МАОУ «Белоевская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по ОРКСЭ (ОПК) для учащихся 4 класса
на тему:
«Возлюби Господа Бога Твоего».
Разработала:
Епанова Любовь Геннадьевна
Белоево, 2020 г.
Цель: Познакомить с 1-4 –ой заповедями ветхого завета и осознать необходимость соблюдения заповедей Божиих для христианина
Задачи:
- понимать смысл 1-4 –ой заповеди ветхого завета,
- познакомиться с историей дарования ветхозаветных заповедей через пророка Моисея,
- познакомить с такими понятиями, как «совесть», « заповедь», «скрижаль». - развивать логическое мышление, внимание, расширять кругозор учащихся, способствовать развитию речи.
- воспитывать внутреннее чувство к себе, к своим чувствам, мыслям и поступкам, учиться соотносить своё поведение с заповедями Божиими.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, рисунок сердца, чёрный фломастер, бумажные скрижали по числу учащихся, клей, 1-4 заповеди Божии написанные на отдельных листочках, листочки 3-х цветов: красные, синие, зелёные по числу учащихся, дерево, кроссворд.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Рада вас видеть сегодня на нашем уроке. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
Ребята: Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра.
Ведь урок нам начинать пора.
Учитель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (учитель показывает на листе бумаги изображённое сердце)
Ученики: Сердце.
Учитель: Приложите руку к своему сердцу. Что вы чувствуете?
- А что чувствует Люба, Вова, Маша?
- Да, бьются наши сердца.
-Иногда говорят человеку: «У тебя доброе сердце». Что значит «доброе сердце»? Про каких людей так говорят?
Ученики: Про добрых людей, хороших, готовых прийти на помощь, помочь в трудную минуту и т.д.
Учитель: А слышали, когда говорят «сердце болит, ноет»? Вспомните было ли у вас так когда-нибудь на сердце? Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всею душою. Часто сердце нам что-то советует, а иногда приказывает! Когда вы спокойны оно, как бьётся?
Ученики: Спокойно, ровно.
Учитель: А когда вы сердитесь или сделали что-то плохое?
Ученики: Оно бьётся часто, учащённо.
Учитель: Так сердце предупреждает, остановись, не злись. «Прости», - просит оно.
Учитель: И если мы будем внимательны к своему сердцу, то сами сможем определить что хорошо, а что плохо, как следует поступать, а как не следует. Ведь наше сердце оно связано с нашей душой, в которой живёт совесть. А что такое совесть?
Ученики: Это голос Божий внутри человека, внутренний голос, который подсказывает человеку, как следует поступать.
Учитель: А если человек будет творить много злых дел, не будет никому ничего прощать? Что станет с его сердцем, с его душою?
(Учитель берёт чёрный фломастер и закрашивает сердце).
Ученики: Сердце и душа человека покроются грязью.
Учитель: Как вы думаете, сквозь такой слой грязи легко ли совести бывает достучаться до человека и подсказать ему, что этот поступок плохой, так не следует поступать?
Ученики: Очень трудно.
Учитель: Так произошло и с людьми, которые жили во времена ветхого завета. Они стали много грешить, а голос совести почти никто уже и не слышал.
- Давайте закроем глаза и представим, что мы как будто бы оказались в машине времени, которая перенесла нас во времена ветхого завета. Давайте вспомним те события, которые произошли в ветхом завете.(Слайд 2)
Ученики: Грехопадение, Каин убил брата Авеля, Столпотворение Вавилонское, Потоп, Египетское рабство. (Ученики прикрепляют к доске те события, которые происходили во времена ветхого завета).
Учитель: От такого количества злых дел душа и сердце у людей, становилась какой?
Ученики: Тёмной, грязной.
Учитель: Легко ли Богу было достучаться до людей через их совесть, душу и сердце?
Ученики: Тяжело.
Учитель: Поэтому то, Господь и наказывал людей, вразумляя их, чтобы они не погибли. И дал людям закон, по которому следовало жить. Господь дал свой закон, через пророка Моисея (слайд 3) на горе Синай, которая находиться в современном Египте .(Слайд 4) Пророк Моисей весь еврейский народ оставил у подножия горы, а сам поднялся на гору, где молился. Началось землетрясение, молнии засверкали и Бог дал свой закон, написанный на каменных досках, которые называются скрижали. Скрижалей было две.
Учитель: Откройте учебники на странице 42. В рамочки вы видите заповеди Божии. Сколько их всего?
