Всероссийский конкурс « Учитель года 2018» муниципальный этап
Конспект урока
по основам безопасности жизнедеятельности
на тему « Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера»
конкурсант
преподаватель – организатор ОБЖ
Быкова О.Е.
Февраль 2018 г.
Тема урока: «Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера».
Цель урока: познакомить учащихся с организацией оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Задачи урока:
Образовательная:
Сформировать систему знаний о структуре системы оповещения населения о ЧС техногенного характера
Расширять кругозор обучающихся по предмету
Развивающая
Развивать у обучающихся интерес к предмету ОБЖ.
Развивать навыки работы в парах, группе
Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Развивать память, внимание. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам ОБЖ.
Воспитательная
Воспитывать культуру безопасного поведения в условиях ЧС техногенного характера
Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность.
Воспитывать инициативность и активность.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций;
Потребность в самовыражении.
Метапредметные результаты.
Познавательные:
Осуществлять поиск информации
Давать определение понятиям
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности, выдвигать версии
Адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы
Коммуникативные:
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника;
Умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
Предметные результаты: научить правильно реагировать на ЧС; действовать по информации, передаваемой системами оповещения,
Тип урока – изучение нового материала с применением ИКТ
Формы работ на уроке: индивидуальная, парная, коллективная.
Используемые методы – словесные, наглядные.
Способ проверки знаний и оценивания – устный и письменный опрос
Оборудование: компьютер, технологическая карта урока, федеральный закон « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» видеоролики.
Ход урока:
1.Организация начала урока.
- Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня урок по основам безопасности жизнедеятельности проведу у вас я. Зовут меня Ольга Евгеньевна.
2. Актуализация знаний учащихся
Фронтальный опрос
- Поднимите руку те, кто получал эсэмэс сообщения примерно такого содержания « 26.02.2018 года на территории Курской области ожидается умеренный снег, метель, порывы ветра до 20 м/с. Будьте внимательны и осторожны».
- Какая ситуация описана в сообщении? ( ЧС)
- Давайте вспомним, что такое чрезвычайная ситуация? Дайте определение.
(Чрезвычайная ситуация (ЧС) – совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории, возникших в результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природного явления.)
- Какая служба присылает такие эсэмэс сообщения? ( МЧС - министерство по чрезвычайным ситуациям)
- С какой целью присылаются такие сообщения? ( для предупреждения и оповещения населения о грозящей опасности).
- Подберите к слову оповещение однокоренные слова. ( весть, известие, вещать – значит говорить)
- Какие виды ЧС вы знаете? ( природного и техногенного характера)
- Приведите примеры ЧС природного характера. ( землетрясения, наводнения, ураганы, бури, извержения вулканов и тд)
- Давайте составим кластер по теме « ЧС техногенного характера». В центре схемы написано « ЧС техногенного характера» Они делятся на 3 вида, какие? Под одной из стрелочек стоит вопросительный знак .Какая ЧС здесь зашифрована?
(Слайд 1)
Гидродинамические в зданиях на объектах добычи, переработки
аварии хранения взрывчатых веществ
Пожары и взрывы

аварии в коммунальных на транспорте
сетях объекты с АХОВ
б
Промышленные аварии

иологические аварии
на радиационно опасных объектах
а
ЧС техногенного характера

варии на
радиационно аварии на водном транспорте
о
пасных объектах
Опасные происшествия на транспорте
аварии на ДТП
энергетических сетях
аварии на химически
о
пасных объектах
? авиационные катастрофы
железнодорожные аварии аварии на подземных
сооружения
3. Постановка темы и целей урока
( слайд 2)
-Древние греки говорили: «Предупрежден — значит вооружен».
-Прочитайте высказывание. Подумайте, что оно означает.
- Скажите , как может звучать тема сегодняшнего урока.
- Да, сегодня мы будем изучать тему «Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера».
- Ребята, у каждого из вас на парте лежит технологическая карточка урока, с которой вы будете работать по ходу изучения новой темы. Запишите в нее тему урока.
- Какие знания вам необходимо получить, чтобы быть осведомленными в этой теме?
При изучении данной темы вы узнаете, что такое оповещение, для чего оно необходимо в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также важность данных мероприятий.
