Кто ещё раз прочтёт нам вторую заповедь Божию? На какую скрижаль мы поместим эту заповедь?

Ученики: Где заповеди по отношению к Богу.(Учащиеся приклеивают вторую заповедь).

Учитель: Третья заповедь. Кто прочтёт?(слайд 15)

Учащиеся: Не произноси напрасно имени Божия.

Учитель: Что же значит эта заповедь?

Ученики: Эта заповедь учит тому, что про Бога не только нельзя говорить плохо, но даже упоминать Его имя в суетных разговорах, для связки слов.

Учитель: Эта заповедь нам напоминает о том, что всё, что связано с Богом оно свято, даже Его имя. Давайте приклеим третью заповедь. Маша, прочитай нам третью заповедь.

Учитель: Четвёртая заповедь.(слайд 16)

Ученики: Помни день субботний. Давайте приклеим эту заповедь. Как вы думаете, в настоящее время, каким днём недели является этот день?

Ученики: Воскресение.

Учитель: С каким событием связано то, что день субботний стали называть воскресением?

Ученики: С воскресением Иисуса Христа.

Учитель: Как вы понимаете эту заповедь? В этот день люди издревле не занимались обычными, повседневными делами. А посвящали этот день Богу и ближним. Как можно этот день посвятить Богу?

Ученики: Ходить в храм, молиться, читать духовные книги.

Учитель: А ближним, как можно посвятить этот день?(слайд 17)

Ученики: Посетить стариков, навестить больных, оказать помощь нуждающимся и так далее.

Учитель: Поскольку 4 заповедь предполагает и помощь ближним давайте мы вспомним физкультминутку о помощи маме.

Физкультминутка.

Мы сегодня помогали,

Со стола всё убирали,

Перемыли все тарелки,

И разбили лишь одну,

А потом мы подметали,

Веник мы у мамы взяли,

Мыли пол, Пыль вытирали,

Очень сильно все устали.

Учитель: Устали потрудившись, но на сердце и душе как вам стало после того как вы сделали добрые дела?

Ученики: Легко, хорошо.

Учитель: Давайте , вспомним с каким событием библейской истории связана 4 заповедь. Помни день субботний.

Ученики: С сотворением мира. Когда Господь после творения мира отошёл от дел своих и больше в этот день не творил.

Учитель: Так и мы должны по примеру Господа 6 дней работать, трудиться, а 7-ой день посвятить Богу.

Сколько заповедей Бог нам дал, которые помогут человеку выразить свою любовь к Богу?

Ученики: Четыре.

Учитель: 1ряд хором назовите 1 заповедь. 2 ряд назовите 2-ую. 3 ряд назовите 3-ию и 4 заповедь назовите все хором. Скрижали мы продолжим заполнять на следующем уроке.

Игра «Добро и зло» (учитель называет добрые качества человека учащиеся поднимают руки вверх, злые качества садятся на корточки.

Учитель: Что с вами произошло?

Ученики: Мы сели на корточки, опустились.

Учитель: Так происходит с человеком, который творит зло человек, опускается, перестаёт быть человеком. Что нужно делать, чтоб человек вновь стал человеком.

Ученики: Человек должен творить добро. (Учащиеся называют добрые качества и их руки поднимаются вверх).

Учитель: А теперь, ребята, проверим, хорошо ли вы запомнили всё то, о чём мы говорили сегодня. (Учащимся раздаются индивидуальные кроссворды, которые они должны разгадать самостоятельно). Кто уже готов встаньте возле парты. Хорошо.

- Давайте проверим.

- Вова, читай первый вопрос по вертикали. И отвечай на него. Маша, читай второй…

-Сколько всего заповедей дал Бог человеку? 10.

- Имя пророка получившего заповеди? Моисей.

-Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло? Заповеди.

- Гора. На которой Моисею были даны заповеди? Синай.

- Каменные доски, на которых были записаны заповеди? Скрижали.

- Книга, в которой записаны заповеди? Библия.

Учитель: Если у вас нет ошибок поднимите зелёную карточку, 1-2 ошибки голубую, а если более 3 красную карточку.

- Молодцы, хорошо потрудились!

- А теперь давайте поиграем в угадайку. Сейчас ребята почитают стихи , а вы угадайте к каким заповедям они относятся.

