СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по поэме М. Ю. Лермонтова " Мцыри".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова " Мцыри"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по поэме М. Ю. Лермонтова " Мцыри".»

Тема: Поэма "Мцыри": особенности характера героя, художественные средства его создания.

Цель: применить знания о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, характеристики героя; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; развивать навык работы в группе.

Задачи:

1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме.

2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.

3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.

Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление фишбоуна.

Планируемые результаты:

Ученики научатся:

- характеризовать образ Мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

-комментировать иллюстрации к поэме, созданные разными художниками;

- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа (фишбоун);

- извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую;

- координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

Тип урока: урок формирования знаний.

Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование: текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», компьютерная презентация , фишбоун, аудиозапись отрывка из поэмы М.Ю. Лермонтова «Бой с барсом» .

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Проверка домашнего задания: В чём особенность сюжета поэмы «Мцыри»? (Возможна опора на цитатный план).

Вывод: Итак, сюжет поэмы не о событиях, а о том, что испытал и пережил герой, это теснится в его груди, ищет выход. Поэтому он называет свою речь исповедью. В эпосе – 1 и 2 главы, а остальные 24 – это лирика, вот почему поэма называется лиро-эпической. Это крупное стихотворное произведение, повествующее о характерах и судьбах людей.

3.Целеполагание:

Звучит музыка: « duduk---Tosca-Muzyka-skripki» (2мин)

- Какие ассоциации у вас возникли?

- Можно ли связать её с нашим изучением поэмы «Мцыри»?

- Хочу предложить Вам такой эпиграф:

«Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!»

В.Маяковский «Юбилейное»

«Что за огненная душа, что за могучий дух,

что за исполинская натура у этого Мцыри!»

В.Г.Белинский о Мцыри

- Какую цель мы поставим на уроке? (ответы)


Мы определили цель нашего урока – характеризуя Мцыри, мы должны доказать, что главный герой стремился к свободе. Какими средствами этого достигает поэт?

Докажите или опровергните высказывание критика, аргументируя свое мнение примерами из текста.


  1. Работа по теме урока ( с заполнением фишбоуна ) :

Беседа с элементами размышления:

Глава 4

- Что беспокоит юношу? (Отчизна звала его к себе все эти годы заточения в монастыре.

Это священные слова «отец» и «мать»).

-Как он говорит о своей заветной мечте

(«Хотя б на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с

Тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной»).

Обратите внимание на метафорический эпитет «пылающую» и глагол «прижать», которые как нельзя лучше подчеркивают внутреннее состояние героя. И как бы продолжая, он с грустью говорит: «Я видел у других отчизну, дом, друзей, родных»

Глава 5

Растёт горестное сознание неудачного бегства и неминуемой смерти. Оно уже слышится в первой короткой строке: «Меня могила не страшит..»

- Какова реакция Мцыри?

«С жизнью жаль расстаться мне..» Он не может принять смерть как желанное избавление от земных страданий. В нем не иссякла жажда жизни. Горьким упрёком судьбе, которая сохранила бесполезную жизнь монаха, остывшего от желаний, и отказала в ней ему, полному внутренних сил, могучих стремлений, пронизаны заключительные строчки 5 главы.

- Какова цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным? Подберите цитаты для ответа.

А ) «Хотя б на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».

Б) «Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На это свет родимся мы»

В) «Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог»

Г) «..Я цель одну – Пройти в родимую страну –

Д) не переставал видеть «живые сны»

Про милых ближних и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких, бешеных коней,

Про битвы чудные меж скал..

В душе его постоянно присутствовал образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

- Можно ли рассказ Мцыри считать покаянием в грехах?

(Да, он послушник в монастыре. Но мы видим, что герой не кается в грехах, не сожалеет о происшедшем, он счастлив, что прожил эти дни на воле).

-Какие испытания выпали на долю нашего героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?

(Встреча с шакалом и змеей, с девушкой, с барсом, гроза в лесу и т. д.; комментированное чтение отрывков из поэмы, в которых изображаются данные испытания героя, его чувства, переживания)

- Какие эпизоды трёхдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

(Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как о них он говорит. Его поражают богатство и многообразие природы. Ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.)

- Нашёл ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек на земле?

( Увидел природу во всем её многообразии, ощутил её жизнь, испытал радость общения с ней. Его монолог – гимн этому миру. И выходит, что Человек рожден для счастья, как птица для полета. Человек рождён для воли, а не для тюрьмы.)

Сравните 22-ю и 11-ю главы. Как изменилось восприятие мира Мцыри?

11 глава

22 глава

Кругом меня цвел Божий сад…

Всё, что я чувствовал тогда,

Те думы – им уж нет следа;

Но я б желал их рассказать,

Чтоб жить, хоть мысленно, опять.

Мир Божий спал

В оцепенении глухом

Отчаянья тяжёлым сном

С помощью каких средств автор передаёт ощущение, что у героя осталось мало сил?

(Короткие главки, короткие предложения, прерывающиеся на середине строки, многоточия, восклицания)

Почему Лермонтов приводит своего героя к трагическому финалу?

Бой Мцыри с барсом. Комментарии.


Романтизм – художественное направление в литературе, выражающее идею разлада мечты, идеала и действительности. Писатели – романтики старались быть необычными во всем: в выборе героев, ярких, незаурядных, в построении сюжета, как правило, запутанного, таинственного, в языке и стиле своих произведений.

Особенности «Мцыри» как романтической поэмы?

1.Где происходит действие поэмы? (На Кавказе, среди вольной и мощной природы, близкой герою. Но герой томится в монастыре. Так создается контраст, обозначается конфликт.)

2.Сюжет. Бегство героя из чужого мира в мир родной. (Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту о герое, гордом, свободном и сильном человеке, для которого слова «свобода» и «родина» означают одно и то же. Человек должен сам выбирать свой путь.)

3.Роль пейзажа. Он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри. (читаем описание утра из главы 11 и главу 6. Доказать, что это романтический пейзаж),

Средства создания образа Мцыри

1.Контаст. (Вольная и мощная кавказская природа, родственная душе героя и томление в монастыре)

2. Роль картин природы?

Природа родственна герою, зов свободы непреодолим: песню о любви ему поёт рыбка; «как брат» он готов обняться с бурей; «как зверь» он чужд людей.

Но природа чужда монахам: убегает во время грозы, «когда, столпясь при алтаре, вы ниц лежали на земле».

3.Гипербола: «О, я как брат, Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил, Рукою молнии ловил..»

4.Метафоры: «Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской»,

«Я грыз сырую грудь земли..»

5.Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей».

Развернутые сравнения Мцыри с конём и тепличным цветком.

6.Эпитеты: «Но юность вольная сильна, И смерть казалась не страшна! И т.д.

Учитель: В.Г.Белинский в статье «Стихотворения М.Лермонтова» о языке поэмы пишет так «Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск

у молнии, грохот у громов, гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему

материалы, когда писал он эту поэму»

- Так кто такой Мцыри? Какой он? Высказывания критиков на столах. Согласимся

Мцыри – это могучая, пламенная натура. Свободный, мятежный, сильный духом романтический герой. Главное в нём – страстность и пламенность стремления к свободе, невозможность для него свободы и родины, непримиримость к жизни в неволе, бесстрашие, смелость, отвага и мужество. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целен в своих стремлениях

- Художественный мир поэмы «Мцыри»? (комментарии-вывод)

РЕФЛЕКСИЯ : Кем стал для меня Мцыри? (слайд «Мцыри – романтическая душа)

Домашнее задание: составить синквейн; устная развернутая характеристика образа Мцыри с опорой на текст.