Тема урока: Чудесное путешествие пророка.
Цель урока: Формирование представлений у учащихся об исламской культуре и основателе ислама - пророке Мухаммаде.
формирование у детей представлений о чудесном путешествии пророка и главных идеях, заложенных в его рассказе.
Задачи урока:
-познакомить учащихся с терминами Мирадж, Исра, Иерусалим, Ясриб, Аль - Бурак, Синай;
- раскрыть содержание истории о путешествии пророка, назвать её главные идеи;
- расширить знания учащихся о Пророке Мухаммаде.
- развивать у учащихся уважение к любой религии;
- воспитывать в детях любовь к пророкам.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
Систематизировать и обобщать материал о чудесном путешествии пророка.
Вести диалог, слушать, обобщать, делать выводы.
Знать:
Виды деятельности: учебный диалог, устный рассказ на тему, работа в группах, дискуссия, работа с учебником, чтение дополнительной литературы.
Оборудование:
проектор; экран; учебники; толковые словари; таблички определения границ знания, незнания; книжка «Звёздочки в темноте», карта.
Ход урока
Орг. момент.
Учитель: Добрый день, ребята! Я рада снова видеть вас! Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям и тем самым настроимся на работу на сегодняшнем уроке.
Проверка домашнего задания.
- Ребята, у вас на партах тесты. Давайте повторим то, о чём вы узнали на предыдущих уроках. Прочитайте внимательно тест, выберите правильный ответ.
- А теперь поменяйтесь тестами, проверьте, поставьте баллы в таблицу. Оцените друг друга. (На экране правильные ответы и критерии оценки).
- Кто набрал 6 – 7 баллов, встаньте, пожалуйста, молодцы, а кто набрал 5 баллов? – хорошо; а у кого меньше 5 баллов? - вам нужно ещё раз внимательно прочитать предыдущий материал. Молодцы.
3. Сообщение темы и цели урока
- Ну, а теперь, послушайте красивый нашид. Вы знаете, что такое нашид?
Нашид – это песни на исламские темы. Они содержат прославления Всевышнего, приветствия Его пророкам.
Дети слушают нашид.
- Понравилось? Да, звучит красиво! О чём или о ком этот нашид, предположите?
-Так, о ком мы с вами будем говорить на уроке?
- Да, о пророке Мухаммаде. Откройте учебники на с. 16. Прочитайте тему урока, запишите в тетради.
4.Постановка учебных целей.
- У вас на столах таблицы: определите, какую цель поставите перед собой на сегодняшнем уроке (определяются границы знания-незнания).
- Давайте заглянем в учебник, найдите рубрику «Вы узнаете», прочитайте, что вы сегодня узнаете?
5. Изучение нового материала.
- Итак, продолжаем работать. Ребята, у меня в руках очень интересная книжка «Звёздочки в темноте». Я хочу зачитать отрывок из этой книжки. Хотите послушать?
Но сначала вспомним: верили мекканцы словам Мухаммада?
- Нет, они смеялись над его речами, издевались над мусульманами.
- Да, ребята, некоторые мусульмане покинули Мекку.
- В какую страну они перебрались?
- В Эфиопию.
- А ещё какие беды обрушились на пророка Мухаммада?
- В 619 году умер его дядя Абу Талиб, а затем умерла его жена Хадиджа.
- Наш пророк очень переживал, что люди не хотели верить в Аллаха; у него было горе, ему было очень трудно. Итак, слушайте текст. Слушайте внимательно, вы должны сегодня многое узнать.
Чтение учителем (технология продуктивного чтения).
- Понравился текст? О чём мы прочитали? Что узнали? Достигли поставленной цели? Посмотрите на свои таблички, все слова вам понятны?
- Ещё не познакомились со словами Синай, караван. А ещё где мы можем посмотреть незнакомые нам слова и объяснить их значение?
- В словаре, в сети Интернет.
Работа со словарём Ожегова. Объясняют значение слова караван….
- А вот слово Синай как можно объяснить? На доске выставляется рисунок с изображением горы Синай и объяснение: гора Синай - гора на Синайском полуострове в Египте.