Ученики: 10.(Слайд 5)
Учитель: По цепочке прочитайте заповеди Божии.
(Учащиеся по цепочке читают заповеди).Какие-то заповеди вам уже я думаю и без пояснений понятны, а какие то нет. О них мы обязательно поговорим, но немного позднее. А сейчас ещё раз посмотрите на заповеди и подумайте, почему же Бог дал не одну скрижаль, а две. На одной скрижали были записаны заповеди, которые относятся к кому?(слайд 6)
Ученики: К Богу.
Учитель: А на другой скрижали заповеди по отношению к кому?
Ученики: К людям, к ближним.
Учитель: Сейчас я раздам вам скрижали. И вы будете постепенно их заполнять.(Учащимся раздаются нарисованные на бумаге скрижали, и карточки с заповедями. Работа в парах). Итак, заповеди, которые нам дал Бог помогают выражать свою любовь по отношению к кому?
Учащиеся: К Богу и ближним.
Учитель: Поэтому тема нашего сегодняшнего урока так и называется. Кто прочитает?
Ученики: Возлюби Господа Бога твоего…
Учитель: Давайте на первой скрижали приклеим «Возлюби Господа Бога Твоего…»
-А на второй. Что приклеим?
Ученики: «Возлюби ближнего твоего…».
Учитель: Все справились с заданием? Кто справился, встаньте около своей парты. Поскольку мы сегодня будем говорить о том, какие же заповеди нужно соблюдать, чтоб выразить свою любовь к Богу давайте вспомним стихотворение о Боге.
Физкультминутка.
Бог повсюду,
Он везде,
В небе воздухе , воде,
Всё Он видит,
Всё Он знает.
Всех на свете понимает,
Он Спаситель мой и твой,
Он повсюду,
Он живой.
Учитель: Кто мне подскажет, о заповедях по отношению к кому мы будем сегодня говорить?
Ученики: По отношению к Богу.
Учитель: Посмотрите, на следующий слайд. (Слайд 7). Здесь мы видим 1 заповедь Божию. Кто её прочтёт?
Ученики: «Я Господь, Бог твой, и других богов нет».
Учитель: Что же значит эта заповедь?
Ученики: То, что Бог у нас один и нет других Богов.
Учитель: Обратите внимание на то, как Господь называет себя в этой заповеди. Не просто Бог, а как?
Ученики: Бог твой.
Учитель: Это слово «твой» мы обычно по отношению к кому употребляем? Твоя мама, твой папа, твоя бабушка, твой дедушка?
Ученики: По отношению к родным, близким.
Учитель: И Господь тем самым указывает, что для человека Он самый родной, близкий.
- Ещё раз прочитайте эту заповедь.
-Давайте отыщем её среди предложенных вам заповедей и приклеим на ваши скрижали. С какой стороны мы её приклеим?
Ученики: Возлюби Господа Бога твоего…
Учитель: Давайте с вами подумаем, почему так важно, чтить истинного Бога и знать его. Может, нет ничего страшного в том, что человек не будет знать своего настоящего Бога, а будет чтить и поклоняться ложным Богам?
Ученики: Человек должен знать своего настоящего Бога.
Учитель: Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте откроем учебники на странице 43. Прочтите 4 абзац. Итак, почему же человек должен знать своего истинного Бога?
Ученики: Потому что, все, что мы имеем у нас от Бога. И если человек не знает своего истинного Бога, то и обратиться он к Нему не сможет.
Учитель: На следующем слайде (слайд 8) нам предложены слова, из которых нужно собрать пословицы. Эти пословицы связаны с первой заповедью Божией. Давайте попробуем собрать пословицы.
Ученики: Жить – Богу служить. (слайд 9)
Учитель: Как вы понимаете эту пословицу?
Ученики: Человек в своей жизни должен служить Богу, чтить истинного Бога, жить по Его заповедям.(слайд 10)
Ученики: Тот не унывает, кто на Бога уповает.(слайд 11)
Учитель: Как вы понимаете эту пословицу?
Ученики: Кто на Бога надеется, тот не унывает, так как Господь всегда поможет человеку, в любой ситуации.
(слайд 12)
Ученики: За Богом пойдёшь, добрый путь найдёшь.(слайд 13)
Учитель: А эту пословицу как вы понимаете?
Ученики: Если человек будет жить по заповедям Божиим, по Его закону, то человек найдёт добрый путь, добрую жизнь.
Учитель: Кто прочтёт вторую заповедь?(слайд 14)
Ученики: Не делай себе кумира (идола).