4. Изучение нового материала.
Что такое оповещение
- Что вы понимаете под словом «оповещение»? Попробуйте сформулировать понятие, что такое оповещение (ответы обучающихся).
-21 декабря 1994 года Государственная Дума приняла закон " О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».Прочитайте содержание этого закон ( слайд 3)
Согласно закону « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» оповещение - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите. ( слайд 4)
- Запишите это определение в технологическую карту задание1.
Работа по учебнику
- Откройте учебник на с. 156, прочитайте первый абзац и ответьте на вопрос – кто является основным объектом защиты? ( личность с ее правом на защиту жизни, здоровья и имущества в случае возникновения ЧС)
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера включает в себя комплекс специальных мероприятий, среди которых можно выделить:
оповещение (предупреждение) населения об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайной ситуации;
эвакуация людей из опасных зон и районов;
инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита и др. ( слайд 5)
- Об опасных событиях, особенно если это связано с грозящей опасностью, должно знать население. Если человек своевременно предупрежден, значит, он имеет возможность встретить и отразить угрозу его жизни и здоровью. В системе гражданской обороны для этого существует служба оповещения.
Система оповещения ГО и ЧС – это организационно – техническое объединение сил, специализированных средств оповещения и системы связи, обеспечивающих передачу сигналов оповещения и информации о чрезвычайной ситуации. ( слайд6)
Система оповещения населения в чрезвычайных ситуациях входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения обеспечивается с помощью автоматизированных систем централизованного оповещения.
Уровни централизованной системы оповещения
Просмотр видеоролика « Системы обеспечения ГО» ( 4 мин)
Работа в парах.
- Посмотрите на второе задание в ваших технологических картах. Это задание вы будете выполнять в парах. Посовещайтесь и закончите предложения.
- Назовите уровни системы оповещения гражданской обороны. ( федеральный, межрегиональный, региональный, местный, локальный).
- Кто принимает решение о задействовании системы оповещения любого уровня? ( руководитель ГО или его заместитель)
-Как часто проходят комплексные проверки систем оповещения с включением всех звеньев и средств? ( 1 раз в год)
Система ОКСИОН
- В настоящее время создана система ОКСИОН. ОКСИОН расшифровывается, как общероссийская комплексная система по информированию и оповещению местного населения, используемая в тех местах, где обычно массово собираются люди.
Цель ОКСИОН - совершенствовать информирование и оповещения населения об угрозе ЧС.
Задачи ОКСИОН:
Сокращение сроков оповещения о ЧС.
Повышение оперативности информирования населения о ЧС.
Повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности.
Повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности
Увеличение информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения
Повышение эффективности мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей путем профилактического видеонаблюдения. ( слайд7 )
Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения является составной частью системы управления МЧС России. По оценке экспертов МЧС, создание ОКСИОН позволяет обеспечить гарантированное информирование в области безопасности жизнедеятельности более 35 млн человек, сократить в 1.2 раза время доведения нужной информации и уменьшить затраты из федерального бюджета на ликвидацию ЧС.
Сигнал « Внимание всем»
- Основным способом оповещения населения о чрезвычайных ситуациях является передача речевой информации с использованием сетей проводного, радио- и телевещания. Для привлечения внимания населения включаются сирены, производственные прерывистые гудки, транспортные и другие средства через установки громкоговорящей связи, в том числе установленной на автомобилях службы охраны общественного порядка и ГАИ, что означает передачу предупредительного сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». В годы Великой Отечественной войны люди знали: если звучит сирена – это сигнал «Воздушная тревога!». В конце 1988 г. был пересмотрен и изменен порядок оповещения. Теперь завывание сирен, прерывистые гудки означают сигнал гражданской обороны: «Внимание всем!»
Просмотр видеоролика действие по сигналу « Внимание всем!»
- Как вы думаете, на территории Конышевского района есть объекты, способные создать угрозу техногенного характера? (да) Какие? Газораспределительная станция, мясокомбинат.
- Какие средства оповещения населения о ЧС есть в нашем районе? Локальная сирена
На каждый случай вероятных чрезвычайных ситуаций местные органы ГОЧС имеют примерные варианты сообщений (запись сделана на русском и национальном языках), которые с учетом складывающейся обстановки корректируются.
