II. Контрольно-диагностический. 1. История становления и развития письменности. Первые учебные принадлежности для письма. Правила обращения с ручкой (карандашом) при письме. Правила посадки при письме | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный, наглядно-демонстрационный, практический | Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением героя, который будет сопровождать детей на протяжении всего урока – веселого Карандашика. – Кто это? – Почему Карандашик улыбается? – Можно назвать Карандашика нашим другом? – Карандашик знакомит нас с интересными фактами из истории письма, которая уходит в далекое прошлое. Откройте «Прописи 1» на с. 4–5. Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите на страницах? – Какие из инструментов и предметов письма вам известны? – Почему люди обратились к письму? – Раньше писали (выцарапывали буквы) на берестяных грамотах остро заточенной палочкой. Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в нижней части «Прописи 1», с. 4. – Это был очень трудоемкий и долгий процесс, в связи с чем в качестве письменного инструментария стали использовать гусиные перья, а затем и перьевые ручки, обмакивая острие в баночку с чернилами (чернильницу). Писали на бумаге важную информацию, давали чернилам просохнуть, запечатывали и отправляли по месту назначения. Перьевое письмо требовало определенного прилежания. Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в верхней части прописи на с. 4. – Более ста лет назад была изобретена печатная машинка. Девушки-машинистки быстро набирали необходимый информационный текст. Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в нижней части с. 5. – На смену перьевым ручкам пришли шариковые и автоматические ручки. Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в верхней части с. 5. – Стало писать удобнее и быстрее. Сейчас практически у каждого из вас на столах компьютеры, ноутбуки, которые имеют широкие функциональные возможности. Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в нижней части с. 5 (по возможности учитель демонстрирует предметы и инструменты для письма). – Для того, чтобы красиво писать и сохранить правильную осанку, необходимо выполнять правила посадки при письме. Рассмотрите иллюстрации с изображением учеников, сидящих за столами при письме, на с. 4–5. – Как лежит тетрадь? – Тетрадь должна располагаться под углом 45°, правый угол направлен вверх. Как располагаются руки? – Как следует держать спину, ноги, голову при письме? – Обратите внимание на то, что между корпусом тела и краем стола должен свободно проходить кулак. Поэтому стул надо придвигать к столу на соответствующее расстояние. Источник света должен падать с той стороны, где находится пишущая рука. Сядьте правильно. – Учащиеся демонстрируют правильную посадку за столом. – Расскажите, как правильно держать ручку (карандаш) при письме. При необходимости учитель акцентирует внимание учащихся на том, что ручку (карандаш) кладут на средний палец рабочей руки, придерживая большим пальцем, указательный кладут сверху на ручку (карандаш). – Покажите, как будете держать ручку (карандаш) во время письма. – Учащиеся демонстрируют правильное положение ручки (карандаша). – Наш друг Карандашик предлагает выполнить задания и упражнения, которые помогут определить, как вы владеете карандашом, действуете по инструкции. Как вы думаете, важны ли выносливость, сила пальцев рук, терпение, внимательность, старательность для выполнения упражнений с карандашом? | Рассматривают иллюстрации с изображением веселого Карандашика на с. 4–5 («Прописи 1»), отвечают на вопросы. – Карандашик. – Потому что ему радостно. Он видит своих друзей – нас. – Да. Ответы детей. – Тетрадь, ручка, карандаш. – Чтобы не забывать важную информацию. – Тетрадь лежит под наклоном. – Руки полностью лежат на столе. Нерабочая рука придерживает тетрадь. – Спину следует держать ровно, немного наклонив корпус вперед. Ноги – прямо, ступнями касаясь пола, под углом 90°. Голову – немного наклонив вперед. Принимают правильную позу при письме. Показывают верное положение ручки при письме. – Да | Внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, рассматривают и описывают предметную картинку с изображением Карандашика, иллюстрации на с. 4–5 («Прописи 1»), называют письменные принадлежности с опорой на иллюстрации, ориентируются в первой учебной тетради, правильно располагают учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрируют верное положение ручки при письме | Индивидуальный. Демонстрация правильной позы при письме. Индивидуальный. Демонстрация верного положения ручки при письме |