Физминутка.
- А сейчас, ребята, отдохнём.
Самостоятельная работа учащихся в группах.
- Итак, давайте восстановим события чудесного путешествия пророка Мухаммада. Мухаммад на коне Ал-Бурак отправился в путешествие по ночному небу.
- Сколько же остановок сделал Мухаммад во время своего путешествия? Кого он повстречал в пути? Что делал? Об этом вы расскажете сами, поработав в группах. Наш класс разделен на 3 группы. На ваших партах много иллюстраций, определений, карта, вопросы. Вы читаете свой вопрос, начинаете готовить ответ на него. Можете пользоваться учебником. Открываем учебники на странице 16-17. Прочитав текст со слов «Первая остановка…», вы найдете ответы на все поставленные вопросы, также перед вами карта, пользуйтесь и ею. Ответ оформляете на листах, думаете, обсуждаете вместе, кто – то из вас будет писать слова пропущенные, затем подготовитесь выступить. Если будете готовы – дайте сигнал.
Работа в группах. 10 минут.
Ответы детей.
1 группа.
- У вас вопрос:…….( Сколько же остановок сделал Мухаммад во время своего путешествия?)
1) - Первая остановка – на горе Синай. Она находится на Синайском полуострове в Египте.
2) - Вторую остановку они совершили на Храмовой горе в городе Иерусалиме .Это священное место для мусульман. Это одна из трёх величайших святынь ислама – мечеть Аль - Акса.
3) - Название Аль-Акса переводится как «отдалённая мечеть». Она возносится над самым высоким местом Иерусалима на высоту сорок метров, поражая своей красотой и великолепием.
4) - Сам город является святыней для христиан, иудеев и мусульман.
5) - Третья остановка. На Храмовой горе Мухаммад увидел освещенную лестницу, по которой он поднялся на небеса.
2 группа, ваш вопрос:…….( Кого пророк Мухаммад повстречал в пути?)
1) - В Иерусалиме, на Храмовой горе Мухаммад встретился с другими пророками.
2) - На седьмом небе он предстал перед Аллахом, чей лик был скрыт многими тысячами покрывал.
3 группа, вы отвечаете на вопрос:……( Что делал пророк Мухаммад?)
1) - Мухаммад с ангелом помолились на горе Синай, отправились дальше.
2) - В Иерусалиме Мухаммад вместе со всеми пророками прочитал молитву.
3) - На седьмом небе он получил наказ о том, чтобы все мусульмане молились пять раз в день.
4) - Также здесь ему предложили два сосуда, в одном было вино, а в другом – молоко. Мухаммад выбрал сосуд с молоком. Аллах сказал ему, что он сделал правильный выбор, иначе бы его народ сбился с правильного пути.
- Итак, ребята, вы узнали, как прошло путешествие пророка Мухаммада и ангела Джибрила на коне Ал-Бурак.
Этнонациональный компонент (по РИПу).
- Вам знакомо слово Мирадж? (Мираж кичэсэ)
- В ваших семьях этот день отмечается, ваши родные идут в мечеть, совершают коллективную молитву, держат пост. Так вот, Путешествие Посланника из Аль – Кудса на небеса, о котором вы сегодня узнали, и называется Мирадж. А вот Путешествие Посланника из Мекки в Аль – Кудс (Иерусалим) называется Исра.
9. Вывод:
- Давайте, ребята, сделаем вывод, какое наставление дал Аллах пророку и всем мусульманам? (главные идеи в чудесном путешествии пророка).
Для Мухаммада и всем мусульманам пятикратная ежедневная молитва стала обязательной.
Чудесное путешествие пророка показало, что людей всех религий сближает молитва одному Богу и обращение только к Нему.
Пророк Мухаммад вознесся к небесам, где он увидел пророков, начиная с Адама до Ибрагима, мы всех их должны любить, а потом посетил самое близкое место к Аллаху, и этому был удостоен только он один, единственный из всех пророков и посланников в истории человечества.
11. Домашнее задание.
1. Прочитать стр. 16-17 учебника.
2. Составить рассказ о чудесном путешествии пророка.