Показ слайда с речевым сопровождением
- Знание порядка оповещения при возникновении ЧС , а также знание правил безопасного поведения при возможных аварий радиационного, химического и гидродинамического происхождения будут способствовать повышению уровня вашей безопасности .
5. Закрепление изученного материала.
Коллективная работа . Составление синквейна
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема (обычно существительное);
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия) - описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами);
3 строчка – три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме;
4 строчка – четыре слова – фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке;
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Оповещение.
Быстрое, всеобщее.
Предупреждает, информирует, сообщает
Способствует сохранению жизни людей
Информация
Технологическая карта задание 3. Рассмотрите рисунок « Средства оповещения населения». Запишите название каждого средства согласно номерам на рисунке.
1
.антена
2. сигнал спецмашины
3. телефон
4.радиоприемник
5.телевизор.
6. заводская сирена.
7.сирена парохода.
8. использование громкоговорителя ( рупор)
9. электрическая сирена.
Технологическая карта задание 4 . (слайд 8 )Вставьте пропущенные слова в текст информации « Внимание всем!»
Технологическая карта задание 5 . (слайд 9) Ответ:А-Е-Г-Б-З
6. Оценивание
7. Домашнее задание. П. 7.1, подготовить сообщение о техногенной катастрофе « Чернобыльская АЭС» по плану
Дата аварии
Причины аварии
Последствия аварии
Недостатки работы служб с указанием мнения эксперта.
Современная обстановка в зоне Чернобыльской аварии.
- Проверка домашнего задания на следующем уроке будет проверятся с позиции раскрытия плана сообщения.
8.Рефлексия
Я познакомился с ….
Мне было не просто понять….
У меня получилось……
Мне запомнилось….
Технологическая карта урока
Тема урока…………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………….
Задани1
Оповещение -……….………………………………………………………...................................................
………………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………………………..
Задание 2. Закончите предложения.
Система оповещения гражданской обороны состоит из уровней :……………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………..
Решение о задействовании системы оповещения любого уровня принимает …………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………
Комплексные проверки систем оповещения с включением всех звеньев и средств проходят ………….
…………………………………………………………………………………………………………………..
Задание 3 . Рассмотрите рисунок « Средства оповещения населения». Запишите название каждого средства согласно номерам на рисунке.
1._____________________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________________3._____________________________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________________________5._____________________________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________________________
7. _____________________________________________________________________________________
8._____________________________________________________________________________________9._____________________________________________________________________________________
Задание 4. Вставьте пропущенные слова в текст информации « Внимание всем!»
« Внимание! Говорит управление ________________________________. Граждане! Произошла авария на атомной электростанции. В районе станции и населенных пунктов _________________
________________ ожидается выпадение ______________ веществ.
Населению этих пунктов находиться в жилых домах. Провести ______________________ жилых помещений. Принять ________________ препарат. Подготовиться эвакуации.
Проинформируйте о случившемся и о порядке действий соседей. В дальнейшем действуйте в соответствии с указаниями управления гражданской защиты и _____________ власти. Следите за нашими сообщениями
Слова для справок.
в скором времени гражданской защиты
герметизация
радиоактивные
местных органов
Задание 5
Допустим, управление ГОЧС передало сообщение об аварии на АЭС . в сообщении рекомендовано жителям района, в котором вы проживаете, покинуть свои квартиры (дома) и прийти на сборный пункт для эвакуации в безопасную зону. Ваши родители находятся на работе. Вы располагаете временем в 1.5 часа. Выберите из предложенных вариантов ваши дальнейшие действия и определите их последовательность.
А) позвоню родителям на работу и сообщу о случившемся
Б) вывешу на двери табличку об отсутствии в квартире жителей и отправлюсь на сборный пункт
В) закрою мокрыми тряпками вентиляционные отверстия
Г) выключу газ, электричество, погашу огонь в печи
Д) переоденусь в чистую одежду
Е) освобожу холодильник от продуктов, вынесу скоропортящиеся продукты и мусор в мусоросборник
Ж) проведу влажную уборку помещения
З) использую намоченный носовой платок в качестве защиты органов дыхания при следовании на сборный пункт.
ОТВЕТ