Учитель: Кто такой идол, кумир?
Ученики: Изображение придуманных божеств, которым поклонялись люди вместо Бога.
Учитель: Но в наши дни таким идолом может стать телевизор, компьютер. Это, в каких ситуациях?
Ученики: Когда человек готов целыми днями играть в компьютер или смотреть телевизор, а вся остальная реальная жизнь ему не интересна.
Учитель: Кто ещё раз прочтёт нам вторую заповедь Божию? На какую скрижаль мы поместим эту заповедь?
Ученики: Где заповеди по отношению к Богу.(Учащиеся приклеивают вторую заповедь).
Учитель: Третья заповедь. Кто прочтёт?(слайд 15)
Учащиеся: Не произноси напрасно имени Божия.
Учитель: Что же значит эта заповедь?
Ученики: Эта заповедь учит тому, что про Бога не только нельзя говорить плохо, но даже упоминать Его имя в суетных разговорах, для связки слов.
Учитель: Эта заповедь нам напоминает о том, что всё, что связано с Богом оно свято, даже Его имя. Давайте приклеим третью заповедь. Маша, прочитай нам третью заповедь.
Учитель: Четвёртая заповедь.(слайд 16)
Ученики: Помни день субботний. Давайте приклеим эту заповедь. Как вы думаете, в настоящее время, каким днём недели является этот день?
Ученики: Воскресение.
Учитель: С каким событием связано то, что день субботний стали называть воскресением?
Ученики: С воскресением Иисуса Христа.
Учитель: Как вы понимаете эту заповедь? В этот день люди издревле не занимались обычными, повседневными делами. А посвящали этот день Богу и ближним. Как можно этот день посвятить Богу?
Ученики: Ходить в храм, молиться, читать духовные книги.
Учитель: А ближним, как можно посвятить этот день?(слайд 17)
Ученики: Посетить стариков, навестить больных, оказать помощь нуждающимся и так далее.
Учитель: Поскольку 4 заповедь предполагает и помощь ближним давайте мы вспомним физкультминутку о помощи маме.
Физкультминутка.
Мы сегодня помогали,
Со стола всё убирали,
Перемыли все тарелки,
И разбили лишь одну,
А потом мы подметали,
Веник мы у мамы взяли,
Мыли пол, Пыль вытирали,
Очень сильно все устали.
Учитель: Устали потрудившись, но на сердце и душе как вам стало после того как вы сделали добрые дела?
Ученики: Легко, хорошо.
Учитель: Давайте , вспомним с каким событием библейской истории связана 4 заповедь. Помни день субботний.
Ученики: С сотворением мира. Когда Господь после творения мира отошёл от дел своих и больше в этот день не творил.
Учитель: Так и мы должны по примеру Господа 6 дней работать, трудиться, а 7-ой день посвятить Богу.
Сколько заповедей Бог нам дал, которые помогут человеку выразить свою любовь к Богу?
Ученики: Четыре.
Учитель: 1ряд хором назовите 1 заповедь. 2 ряд назовите 2-ую. 3 ряд назовите 3-ию и 4 заповедь назовите все хором. Скрижали мы продолжим заполнять на следующем уроке.
Игра «Добро и зло» (учитель называет добрые качества человека учащиеся поднимают руки вверх, злые качества садятся на корточки.
Учитель: Что с вами произошло?
Ученики: Мы сели на корточки, опустились.
Учитель: Так происходит с человеком, который творит зло человек, опускается, перестаёт быть человеком. Что нужно делать, чтоб человек вновь стал человеком.
Ученики: Человек должен творить добро. (Учащиеся называют добрые качества и их руки поднимаются вверх).
Учитель: А теперь, ребята, проверим, хорошо ли вы запомнили всё то, о чём мы говорили сегодня. (Учащимся раздаются индивидуальные кроссворды, которые они должны разгадать самостоятельно). Кто уже готов встаньте возле парты. Хорошо.
- Давайте проверим.
- Вова, читай первый вопрос по вертикали. И отвечай на него. Маша, читай второй…
-Сколько всего заповедей дал Бог человеку? 10.
- Имя пророка получившего заповеди? Моисей.
-Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло? Заповеди.
- Гора. На которой Моисею были даны заповеди? Синай.
- Каменные доски, на которых были записаны заповеди? Скрижали.
- Книга, в которой записаны заповеди? Библия.
Учитель: Если у вас нет ошибок поднимите зелёную карточку, 1-2 ошибки голубую, а если более 3 красную карточку.
- Молодцы, хорошо потрудились!
