Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная. Беседа | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 2», ручки) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Отгадывание загадок, беседа | – Буква О любит трудиться, поэтому в названии многих инструментов она единственная гласная. Угадайте: 1) Сам худ, голова с пуд. 2) Кланяется, кланяется, Придет домой – растянется. 3) Хожу с края на край, Режу черный каравай. 4) Что за слово, угадайте: Части в нем – загадки: Первая – нота, вторая – игра, Целое встретится у столяра. – Постройте схемы одного из данных слов. Впишите букву О. – Какую букву вы использовали? – Сейчас научитесь писать строчную заглавную букву О | Слушают загадки, отгадывают их. – Молоток. – Топор. – Нож. – Долото. – Маленькую печатную букву о | Принимают учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы |
III. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Кольца». Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальчики считать | Выполняют пальчиковую гимнастику. Поочередно соединяют подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко, сначала на правой руке, затем на левой; (потом) синхронные движения на обеих руках | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
2. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная. Практический | – Проверяем посадку, правила обращения с ручкой | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой |
3. Обведение по контуру мячиков | Индивидуальная. Практический | – Возьмите мячик в левую руку, а пальчиками правой руки обведите его по контуру (показывает) | Выполняют задание по образцу | Обводят по контуру мячики, развивают моторику | Фронтальный. Наблюдение учителя |
4. Сравнение букв | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Сравните печатную и письменную буквы О, установите сходство и различие | Рассматривают буквы, сравнивают их | Устанавливают сходство и различие букв | Фронтальный. Устные ответы |
5. Знакомство с написанием буквы о | Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ | – Буквы О, о (строчная и заглавная) – это овал, то есть буква округлена и слегка вытянута. Пишется с наклоном вправо. Для этого тетрадь должна быть наклонена. Букву о начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх, чуть закругляем. Доводим до верхней линии рабочей строки, ведем вниз округлую линию до нижней линии рабочей строки, поднимаемся вверх вправо и доводим до начала письма. – Запишите эти элементы в воздухе | Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы. Прописывают элементы в воздухе | Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в строчной букве | Фронтальный. Наблюдение учителя |
6. Работа в «Прописи 2» (с. 5). Письмо буквы о | Индивидуальная. Практический. Письмо | – Посмотрим образцы написания буквы о. – Для чего нужны синие стрелки? – Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1-й и 3-й строчках. Помните правило: буквы надо писать на одинаковом расстоянии | – Стрелки показывают направление движения руки. Выполняют письмо буквы о | Учатся писать букву о в соответствии с образцом | Индивидуальный. Правильное письмо буквы о |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Очень трудно так стоять – Ногу на пол не спускать И не падать, не качаться, За соседа не держаться | Стоят на одной ноге, затем на другой | Стихотворение декламируется детьми два раза | Осуществляют профилактику утомления | Фронтальный. Верное выполнение физических упражнений |
7. Знакомство с написанием буквы О | Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ | – Заглавную букву О начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Руку ведем вверх, закругляя линию чуть влево, затем ведем округлую линию вниз; чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем округлую линию до начала письма | Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы О | Анализируют образец и выделяют элементы в заглавной букве О | Фронтальный. Наблюдение учителя |
8. Работа в «Прописи 2». Письмо буквы О (с. 5) | Индивидуальная. Практический. Письмо, беседа | – Самостоятельно обведите и допишите буквы О. – Одинаково или по-разному пишутся буквы о и О? – Допишите дома строчки чередующихся букв о и О. – Посмотрите, как прописываются соединения букв заглавной и строчной Оо и выполните по образцу | Выполняют письмо буквы О. Высказывают свое мнение. Выполняют соединения | Воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму | Индивидуальный. Правильное письмо букв О, о, Оо |
IV. Закрепление знаний и способов действий. 1. Слого-звуковой анализ слов (с. 5) | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, письмо | – В словах пропущены буквы. Впишите их. – Почему третье слово начинается с заглавной буквы? – Рассмотрите схему слова осы. Сколько здесь слогов? – Какой слог ударный? – Сколько звуков в первом слоге? – Из чего состоит первый слог? Аналогично проводится анализ слов сом, Осип | – Это имя человека. – Два. – Первый. – Один. – Из гласного о | Выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанные слова со схемой-моделью; правильно записывают имена собственные | Фронтальный. Устные ответы, правильное написание букв О, о |
2. Работа в «Прописи 2» на (с. 6) | Индивидуальная. Практический | – Что нарисовано в верхней части страницы? – Обведите по контуру сливы. – Заштрихуйте очки (наклонными линиями) и чайник (полуовалами) | – Очки, чайник, сливы. Выполняют задание учителя | Аккуратно работают карандашом | Индивидуальный. Письменное упражнение |
3. Работа с предложением | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, запись | – Найдите в «Прописи 2» предложение. – Как вы определили, что это предложение? – Какой знак стоит в конце предложения? – Как нужно читать это предложение? – Напишите сами предложение | – О-о-о! Отвечают на вопросы. Выполняют запись предложения | Читают предложение, анализируют его, определяют интонацию, грамотно записывают, обозначая его границы | Индивидуальный. Правильная запись предложения |
4. Анализ схем имен Алиса, Остап | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, письмо | – Что написано в нижней части страницы? – Обведите в этих именах буквы А и О. – Какие еще вы знаете имена, которые начинаются с буквы О? | – Имена. Выполняют обведение букв. Называют имена | Выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанные слова со схемой | Фронтальный, Индивидуальный. Устные ответы. Правильное письмо букв А, а, О, о |
V. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная. Словесный. Беседа | – У какой буквы мы сегодня были в гостях? Буква О довольна вашей работой. А вы? Что получилось? Над чем надо еще поработать? Дома потренируйтесь в написании изученных букв | Отвечают на вопросы учителя | Оценивают свою работу на уроке | |