2. Рисование простых узоров | Фронтальная, индивидуальная; наглядно-демонстрационный, практический | У каждого на столе лист нелинованной бумаги с образцами узоров, данных учителем, мягкий карандаш. – Карандашик предлагает рисование простых узоров. Учитель ведет показ порядка рисования узоров на доске, учащиеся внимательно смотрят, затем самостоятельно продолжают узоры. Образцы узоров:  | Выполняют задание | Рассматривают и слушают объяснение рисования простых узоров, самостоятельно выполняют задание, строго следуя инструкции учителя, адекватно воспринимают замечания учителя о проделанной работе | Индивидуальный. Выполнение диагностического упражнения. Заполнение индивидуальной «карты знаний»: если ученик хорошо справляется с заданием, значит, достаточно готов к работе по обучению письму; если нарисованные узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам, то ученик плохо управляет движениями руки, пальцев, недостаточны коррекция глаза, руки, зрительный контроль (см. Приложение 1) |
3. Графический диктант | Фронтальная, индивидуальная; объяснение; словесный, наглядно-демонстрационный, практический | У каждого на столе лист бумаги в клетку, на котором обозначены четыре опорные точки, служащие началом выполнения задания, мягкий карандаш. Учитель дает предварительные объяснения: – Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого надо внимательно слушать меня – я буду говорить, на сколько клеток и в какую сторону нужно проводить линию. Проводить следует только те линии, о которых я буду говорить. Когда проведете линию, ждите, пока я не скажу, как проводить следующую. Следующую линию надо проводить там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Когда я скажу, что надо провести линию направо на одну клетку, вы ее проведете вот так – от левой руки к правой (на своем листе бумаги учитель проводит линию слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу на две клетки вверх. А теперь – на одну клетку направо. А теперь – на две клетки вниз. На одну клетку направо. (Слова сопровождаются рисованием линий на листе бумаге.) И получаем вот такой рисунок:  Учащиеся самостоятельно выполняют диагностическое задание, предварительно проверив посадку и положение карандаша при письме. – Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Начали! От точки веди линию вверх на одну клетку (пауза), теперь вправо на одну клетку (пауза), вниз на одну клетку. Следует дать три элемента узора:  Учитель следит за тем, чтобы ребенок не поворачивал лист и начинал новый узор с нужной точки | Выполняют задание. Выполняют задание | Внимательно слушают объяснения учителя, смотрят на образец учителя, самостоятельно выполняют задание, точно следуя инструкции педагога, адекватно воспринимают замечания учителя о проделанной работе | Индивидуальный. Выполнение диагностических упражнений. Заполнение индивидуальной «карты знаний» (см. Приложение 1) |
4. Продолжение графического диктанта | Фронтальная, индивидуальная; объяснение; словесный, наглядно-демонстрационный, практический | – Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Продиктовать три элемента узора:  – Дальше продолжай узор сам точно так же, как рисовал со мной. Учащиеся самостоятельно выполняют задание. – А теперь будем рисовать следующий узор. Поставь карандаш на следующую точку. Начинаю диктовать. Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Должен получиться следующий рисунок (см. рис.). – Дальше продолжи узор сам до конца строки.  Учащиеся самостоятельно выполняют задание | Выполняют задание. Выполняют задание. Выполняют задание | Внимательно слушают объяснения учителя, смотрят на образец учителя, самостоятельно выполняют задание, точно следуя инструкции педагога, адекватно воспринимают замечания учителя о проделанной работе | |
III. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Что выполняли на уроке? – На что были направлены задания и упражнения? – Где могут пригодиться выносливость, сила, координация движений пальцев рук? – Какие качества помогли вам в выполнении заданий? – Какое задание вызвало у вас затруднение? – Кто доволен своей работой на уроке? Покажите сигнальную карточку красного цвета. Дома рассказать о том, что выполняли на уроке; принести на следующий урок любимую игрушку | Отвечают на вопросы: – На уроке выполняли задания и упражнения. – Задания и упражнения направлены на развитие пальцев рук: их выносливость, силу, координацию движений, владение карандашом. – При выполнении различной работы: письма, рисования, спортивных упражнений, игры на музыкальных инструментах. – Терпение, внимательность, сила воли, сосредоточенность | Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают самооценку | |