- А теперь давайте поиграем в угадайку. Сейчас ребята почитают стихи , а вы угадайте к каким заповедям они относятся.
1 Ребёнок:
Пусть только Господь царит в твоём сердце,
И только Ему открой сердца дверцу!
Пусть Бог будет смыслом всей жизни твоей!
Пусть Он управляет и властвует в ней!
Ученики: 1 заповедь. «Я – Господь , Бог твой, пусть не будет у тебя других Богов»
2 Ребёнок:
Имя Божье напрасно ты не говори!
Уважение твоё пусть в словах тех горит.
Пусть с любовью к Нему твоё сердце стучит,
Благодарность и вера в нём вечно звучит!
Ученики: 3 заповедь. «Не произноси имени Господа напрасно».
3 Ребёнок:
Господь твой пусть будет единственным Богом,
Хоть в жизни всегда разных идолов много,
Служи лишь Ему всей душою своей!
На Бога надейся, а не на людей!
Ученики: 2 заповедь. «Не сотвори себе кумира».
4 Ребёнок:
С Богом жизнь для себя христианин выбирает,
И поэтому церковь всегда посещает.
Знать о Господе больше он очень стремится,
И из библии мудрости Божьей учиться.
Посвящай время Господу – будешь успешен,
И Его вечной милостью нежно утешен.
Ученики: 4 заповедь. Почитай день субботний.
Учитель: Послушайте рассказ и скажите, какую заповедь нарушили герои.
« В автобус втиснуться нелегко: давка, толчея. Бабушка хотела пройти в переднюю дверь, но какой-то человек спортивной внешности легко отодвинул плечом несколько человек, крякнул и ввинтил в освободившееся пространство своё натренированное тело.
- О Господи! – прошелестел чей-то голос. Бабушка, ещё более старая, чем Алёнкина и Ванина, обречённо смотрела на штурм автобуса… Малыш, стоящий рядом с мамой, что-то сказал ей. Женщина раздражённо воскликнула:
- Боже мой, нашёл, когда говорить!
Бабушка нахмурилась… Вдруг Алёнка сказала Ване:
- Ваня, твоя очередь после обеда мыть посуду!
Ваня пробормотал нечто невразумительное.
- Ах ты, Боже мой! Ну и помощничек растёт! - воскликнула Алёнка.
И здесь произошло нечто неожиданное. Вместо того, чтобы поругать Ваню, бабушка сказала жёстко и властно:
- Алёнка, я тебе запрещаю говорить на каждом шагу то, что должно быть на сердце, а не на языке! (Из кн.С.Е. Шамаевой «Ваня, Аленка и бабушкины молитвы»).
- Какую заповедь нарушили герои рассказа?
Ученики: Они нарушила 3 заповедь. Не упоминай имя Господа в суе.
Учитель: Как вы понимаете слова бабушки « запрещаю говорить то, что должно быть на сердце, а не на языке?»
Ученики: То есть, о Боге нужно говорить, только обращаясь к своему сердцу, с любовью, со вниманием и нельзя употреблять имя Божие просто так, без внимания, как для связки слов или употребляя как ругательство, так как имя Божие свято.
Учитель: Посмотрите на следующий слайд и скажите, какую заповедь он иллюстрирует.
Ученики: 4-ую заповедь. Помни день субботний.
Учитель: А этот слайд, с какой заповедью связан?
Ученики: Не сотвори себе кумира. 2-ая заповедь.
Учитель: Нарушение, какой заповеди иллюстрирует следующий слайд?
Ученики: 1 заповедь. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других Богов.
Учитель: Почему тема нашего сегодняшнего урока называется «Возлюби Господа Бога твоего…»
Ученики: Потому что мы сегодня говорили о заповедях, которые помогают нам выразить свою любовь к Богу.
Учитель: Зачем Господь дал людям заповеди?
Ученики: Так как душа и сердце человека, так заросло грязью, что человеку стало сложно слышать голос своей совести. И Господь желая, чтоб люди спаслись, дал им закон, по которому человек должен жить.
Учитель: А теперь вам нужно к этому дереву прикрепить листочки. Зелёные должны прикрепить те, кто считает, что заповеди Божии должны соблюдать все люди. Жёлтые – только те люди, которые жили в ветхом завете. Красные – заповеди люди не должны соблюдать.
- Вот такое у нас получилось замечательное дерево! Конечно, заповеди Божии должны соблюдать все люди. Соблюдая их, мы выражаем свою любовь к Богу и людям.