1 Ребёнок:

Пусть только Господь царит в твоём сердце,

И только Ему открой сердца дверцу!

Пусть Бог будет смыслом всей жизни твоей!

Пусть Он управляет и властвует в ней!

Ученики: 1 заповедь. «Я – Господь , Бог твой, пусть не будет у тебя других Богов»

2 Ребёнок:

Имя Божье напрасно ты не говори!

Уважение твоё пусть в словах тех горит.

Пусть с любовью к Нему твоё сердце стучит,

Благодарность и вера в нём вечно звучит!

Ученики: 3 заповедь. «Не произноси имени Господа напрасно».

3 Ребёнок:

Господь твой пусть будет единственным Богом,

Хоть в жизни всегда разных идолов много,

Служи лишь Ему всей душою своей!

На Бога надейся, а не на людей!

Ученики: 2 заповедь. «Не сотвори себе кумира».

4 Ребёнок:

С Богом жизнь для себя христианин выбирает,

И поэтому церковь всегда посещает.

Знать о Господе больше он очень стремится,

И из библии мудрости Божьей учиться.

Посвящай время Господу – будешь успешен,

И Его вечной милостью нежно утешен.

Ученики: 4 заповедь. Почитай день субботний.

Учитель: Послушайте рассказ и скажите, какую заповедь нарушили герои.

« В автобус втиснуться нелегко: давка, толчея. Бабушка хотела пройти в переднюю дверь, но какой-то человек спортивной внешности легко отодвинул плечом несколько человек, крякнул и ввинтил в освободившееся пространство своё натренированное тело.

- О Господи! – прошелестел чей-то голос. Бабушка, ещё более старая, чем Алёнкина и Ванина, обречённо смотрела на штурм автобуса… Малыш, стоящий рядом с мамой, что-то сказал ей. Женщина раздражённо воскликнула:

- Боже мой, нашёл, когда говорить!

Бабушка нахмурилась… Вдруг Алёнка сказала Ване:

- Ваня, твоя очередь после обеда мыть посуду!

Ваня пробормотал нечто невразумительное.

- Ах ты, Боже мой! Ну и помощничек растёт! - воскликнула Алёнка.

И здесь произошло нечто неожиданное. Вместо того, чтобы поругать Ваню, бабушка сказала жёстко и властно:

- Алёнка, я тебе запрещаю говорить на каждом шагу то, что должно быть на сердце, а не на языке! (Из кн.С.Е. Шамаевой «Ваня, Аленка и бабушкины молитвы»).


- Какую заповедь нарушили герои рассказа?

Ученики: Они нарушила 3 заповедь. Не упоминай имя Господа в суе.

Учитель: Как вы понимаете слова бабушки « запрещаю говорить то, что должно быть на сердце, а не на языке?»

Ученики: То есть, о Боге нужно говорить, только обращаясь к своему сердцу, с любовью, со вниманием и нельзя употреблять имя Божие просто так, без внимания, как для связки слов или употребляя как ругательство, так как имя Божие свято.

Учитель: Посмотрите на следующий слайд и скажите, какую заповедь он иллюстрирует.

Ученики: 4-ую заповедь. Помни день субботний.

Учитель: А этот слайд, с какой заповедью связан?

Ученики: Не сотвори себе кумира. 2-ая заповедь.

Учитель: Нарушение, какой заповеди иллюстрирует следующий слайд?

Ученики: 1 заповедь. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других Богов.

Учитель: Почему тема нашего сегодняшнего урока называется «Возлюби Господа Бога твоего…»

Ученики: Потому что мы сегодня говорили о заповедях, которые помогают нам выразить свою любовь к Богу.

Учитель: Зачем Господь дал людям заповеди?

Ученики: Так как душа и сердце человека, так заросло грязью, что человеку стало сложно слышать голос своей совести. И Господь желая, чтоб люди спаслись, дал им закон, по которому человек должен жить.

Учитель: А теперь вам нужно к этому дереву прикрепить листочки. Зелёные должны прикрепить те, кто считает, что заповеди Божии должны соблюдать все люди. Жёлтые – только те люди, которые жили в ветхом завете. Красные – заповеди люди не должны соблюдать.

- Вот такое у нас получилось замечательное дерево! Конечно, заповеди Божии должны соблюдать все люди. Соблюдая их, мы выражаем свою любовь к Богу и людям.